Возникновение и эволюция менеджмента
История управления несоизмеримо старше истории менеджмента и ее отсчет можно смело начать с момента появления людей. Когда появились два человека, и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, появились зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия. Попытка систематизировать мировые исторические тенденции развития управления, представлена в концепции управленческих революций. Управленческие революции – это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций. Их выделятся пять. Первая управленческая революция вошла в историю как «религиозно-коммерческая». Она произошла примерно 7 тысяч лет назад в древних Шумере, Египте, Акаде. На данном этапе происходит зарождение незнакомого до этого времени слоя жрецов, которых по праву можно назвать бизнесменами. В результате первой революции выделилось особое свойство управления как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие. Вторая управленческая революция была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (2123-2081гг. до н.э.). Хаммурапи разработал Кодекс Хаммурапи – важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль. Третья управленческая революциясвязана также с правителем Вавилона – Навуходоносором II (605—562 гг. до н.э.) и вошла в историю как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. На текстильных фабриках этого периода имеются примеры производственного контроля и стимулирования работников. Как средство контроля над пряжей на каждую партию из еженедельного поступления прикреплялся ярлычок разного цвета для того, чтобы определить сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Труд женщин, которые работали с пряжей, оплачивался продуктами питания, и количество их зависело от объема работы, выполненной каждой работницей. Царь Навуходоносор II также был автором проектов некоторых из семи чудес света, в частности Вавилонской башни и Висячих садов. Четвертая управленческая революция является наиболее значимой в истории менеджмента, поскольку именно она знаменует собой его формирование в том самом смысле, который вкладывают в него наши современники. Катализаторами этой революции выступили зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Именно переход от феодализма к капитализму, зарождение и развитие рынка, промышленная революция и дальнейшая индустриализация оказали на развитие управление наиболее сильное влияние по сравнению со всеми прочими факторами, наблюдаемыми в пору разных управленческих революций. Начавшись в XVIII столетии в Великобритании, промышленная революция вскоре пересекла Атлантику и достигла берегов Америки. Основным ее достижением стала замена ручного труда машинным, что, в свою очередь, сделало экономически выгодным производство товаров не отдельными семьями, а в фабричных условиях. Эти фабрики, представляли собой крупные предприятия со сложным технологическим оборудованием, где отсутствовал личный контакт владельца с каждым работником, а также возможность непосредственного наблюдения и контроля за ними. Старые эмпирические, «дедовские» методы здесь не подходили. Управление такими предприятиями, нуждалось в знании оптимальных возможностей оборудования и рабочей силы, в определении норм выработки, в усовершенствовании условий труда и взаимоотношений администрации и работников. Старая система этого обеспечить не могла. Требовалось внедрение научного эксперимента – а это уже совершенно новое слово в управлении. Таким образом, именно промышленная революция дает толчок развитию теории и практики управления. Увеличение размеров предприятий привело к невозможности реализовывать все функции, связанные с его работой одним человеком – владельцем бизнеса. Объективно возникла необходимость передать полномочия по выполнению части работы от хозяина к наемному работнику – так управление начинает постепенно отделяться от собственности и появляется новая самостоятельная деятельность – наемное управление, которое перерастает в профессиональное управление или менеджмент. В ту пору менеджеры выполняли лишь только техническую работу и в основном контролировали реализацию намеченного владельцем курса действий. Однако, несмотря это, совершенно однозначно можно утверждать следующее: во-первых, появилась потребность в управляющем нового типа, а во-вторых, появился новый самостоятельный вид деятельности – профессиональное управление новыми предприятиями в новых (рыночных) условиях, который мы сегодня и называем менеджмент. В эпоху монополистического капитализма в ответ на объективную потребность постичь азы эффективного, научного, а не эмпирического, управления стали появляться первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. Пятой управленческой революцией, произошедшей в конце 19 – начале 20 века стало появление класса профессиональных менеджеров, что, по мнению специалистов, явилось радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс. Обобщая исследования можно выделить следующие факторы возникновения менеджмента: 1) рыночные отношения; 2) индустриальный способ организации производства; 3) появление акционерной собственности.
Эволюция менеджмента
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|