Регулирование и контроль как функции менеджмента
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными Контроль - это важная и сложная функция управления. Одна из особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Нельзя рассматривать планирование, создание организационных структур, мотивацию в отрыве от контроля. Все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Выделяют три вида контроля: предварительного, текущего и заключительного. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Текущий и заключительный контроль основываются на обратных связях. В процессе контроля существует три этапа: выработка стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. Первый этап процесса контроля представляет собой процесс формирования стандартов, т.е. поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. На втором этапе сравниваются показатели деятельности компании с заданными стандартами, и определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой. На третьем этапе сопоставляются полученные результаты с заданными стандартами. При этом менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Четвертый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности фирмы - пересмотре планов, перераспределении заданий, модификации целей, совершенствовании технологии и процесса управления. Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Поведение людей не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Новый подход к управлению предприятием предлагает концепция контроллинга. Как инструмент управления сложными производственными системами контроллинг десятилетиями применяется на предприятиях индустриально развитых стран и за это время доказал свою эффективность. В настоящее время функции контроллинга включают построение стратегического и оперативного планирования, системы внутреннего учета и информационно-аналитическую поддержку управления по различным направлениям. Характерной чертой концепции является ориентация на будущее, т.е. контроллинг, используя управленческую информацию, стремится снизить неопределенность будущего и адаптировать действия предприятия к постоянно изменяющимся условиям. Концепция контроллинга включает два аспекта. С одной стороны, контроллинг — это мышление управленческого персонала, в основе которого лежит стремление к обеспечению долгосрочного существования предприятия. С другойстороны, концепция предлагает обширный инструментарий, который обеспечивает реализацию философии контроллинга. Инструментальный аспект подразумевает, что служба контроллинга отвечает за разработку методов и техники для постановки управленческого учета, планирования, проведения экономических расчетов, информационного обеспечения. Краеугольным камнем концепции контроллинга выступает понятие доходности. Что предполагает: 1. преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников компании на рентабельность; 2. отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса; 3. гармоничное сочетание интересов клиентов с доходностью; 4. связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом по обеспечению роста рентабельности. Контроллинг призван обеспечивать информационно-аналитическую и методическую поддержку менеджмента в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. Задачи планирования и контроля являются, прежде всего, задачами менеджмента в различных подразделениях предприятия. Задача контроллинга заключается в разработке концепции системы планирования и контроля, в применении системы планово-контрольных расчетов, ориентированных на результат и ликвидность, в разработке плановых и отчетных форм, в координировании процессов планирования. Информационную базу контроллинга составляют показатели управленческого и финансового учета. В отличие от экономически развитых стран для современного российского менеджмента контроллинг — новое понятие. Интерес к контроллингу в нашей стране активно начал проявляться около десяти лет назад, когда в экономике победили рыночные принципы хозяйствования. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены: 1. создание системы управленческого учета; 2. разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования. Современное состояние контроллинга за рубежом и в России характеризуется большим вниманием к оперативному контроллингу, который в методическом и инструментальном плане наиболее разработан. В оперативном контроллинге наиболее развитыми составляющими являются контроллинг затрат и результатов. Практически все современные программные средства информационной поддержки систем управления включают в себя блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности». Превалирование учетно-аналитической компоненты привело к микрокризису в современном контроллинге. Руководители предприятий все чаще высказывают недовольства в адрес служб контроллинга, упрекая их в излишнем анализе данных финансового и управленческого учета. Как за рубежом, так и в России, неоправданно много внимания уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов. Однако в этой части резервы роста эффективности предприятия, особенно в долгосрочной перспективе, весьма ограничены. Для условий России речь идет о величинах роста интегральных показателей эффективности порядка 1-3% в год, что при существующем положении дел в отечественной экономике очень мало. В индустриально развитых странах эти цифры существенно ниже и исчисляются десятыми долями процентов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|