Разнообразие моделей менеджмента⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 81
В каждой стране менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями. Модели национального менеджмента — североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян. Остановимся на различиях японского и североамериканского менеджмента. Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов: • творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления; • последовательного сохранения национальных традиций. Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера: • трудолюбие; • эмоциональная сдержанность; • дипломатичность; • бережливость; • восприимчивость к новому. «Хороший человек — работающий человек» — эта мысль веками внушалась японцу. В повседневной напряженной работе заключается истинный образ жизни японской нации, а всему миру известно качество японских товаров. Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы прежде всего ориентировано на то, чтобы «вписаться» в действия. Самым ценным качеством считается умение во главу угла ставить интересы группы и быть ей полезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояльность, дипломатичность. Прием на работу представляется как благодеяние для работника и он, таким образом, оказывается как бы в долгу за полученное благо (работу). Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец оплачивает этот долг своим трудом. Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Отличительной чертой управления японскими фирмами является использование системы «пожизненного найма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы, и за свою рекомендацию он несет ответственность. Процесс принятия решений на японских фирмах происходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым руководителем нижестоящих уровней. Это может быть длительным процессом, но после всех согласований и увязываний оно выполняется очень быстро. Главный лозунг японского бизнеса — нововведения. Внедрение нововведений производится скорее эволюционным путем: устаревшие технологии, производства не разрушаются, а как бы «встраиваются» в новые возникающие системы. Японцы — прекрасные имитаторы. Они склонны к заимствованию новых идей в других странах, но внедряют эти идеи блестяще и часто лучше, чем на родине этих идей. Безусловно, японское производство создает и собственные нововведения. В подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. На японских фирмах учатся все — от рабочих до президента, старшие учат младших. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руководящую должность. Причем при выдвижении учитывается наличие у кандидата целостного представления об организации, в которой он работает, общее развитие кандидата, наличие у него потенциальных возможностей стать руководителем не узкого, а широкого профиля. «Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Это отсутствие в течение многих лет существенно важных расходов, изнурительная напряженная работа на протяжении десятилетий перед выходом в лидеры, низкие темпы роста реальных доходов трудящихся по сравнению с темпами накопления; активное вмешательство государства в экономическую жизнь, национальные особенности и традиции и др. Несомненно, положительную роль сыграл и японский менеджмент. Особенности американской модели менеджмента. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие: • способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность; • подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности; • борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям; • энергичность, активность. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Управление в американских фирмах базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценки индивидуальных результатов. Ответственность каждого работника четко определена, а каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специализацию менеджеров, инженеров, ученых. Процесс принятия управленческих решений осуществляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию. Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве; с другой — управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте, как у японцев, и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. Тем не менее, жизнь «берет свое», и хорошие «школы бизнеса», фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. На решения менеджеров постоянно влияют исторические традиции и примеры.
Вопросы для повторения 1. Раскройте сущность современных моделей менеджмента. 2. Изложите основные положения американской модели менеджмента. 3. В чем состоят особые отличительные черты японского менеджмента? 4. Назовите и охарактеризуйте основные достижения западноевропейской модели менеджмента. 5. Каковы причины, побуждающие искать новые методы и подходы к управлению организацией? 6. Охарактеризуйте организацию будущего и новые управленческие идеи. 7. Определите проблемы и перспективы современного менеджмента. Резюме по теме
Свою историю научный менеджмент отсчитывает от начала ХХ века. Именно тогда как в России, так и за рубежом появились первые идеи и теории, оформились школы научного менеджмента. Формальной точкой отсчета российского научного менеджмента можно считать выход в свет труда профессора Н.И. Савина «Резание металлов» в 1904 г. Основоположником западного научного менеджмента является Ф.У. Тейлор. Период 1920-х гг. – золотой период управленческой мысли в России. В это время были продуцированы самые интересные и жизнеспособные идеи и концепции. В дальнейшем управленческая мысль развивалась волнообразно, затухая в 1930-50 гг., возрождаясь в 1970-е. Сегодня мы вновь открываем для себя российскую школу научного менеджмента, восхищаясь гениальными предвидениями ученых и практиков, на десятки лет предсказавших пути развития управления. Центральная задача менеджмента в XXI веке заключается в том, чтобы превратить в лидеров перемен как можно больше организаций. Лидер перемен рассматривает каждое изменение как новую благоприятную возможность. Лидер перемен целенаправленно ищет полезные для себя изменения и знает, как сделать их максимально эффективными для внешней и внутренней деятельности организации. Для этого требуется следующее. 1. Политика, направленная на создание будущего. 2. Методика поиска и прогнозирования изменений. 3. Стратегия внедрения изменений как во внутренней, так и во внешней деятельности организации. 4. Политика, позволяющая уравновесить изменения и стабильность.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|