Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и принципы ее построения.



Тема: Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Вопросы:

1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и принципы ее построения.

2. Система межбюджетных отношений в РФ.

3. Бюджетный процесс и его стадии.

Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и принципы ее построения.

Бюджетное устройство страны представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством.

В зависимости от государственного устройства все государства подразделяются на 2 типа:

· Унитарные государства (унитарное – единое, неделимое). В чистом виде сегодня не встречаются. Состоят из 2 уровней: центральной власти и местных административно- территориальных единиц. (Франция, Великобритания, Швеция и др.)

· Федеративные государства включают в себя центральную власть, члены федерации, местные административно-территориальные единицы. (ФРГ, США, Канада и др.)

В соответствии со ст.1 Конституции РФ Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Оно состоит из равноправных субъектов РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, бюджетная система РФ состоит из 3 уровней:

Первыйуровень включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ)

Второй уровень включает в себя бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые создаются в субъектах РФ)

В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия (22);

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край (9);

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область (46);

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения (3);

Еврейская автономная область (1);

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ (4).

Третий уровень включает в себя местные бюджеты, которые (бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных районов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений).

Как было отмечено в предыдущей теме бюджет – это правовая категория. Он утверждается в форме закона или правового акта органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъекта РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов муниципальных образований (в виде решения городской думы, совета народных депутатов).

В Бюджетном кодексе РФ выделяется понятие консолидированного бюджета. Слово консолидация означает объединение. Таким образом, консолидированный бюджет – это объединенный бюджет, т.е. свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

Консолидированные бюджеты не принимаются в форме закона или правового акта, т.е. не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти, а используется только для анализа бюджетной системы.

Выделяют несколько типов консолидированных бюджетов:

1. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами

2. Консолидированный бюджет субъекта РФ – это бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Например, консолидированный бюджет Костромской области включает в себя собственно областной бюджет и все бюджеты муниципальных образований, которые находятся на территории Костромской области.

3. Консолидированный бюджет муниципального района – это районный бюджет и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами

Бюджетным кодексом РФ закреплены следующиепринципы построения бюджетной системы:

1. Единство бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджета

2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов за бюджетами бюджетной системы

3. Принцип самостоятельности бюджета означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также осуществлять бюджетный процесс. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством налоги и сборы, доходы, от которых подлежат зачислению в соответствующий бюджет, самостоятельно определять форму и направления расходования бюджетных средств

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установления расходов, формирование налоговых и неналоговых доходов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленным Бюджетным кодексом

5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетаозначает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета в обязательном порядке и полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

6. Принцип сбалансированности означает, что при составлении и исполнении бюджетов объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Органами государственной власти и органами местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.

10. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.