Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий терминологический словарь



Благо– это то, что удовлетворяет потребности, приносит благополучие работнику, это вознаграждение, которое он получает по результатам своей трудовой деятельности в конкретной организации.

Главная цель формирования и функционирования системы мотивации и стимулирования трудаперсонала – обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения профессионально подготовленного персонала и, прежде всего, посредством эффективной, сильной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования, являющегося предметом интереса для всех групп персонала организации.

Групповые традиции– сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укрепившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Заработная плата— это цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи; кроме того, это часть дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда; это также доля чистой продукции (дохода) предприятия, зависящая от конечных результатов работы предприятия и распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом.

Интерес- актуализированная потребность, удовлетворение которой в силу ограниченности благ требует активности индивида. Эта та реальная база, на которой формируются мотивы.

Информирование– это метод морального стимулирования, основанный на систематическом обеспечении персонала организации информацией о поступках, действиях, достижениях какого-либо члена организации, достойных уважения и признательности со стороны других работников.

Командообразование– это комплексный метод морального стимулирования персонала, направленный на улучшение взаимодействия между сотрудниками и сплочение коллектива.

Корпоративный праздник– специальное мероприятие, инициируемое и финансируемой компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни организации или общества.

Культурный шок- понятие, используемое для обозначения: а) конфликта старых и новых культур, норм и ориентаций, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл; б) трудностей, появляющихся у человека при вхождении его в новую для него культура при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

Лояльность- эмоционально окрашенное отношение, желание быть полезным, предупреждать об опасности, даже готовность к определенным жертвам ради организации. Лояльность сотрудника предполагает осознанное соблюдение принятых правил и соответствующая требовательность к другим, желание сделать свою работу наилучшим образом. Соответственно, на отсутствие лояльности могут указывать: ложь, обман объекта лояльности; сарказм, высмеивание, надругательство над ценностями и убеждениями, которые важны для объекта лояльности; преимущество личных интересов перед интересами объекта лояльности; отсутствие заботливости и предупредительности.

Материальное стимулирование- комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

Менталитет национальный– а) свойственный данной этнической общности стиль жизни, культуры; б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. Менталитет национальный характеризуется устойчивыми неизменность постоянством, консерватизмом. Он слабо подвержен воздействию извне, попыткам идеологического, административного, правового или управленческого давления.

Моральное стимулирование трудовой деятельности– это регулирование поведения работника на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж работника.

Мотив труда- это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками.

Мотивация трудовой деятельности— это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Награждение– метод морального стимулирования персонала, отражающий официальный акт общественного признания работников за отличия и достижения в трудовой деятельности.

Организационное стимулирование – это регулирование поведения работника на основе изменения чувства удовлетворенности трудом.

Организационные обряды– заранее спланированное и подготовленное, часто театрализованное зрелище, в котором концентрируются различные проявления корпоративной культуры, например, торжественная церемония награждения званием «Лучший изобретатель года».

Повышение качества трудовой жизни– это метод организационного стимулирования, направленный на целесообразное расширение свободы работающих в реализации интеллектуального и творческого потенциала личности посредством трудовой деятельности.

Пороговое значение стимула- это тот его уровень по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие человека к стимулу и, соответственно, вызывает положительный отклик на его воздействие.

Потребность- надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения, это такое физиологическое или психологическое состояние человека, ощущаемое как недостаток в чем-либо, которое создает побуждение к трудовой деятельности и нацеливает индивида на получение вознаграждения, т.е. получение желаемого блага.

Сила мотиваопределяется как интенсивностью мотивационного возбуждения, так и рядом психологических факторов: знанием результатов деятельности, пониманием ее смысла, определенной свободой творчества и т.п.

Содержание стимулов– это совокупность средств, ценностей и отношений, которыми владеет организация и которыми пользуется руководитель с целью повысить эффективность или производительность труда персонала.

Стимул труда (от лат. stimulus)– побудительная причина заинтересованности в труде. В процессе трудовой деятельности в качестве стимулов рассматриваются блага, имеющиеся в распоряжении организации.

Стимулирование свободным временем– это регулирование поведения работника на основе изменения времени его занятости.

Стимулирование трудовой деятельности — это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации.

Трудовая деятельность - это осознанная, энергозатратная, направленная на создание материальных и духовных ценностей (благ), общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Трудовое соревнование – это метод организационного стимулирования персонала, состоящий в организованном состязании сторон (работников, подразделений, коллективов) в достижении одной и той же цели.

Устойчивость мотива- устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.

Ценности организационные - совокупность ценностей членов организации, общих для всех ее сотрудников, или значимых лишь для определенных групп персонала и представителей менеджмента, но оказывающих существенное влияние на организационные процессы и результативность деятельности организации. Организационные ценности находят выражение в организационных правилах, нормах и традициях, которые жестко или мягко определяют все виды поведения персонала.


Учебное издание

 

ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Системы мотивации и стимулирования







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.