Здавалка
Главная | Обратная связь

Система межбюджетных отношений в РФ.



В соответствии с бюджетным кодексом межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично - правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и организации бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения можно представить в виде следующих блоков:

1. Разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы на постоянной основе.

Данный блок является фундаментом построения межбюджетных отношений и связан с разграничением расходных полномочий между публично-правовыми образованиями и закреплением доходных источников для их осуществления.

Распределению доходов предшествует разграничение расходов между публично-правовыми образованиями в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Для расходных полномочий характерным является их закрепление в соответствии «с зоной их использования». Например, расходы, обеспечивающие интересы государства в целом, входят в полномочия РФ (национальная оборона, исследование космоса и т.п.). Если услуги предоставляются местным жителям, то полномочия передаются в субъекты РФ и муниципальные образования.

Распределение доходных источников по бюджетам бюджетной системы осуществляется двумя методами:

· на основе закрепленных Бюджетным кодексом нормативов отчислений;

На основе данного метода часть федеральных налогов перераспределяется в нижестоящие бюджеты. Например, по налогу на добавленную стоимость норматив установлен 100 %. Это означает, что вся сумма этого налога зачисляется в федеральный бюджет. По акцизам на спиртосодержащую продукцию норматив составляет 50%. Это означает, что половина суммы этого акциза зачисляется в федеральный бюджет, а другая половина – в бюджет субъекта РФ.

Налог на доходы физических лиц относится к категории федеральных налогов, однако в федеральный бюджет он вообще не зачисляется, а поступает по нормативу 85 процентов в региональный бюджет и по нормативу 15% в местные бюджеты.

· путем квотирования ставки налога.

Данный метод имеет место при разделении налоговых ставок. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20%, которая разделяется следующим образом: 2% - в федеральный бюджет и 18% - в бюджет субъекта РФ.

Распределение налогов по бюджетам бюджетной системы обусловлено значительной дифференциацией социального и экономического развития субъектов РФ.

2.Межбюджетное регулирование. Необходимость межбюджетного регулирования обусловлена различной степенью дифференциации регионов по уровню экономического и социального развития вследствие существенных различий в экономическом развитии, отраслевой структуре хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных потоков товаров, финансовых ресурсах и услугах субъектов Российской Федерации.

В настоящее время все регионы по уровню экономического и социального развития делятся на 2 типа: регионы – «доноры» и регионы -«реципиенты».Регионы - «доноры»- передают в федеральный бюджет больше финансовых средств, чем получают из него, а регионы - «реципиенты» - принимают финансовую помощь.

В настоящее время число регионов - «доноров» в России составляет одиннадцать. В их число входят Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Остальные 74 региона являются «реципиентами».

Таким образом, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности регионов является приоритетным направлением межбюджетного регулирования.

Целями межбюджетного регулирования является создание исходных возможностей:

· для сокращения различий в бюджетной обеспеченности территориальных образований, формирование региональными и местными органами власти сбалансированных бюджетов;

· для осуществления возложенных на органы властей полномочий;

· для предоставления населению равных условий на всей территории страны в получении бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимального необходимого уровня.

Межбюджетное регулирование осуществляется с помощью межбюджетных трансфертов. В соответствие с Бюджетным кодексом РФ межбюджетные трансферты– это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы РФ. Как было отмечено ранее, межбюджетные трансферты могут быть предоставлены в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Особая роль в межбюджетном регулировании принадлежит дотациям, которые предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и образуютфонд финансовой поддержки субъектов РФ. Впервые этот фонд был создан в 1994 году на федеральном уровне. Средства фонда финансовой поддержки субъектов РФ формируется в составе расходов федерального бюджета (14-й раздел классификации расходов бюджета).

Сведения о распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ отражаются в отдельном приложении к закону о федеральном бюджете.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются тем субъектам РФ, расчетная бюджетная обеспеченность которых ниже среднего значения данного показателя по всем консолидированным бюджетам субъектов РФ.

Расчетная бюджетная обеспеченность субъектов РФ определяется отношением налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к количеству жителей этого же субъекта РФ. Таким же образом определяется бюджетная обеспеченность местных административно-территориальных образований.

Наряду с межбюджетными трансфертами для межбюджетного регулирования используется бюджетный кредит. Его необходимость возникает в условиях дефицита соответствующего бюджета. Это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы, другому бюджету бюджетной системы на возвратной и возмездной основе. Срок бюджетного кредита бюджетам бюджетной системы составляет до 3 – х лет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.