Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ



 

Все утверждения о том, что демократизация Европы была чем-то естественным, закономерным и неизбежным, с точки зрения фактов выглядят крайне сомнительно. После того как

королевская семья Великобритании растворилась в олигархи­ческих династиях, из которых происхождение многих еще не­сколько столетий тому назад вызывало у любого представителя правящей аристократии лишь презрение, процесс демократи­зации Европы приобрел форму необъявленного крестового по­хода. Войны, перевороты и революции, унося в небытие мил­лионы людей, создавали новые демократические государства. Если отбросить в сторону современную пропагандистскую па­тетику, то можно констатировать, что западная демократия -это продукт длительного физического насилия над европейс­кими народами, которое со временем трансформировалось в мощное психологическое давление с элементами морального террора.

Еще более неестественной является «демократизация» неза­падных стран в экспортном исполнении, представляющая собой результат военно-политической, финансово-экономической и культурно-идеологической экспансии Запада. Об искусственно­сти данного процесса свидетельствует глубокое и неразрешимое противоречие между современной теорией демократии и объек­тивной реальностью. В качестве наглядного примера можно взять работу ведущего западного идеолога Сэмюэла Ф. Хантингтона «Двадцать лет спустя: будущее третьей волны», которую он на­писал на основе своего программного выступления в Лиссабоне в 1996 году. Глубина понимания американским профессором сущ­ности и причин возникновения демократии просто поражает. Оказывается, демократическая система — это продукт экономи­ческого развития. По его мнению, причиной всему является на­личие интенсивного экономического роста. Он существенно ус­ложняет экономическую и социальную структуры, что, в свою очередь, делает невозможным полный государственный контроль над обществом и экономикой, а это приводит к возникновению независимых центров власти («базирующихся на частном владе­нии капиталом»). Необходимость же баланса интересов этих цен­тров, вконце концов, порождает демократическую систему1. При этом автор подчеркивает: «Если вам нужнадемократия, обеспечь­те экономический рост» [36].

Таким образом, американский профессор фактически сделал эпохальное открытие, сформулировав исторический закон (по своему значению не уступающий законам «научного ком-

 

1 Как можно заметить, идейно «похоронив» научный коммунизм (марк­сизм), современные западные либералы и демократы успешно используют в своих целях его методологическую основу.

 

мунизма»), в соответствии с которым в каждой стране на опреде­ленном этапе ее экономического развития социально-политичес­кая система обязательно приобретает демократическую форму.

Однако в связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, почему многие страны «третьего мира», в которых были уста­новлены демократические режимы, находятся на крайне низ­ком уровне экономического развития? Во-вторых, почему они уступают по своим финансово-промышленным показателям та­ким же, как они, незападным странам, но с недемократически­ми режимами? Более того, почему последние обгоняют по тем­пам своего экономического развития даже ведущие страны За­пада? Яркий пример этого — государства Юго-Восточной Азии (прежде всего Китай), средний прирост ВВП которых (около 6 % в год) оставил далеко позади аналогичные показатели США и Европы (2,5-2,7 %), несмотря на все усилия последних вос­препятствовать этому. И наконец, в-третьих, почему после пе­рехода к демократической форме правления во многих незапад­ных странах произошло стремительное разрушение их финан­сово-экономических систем (что наглядно демонстрирует ситуация, сложившаяся в Восточной постсоциалистической Ев­ропе и бывших республиках СССР)?

Крайне сомнительно, что Хантингтон может вразумитель­но ответить на вышеперечисленные вопросы, свидетельствую­щие о полной несостоятельности его теоретических конструк­ций. Из этого же, в свою очередь, вытекает достаточно простой вывод: демократия не является следствием успешного экономи­ческого развития, тем более его условием, как это пытается по­дать западная пропаганда. Однако вопрос относительно дей­ствительных причин распространения демократии по всему миру остается открытым. Если не экономический рост, то ка­кой тогда фактор реально создает условия для возникновения демократических режимов в незападных странах?

3 декабря 2001 года «National Post» писала: «Управление тай­ных операций занимается разработкой и осуществлением на­ступательных операций ЦРУ. Его сотрудники используются, когда президент США, реализуя внешнюю политику, хочет тай­но оказать влияние на определенную страну и скрыть при этом какие бы то ни было признаки американской деятельности на ее территории. В подразделении работают сотрудники развед­ки, которые занимаются проведением экономических и поли­тических диверсий, а также организацией пропагандистских компаний в отношении иностранных государств, влияя даже на их политические выборы. В отличие от «зеленых беретов», эти

сотрудники могут работать без униформы или удостоверения чи­новника американских государственных органов. Если их пой­мают или убьют, то американское правительство не признает их в качестве своих представителей».

В октябре 1987 года Джоном Стоквеллом1, бывшим высо­копоставленным сотрудником ЦРУ, был прочитан курс лекций о целях, методах и результатах деятельности основного разве­дывательного органа Соединенных Штатов. Вот что им было сказано в частности: «Мы говорим о приблизительно 10—20 тысячах тайных операций [осуществленных ЦРУ начиная с 1961 года]. Я выяснил, что очень много людей было убито... Мы говорим о приблизительно 1—3 миллионах человек...

Люди, которые умирают при этом, — это люди стран «третьего мира». Это — общий знаменатель, к которому вы приходите. Люди «третьего мира». Люди, которым просто не повезло, что они роди­лись в горах Конго, в джунглях Юго-Восточной Азии или на хол­мах Северного Никарагуа. Больше католики, чем коммунисты, больше буддисты, чем коммунисты. Большинство из них даже не могли дать определение коммунизма или капитализма...

И сегодня мы ответственны за выполнение этих вещей в мас­совом масштабе по отношению к людям всего мира. И мы дела­ем это таким образом, чтобы иметь причины для успокоения нашей собственной совести; мы создаем ЦРУ, тайную полицию, мы даем ему обширный бюджет, и мы позволяем его сотрудни­кам управлять этими программами [тайных операций] от на­шего имени, и мы притворяемся, будто мы не знаем, что проис­ходит, хотя у нас есть информация, чтобы понять это; и мы при­творяемся: это хорошо, потому что мы боремся с некой коммунистической угрозой. И мы также отвечаем за эти 1-3 миллиона людей, которых мы зверски убили, за всех людей, ко­торых мы мучили, пытали и сделали несчастными как гестапо. Геноцид есть геноцид! <...>

Мы убиваем и терроризируем людей. Не только в Никара­гуа. Как сообщалось в «New York Times», из Конгресса просо­чилась в печать информация, что существует 50 секретных опе­раций, осуществляющихся сегодня по всему миру...» [37].

Что касается Никарагуа, то тайная война Соединенных Шта-

 

1 Джон Стоквелл принимал непосредственное участие в операциях ЦРУ во Вьетнаме и Анголе, награжден медалью «За заслуги в разведке» (при­сваивается за отличное несение службы или за выдающиеся успехи при вы­полнении служебных обязанностей). В 1978 году издательство «W.W. Norton» опубликовало его книгу «В поиске врагов», ставшую впоследствии международным бестселлером.

 

тов против этой латиноамериканской страны стала наиболее яв­ной из всех ей подобных благодаря череде скандалов, разра­зившихся вокруг нее в американском Сенате и Конгрессе. Ее ис­тория — это типичный пример экспортного варианта «демокра­тизации». В 1979 году, после длительной партизанской войны, свергнув проамериканского военного диктатора Анастасио Сомосу, к власти в Никарагуа пришел Сандинистский фронт националь­ного освобождения. Естественно, что военно-политическая орга­низация, названная в честь национального героя Аугусто Сесарио Сандино, воевавшего в 30-е годы прошлого века против амери­канских интервентов, была настроена достаточно антиамерикан­ски. Когда же сандинистское правительство получило поддержку Советского Союза и принялось у себя в стране строить обществен­но-экономическую систему с элементами социализма, американ­ский президент Р. Рейган в сентябре 1983 года подписал секрет­ную директиву, санкционировавшую тайную операцию ЦРУ, це­лью которой было свержение никарагуанского руководства. В соответствии с ней США обучали, вооружали и засылали в Ника­рагуа боевые отряды «контрас» для ведения диверсиейно-террористической войны, в ходе которой систематически разрушалась экономическая и гражданская инфраструктура, а также уничто­жалось мирное население. Главным итогом проведения этой тай­ной операции стала смерть 50 тыс. никарагуанцев.

Журнал «Time», освещая «эксперимент по установлению мира и демократии» в Никарагуа, с поразительным откровени­ем констатировал, что в данном случае США стремились «разо­рить экономику и вести продолжительную и беспощадную вой­ну руками наемников до тех пор, пока измученные туземцы сами не свергнут неугодное правительство» [33, с. 148]. Удивительно, но демократическая общественность Соединенных Штатов с по­ниманием отнеслась к подобным методам «демократизации» никарагуанцев. Например, редактор «New republic» Майкл Кинсли признал, что такие международные террористические опе­рации причиняют «безмерные страдания гражданским лицам», но они могут быть и «абсолютно правомерными», если анализ «затрат и прибылей» покажет, что «количество пролитой крови и нищеты» даст «демократию» в том виде, в каком она необхо­дима правящим кругам США [33, с. 150].

«Демократизация» Югославии при помощи НАТО проис­ходила по той же схеме. Вот как это описал один из наблюдате­лей ОБСЕ от Франции, находившийся в Косово в 1998 году: «В аппарате ОБСЕ представители всего мира знали, что НАТО, а особенно США, не желали, чтобы наша миссия была выполнена успешно. Массовые убийства поощрялись всеми способа­ми, чтобы затем оправдать военное вмешательство. Однажды к нам поступило сообщение, в котором указывалось, что албанс­кие боевики проходят подготовку под руководством американ­ских инструкторов. Боевикам объясняют, что, с точки зрения эффективности стратегии, следует убивать сербских полицейс­ких, чем и удастся спровоцировать принятие жестких репрес­сивных мер против албанской общины со стороны сербских во­оруженных сил» [38]. Как показали дальнейшие события, косовары оказались хорошими учениками. В ходе «демократизации» Югославии под бомбами натовской авиации погибло две тыся­чи мирных жителей, а также были разрушены гражданская и экономическая инфраструктуры страны (уцелели лишь пред­приятия, полностью или частично контролируемые транснаци­ональными корпорациями). Наблюдая происходящее, журна­лист «Le Monde» Жак Иснар заявил: «Большая часть ударов, на­правленных против мирного населения, имеет своей целью сделать невыносимой его повседневную жизнь, причем это де­лается сознательно и совершенно открыто. Во время бомбар­дировок не щадят ни одной из систем, которые принято отно­сить к важнейшим системам жизнеобеспечения населения: си­стемы подачи электроэнергии, в том числе в больницы, водоснабжения, продовольствия, телефонной связи...» [39].

Югославия была разрушена и частично оккупирована. Не­смотря на эту «блестящую» победу, открывшую свободный дос­туп «демократической общественности» в Косово, западные эк­сперты до сих пор не могут найти массовые захоронения албан­цев, якобы убитых сербскими силами безопасности в ходе «этнических чисток». То есть официальная причина нападения НАТО на Югославию оказалась фикцией, которую использо­вали как повод для военного вторжения1.

1 То же самое происходило в 2003 году в Ираке, где инспектора ООН (накануне вторжения США) безуспешно пытались найти факты, хотя бы косвенно свидетельствующие о существовании в этой стране программы создания оружия массового уничтожения. В данной истории самое забав­ное то, что «мировая общественность» настолько интеллектуально пара­лизована средствами массовой информации, что искренне верила, будто можно бесследно скрыть всю производственно-техническую инфраструк­туру подобной программы (по американской версии, она пряталась в квар­тирах иракских служащих, очевидно, под кроватями) и сопутствующее ей финансово-организационное делопроизводство. После оккупации Ирака американцы ОМУ так и не нашли. Ложь, которой прикрывали вторжение, стала очевидной, но это не повлияло на демагогию Вашингтона.

В апреле 1999 года в аппарате правительства Германии про­изошла утечка секретной информации, и на ее основании офи­циальным представителем Партии демократического социа­лизма Германии Юргеном Ринцем было сделано сенсацион­ное сообщение. В нем утверждалось, что высшие натовские (американские, британские и немецкие) должностные лица «откровенно лгут общественности в отношении почти всех фактов, касающихся балканской войны», прикрывая ее дей­ствительные причины откровенными фальшивками. В част­ности, Ю. Ринц сообщил о том, что руководство НАТО рас­пространило в лагерях беженцев в Албании и Македонии ин­формацию о том, что каждый, кто сможет сделать видеозапись или моментальные фотографии, демонстрирующие изгнание албанского населения из своих домов сербской армией, вклю­чая фотографии инсценированных сцен, получит 200 тыс. аме­риканских долл.

В сообщении также шла речь о том, что в составе Армии освобождения Косово (OAK) находятся боевые отряды, полно­стью состоящие из американских и немецких наемников, не­посредственно подчиняющиеся военному командованию США и ФРГ, а само OAK создано ЦРУ. В подтверждение этого еще 15 июля 1998 года в программе новостей телеканала PBS про­шло сообщение о том, что американские ветераны войны во Вьетнаме занимаются обучением наемников OAK в Албании. 18 апреля 1999 года лондонская «Sunday telegraph» информиро­вала своих читателей о том, что британский спецназ руководит двумя тренировочными лагерями OAK под Тираной, а албанс­кие сепаратисты в Косово действует в тесном контакте с наем­никами из организации MPRI1, штаб-квартира которой нахо­дится в американском штате Виржиния.

 

1 MPRI — профессиональная организация американских наемников, созданная по инициативе высших военных чинов США. В свое время Пен­тагон подрядил MPRI для организации и обучения хорватской армии, ко­торая осуществила самую жестокую военную операцию на Балканах со времен нацистского вторжения в 1940 году — широкомасштабное наступ­ление на территории Крайны в августе 1995 года.

В публикации журнала «Nation» от 28 июля 1997 года подробно анали­зируется та роль, которую сыграли MPRI и Пентагон в этой преступной кампании, в результате которой сотни тысяч сербов были изгнаны со сво­ей земли. 21 марта 1999 года «New York Times» поместила на первой полосе статью о докладе, подготовленном Международным трибуналом по воен­ным преступлениям в Гааге, в котором данная операция характеризуется как самое жестокое событие на Балканах в последнее десятилетие.

Кроме того, Юрген Ринц заявил, что финансирование Ар­мии освобождения Косово осуществляется за счет контрабанды наркотиков в Европу. В мае 2001 года журналисты «Times» Род­жер Бойс и Эске Райт подтвердили его информацию, сообщив, что «правоохранительные органы трех стран Западной Европы, а также «Европол» отдельно друг от друга завели дела по фактам, свидетельствующим, что стремительное превращение OAK из малоизвестной группы в сильную военную организацию стало возможно благодаря доходам от торговли наркотиками». Также они выяснили, что в докладе немецких спецслужб, подготовлен­ном для германского Федерального агентства по борьбе с пре­ступностью, говорилось: «Этнические албанцы сейчас образуют наиболее существенную группу распространителей героина в за­падных странах». Кроме того, в их статье утверждалось: «Источ­ники в немецкой полиции выдвигают свои подозрения на осно­ве еще более очевидных соображений: неожиданное усиление могущества албанцев в героиновом бизнесе в Швейцарии, Гер­мании и Скандинавии совпадает со столь же неожиданным пре­вращением Армии освобождения Косово из банды оборванных крестьян, какой она была два года назад, в тридцатитысячную военную группировку, оснащенную гранатометами, противотан­ковыми ружьями и автоматами АК-47».

На данный момент албанские наркокортели, совместно с турецкими, контролируют до 90 % наркотиков, поступающих в Западную Европу. Наркотическое сырье, преимущественно из Афганистана и Пакистана, переправляется в Турцию, оттуда ге­роин поставляется либо морем в албанские и черногорские пор­ты, либо сухопутным маршрутом через Болгарию в Македонию и Косово, а затем попадает в Европу. На севере сербского края Косово на экспорт выращивается конопля. Многочисленные плантации высажены на территории ответственности американ­ского контингента КФОР [40].

Необходимо отметить, что механизм финансирования под­контрольных ЦРУ «освободительных движений» через отмыва­ние наркодолларов был отработан еще в 60-х годах, когда ЦРУ вело тайные операции в Лаосе, затем та же практика использо­валась в Никарагуа и особенно широко в Афганистане, когда США игнорировали наркотрафик героина, проходивший через Пакистан. Как пишет в своей статье канадский профессор Ми­шель Чоссудовски: «История торговли наркотиками в Средней Азии неразрывно связана с тайными операциями ЦРУ. До со­ветского вторжения в Афганистан опиум производился в Афга­нистане и Пакистане для местных рынков. Местного производства героина не было вообще. Доклад Альферда Маккоя пока­зывает, как в течение всего двух лет операции ЦРУ в Афганис­тане «пакистано-афганские приграничные районы стали глав­ным мировым производителем героина, обеспечивая 60 % аме­риканского спроса. В самом Пакистане число наркоманов, пристрастившихся к героину, выросло почти с нуля в 1979 году до... 1,2 миллионов в 1985, рост более быстрый, чем у любой другой нации!» [41].

Факты, упомянутые М. Чоссудовски, свидетельствуют о том, что ЦРУ контролировало ранее и контролирует на данный мо­мент производство и торговлю наркотиками в этом регионе1. Когда еще во времена советского присутствия в Афганистане моджахеддины брали под свой контроль новую территорию, они вынуждали местных крестьян заниматься выращиванием опи­ума для финансирования джихада. В Пакистане афганские ли­деры и местные синдикаты держали сотни лабораторий по про­изводству героина под покровительством и защитой пакистан­ских спецслужб. Именно это объясняет то, что в течение десятилетия практически открытой торговли наркотиками аме­риканское Агентство по борьбе с наркотиками в Исламабаде не произвело ни одного крупного ареста и не перехватило ни од­ной крупной партии наркотиков. После вывода советских войск из Афганистана, с начала 90-х годов, наркоторговля в этом ре­гионе использовалась для финансирования и вооружения бос­нийской мусульманской армии, а затем OAK.

На совершенно новый уровень мировая наркоторговля выш­ла после того, как американская армия разгромила движение «Талибан» и Вашингтон установил в Афганистане марионеточ­ный режим во главе с Хамидом Карзаем, который в прошлом активно сотрудничал с ЦРУ. Поданным Международной про­граммы ООН по контролю за наркотическими средствами, уро­жай мака, выращенный в Афганистане в 2002 году, достиг рекордного за всю историю производства наркотиков уровня -110 тонн чистого героина. Кроме этого, в лабораториях демок­ратического Афганистана тогда же было произведено более 1000 тонн высококачественного опия. При талибах (в 2000 г.) эта цифра была примерно в пять раз ниже.

Как утверждается в распространенном в Лондоне докладе группы специалистов ООН во главе с Брайаном Тейлором, спу-

 

1 3/4 всего производящегося в мире опиума поступает из Центральноа-зиатского региона. По подсчетам специалистов, годовой доход от его про­дажи составляет от 100 до 200 млрд.долл. США.

 

стя год после проведения «антитеррористической операции» в Афганистане под плантации мака было использовано более 150 тысяч гектаров самых лучших пахотных земель на равнинах севернее Гиндукуша, где притоки Амударьи образуют широкие и плодородные долины. Опиумным маком были засеяны земли в Кабулистане, долинах рек Кабул, Логар, Сароби и Лагман, в центральной части страны — на нагорье Хазараджат, а также в долинах провинции Герируд (близ Герата) и Гильменд. В произ­водстве, обработке, транспортировке и продаже опия занято до 75 % взрослого населения Афганистана. Изданный момент аф­ганский героин составляет почти 65 % мирового объема его про­изводства и около 55 % опийного рынка. Очевидно, такова цена демократизации.

Возвращаясь к заявлению Юргена Ринца, можно отметить, что наиболее интересным в нем являлось описание тайной опе­рации ЦРУ под кодовым названием «Корни». Ее целью было со­здание ситуации этнического конфликта в Югославии для даль­нейшей дезинтеграции этой страны. Данная операция осуществ­лялась американскими и немецкими секретными службами после прихода к власти администрации Клинтона, и ее конечной це­лью являлось отделение Косово от Югославии (с последующим его присоединением к Албании), а также выход из состава Юго­славской федерации Черногории и Воеводины. Дальнейшее раз­витие событий полностью подтвердило слова Ринца. Изданный момент де-факто Косово, Черногория и Воеводина являются са­мостоятельными государственными образованиями.

Впрочем, массированные бомбардировки, расчленив стра­ну, не привели к «торжеству демократии» в самой Сербии. Та­кая непозволительная ситуация заставила Соединенные Шта­ты (при активном участии Германии) взять на себя миссию при­ведения к власти сербских демократов. 17 февраля 2001 года «Washington Post» опубликовала статью, в которой рассказала своим читателям о том, как в октябре 1999 года предстзвители американского «Национального Демокрзтического Института» («N3tional Democracy Institute» (NDI))1 собрали в будапештской гостинице «Marriott» на секретное совещание лидеров сербской оппозиции. Именно там американские специалисты по «демок­ратизации» предложили им объединиться вокруг единого ли­дера в лице Воислава Коштуницы и действовать на предстоя-

 

1 Председателем Совета директоров «Национального демократичес­кого института» на данный момент является бывший Государственный сек­ретарь США Мадлен Олбрайт.

 

щих президентских выборах по общему плану. Для «демократи­ческой оппозиции» это был единственный шанс на победу, по­этому предложение Вашингтона было принято. Как утвержда­ет немецкий журнал «Шпигель», сербские демократы получи­ли от Германии 20 млн.немецких марок, а от США — 41 млн.долл. При этом необходимо учитывать, что победу «демократи­ческих сил» Сербии ковали также все действующие на Балка­нах подразделения ЦРУ [42].

Координацию действий по свержению югославского пре­зидента путем применения специальных информационных и организационных технологий, разработанных западными спе­циалистами1, осуществлял Государственный департамент США. Через «Агентство США по международному развитию» (USAID) американское внешнеполитическое ведомство предоставило значительные финансовые средства таким неприбыльным орга­низациям, как «Национальный демократический институт», «Международный республиканский институт» («International Republican Institute» (IRI), «Национальный фонд содействия развитию демократии» («National Endowment for Democracy»), чьи эксперты составили интеллектуальное ядро сербской оппо­зиции. NDI, к примеру, готовил к выборам сербские оппозици­онные партии, a IRI направлял деятельность молодежной орга­низации «Отпор» («Otpor»), ставшей организационной основой оппозиции. Ее активисты проходили интенсивную подготовку в Венгрии и Черногории под руководством ведущих американ­ских специалистов в области «ненасильственных методов сопротивления», а затем, возвратившись в страну, обучали им своих соратников. Также в финансировании и организации сер­бской оппозиции принимали непосредственное участие непра­вительственная организация «Freedom House» и институт «От­крытое общество» миллиардера Джорджа Сороса.

Впервые за всю политическую историю Сербии при составле­нии политических лозунгов был использован опыт и применялись техники западных рекламных компаний. Все составляемые поли­тические «месседжи» проходили тестирование, какому обычно подвергается реклама безалкогольных напитков или жевательных резинок. По просьбе оппозиционной коалиции и студенческого движения «Отпор» рекламное агентство «Strategic Marketing Firm»

 

1 Данную методику политических переворотов вице-президент Фонда Карнеги Томас Карузерс назвал «an electoral revolution» — «революция че­рез выборы». Эта технология до Сербии была использована американцами в Словакии и Хорватии.

 

провело ряд фокусгрупп при финансовой поддержке западных «инвесторов». Фактически со стороны оппозиции в предвыбор­ной кампании был применен традиционный подход к рекламе: имя продвигаемого товара и имя конкурирующего товара, только в данном случае в качестве продвигаемого имени выступал Коштуни­ца, а в качестве конкурирующего — Милошевич.

Каждое слово, произносимое оппозиционными лидерами за время их минутных и пятиминутных основных политичес­ких выступлений по всей стране, прежде обсуждалось с амери­канскими консультантами, а затем выверялось с помощью оп­росов. Кандидаты от оппозиционной коалиции, баллотировав­шиеся в югославский парламент и в десятки тысяч местных органов управления, прошли серьезную предварительную под­готовку, во время которой их обучили говорить «в духе общего политического месседжа», отвечая на вопросы журналистов и парируя аргументы сторонников Милошевича.

В марте 2000 года IRI оплатил поездку двух десятков лиде­ров «Отпора» на семинар по ненасильственному сопротивле­нию. Во время семинара сербские студенты прошли подготов­ку по таким направлениям, как организация забастовок, трак­товка значения символов, преодоление страха и ослабление существующего политического режима. В качестве ведущего лектора на семинар был приглашен полковник американской армии в отставке Роберт Хелви (Robert Helvey), который провел исследование ненасильственных методов сопротивления по всему миру, включая методы, использованные в Бирме и во вре­мя борьбы за гражданские права на американском юге. Полков­ник Хелви, дважды побывавший во Вьетнаме, изложил пред­ставителям «Отпора» идеи американского теоретика Джина Шарпа (Gene Sharpe)1, которого он назвал «Клаузевицем нена­сильственного движения сопротивления».

 

1Джин Шарп родился 21.01.1928 г. Северный Балтимор, Огайо.

1949 г. — бакалавр политологических наук, университет штата Огайо.

1951 г. — магистр социологических наук университета Огайо, изучал социальные аспекты проведения революций ненасильственными метода­ми. Им написана работа «Ненасильственные действия: социальный аспект».

1968 г. — факультет социальных наук Оксфордского университета, изу­чал социальную философию и политическую конфликтологию (специа­лизация — проведение массовых антиправительственных выступлений, организация революций). В Оксфорде Дж. Шарпом была написана книга «Ненасильственные методы: изучение контрольных функций политичес­кой власти».

Вся научная деятельность Шарпа направлена на разработку методов

ненасильственного захвата власти «демократическими организациями». Также он непосредственно занимался решением практических задач уп­равления сознанием масс и совершенствованием методов экспорта идео­логии демократии.

В таких радикальных организациях, как «Отпор», «Кмара», «Зубр», «Пора» и т.п., методические пособия Дж. Шарпа по организации револю­ции «Отдиктатуры кдемократии» и «Ненасильственные методы прихода к власти» являются бестселлерами. Именно по ним молодые энтузиасты-революционеры осваивают методы свержения государственной власти.

Но что интересно, технологии Шарпа себя блестяще зарекомендова­ли лишь по отношению к слабым, полуразложившимся и в большей степе­ни либеральным режимам Чехословакии, Венгрии и ГДР (1989—1990), Лат­вии и Литвы (1991), Сербии (2000), а так же Грузии и Украины (2003-2004), но полностью оказались провальными в Иране и Ираке, хотя Шарп не ус­тает повторять, что его методички учат народ организовывать революции в условиях диктатуры во имя свободы и демократии.

 

По возвращении в Сербию активисты «Отпора» использо­вали все возможные способы, чтобы ослабить влияние Мило­шевича. Они не просто выписывали заученные лозунги на стенах домов, они использовали целый ряд сложных техник ве­дения PR-кампании, включая проведение опросов, распрост­ранение листовок, платную рекламу.

Еще одна программа подготовки активистов оппозиции проходила в Южной Венгрии, куда стекались массы сербских студентов (визовые ограничения, введенные правительством Милошевича, не позволяли американским консультантам при­езжать в Сербию, поэтому они организовали подготовительные семинары в Венгрии и Черногории). Целью данной сессии яв­лялась подготовка наблюдателей для участия в предстоящих выборах. Были установлены урны для бюллетеней, и все участ­ники «вживую» принимали участие в голосовании. Во время семинара было подготовлено около 400 наблюдателей, которые вернулись в Сербию и затем обучили там еще 15 тыс. других наблюдателей.

Без осуществления постоянного мониторинга процесса вы­боров и параллельного подсчета голосов, организованного сер­бским «Центром свободных выборов и демократии», свержение Милошевича оказалось бы невозможным. Оппозиционные партии и раньше подозревали его в фальсификации во время предыдущих выборов, в частности, в 1997 году, однако на тот момент не располагали неопровержимыми доказательствами для предъявления обвинений. На этот раз они предусмотритель­но собрали доказательства, которые позволили бы им назвать выборы сфальсифицированными.

 

Используя предыдущий опыт работы в Индонезии и Мо­замбике, консультанты из IRI симулировали случаи мошенни­чества и подмены бюллетеней во время голосования. Наблюда­телей обучали выявлять и быстро реагировать на случаи мошен­ничества. Семинар по подготовке наблюдателей в Венгрии и подготовка еще 15 тыс. человек в Сербии были оплачены США. В результате ко дню выборов лидеры оппозиции смогли напра­вить не менее двух своих человек на каждый избирательный уча­сток.

Необходимо отметить, что работа по подготовке свержения С. Милошевича была проведена колоссальная. Фактически из ничего в кратчайшие сроки Запад создал достаточно сильную сербскую оппозицию в комплекте с ее лидером. Однако выиг­рать выборы В. Коштунице не удалось. В соответствии с кон­ституцией Сербии победившим на президентских выборах счи­тается лишь тот кандидат, которому удалось набрать более 50 % голосов избирателей. В сентябре 2000 года за лидера оппозиции проголосовало 48,22 % избирателей (за югославского президен­та — 40,23 %). Однако демократов, как внутри страны, так и за ее пределами, эти правовые нюансы не смутили, и они в соот­ветствии с ранее разработанным планом безапелляционно зая­вили о своей победе. Еще не закончился подсчет голосов, а премьер-министр Великобритании Тони Блэр от имени ЕС по­здравил Коштуницу с победой, к нему с поздравлениями при­соединился председатель ОБСЕ, а затем руководство ФРГ, США и других западных стран1.

Для того чтобы убедить и сербскую власть в ее поражении, на улицы Белграда была выведена агрессивно настроенная тол­па, которая принялась громить государственные учреждения2. Кроме того, в столицу Сербии прибыли отряды албанских бое­виков Освободительной армии Косово и иностранные наемни­ки. Все свидетельствовало о том, что в Белграде предстояли уличные бои. Возможно, если бы были живы ближайшие сто­ронники Милошевича, сербский президент смог бы удержать ситуацию под своим контролем, но еще до выборов они были

 

1 О том, что су шествующий изданный момент политический режим в Сербии находится в глубоком кризисе, свидетельствует тот факт, что насе­ление этой страны упорно игнорирует выборы своего президента. В 2002 году их проводили три раза, но явка избирателей так и не достигла обязательных по конституции 50% от общего количества граждан.

2 В ходе беспорядков были повреждены передающие антенны всех те­лекомпаний, кроме CNN. Ее прокомментированные должным образом видеоряды и стали «правдой» о событиях тех дней.

по очереди весьма профессионально убиты. Когда же его пре­дала часть высшего генералитета, он был вынужден отдать власть «демократической оппозиции».

В конце 2002 года Соединенные Штаты обнаружили в Европе новую «черную дыру авторитаризма». На этот раз ею стала Бела­русь. Как заявил американский сенатор Джон Маккейн (в ноябре 2002 года на тематической конференции «Ось зла: Беларусь — не­достающее звено»): «Впервые за всю современную историю Бела­руси как суверенного государства действия ее незаконного режи­ма создают угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов». А поэтому его «еще предстоит разрушить», так как «Со­единенные Штаты серьезно настроены на свержение незаконных режимов, чье поведение представляет для нас угрозу» [43].

Вполне возможно, сенатор и прав насчет того, что маленькая Беларусь угрожает безопасности США, но когда в 1961 году Джон Кеннеди якобы по той же причине пытался организовать кол­лективную интервенцию против маленькой Кубы, один из мек­сиканских дипломатов пояснил ему, что его страна не может уча­ствовать в данном мероприятии, так как «если мы публично зая­вим, что Куба представляет угрозу нашей безопасности, то сорок миллионов мексиканцев помрут от смеха» [33, с. 118].

Впрочем, пока американцы не призывают «свободный мир» начать массированные бомбардировки Беларуси. Очевидно, они надеются, что для «победы демократии» в этой стране будет до­статочно усилий ОБСЕ и ЦРУ в сочетании с деятельностью специалистов-демократизаторов из NDI и IRI, которые, действуя по югославскому сценарию, «путем предоставления ресурсов для функционирования и организации оппозиционных сил» и «поддержки свободных СМИ» [43], обеспечат установление в Беларуси «демократического режима».

Однако, как показал опыт белорусских президентских вы­боров 2002 года, эффективность технологий «революции через выборы» весьма относительна. Уже в конце 2000 года руковод­ство USAID начало выделять американским неправительствен­ным организациям (ведущей из которых в данном случае была «Freedom House» (FH) миллионы долларов в рамках реализа­ции программы «Построение демократии в Беларуси». Очень важную роль в этом архиважном деле играло также представи­тельство ОБСЕ. Все предоставленные США средства пошли на поддержку независимых профсоюзов, финансирование зару­бежных поездок и учебу оппозиционных лидеров, закупку орг­техники и т.д. Всего Государственный департамент США выде­лил белорусской оппозиции около 30 млн.долл.

С такой финансовой базой торжество демократии в этой ма­ленькой стране на первый взгляд было предрешено. Но нет. Большая часть этих денег оказалась благополучно разворован­ной получателями. При таком моральном состоянии белорус­ских демократов успешная борьба с «последним диктатором в Европе» становится проблематичной. Очевидно, чтобы обеспе­чить свою победу, им придется взять пример с мужественных албанских борцов за свободу Косова и начать торговлю герои­ном в Западной Европе, а не надеяться на специальные фонды Госдепартамента и ЦРУ. Впрочем, очевидно зная способности белорусских борцов за демократию, в 2003 году Конгресс США принял «Акт о демократии в Белоруссии». Согласно этому до­кументу, оппозиция получила в 2004—2005 годах еще 40 млн.долл., кроме того, 5 млн.пойдет на расширение белорусского вещания радиостанций «Голос Америки» и «Свобода». Судя по всему, оппозиция поняла, что на борьбе за демократию можно сколотить неплохие капиталы — show must go on!

Что касается «независимых» СМИ, которые должны инфор­мационно подорвать последний европейский «бастион тира­нии», то их создание, очевидно, будет традиционно обеспечи­вать Дж. Сорос, так как в Югославии, по свидетельству «Open Society News», «свободные СМИ» оказались в надежных руках его Фонда1. Именно эта организация с 1992 по 1998 год поддер­жала «создание полудюжины независимых ежедневных газет Сербии (в том числе в Косово) и Черногории, нескольких еже­недельных изданий, трех независимых агентств печати, более чем сорока независимых местных периодических изданий и журналов, более чем пятидесяти независимых телерадиостан­ций, двух ассоциаций независимых журналистов и независи­мого пресс-центра» [44, с. 283].

Что интересно, защитник «независимых»2 СМИ Джордж Сорос, сражающийся столько лет за идеалы «открытого обще­ства», при этом является матерым махинатором. Так, в ноябре 2002 года он предстал перед парижским судом по обвинению в попытке установить незаконным путем контроль над француз-

 

 

1 В общей сложности, начиная с 1991 года, созданный Соросом Ин­ститут Открытого Общества выделил более 100 млн.долл. сербской оппо­зиции, финансируя ее политические партии, издательства и «независимые» СМИ («New Statesman» 17.06.2003.).

2 «Демократическая общественность» очень любит рассуждать о необ­ходимости существования «независимых СМ И», но она совершенно не лю­бит уточнять, от кого именно не зависимы «независимые СМИ» и от кого зависит эта их «независимость».

 

ским банком «Societe Generale» и был признан виновным. По­добный прецедент может вдохновить очень многих на судебные иски в отношении этого талантливого финансиста и принци­пиального демократа (например, страны Юго-Восточной Азии), искренне стремящегося улучшить человечество.

Несмотря на то что специальные американские технологии в Беларуси не сработали, 23 ноября 2003 года альянс грузинских оппозиционных партий с их помощью смог осуществить госу­дарственный переворот в Грузии. Активное участие в его подго­товке приняли институт «Открытое общество» Джорджа Сороса, представительство ОБСЕ и американское посольство во главе с Ричардом Майлсом. Кроме того, «Национальный демократичес­кий институт» обеспечил финансирование грузинской оппози­ции, активисты которой предварительно прошли подготовку в его центрах обучения на территории Сербии. При этом боевой опыт сербского «Отпора» приезжали изучать в Белград активис­ты молодежной фузинской организации «Кмара» («Довольно»). Обе структуры финансировались из одних и тех же источников, а также имели одинаковый символ — сжатый кулак. Как и в Бел­граде, среди тысяч восторженных юнцов на улицах Тбилиси дей­ствовали группы хорошо тренированных боевиков.

Целый ряд деталей событий вТбилиси, азатем и Батуми (где «Кмара» участвовала в свержении главы Аджарской автономии) свидетельствует об активном применении сербскихтехнологий, ориентированных на молодежь: речовки («Миша — хоп-хоп-хоп» в футбольном ритме), англоязычные плакаты (Abashidse Go Away), плакаты на сербском (Gotov Je (Ему конец)) и многое другое. Иными словами, массовые акции в Грузии были орга­низованы с использованием тех же сценариев и технологий, что и в Белграде в 2000 году. Еще одно доказательство этого — при­знание руководителя института «Открытое общество» в Тбили­си, ставшего после «революции роз» министром образования Грузии, что проект «Кмара» координировался из США.

В 2004 году пришла очередь Украины. Инструктора «Отпо­ра» начали действовать на ее территории еще в 2003-м, где они готовили вожаков «штурмовых отрядов» «оранжевой оппози­ции». В 25 районах Украины сербские эксперты открыли курсы по созданию структур движения «Пора» (именно под этим ло­зунгом они выступали против Слободана Милошевича). А в ап­реле 2004 года 14 лучших активистов «Поры» были приглашены на стажировку в Сербию, в город Нови-Сад.

В итоге во Львове незадолго до выборов начала активно дей­ствовать радикально настроенная молодежная организация, чьи

структуры за считанные месяцы появились во всех регионах Ук­раины. Ее методы борьбы с «антинародным режимом» были пол­ностью заимствованы у «Отпора» и «Кмары».

Финансирование украинских революционеров осуществля­лось по тем же иностранным каналам, через которые были про­плачены сербский и грузинский перевороты. В докладе «Джей­мстаун Фаундейшн» («Jamestown Foundation»), академического института, в исполнительный комитет которого входят Джеймс Вулси (бывший директор ЦРУ) и Збигнев Бжезинский, гово­рится: ««Отпор» обучал членов «Поры» в рамках программы «Участие граждан в выборах на Украине» («Citizen Participation in Elections in Ukraine»); эта программа организована Фридом-Хаус, Национальным демократическим институтом и Между­народным республиканским институтом, а оплачивается она Агентством США по международному развитию.

Надо заметить, что «Пора» возникла в результате решения украинской неправительственной организации «Коалиции за свободный выбор» «создать обширную сеть добровольцев с це­лью проведения общенациональной информационной и про­светительской кампании, направленной на обеспечение изби­рательного права граждан».

По собственному заявлению «Коалиции за свободный вы­бор», ее непосредственно поддерживают: посольства США, Великобритании и Канады; Национальный демократический институт; Международный фонд Возрождение («International Renaissance Foundation»)1, являющийся украинским филиалом института «Открытое общество» Дж. Сороса; Евразийский фонд («Eurasia Foundation»), который также финансируется Соросом и правительством США; Всемирный банк; ОБСЕ; Агентство США по международному развитию; Фридом-Хаус и Институт Конрада Аденауэра.

Обучением политических активистов оппозиции занимались также Центр политического просвещения и Украинский центр независимых политических исследований. Первая структура свя­зана с Украинской ассоциацией молодых предпринимателей и Международным республиканским институтом, а вторая долгие годы получает деньги от американского Национального фонда содействия развитию демократии, Международного фонда Воз­рождение, а также правительств Великобритании и Канады.

 

1 Как недавно сообщили представители Международного фонда Воз­рождение, с 1990 года на развитие различных неправительственных орга­низаций в Украине им было потрачено более 50 млн.долл.

Американские организации и учреждения финансировали не только активистов оппозиции, но и многих наблюдателей, следивших за ходом президентских выборов в Украине. Боль­шинство из них работали под руководством «Украинского ко­митета избирателей» (за которым стоят — Евразийский фонд и Национальный демократический институт) и под эгидой орга­низации «Новый Выбор-2004», созданной на деньги Джорджа Сороса.

К вышеизложенному можно добавить, что в ноябре 2001 года лидеры украинской правонационалистической оппозиции офи­циально представили правящим кругам США политический блок «Наша Украина». Они провели ряд встреч, преимуществен­но с представителями демократов — заместителем госсекрета­ря США Р. Армитаджем, директором Совета национальной бе­зопасности США по Европе и Евразии Д. Фридом, атакже кон­грессменами и сенаторами от демократов. Также лидер «Нашей Украины» имел телефонную беседу с бывшим госсекретарем США М. Олбрайт и встречался с Дж. Соросом. Кроме того, с участием представителей украинской правонационалистичес­кой оппозиции были проведены круглые столы в Фонде Карнеги, Национальном демократическом институте и Междуна­родном республиканском институте.

В декабре 2004 года в Конгрессе США разразился скандал. Член палаты представителей Рон Пол заявил, что предвыбор­ную президентскую кампанию лидера оппозиции финансирует американское правительство. Р. Пол призвал Конгресс провес­ти расследование. При этом он подчеркнул, что считает верхом лицемерия заявления Белого дома о недопустимости иностран­ного вмешательства в политические процессы на Украине. По данным конгрессмена, финансирование кампании лидера «На­шей Украины» осуществляется не напрямую, а через различные неправительственные организации — как американские, так и украинские.

Бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, руководитель Международного республиканского инсти­тута Лони Кранер в свою очередь сообщила о том, что с 2002 года США предоставили украинской оппозиции, через различ­ные неправительственные организации, более 65 млн.долл. (!). В частности, как передаточное звено ею был упомянут фонд «Евразия» — структура, основное финансирование которой осу­ществляется Агентством США по международному развитию.

После заявлений Р. Пола и Л. Кранер глава пресс-службы Белого дома Скотт Макклеллан был вынужден признать, что

действительно за два последние года США потратили «на раз­витие демократии» в Украине 65 млн.долл. Но, как заверил гла­ва пресс-службы, эта внушительная сумма была выделена не конкретному кандидату на пост президента Украины, а на раз­витие «демократического процесса в целом». В этом же смысле высказался и официальный представитель Госдепартамента Ри­чард Ваучер, заявив, что у США «...нет кандидата, которому мы отдаем предпочтение в этой предвыборной гонке. Наш интерес заключается в том, чтобы увидеть торжество демократии».

Безусловно, что идеализм и филантропия были и остаются основными факторами, которые формируют внешнюю поли­тику Соединенных Штатов. Ну как можно заподозрить в неис­кренности таких высокопоставленных американских чиновни­ков. Действительно, на «демократизацию» иностранных госу­дарств Белый дом никогда не жалел денег. Особенно остро это сейчас ощущают на себе иракцы.

Кроме Восточной Европы, «борьба за демократию» идет и в Латинской Америке. Ночью с 11 на 12 апреля 2002 года группа генералов и офицеров венесуэльской армии вошла в кабинет президента Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэ­ля Чавеса Фриаса и предъявила ему ультиматум с требованием незамедлительной отставки, угрожая в случае отказа бомбарди­ровкой президентского дворца (внутри и вокруг которого нахо­дились тысячи его сторонников). Гвардия президента была го­това к защите резиденции, но Чавес, желая избежать кровопро­лития, позволил себя арестовать. На рассвете путчисты вывезли его под усиленным конвоем в неизвестном направлении, а «не­зависимые» средства массовой информации страны сообщили, что президент подал в отставку. В первую же ночь после победы демократии в Венесуэле начались массовые аресты и обыски. По данным правозащитных организаций, в часы переворота были убиты 85 человек. Многие из арестованных до сих пор числятся «пропавшими без вести» [45].

Однако сразу же после свержения президента в стране раз­вернулось активное сопротивление путчистам. Как минимум два губернатора отказались признать новый режим, а среди воен­ных сформировалась решительно настроенная группа офице­ров, готовая в любой момент вывести из казарм солдат для за­щиты конституционного строя. 13 апреля начались массовые народные демонстрации по всей стране, тысячи безоружных людей вышли на улицы городов с требованием возвращения Чавеса. Государственные чиновники свергнутого президента, поддержанные демонстрантами, вновь заняли правительственные здания, а многие латиноамериканские страны заявили, что не признают новый режим.

Несмотря на это, на следующий день после свержения Уго Чавеса, США, Великобритания и многие другие западные стра­ны официально признали хунту законным правительством. Их совершенно не смутил тот факт, что общенародно избранный президент, которого они всегда называли не иначе как «дикта­тор» (?)1, был смещен со своего поста насильственным путем наперекор воли народа. Такую, мягко говоря, странную пози­цию демократического Запада можно понять, лишь разобрав­шись в том, кто финансировал и направлял заговорщиков.

Участие Конфедерации рабочих Венесуэлы в забастовках финансировалось из Национального фонда содействия разви­тию демократии — американского агентства, созданного для предоставления иностранным организациям «спонсорских средств» ЦРУ. Также финансирование поступало из Междуна­родного республиканского института и Национального демок­ратического института, которые предоставили 600тыс. долл. на поддержку оппозиционных сил страны. С профсоюзами стра­ны также сотрудничал «Американский институт свободного тру­дового развития» (AIFLD).

По информации корреспондентов британского журнала «Red Pepper» Давида Раби и Джима Кери, непосредственным поводом к перевороту послужил конфликт венесуэльского президента с государственной нефтяной компанией PDVSA — одной из круп­нейших нефтяных компаний мира и крупнейшей среди компа­ний всех сфер промышленности в Латинской Америке2. Чавес собирался увеличить проценты, которые нефтяная отрасль дол­жна была платить за переработку венесуэльской нефти, но его намерение было заблокировано менеджерами PDVSA. В начале апреля Уго Чавес заявил о полной замене всего совета директо­ров компании, и нефтяной профсоюз начал забастовку.

Если президента во время переворота в основном поддержа-

 

1 За все время этой странной «диктатуры» в стране не появилось ни одного политзаключенного, свободно работают информационные органы оппозиции, беспрепятственно проходят митинги и демонстрации, не про­изошло ни национализации, ни экспроприации чьей-то собственности.

2 Для Вашингтона контроль над Венесуэлой имеет колоссальное зна­чение, т.к. половина добываемой в Венесуэле нефти (1,5 млн.баррелей ежед­невно) экспортируется в США, что составляет 14 % всей импортируемой в Соединенные Штаты нефти. Кроме того, в прибрежных водах Венесуэлы открыто гигантское по своим запасам месторождение природного газа, име­ющее для США стратегическое значение.

 

ли наиболее беднейшие слои населения, то на стороне путчистов оказались практически все представители венесуэльского круп­ного капитала, старые политические партии, профсоюзные бос­сы, верхушка католической церкви, «независимые» СМИ и т.п. По имеющейся у журналистов «Red Pepper» информации, за годы правления Уго Чавеса США перевели на счета оппозиционных ему групп сотни тысяч долларов в виде различных стипендий. Среди получателей американских денег находится и нефтяной профсоюз, начавший забастовку накануне переворота.

Согласно газете «Эль Нуево Гералд», издаваемой в Майами и не замеченной в симпатиях к Чавесу, одним из главных фи­нансистов хунты был молодой венесуэльский предприниматель по имени Исаак Перес Рекао, который регулярно путешествует между Каракасом и Флоридой и является крупным держателем акций нефтехимической компании «Венеко», главой которой является Педро Кармона — глава путчистов и руководитель Фе­дерации промышленных и торговых палат. Перес Рекао также сотрудничаете несколькими компаниями во Флориде, которые, как предполагают журналисты, связаны с ЦРУ. Венесуэльская газета «Эль Нуево Пайс» сообщает о том, что заговорщики не­сколько раз встречались в доме Переса Рекао на востоке Кара­каса и что последний к тому же контролирует группу крайне пра­вых боевиков, прошедших военную подготовку у бывших со­трудников израильского Моссада.

Кроме всего прочего, в своей статье Давид Раби и Джим Кери писали: «Мы также знаем о том, что уже упоминаемый нами Отто Райх1 встречался с Кармоной в ноябре прошлого года. Мы также знаем о том, что генерал Лукас Ромеро Ранкон посе­тил Пентагон в декабре 2001 года для встречи с американским дипломатом, занимающимся военными делами в Латинской Америке, Р. Пардо-Маурером — еще одним назначенцем Буша, который в свое время активно поддерживал контрреволюцион­ные банды в Никарагуа. Двое из лидеров переворота, генерал Эфраим Васкес и Рамирес Поведа, известны тем, что являются выпускниками гнуснопрославленной «Школы Америк»2, -школы ЦРУ, которая натренировала множество бандитов из разных стран» [46].

 

1 Помощник госсекретаря США (Бюро Западного полушария).

2 «Школа Америк» («School Of Americas» (SOA) была основана аме­риканской армией в 1946 году в Панаме. В 1984-м, по условиям соглаше­ния о Панамском канале, данное учебное заведение было перемещено на военную базу форт Беннинг(Рог1 Benning), штат Джорджия. В 2001 году «Школа Америк» сменила название на «Институт сотрудничества по безопасности Западного полушария» («Western Hemisphere Institute for Security Cooperation»).

С момента основания «Школы» в ней обучались ведению допросов, навыкам оперативной работы и поенной тактике более 60 тысяч военнослу­жащих из 22 стран Центральной и Южной Америки. В свое время се окон­чили: бывший панамский лидер Мануэль Норьега, ныне отбывающий дли­тельный срок в американской тюрьме за наркоторговлю; Роберто Д'Обюиссон из Сальвадора, организовавший «отряды смерти», убившие тысячи людей во время гражданской войны в Сальвадоре; бывший президент Аргентины генерал Леопольде Галтиери, обвиненный в «исчезновении» тысяч людей во время аргентинской «грязной войны» семидесятых годов прошлого века.

Благодаря специфике своих образовательных программ, в прессе «School Of Americas» получила наименование «School Of Assassins» — «Шко­ла убийц».

 

После провала переворота венесуэльский журнал «Коеуи» сообщил о двух арестованных сальвадорцах, которые на допро­сах признались втом, что были членами группы саботажников, ранее вовлеченных в теракты на Кубе и в Панаме. В свою оче­редь, член конгресса Венесуэлы Р. Рондон впоследствии рас­сказал о том, что службой безопасности были задержаны два террориста (американец и сальвадорец) в ночь стрельбы по бе­зоружным демонстрантам [46]. Кроме того, присутствие аме­риканских военных кораблей в международных водах непода­леку от венесуэльского берега было широко освещено в прессе и признано Вашингтоном. И хотя Белый дом назвал это слу­чайным совпадением, бывший американский военно-морской разведчик, Уэйн Мадсен, сообщил о том, что американский флот обеспечивал связь лидеров переворота и подавлял радиосигна­лы, подаваемые кубинским, иракским, иранским и ливийски­ми посольствами. Пикантной подробностью апрельских собы­тий стало то, что два высоких чина вооруженных сил США — подполковник Джеймс Роджер и полковник Рональд Мак Каммон — находились в генеральном штабе заговорщиков с пер­вых часов переворота. В это же время морское и воздушное пространство Венесуэлы было несколько раз нарушено кораб­лями, самолетами и вертолетами США. Представители оппо­зиционных сил этой страны часто посещали посольство США в Каракасе, надеясь на помощь США в свержении Чавеса. В их числе были армейские чины, руководители массмедиа и оппо­зиционные политики. По сообщению Уильяма Блума, оппози­ционные законодатели также летали в Вашингтон в последние месяцы перед путчем. По крайней мере, одна такая делегация была спонсирована Международным республиканским институтом, который является составной частью Национального фон­да содействия развитию демократии, используемого ЦРУ для тайных операций за рубежом [47]. А за несколько дней до пере­ворота американский посол в Венесуэле Чарлз Шапиро несколь­ко раз встретился за пределами страны с лидерами заговорщи­ков [45].

Однако, несмотря на все усилия Вашингтона, заговор лиде­ров бизнес-элиты, функционеров нефтяной компании, проф­союзных боссов и верхушки генералитета провалился. Уго Чавес был освобожден подразделениями венесуэльских десантни­ков и вернулся в столицу. В тот день улицы Каракаса заполонили люди, восторженно приветствующие своего президента.

Впрочем, «битва за демократию» в Венесуэле продолжалась и после путча. Нефть этой страны слишком важна для США. Противники президента щедро оплатили многомесячную заба­стовку нефтяников, к которым присоединились банковские слу­жащие (очевидно, жестоко страдающие от венесуэльской «дик­татуры»). И хотя с ее помощью заставить Чавеса уйти в отставку не удалось, ущерб, который она нанесла стране, существенно пошатнул позиции венесуэльского президента, а это означает, что следующей «демократической» атаки он может и не выдер­жать. В крайнем случае он может просто попасть в авиацион­ную или автомобильную катастрофу, как это случается с поли­тическими лидерами, которых транснациональные олигархи­ческие кланы не смогли купить или запугать. Ярким примером этого может быть судьба президента Эквадора Хайме Ролдоса и президента Панамы Омара Торрихоса, пытавшиеся защитить свои народы от произвола международных финансово-эконо­мических структур.

Таким образом, является очевидным то, что возникновение демократических режимов в незападных странах происходит от­нюдь не благодаря «экономическому росту», на чем настаивает профессор Хантингтон вслед за академическим сообществом За­пада, а благодаря тайным операциям ЦРУ или бомбардировкам палубной авиации Соединенных Штатов. Однако этот факт не волнует американского профессора и его коллег. На несоответ­ствие между теорией «демократизации» мира и реальной дей­ствительностью Хантингтон, как и другие представители запад­ной академической элиты, в своих рассуждениях не обращают внимания. Их научный авторитет позволяет им быть выше вся­ких несоответствий и логической несогласованности.

Впрочем, Хантингтон, как и его коллеги, демократ, но не идиот. Пытаясь укрепить свои рассыпающиеся теоретические

конструкции, ему приходится выдумывать к ним своеобразные поправки, сглаживающие их некоторые противоречия. Пыта­ясь объяснить тот факт, что очень часто США свергают демок­ратические правительства в странах «третьего мира» и устанав­ливают вместо них кровавые диктатуры, Хантингтону, вслед за Лэрри Даймондом пришлось разделить демократию на «ис­тинную» и не «истинную», точнее, — на «либеральную» и «вы­борную». В соответствии с новым открытием подлинная демок­ратия — это не просто политическая система, при которой управляемые избирают своих правителей, а вся социально-по­литическая система Запада в целом, со всей ее либеральной спе­цификой.

Подобная теоретическая изощренность позволила западным идеологам объяснить как наличие у политических и идеологи­ческих оппонентов Запада демократических элементов в сис­теме государственного управления, так и борьбу против них США. Если, как оказалось, «настоящая» («либеральная») демок­ратия может быть только западного образца, то тот факт, что, к примеру, в Иране («исламском бастионе тирании») народ на всеобщих выборах избирает исполнительную и законодатель­ную власти, свидетельствуете наличии у него лишь «выборной», т. е. «неполноценной», демократии, которую Запад просто обя­зан «улучшить».

Но главным же недостатком, как считает Хантингтон, неза­падных форм демократии является то, что в них «предпочтение отдается согласию и сотрудничеству, а не разногласиям и кон­куренции», а «поддержание порядка и уважение иерархии рас­сматриваются в качестве основополагающих ценностей». К тому же там «столкновение идей, группировок и партий, как прави­ло, считается опасным» и потому максимум усилий направлено «надостижение консенсуса» [36]. Действительно, какможет воз­никнуть демократия втом обществе, где царят сотрудничество, порядок и всеобщий консенсус, а власть обладает авторитетом?

В свое время еще один выдающийся борец за демократию, Карл Поппер в своем фундаментальном труде «Открытое об­щество и его враги» наглядно показал, что установление демок­ратического режима является главным условием «открытия» так называемого «закрытого общества», в котором непозволитель­но доминируют магическое мировоззрение, социально-поли­тические и культурные «табу», а также авторитет и традиция. Только «демократизация» способна «открыть» (т.е. разрушить) «закрытое» (т. е. традиционное) общество в любой незападной стране, в результате чего автоматически произойдет тотальная

и радикальная трансформация ее социально-политических, фи­нансово-экономических, духовно-психологических и культур­ных сфер.

Стремление «демократизировать» незападные страны выз­вано тем, что установление в них демократических режимов со­здает гарантии того, что они не смогут в дальнейшем создать непреодолимые барьеры на пути западного влияния и обрести реальную независимость. Фактически «демократизация» неза­падных стран, являющаяся составной частью глобализации, зак­ладывает социально-политические основы мирового господства транснациональных олигархических кланов.

Чтобы убедиться в правильности данного утверждения, не­обходимо обратить внимание на природу демократии. Как из­вестно, данная политическая система основывается на перио­дической смене персонального состава властных структур пу­тем выборов, когда каждый гражданин, которому дозволено избирать, отдает свой голос за одну из политических партий либо одного из политиков. При этом создать партию может любаягруппа граждан данной страны, выполнившая требования со­ответствующего закона, который регулирует функционирова­ние партийной системы. Точно так же, как любойгражданин может стать политиком. Таким образом, при демократическом режиме уровень формальной политической свободы столь вы­сок, что претендовать на государственную власть и добиться ее в ходе выборов может кто угодно.Однако безграничная поли­тическая свобода при демократии жестко ограничивается фи­нансовыми возможностями граждан (что свидетельствует о ее иллюзорности). Чтобы претендовать на власть и участвовать в выборах в качестве претендента, надо иметь необходимые де­нежные средства. Таким образом, уровень политической сво­боды человека, в рамках демократического режима, прямо про­порционально зависит от уровня его финансовых возможнос­тей. Таким образом, политика при демократии превращается в бизнес, а бизнес — в политику: чем выше уровень финансовых ин­вестиций политической сферы, тем большими становятся поли­тические дивиденды инвесторов, а чем выше их политические ди­виденды, тем шире их финансовые возможности. Втаких усло­виях контроль над государственной властью определенной страны получает тот, кто способен на самые большие финансо­вые инвестиции в ее политику. На данный момент наиболее крупными инвесторами такого типа являются западные транс­национальные финансово-политические группы. Существова­ние демократического режима в любой незападной стране позволяет им создавать в ней подконтрольные себе политические силы и приводить их к власти. Для этого ими формируется по­литическая группа (или «раскручивается» лидер «демократичес­ких сил), которой предоставляются значительные финансовые средства, с одновременной информационной поддержкой как внутри страны, так и за ее пределами, а также обеспечивается позитивное отношение к ней ведущих государств Запада. Лю­бые подобные затраты западной олигархии впоследствии с лих­вой окупаются, так как после победы на выборах созданных ею демократов, она берет под свой контроль финансовую и эконо­мическую системы страны. В связи с этим Зиауддин Сардар и Меррил Вин Дэвис констатируют: «Соединенные Штаты посто­янно вмешиваются в выборы других стран и финансируют по­литические партии развивающихся стран — иногда с помощью тайных каналов ЦРУ, а иногда через неправительственные орга­низации и средства массовой информации» [48, с 120]. Вильям Блум в книге «Экстремистское государство» приводит список из 23 стран, в которых США исказили результаты выборов или вмешались в их процесс, чтобы добиться нужного результата: Италия — 1948-1970 гг., Ливан — 1950-е гг., Индонезия -1950-е гг., Вьетнам — 1955 г., Гвиана — 1953-1964 гг., Япония -1958-1970гг., Непал- 1959г., Лаос- 1960г., Бразилия- 1962 г., Доминиканская Республика — 1962 г., Гватемала — 1963 г., Бо­ливия — 1966 г., Чили — 1964-1970 гг., Португалия — 1974-1975 гг., Австралия— 1974-1975 гг., Я май ка- 1976г., Панама -1984г., 1989г., Никарагуа— 1984г., 1990г., Гаити— 1987-1988 гг., Болгария— 1991-1992гг., Россия- 1996г., Монголия — 1996 г., Босния— 1998г. [48, с 120].

Таким образом, можно констатировать, что методичное на­саждение Западом в незападном мире демократических режимов на данный момент являе







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.