Должности и основные группы работ на предприятии
Штатный состав предприятия формируется с учетом нормативной численности кадров. В штатном расписании указаны должности всех работников данного предприятия и входящих в него структур. Этим документом вместе с приказом о назначении на соответствующую должность юридически закрепляются права, обязанности и ответственность отдельных работников, которые становятся должностными лицами. Должностью называется совокупность полномочий (прав, обязанностей и ответственности), которые определяются функциями, выполняемыми работниками. Вступив в должность, работник не в праве делать то, что ему заблагорассудится. Он имеет строго определенную сферу деятельности, рабочее место, объект своего воздействия (машины, механизмы, приборы, инструменты, т.е. предметы и средства труда). Руководитель может располагать всем этим, но должен еще и управлять работой подчиненных ему сотрудников. Выполняя производственные задачи, должностные лица вправе принимать решения в пределах своей компетенции. Все это должно быть направлено на эффективное выполнение работ или иного вида деятельность. Все должности имеют свое название. В них отражена та функция, которую исполняет должностное лицо. Например, техник-технолог, авиамеханик, ректор университета, профессор кафедры, зооинженер, слесарь-сборщик и т.д. Здесь отражен как базовый элемент названия должности, так и дополнительные, поясняющие сведения. Если они совпадают, то название должности состоит из одного слова, например, программист, бухгалтер, прокурор и т.д. Одни и те же названия должностей, в зависимости от объема их полномочий, могут ранжироваться. Например, старший бухгалтер, младший научный сотрудник, вице-президент, следователь по особо важным делам и т.д. На промышленных предприятиях должности подразделяются на четыре группы: рабочие, младший обслуживающий персонал, инженерно-технические работники, служащие. 1. РАБОЧИЕ Основные (производящие изделия, продукты или услуги) Вспомогательные (осуществляющие ремонт и обслуживание станков, машин, оборудования, складирование, транспортировку и т.д.) Квалификационный разряд рабочих определяется по Единой тарифной сетке, низший разряд—1. 2. МЛАДШИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ Дворники, уборщики, курьеры Охрана, сторожа Шоферы руководства и перевозящие персонал 3. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ Техники-механики, мастера, лаборанты, бригадиры Инженеры, включая главных инженеров, прорабы, Техники-технологи, программисты 4. СЛУЖАЩИЕ Контролеры, секретари, Операторы, телефонисты, Учетчики Экономисты, бухгалтеры, Счетоводы, кассиры, Работники торговли, Высшее руководство предприятия, руководители отделов и служб, инспекторы Работники групп 1. и 2. заняты преимущественно физическим трудом, работники групп 3. и 4. – умственным трудом. Отечественные ученые неоднократно предпринимали попытки определить, какой труд следует отнести к физическому, а какой — к умственному. В современных условиях этот вопрос приобретает все большее значение, что обусловлено превращением науки в непосредственно производительную силу. Вот один из таких подходов. I. Сфера физического труда: Преобразование исходных материальных ресурсов в конечный, частичный или промежуточный продукт. Работа с объектами, требующими профессиональных знаний, умений и физических усилий для приведения в действие машин, механизмов, конструкций, агрегатов, аппаратуры, инструментов и т.д. Работа по транспортировке, упаковке и сортировке грузов. Виды простого труда, не требующие применения машин и механизмов, конструкций, агрегатов, аппаратуры, инструментов и т.д. Ремонтные работы, в том числе и в коммунальном хозяйстве, — слесарные, токарные, сварочные, плотницкие и др. II. Сфера умственного труда: Работа по развитию и исследованию научных и технических идей, теорий, систематизация знаний. Работа, связанная с применением реальных или идеальных процессов и явлений различных аксиологических структур (научные предположения, положения, принимаемые без доказательств). Работа в области специализации по преобразованию систем для практического применения: вербально-знаковая объективизация, логико-математическое моделирование идеальных и реальных объектов, материализация искусственных объектов в проектной или графической формах, проектирование и создание специальных технологических средств и условий их применения, проектирование и воплощение в практику алгоритмов, программ и т.д. К работникам, занятым преимущественно умственным трудом, относятся управленцы, выполняющие функции общего и частного руководства, а также персонал, несущий вспомогательные управленческие функции. К людям, занимающимся преимущественно умственной или физической работой в общественном производстве, предъявляются определенные требования. Работник, назначенный на ту или иную должность, обязан иметь соответствующую профессию, специальность и квалификацию. Это требование в трансформирующемся российском обществе часто стало нарушаться, когда ученый инженер, врач, конструктор или другой специалист, вынужден выполнять не свойственную его профессии и специальности работу. Такое отношение к кадровому потенциалу недопустимо, ибо затраты общества оказываются нерентабельными. Расходы общества на подготовку профессионалов соответствующей специальности и квалификации должны не только окупаться, но и приносить прибыль, а главное – наращивать, укреплять его интеллектуальный потенциал. Профессия. Это приобретенная человеком общая подготовка к соответствующего рода работе, включающая теоретические знания и практические умения в определенной области деятельности. Например, учитель, инженер, радист, юрист, врач, офицер, солдат и т.д. Специальность. В каждой профессии определены более узкие, конкретные виды деятельности, выполнять которые может только специалист в этой области. Квалификация. Каждый работник, имеющий профессию и специальность, выполняет работу с различной степенью интенсивности, скорости, умелости и мастерства. Определить выполняемую работу по таким критериям позволяет квалификация работника. На государственных предприятиях квалификацию работника определяет специальная квалификационная комиссия. В ходе оценки квалификации исходят из принятых стандартов, норм и нормативов и требований, которые предъявляются к человеку, исполняющему данную работу. Учитывается характер самой работы или ее результаты. Например, токарь 7-го разряда, мастер спорта по стрельбе, водитель 1-го класса, профессор и т.д. Профессия, специальность и квалификация закрепляются юридически соответствующими документами: дипломами, свидетельствами, удостоверениями и др., а также могут подтверждаться значками, медалями, жетонами и пр. Требования к той или иной должности содержатся в квалификационной характеристике, состоящей из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Должен уметь». Должностные инструкции— это правила, регулирующие деятельность работников. Должностные инструкции включают следующие разделы: 1.Общие положения (прием на работу, увольнение, оплата, 2.Должностные обязанности (виды и порядок работ). 3.Права (решаемые самостоятельно и по согласованию). На практике предприятия используют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий или аналогичные отраслевые справочники. В этих документах дается характеристика каждого из видов работ на данном предприятии. Организуя работу персонала, управленец должен знать, что каждый трудовой процесс различается по степени его тяжести: Первая. Наиболее легкая работа, оптимальная по условиям труда и отдыха. Вторая. Нагрузки не превышают допустимых норм при известной напряженности труда. Третья. Не вполне благоприятные условия труда, повышенные нагрузки, ведущие к отклонениям в здоровье, но компенсируемые. Четвертая. Работа в неблагоприятных условиях, которые ведут к профессиональным заболеваниям. Пятая. Работа выполняется в экстремальных условиях, трудозатраты работника не компенсируются. Шестая. Работа в сверхэкстремальных условиях, которая ведет к инвалидности и потере трудоспособности. В зависимости от того, какую группу работ выполняют сотрудники, руководство предприятия осуществляет подбор кадров, определяет величину заработной платы и дополнительного вознаграждения, организует соответствующий режим труда и отдыха, создает условия для поддержания и сохранения работоспособности людей.
12.3.3. Основные разделы плана Научной организации труда (НОТ) I. Совершенствование организации рабочих мест (планировка, специализация, оснащение, контроль, освещенность и т. д.). II. Улучшение обслуживания рабочих мест (обеспечение сырьем, материалами, заготовками, инструментом, наладка, уборка, транспортировка и т. д.). III. Совершенствование разделения и кооперации труда (выработка наиболее рациональных форм труда, совершенствование профессий и специальностей). IV. Внедрение передовых методов и приемов труда (рационализация трудовых движений, фиксирование на фото- и кинопленку, анализ и распространение лучшего опыта работников). V. Совершенствование нормирования и оплаты труда (включение в процесс нормирования самих работников, применение материального и морального стимулирования). VI. Укрепление дисциплины труда и преданности предприятию (распорядок дня, соблюдение требований технологического процесса, отношение к предметам и средствам труда, взаимопомощь и поддержка в процессе труда). VII. Повышение квалификации работников (курсы переподготовки и повышения квалификации, обмен передовым опытом работы, деловые игры и т. д.). VIII. Улучшение условий труда и отдыха (научно обоснованные режимы труда, перерывы в работе, охрана труда, техника безопасности, психологическая разгрузка, гигиена). IX. Совершенствование организационной культуры (повышение культурного уровня работников, культурные программы, экскурсии, кружки, этика и эстетика, язык делового общения, поддержание высокого мнения о своем предприятии). X. Повышение полезности использования рабочего времени (устранение отвлечения работников от своего дела, длительных и многолюдных совещаний и собраний, нарушений ритмичности трудового процесса, а также соблюдение режима экономии прошлого и живого труда).
Вопросы для повторения 1. Перечислите важнейшие функции внутрифирменного управления. 2. В чем состоит содержание функций управления? 3. Охарактеризуйте функцию планирования применительно к элементам организации. 4. Охарактеризуйте функцию организации применительно к элементам организации. 5. Охарактеризуйте функцию контроля применительно к элементам организации. 6. Охарактеризуйте функцию мотивации применительно к элементам организации. 7. Какие особенности приобрела функция планирования на современном этапе? 8. Каково содержание функции УЧР?
Резюме по теме Основные функции менеджмента были сформулированы А. Файолем в его работе «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». В ней он указал, что управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с состоянием планов организации и ее подразделений. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние организации. Организация обеспечивает упорядочение управленческой, исполнительской и оперативной деятельности. Мотивация - процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения индивидуальных и общих целей организации. Контроль - это проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации, контроль позволяет выявить «узкие места», несоответствие норм.
Тема 13. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента Цель и задачи изучения темы -определить сущность стратегии и тактике развития. Изучить планирование процессов развития. Дать представление о содержании и задачах внутрифирменного управления. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|