Здавалка
Главная | Обратная связь

Дошечка 6э (с. 193) (II 6э, с. 178)



Те вожди делили каждому по потребе. А тут стало по-другому. Есть и где-то беспокойства. А тот Аскольд принес жертвы богам чужим, а не нашим - таковые суть Отцы наши, и не следует нам быть другими .

А Греки нас хотели крестить, чтобы мы забыли Богов наших и так обратились к ним, чтобы вам в порабощении быть. Поостережемся того, как Прастарые Отцы, которые простерли Скуфь свою и не дали волкам хищничать об агнцах, которые суть дети Сурьи . Тому трава зеленая есть знак божеский. И надобно нам ее набирать в горшки осуривать ее, на сонмах наших дабы пить о Богах во Сварге синей и Отцу нашему Даждьбогу жертву творить, и та на небе так уже священна во столько раз.

 

187 Т.е. "десятки тысяч" (своих воинов).

188 Глагол-связка наст. вр. 3 л. мн. ч., относящийся к слову "времена", сейчас говорят "есть наше благо".

189 По всей видимости, тут продолжается тема о древних временах из предыдущей фразы.

190 ^ u r "

1 .е., возможно, помня о том, что случилось в прошлом, нынешнее нам ясно, и как вести себя .

191 Говорится о праотцах.

192 Древнерусск. £Ур(НЖ (£УР£Н), букв, "солнечный". 1Sb Т.е. "над Русами в Киеве".

Намекается на "Аскольдову могилу".

195 ^ и ""

1 .е. от тех князей .

196 Древний народ.

Русские вожди в древности. 198 Нынче.

Т.е. не приносить жертв чужим богам, а своим, не забывая Их, потому как Отцы Они наши. Т.е. автор обращается к слушателям, в смысле "нам с вами".

201 т и я

1 .е. простерли или расширили ее пределы .

И в смысле государственного образования, и в исходном смысле "поле". * Русы - Светлые, Светоносные. 204 Т.е. "собраниях".

 

Дошечка 7а (с. 194) (II 7а,с. 102)

Слава Богам нашим!

Есть у нас истинная вера, которая не требует человеческих жертв. А то делается у варягов, которые истинно всегда совершали её, именуя Перуна Паркуном, и ему жертву творили.

Нам же следует полевую жертву давать, и от трудов наших пшена, молока и туков . Ведь подкрепляем мы Коляду ягненком , и во время Русалий в день Яров также, и Красной Горы. То ведь делаем мы в воспоминание гор Карпатских. И в то время род наш звался Карпени. А как стали мы жить в лесах, то имя назвали нам Дре-вичи, а на поле мы имели имя Поляне.

Так в любом случае, что Греки начнут говорить на нас, что мы приносим в жертву людей - а то ложь, потому как нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи. А тот, кто хочет повредить другим, говорит недоброе. А с тем глупый не борется, и такой он и есть , и другие говорят так же.

Долго управлялись мы родами, и Старцы рода всего шли родичей судить к Перуну Древу . И также бывали в день такой перед очами старших игрища. И силу молодую юноши показывали, быстро ходили, пели и плясали. Тогда вот и огнищане ходили на охоту и приносили дичину старцам, что разделяли прочим людям. И волхвы жертву творили Богам, восхваляя, и славу Им рекли.

Во время ж нападенья Готов и появления варягов избирали себе князей вожди. И те юношей вели на сечу на суровую.

А вот Ромеи на нас посмотрели и замыслили недоброе на нас. И пришли с колесницами своими и железной броней, и ударили на нас. И потому оборонялись мы долго от них и отогнали

 

Дошечка 76(с. 194) (II 76,с. Ю4)

их от земли нашей, и Ромеи ведают, как дорожим мы жизнью своей, и оставили нас на том. Так Греки хотели поработить нас в Хорсуне, и бились мы ожесточенно против рабства нашего, и была борьба и война великая тридцать лет, и они оставили нас.

Тогда Греки пошли на торжища наши и сказали нам обменивать коров наших на мазь и серебро, потому как это нужно для женщин и детей. И так менялись мы почти на одну только снедь. После еще Греки стремились ослабить нас, а то поработить стремились. Но из-за того не ослабились мы и не дали земли нашей - как землю Тройскую не дали Ромеям216. И да не встанет обида Даждьбоговым внукам , которые во ору жии за врагами следили.

 

205 В оригинале "£лва бзш нашш!" (если без сокращения - дава возш нашш!).

206 Жиров или сала.

Во время праздника Коляды (около 25 декабря).

208 Весной.

209 Т.е. в праздник Красной Горы (позже - "Красной Горки"), также весной.

210 т

I.e. он таким и становится.

211 Т.е. членов рода.

212 Т.е. к Перунову Древу.

' Военных предводителей.

214 Продолжение на следующей дощечке.

215 Т.е. Трою.

Здесь отчетливо видно, как имена древних народов (здесь Ахейцев) заменяются на имена народов, современных рассказчику, которые известны слушателям (здесь на Ромеев). 217 Русам.

Ср. современное выражение "во всеоружии".

 

И так и нынче не унизим так же Отцов наших . Вот ведь у Синего моря срубили они до берегов Готов тех и одержали над ними победу.

Песни хвалы и Матерь поет, та прекрасная Птица, которая несла огонь Пращурам нашим в дома их. И так же агнца поднесем Ей, чтобы нам принесла силу (?), чтобы было чем врагов поразрубать, а позор собачий им оставить.

Посмотри же, народ мой, какой ты обезопасенный народ! И в том не ошибешься, судя по ранам твоим! И не бросишься ты рядиться (?), чтоб мы с вами врагов погнали, и от беды избавитесь, и жизнь другая будет у вас. Потому как были мы с вами гордыми, и не подчинились им. И более тяжкие поражения будут за нами . И мы после тех тысячи пятиста лет - как многие бывали у нас битвы и войны - а всё мы живы, благодаря жертве юношей и воевод.

 

Дошечка 7в(с. 196) (II 7в,с. 138)

И тогда не было иначе, и сегодня войны беды достают нас. И можем мы отбиться от врагов. И так ежедневно мы отбиваемся и взяли себе то и это. Во-первых позвали под стяги вождей наших - которые еще не обабились, а суть герои. Сходимся мы воистину на площадях своих и говорим, что по-другому не будет, а мы должны идти на Греков, которых стало больше.

Молвили мы ведь ясно, и Индра идет за нас, как шел за наших Он Отцов на Трои-скую землю, на Ромеев. И беда нам, когда б варяги вели наших воинов на то, как нам самим известно.

Тысячу лет отбивались мы от Ромеев и Готов. И Сурьянта с нами. Но не забудем, как Готы соединились с Гуннами на нас. И Галарех набросился с полночи, а Гунны - от полудня. И тут плакали Русколань и Борусь, поскольку Гунны вооружали Готов. Тут Русы поднялись своей силой и Гуннов отразили, сотворяя край Антский и Скуфь Киевскую.

А нынче от сечей сердце наше кровоточит с утра до вечера. И ходим с вами мы и роняем слезы о судьбах жизни нашей. Они немо в тот час стонут {?), и так мы с вами знаем, что время придет, что на сечи должны мы ходить на врагов - Греки ли то, или Гунны. А их-то мы должны охомутать и стреножить, чтобы не стало нам врагов, как мерзости перед глазами нашими.

Галарех ведь заплатит за то, и мы должны принудить Хорсунь заплатить за слезы дочерей наших угнанных и сыновей, в рабство взятых. Плата ведь та - не серебряная и не золотая, потому как отсечь им головы - и на щепки покрошим.

 

Т.е. "не унизим недоблестными деяниями".

220 Синее море - Азовское.

221 Т.е. Отцы.

222 Персонаж Влескниги (мат(р€ £ва, что перводится как Матерь Всех, или матер* £ва £лава - Матерь Всех Слава/

Всеслава); упоминается в текстах почти пятьдесят раз. Она ведет и направляет Русов.

223 Т.е. "и мы поем, и Матерь".

224 В исходном тексте "грда" - "гордыми" или "героями". Т.е. "мы их минуем".

226 Т.е. на Трою.

227 Т.е., "Беда нам, когда б варяги, а не наш Индра, вели нас тогда на Тройскую землю".

Этот эпитет (Сурьянта - Солнечный, ~ая) может относиться к Индре или к Матери Всех Славе; возможно, это еще одна форма имени "Сурья". Слово "Скуфь" в данном контексте означает "держава", "страна"; в других - "степь". 230 Греческую Хорсунь.

 

Дошечка 7г(с. 195) (II 7г,с. 166)

И так будем мы от родов тех роды. Потому как брешет сука греческая, лис хитростью отвернул нас от травы нашей, и то нам ясно, что солнце нам вредит . То ведь наша мета - учиться, и не отбросим ее.

Ведь спустя тысячу триста лет от Карпатского исхода Аскольд злодей пришел на нас. Тут загнулся ты, народ мой, от такого лада и, сказав, что "любо", пошел под стяги наши. И защита-то та от врагов на Руси - могучий Сварог наш, а не Боги другие . А помимо Сварога нет у нас ничего кроме смерти - и она-то не страшна, коли мы решились. Се, Сварга зовет нас и идем к ней.

И ведь идем, потому как Матерь Всех поет песнь ратную, и нам с вами надобно прислушаться к ней, чтобы нам не есть травы, скот наш Грекам отдавая, а они нам -каменья, чтоб мы грызли, а ведь зубы у нас крепкие и острые! Они ведь нам говорят, что мы звери и рычим в ночи, страх наводя на людей - каковые суть Греки. Вопросят нас народы, что мы, а мы с вами расскажем, что мы люди, нет у которых собственной страны, а правят нами Греки да варяги. Так и что ж расскажем детям нашим, которые нам будут отвечать плевком в глаза - и правы будут?

Вот ведь, дружины собрали мы с вами под стяги наши, и говорим всякому, что нет у нас еды, и пропитание себе на поле будем брать. И где отберем у Греков, то поедим, а не отберем - и есть не будем. Ведь Матерь Всех поет над нами, и нам надобно стяги наши дать ветрам трепать, а коннице - степью скакать, чтобы нам пыль поднять военную, и врагам дадим вдохнуть ее.

В тот день первая битва - наша, и было у нас двести убитых за Русь. Вечная им слава! И идет к нам народ, а нет у нас боляр, чтобы пришли к нам ,

 

Дошечка 7д(с. 196) (II 7д,с. 168)

и чтобы мы справили тризну славную по врагам. И соколами налетим на Хорсунь, чтобы взять еду и добро, и скот - но не брать в плен Греков. Они-то ведь нас знают как злых, а мы добрые - к Руси. И тьма не будет с нами - но с теми, которые, чужое беря, говорят, что делают доброе. И не будем как те; один есть Воевода наш Ясный, и потому потщимся на труд наш ратный, чтобы победить врагов до единого. Как соколы нападем на них и бросимся в битву сильную.

То ведь Матерь Всех поет во Сварге о подвигах ратных. И пойдем от домов своих и бросимся на врагов, чтобы дать им отведать русского меча. Сеча ясная речет, что не надобно нам другого делать, а лишь идти вперед. А "назад" не должны мы говорить, потому как нет у нас задов, только переды. И быстро пойдем, и кто быстро идет, быстро имеет славу, а который потиху идет, то вороны на него каркают и куры квохчут.

 

Мы - не говяды , а есьмы Русы чистые.

Т.е. "являемся".

232 гГреческий же. 2Ъз Т.е. Греки на то намекают, чтобы Русы на север убрались. " 1 .е. наша характерная, отличительная черта, тж. цель .

235 Небесный Бог, Владыка Неба - Сварги.

236

Т.е. других народов.

237 ^ и "

Т.е. что за люди .

238 Продолжение на следующей дощечке.

239 Бог.

240

1 .е. отнесемся к нему с почтением.

241 Олицетворение сечи, битвы.

242 "ГОВНДО" - "крупный рогатый скот", т.е, "не скоты мы бессловесные"

 

И это - другим научение, чтобы знать, как Правь есть с нами, а Нави не боимся мы с вами, потому как у Нави нет силы против нас. Потому надобно нам молить Богов о помощи в трудах наших ратных и усердствовать.

Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями о трудах ратных и славе воинам, которые испили воду живую от Перуницы в сече жестокой. И та Перуница летит к нам, и она рог дает, полный воды живой о жизни вечной герою нашему, который меча вражеского получил, а голову отрубленную потерял. Так смерти нет у нас таким, но жизнь ведь вечная, а вожди-братья о братьях труждаются.

 

Дошечка 7е(с. 196) (II 7е,с. 12/8)

А умрет - и на луга Свароговы идет, а там Перуница речет: "То ведь никто иной, а Рус-герой, а не Грек и ни варяг, а славный роду славного. И он идет вослед за пением Матеревым, Матери Всех Наших, на луга твои, Свароже246 великий!"

И речет ему Сварог: "Иди, сыне мой, к красе этой вечной и там узришь ты своих деда и бабку. А они-то в радости и веселии тебя узрят! Плакали они много доныне, а теперь им будет возрадоваться о жизни твоей вечной до конца концов." А краше того, что там, мы не ведаем.

Как воины ясные, цель у нас иная, не как у Греков - и слава у нас иная. И так дойдем до Рая нашего и узрим цветы прекрасные и деревья, и луга. И нам свивать снопы, на полях тех жито убирать и ячмень веять, и пшено-просо собирать в закрома Сварожьи. То ведь богатство иное! - потому как земное было во прахе и болезнях, и страданиях , - и да будут мирными дни его вечные.

А мы остаемся на месте его и бьемся сурово, и падем со славою; туда пойдем, как тот.

Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями по бокам своим обапол, как возжженная сияет светом нам. И всякое перо иное: красное, синее, голубое, желтое и серебряное, золотое и белое. И Она ведь сияет как Солнце-Царь умеет и вокруг идет посолонь Она ведь светит семью красами, которые заветом о Богах наших стали. А Перун, Ее узрев, гремит в небе ясном . Она ведь - наше счастье, и так нам надобно всю силу отдать, чтобы мы увидели то же и отсекли старую жизнь нашу от новой, как рубят дрова в доме огнищанина простого.

Матерь Слава бьет крыльями о полы "", и идем под стяги наши, а они ведь - Стяги Ясные.

 

24j Перуница - дева, встречающая воинов, павших за свою землю и идущих в полк Перуна, в мире Сварога - Сварге.

244 ^ "

1 екст следующей дощечки явно является продолжением данной, по крайней мере, по смыслу.

245 Т.е. Славянин (£лав(Н- славный; прославленный; Славянин). Звательный падеж от "Сварог".

247 "й£УН("ясные в "В0( Н<;ун(" синонимично "РУ£€" - русые, светлые; Русы, Русичи.

248 Т.е. отличаемся от Греков отношением и намерением.

249 Или "Ира" - "Ирея".

250 А там благо непреходящее.

251 Т.е. павшего воина.

252 Т.е. с обеих сторон.

25^ una £уНЬ"^ 5укв. - (вслед) за Солнцем, т.е. по направлению "хода Солнца по небу". Солнце, как кажется, идет по небу слева направо, по часовой стрелке, как бы обходя Землю, будучи обращенным к ней своей правой стороной, тогда как в действительности именно Земля вращается против часовой стрелки (Z), как и по орбите вокруг Солнца. (И Солнце, видимо, вращается так же.)

254 Здесь похоже, что Матерь Всех Слава олицетворяет, в частности, радугу (радуга - рай-дуга - "райская дуга" или

pa-дуга - "солнечная или радостная дуга".

255 Т.е. "по бокам".

 

Дошечка 7э(с. 196) (II 7э,с. 66)

Там Перун идет и головой золотой трясет, молнии рассевает во Сваргу синюю, и она укрепляется от них. И Матерь Слава поет о трудах всяческих ратных. И нам надобно послушаться и хотеть брани яростной за Русь нашу и Святых Праотцев наших. Матерь Слава сияет до облаков как Солнце и предвещает нам победы и гибель. Но мы-то с вами не боимся, потому как - то жизнь земная, а ведь есть и жизнь вечная. И о том нам надобно заботиться больше, потому как земное против неё - ничто. Мы на земле как искры, и исчезнем ведь во тьме, как бы нас никогда и не было.

Так слава наша пойдет к Матери Славе и пребудет в Ней до конца концов земных и иных жизней . Это у нас с вами по-свойски, не бояться смерти, потому как мы -потомки Славные, а Даждьбог породил нас через корову Земунь . И вот мы Кравенцы - и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы остаемся наследники Русские и с пением ведь идем во сие в Небо Сварожье Синее.

А в старое время Рыбоеды нас оставили, не желая идти в землю нашу, и сказали, что-де "ведь вам и так хорошо". И случилось, что пропали они все и не плодились с нами, и перемерли как неплодные, ничего от них не осталось. И не знаем мы с вами вообще о тех, Костобоки которые. Те ждали помощи от Сварги самой, не стали вот трудиться, и также другое сталось, Илирами поглощены были. Вот ведь, говорим мы, в любом случае правда, что ни десяти не осталось от обоих тех, и так Илиры были поглощены нами, и так нет у нас ни тех, ни этих

Так Дулебы были нами повернуты на Борусь. Мало осталось Илиров, и не они ли называются Ильмерцами, и те ведь уселись возле озера . А вот Венды уселись дальше, а Ильмерцы остались там. И так их осталось мало.

И речется все Поле наше. И бьет ведь крыльями Матерь Всех и поет песнь к сече. И та птица Солнце-Царь не есть, а Она от Того начала быть.

 

Дошечка 7ж(с. 197) (II 7ж,с. 98)

И тут знать нам надобно, чтобы род Русский собирался в десятки, и десятки - в сотни, и чтобы те нападали на врагов, чтобы пинать их головы отрубленные. И там злодеев посчитать, чтобы звери-хищники, их поев, издохли.

Текут реки великие на Руси, и многие воды журчат спевы стародавние о тех боля-рах, которые не боялись, в поля готские идя, и годы многие бились за Волю Русскую. Те-то Славные ничего не берегли, ни живота своего.

Так говорит о них Берегиня и бьет крыльями Матерь Всех Слава и говорит о тех потомках, которые ни Грекам, ни варягам не поддадутся. Речет та Птица о героях Борусских, которые от Ромеев рук пали около Дуная возле Троянова вала.

 

256 Здесь отчетливо намекается на убежденность наших Праотцев во множестве жизней. Не говорится об этом часто

потому, что и так всем это было известно.

257 "крава зшунь/ замунь" - олицетворение рождающей Земли.

258 Потомки Коровы.

" Древнее племя, по-гречески "массагеты", санскр. матсья или матсьяада - воспоминание о жизни в Средней Азии.

6 В оригинале здесь "Сварга", как и в санскрите, мужского рода.

6 Древний народ, живший возле впадения Дуная, у Черного (Русского моря), а после ушедший на север.

6 В оригинале букв, "никоторых".

ь' Или "повернулись от нас". 264 У Ильмерского озера (Ильменя).

6 Западная ветвь славян, жившие во времена, описываемые в контексте, в частности, у Венедского (Балтийского) моря.

6 Степная и лесостепная зона. 267 Т.е. от Солнца-Царя.

6 Часть степи, захваченная Готами.

 

А они без тризны легли, и Стрибы те пляшут, о них плачут по Овсеню, а зимой студеной грохочет о них же рёв степной. А голуби дикие и так рекут, что погибли они со славой, а не оставили земли своей врагам. Не мы ли сыны - да и потомки - и не покинем так землю нашу ни варягам, ни Грекам!

Тут Заря Красная идет к нам как жена благая и молока дает нам, во силу нашу и крепость двужилую. И также слышится нам вестник конный, скачущий к закату Солнца, чтобы готов был Его челн золотой к ночи. И влекся воз волами смирными по степи синей, и там-то ляжет Солнце спать в ночи. А день когда пройдет, наступит вечер, и явится пред вечером всадник второй, и так он Солнцу говорит, что волы и воз уж там и ждут его на Пути Млечном, что пролила в степи Заря, которую поторопила Мать.

 

Дошечка 73 (с.197) (II 7з,с. 52)

Так мы и говорим, что есть у нас красные венцы Веры нашей, и не надобно чужих нам добиваться.

Тут князь наш рек, что надобно идти к болярам ясным нам, чтобы мы хранили то от вражеских побед. Раньше или позже, но будет когда-нибудь тому конец, и будет у нас сила наша по степи.

Матерь Солнцева274 свои <П"роШй и крылья распускает обапол (?). Тело в середине, а голова светлого на плечах его, воеводы славного, какие не жалеют, светлые, (?) в сече головы своей, и от тех дней уберегут ее.

Когда и Щеко идет на закат солнца с воинами своими, и Хорват берет своих вой-нов тогда, другую часть . И Щеко поселился с Русами. И так с ними поделил их земли и с ними Русколань он сотворил. Кий же в Киеве уселся. И ему мы подчиняемся, и с ним вообще Русь строится. И так на нас другая будет сила. Не пойдем мы с ней, а с Русью, потому как есть она Мать наша, а мы - Её ведь дети, и будем до конца мы за Неё.

 

Долечка 8(с. 199) (8,с. 130)

И так промежду Русами содеялася распря и усобица. И Жаля встала между ни278 гми и стала плакать и выговаривать, да не идем за ними, потому как там будет нам погибель наша, и дождемся так до той поры, как от нас не будет ничего. Вспомним же о том, как во времена Орея Отца был Славных род един. А после Орея Отца его три сына разделились натрое. И стало так же с Венедами и Русколанами, что разделились надвое. То же и с Борусами, что разорвались надвое - так у нас уже почти с десяток будет. Почто же гряды городить и огороды устраивать, коль нам делиться до бесконечности? Ведь Русь единая-то только может , а не десятки, - а родичи-то начали делиться.

 

6 Персонаж, упоминаемый во Влескниге только один раз, возможно, эпитет-аспект Матери Всех. Т.е. солнечная повозка по Сварге синей. Т.е. Млечный путь - молоко, которое Заря пролила.

272 т г> 1.е. красные венцы Веры нашей. * Т.е. вражеским победам, победим и мы. 274 Скорее всего, не "Матерь Солнца", а "Матерь Солнечная". Т.е. когда Щеко пошел, то и Хорват взял своих и тоже пошел.

276 т « ~ я

1 .е. нападет или найдет на нас .

"Распря" - раздор между своими; "усобица" - отдельная ото всех жизнь, "на особицу", от "собь", "собина",

"собинка" - своё, своя собственность. "Особица" - фонетический вариант (другое произношение) слова

"усобица", так же, как "украина" - фонетический вариант слова "окраина". Т.е "чтоб не ходили мы за теми, от кого усобица". 279 Или "Вендами".

Т.е. в состоянии бороться и побеждать.

 

А враг напал на нас, должны обороняться мы, как сказано, а не говорить, какой отец у вас. Есть ли коров десяток хоть у вас, и пропади из-за врага хоть сколько, то ищешь их. Ты ведь еси - да и пребудешь в Роде до твоего конца. Десятки тысячами сделаться должны. Когда-то тот Оглендя по степям коров водил и тогда слова глаголил многие о родичах своих, и почитал он сам себя превыше Пращуров и Орея Отца. Такой-то вред творить не будем, таковым последуя, и по таким стопам все не пойдем.

После же Галареха те, что остались, Готы ушли на полночь и там исчезли, и Дете-рех вел их, и после же о них не знаем ничего.

А Берендеи пришли к нам и сказали, что весьма их Яги притесняют, что по гуннским стопам пошли

И так тот Белояр сказал им подождать и к ним пришел, и с тьмами пятью пошел к ним неожиданно, и Ягов разбил, которых на все стороны как блаженных разбросал. И взял коров их и говяд их, а дочерей, юношей и стариков напрочь перебил. Есьмы мы Русичи. Гордиться нам происхождением нашим надобно и, держась один другого, бороться до смерти правой.

К тому еще мы вспомним Дира, то есть того, который на нас напал и разбил нас за разделы наши и усобицу. А после варяги Эрек с Асеком уселись на шею нашу и опротивели до крайности нам. Есьмы потомки рода славного мы, что пришел к Ильмерцам и уселся там до Готов. И вот уж лет и тысяча тому . Пошли на нас Коло9ЯЯ ты (?), с железами своими повстречали нас. Поворотились они к заходу Солнца, Которое во твердой руке нас держит, от орала-то и до меча и страх ему наводит на чреслы, от нашей земли прогнав.

А Ильмерцы, на то глядя, не защищались вовсе и пропали. Ничего мы не могли тут сделать иного, потому как Ильмы не хотели ни железа в руки брать свои, ни защищаться от врагов. Таковые роды иссохнуть должны, чтоб унаследовали им другие.

Гром гремит во Сварге синей, и надобно лететь нам на врагов как ласточки гро-моносные и быстрые, и быстрота та - быстрота Русского нового меча. И цель у нас иная нынче - чтоб степь за нами Скифская была. А то всякие, кто бродит в ней, начали злы9Q1

ми становиться и захватывать у нас коров. Коровы наши там ходить должны, и наши родичи жить должны там, потому как Колоты вчерашние ныне суть варяги и Греки, которых называют также Эллинами . А кому то будет невдомек, таким-то будущее -кабала и рабство. Обороняй ты Землю Русскую и обороняй себя, а то б иных бы не было на шее на твоей, а то враги не прочь ведь охомутать и привязать к возам и чтоб тянули их " туда, куда чужая хочет власть, а не туда, куда ты хочешь. Жаля сама великая

 

281 Т.е. "находишься".

Т.е. ведут себя подобно им. * Имя князя. Т.е. с пятью тьмами (50 000) воинов.

Уменьшит.-уничижит. от Рюрик (?) и Аскольд; во Влескниге приводится и полная форма имени Аскольда: а£ШД. 286 Здесь озеро Ильмень не упоминается, поэтому можно предположить, что под именем ымарщк тут имеются в виду Иллирийцы. Но не один ли и тот же это народ?

Тысяча лет, на IX в. н.э. - с I в. до н.э.

' Кельты (?); в др. месте ККЛЦ01, но далее Колоты упоминаются отрицательно, а в др. месте Кельты (ККЛЦ01) упоминаются в числе Праотцев.

289

1 .е. с железным оружием.

290 u ^

Т.е. врагу .

291 Слово ЗЪЛЪ "злой" имело общий смысл "дурной", "плохой", "дурно поступающий", "злодей", "вор"; ср. укр.

"злодш" - "вор". Влескнига отличает Эллинов от Греков. * Т.е. "возы" - иносказательно об иге захватчиков.

 

с Кариною тому, кто не доразумеет эти слова, и Гром ему небесный, чтобы повергся Долу295.

И кто единственно владычествовать нами не оставил - так это Хоре наш, - и Перун; Яро, Купало, Ладо и Даждьбог. И когда Купало придет в венце, сплетенном из ветвей зеленых и цветов, да и плодов, что на главе Его возложен, в тот же час нам надобно далёко до Днепра и до Руси скакать. О смерти мы с вами думать не станем, и прекрасна на поле наша жизнь.

Матерь Слава Всех бьет крыльями и на сечу нам идти речет. И надобно идти, и не до кушаний-еды, лакомого сала, - пусть придется спать нам на земле сырой и есть зеленую траву, покуда не будет Русь вольной и сильной.

В то время как Готы шли с полночи, Германрех, тут и Гунны, и так он поддержал-ся ими. И у нас так было два врага на двух концах земли. Тогда же Болорев перед трудами великими и засомневался. Тут Матерь-то летящая речет ему, что первее нам надобно на Гуннов пасть и их разбить, и поворотиться на Готов. И тот, так поступив, разбил тех Гуннов и поворотился на Готов, а там сына Германреха поверг и умертвил.

 

Дощечка 8(1-28298) (С. 219) (III 8/j,с. 174, 112)

Как голод-то настал, и стали убоги мы и нищи. И разве что иные железа наточат и Индру нашего оттуда извергнут

Вот ведь Аско и Эрек по Непре ходят и наших зовут людей на битву. Но, потому как Дир у них, не надобно идти нам к ним.

Вот это-то пусть будет нам наукой, чтоб уразумели мы с вами ошибки наши, и была б у нас иная стать, не как у наших у врагов. Вот ведь, у Аска были воины свои; их посадил в ладьи и грабить иных пошел, чтобы с теми на Греков пойти, разорить их города и жертвы принести Богам на их земле. Тогда как в самом-то деле всё это не так, потому как Аско не Русич, но варяг, и цель его другая; поле-то Русское он попирает нам и, сотворяя зло, погибель он получит. И Эрек не Русич, - и этот лис в степь идет хитрить и побивает гостей торговых иных, которые ему-то доверились

На погребения старые мы с вами ходим и там подумаем , как наши Пращуры дышат под зеленою травой, и там узнаем , за что идти и быть какими.

И тут все родичи делились, а кому пребыть-то старшим, кто ж из них подастся к Отцам и Праотцам мар1Ш(нь$ка , кто происходит от них, а кто остался простецом" . И свара" та великая Русов одолела, и до раздора и раздела дошли они. И Греки так погнали их, - ведь разве ж силы не было б у них, как если б были они сцеплены в круг и с флангами" . Всяк один стоит и на соседей своих поглядывает, и от этого нет веры у

 

294 Карина/ Карыня, плакальщица, Божество.

295 Сейчас более обычное выражение "повергся ниц".

296

1.е. не перестал управлять нами и повелевать.

297 Имя князя.

298 По «ВК», 1990: "После указания номера дощечки в скобках приписано: 1 - 28". Или так низвергнут /

ло Тж. уменьшит, от а£ШД(см. выше).

301

1 .е. с теми же, со своими воинами. ' И жертвы нашим Богам он не принесет. ' ' Которые наняли его для своей охраны. ' "Поразмыслим", говорят нынче.

' Путем такого раздумья - мысленного с Пращурами общения. м "Умершим" - ?

' Т.е. у кого не было доблестных предков. 308 Т.е. "ссора".

' Возможно, военная терминология; смысл тот, что если бы у них было единение, то и сила бы была. 310 В битве.

 

него, - веры, что мужей бросает в сечу. Так возвратились и ссориться начали о походе, кто лучше поразил, а кто Ш(*крн . В былые времена о другом шла, о победе, речь. А после же опять - об Отцов своих походах.

Так ведь, уничтоженная Готами и Гуннов зверствами, пала Русколань. И сотворилась Киевская Русь тогда и Антская, и Готы устрашились, пошли оттуда прочь до Све-рязи . Как мы знаем, Сверязи суть две. Одна Венедская , а другая - Готская. И тут-то Готы прибыли в нее. И Готы там усилились. А Венды же ослабились так те до тьва Тогда Жеменды были около тех, и то были Литава и Илмо звали они себя, мы ведь зовем их Илмры .

 

Дощечка 8(2) (с. 213) (III 8/2,с. 16, но, 102)

Вот прилетела к нам и села на дерево, и поет птица, и всякое перо - иное и сияют разные цвета. Стало и в ночи как днем, и песни на борьбу и битву поет она.

Бивались мы с врагами. Так вспомним же о том, каковы Отцы наши ныне во

•з 1 п

Сварге синей и глядят на нас, и хорошо усмехаются сим . И так мы не одни, с Отцами нашими. И подумаем о помощи Перуновой, и видим вот, как скачет во Сварге Вестник на коне белом. И он меч воздвигает до небес и разгоняет облака, и гремит гром, и течет вода живая на нас. И пьем ее, ибо она во всяком случае от Сварога до нас жизнию течет. И пьем ее как источник Жизни Божеской на земле.

А вот Корова Земуня идет в Поля Синие и начинает есть траву ту, и Молоко дает. И течет это Молоко во Хляби и светит в ночи звездами над нами . И тут Молоко мы видим, сияет оно нам. Этот-то {неразборчиво -О.т. ) Путь правый, а иных нам не надобно.

Тут чуй, потомок, славу ту и держи сердце свое о Руси, которая есть и пребудет нашей землей. И ее нам надобно оборонять от врагов и умереть за нее, как день умирает без солнца-Сурьи - не потому, что темень, а потому, что вечер. А умирает вечер, и вот ночь.

В ночи Влес идет во Сварге по Молоку Небесному, и идет к Своим Чертогам, и на заре доходит до Ворот . Там ждем мы все, чтобы запеть и Влеса славить от века и до века, и Храмину ту, которая блестит огнями многими и делается Агнцем чистым.

Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп" " у огнища и почитать его как Божественного Отца.

Отцам нашим и Матерям слава, которые нас учили о Богах наших и водили сте-зею правою. Так идемте и не будемте нахлебниками, но славными" Русами, которые Богам Славу воспевают, и так они Славяне" " оттого.

 

м "Промазал" ?

312 (?)

Лз Иначе "Вендская", т.е. "Вендов" Л4 "Из-за того" ?

' Летописная Жмудь - Литовцы; оказывается, они же Илмры (Ильмерцы - Иллирийцы - ?)

Л6 Или "Ильмерцы".

' Т.е. "этим", "которые тут".

Л8 Т.е. в небе, во Сварге.

' Млечный путь.

320 На земле.

321 Здесь и далее примечания такого вида - из ТОДРЛ, т. 43 («ВК», 1990).

' Здесь, возможно, говорится о движении некоего созвездия по имени "Влес" по небосводу, которое к утру достигает востока. з2' Олицетворение Сварога.

м "£лавун("в "£лавун( РУ£("имеет смысл и "Славяне", и "славные". j25 "<;лавун("- и как эпитет "славные", и как имя народа "Славяне".

 

От морских берегов моря Готского шли мы до Днепра, а нигде не видывали бродягу другого, такого как Руса. А эти-то Гунны и Язы отогнаны. Так ведь был у нас бо-лярин Оглендя, который над нами посвирепствовал и драл нас на части.

От утра до утра видим мы, как и иное дурное делается на Руси, и ждем, что настанет доброе, а ведь не настанет оно иначе, если силу свою не сплотим и не возьмем цель единую в мысли наши. Это ведь глаголет вам голос Праотцев. И этому вонмите, потому как иного не должны вы делать! Пойдем в степь нашу и будем бороться за жизнь нашу как герои, а не как скоты бессловесные, которые ничего не ведают.

А вот Красная Заря идет и каменья нижет на убранство свое. И Ее мы приветствуем ото всего сердца - как Русы, а не как Греки, которые не ведают о Богах наших и ре-кут недоброе, невежды.

Ведь сами мы носим имя Славы, а славу их покажем на железе ихнем; пойдем мы с вами и на меч.

Вот ведь и медведи встали, услышав славу ту, а олень скачущий останавливается и речет другим о Русах, - эти-то не убьют их просто так, разве по необходимости. Греки же воюют по прихоти своей. А эти-то - Русы геройские, и похлебку дают не как Греки, который берет - и злобится на дающего.

Эту-то славу орлы клекочут тем и этим, что Русичи вольны и сильны по степи.

 

Дощечка 8(3) (с. 213) (III 8/3,с. 92)

Когда наши пращуры Сурожь строили, начали Греки некие приходить торговыми гостями на торжища наши. Прибыв, смотрели и, увидев землю нашу, посылали к нам множество молодежи и дома строили и города для мен и торжищ.

И однажды увидели мы воинов их, вооруженных мечами и в броне, и скоро нашу землю прибрали они к рукам своим и повели игру не так, как мы. И тут мы видим -Греки праздны, а Славяне рабствуют на них. И так наша земля, которая четыре века была наша, стала греческой. И мы там - как собаки, что погонят нас скоро камнями прочь оттуда. И земля та огречилась. Так сегодня мы с вами должны достать ее и кровью нашею полить, чтобы была она нам с вами плодородной и жирной.

Летит во Сварге Перуница и несет рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов. И Перуница та речет: "И как же, Русичи, проспали вы пашню-то свою? Бороться вы должны в сей день!"

А вот и Сурья та речет: "Идите, Русичи, и что же с этим вы делать будете?! И куда пойдете из края своего?" Так ведь мы ударились о стену ту и сделали мы с вами дыру для нас и нашего всего, и будем у себя одни.

Се, а кому Перун присудит, тот будет в Раю есть пищу вечную, во Сварге полу-чаемую. Погибли разве мы сегодня, и нету врат других у нас", чтоб мы ходили живыми? Мертвыми уж лучше быть, чем на чужих живыми нам рабствовать. И никогда ведь отрок " не живет лучше повелителя, хоть он к нему и хорошо относится. Надобно князей нам наших слушаться и завоевывать начать землю нашу, как нам они рекут.

 

326 Т.е. "что ни день".

' Повелит, мн. ч. от гл. "внять", "внимать", т.е. "слушайте и поймите".

' Т.е. "наше имя Славы".

' Нарушение согласования по числам - в исходном тексте; такая особенность довольно часта во «Влескниге» - как

и в ведийском санскрите. ^ Т.е. получить, добиться.

^ Который дается Перуницей воину, павшему в битве. зЪ2 Т.е. "разве нет у нас выхода?" 333 Т.е. раб.

 

Тогда и Интра приходит к нам, чтоб сохранить нам силу к трвьь и стоять нам крепко за поле свое. Обостряет ведь Сила Божеская нашу, и будем непобедимыми в поле мы стоять.

Принесем жертвы Богам своим на рушение их - и порушим и тех, которые еще ходят гоголем , а должны бы долу быть повержены во прах во крови их.

Если б сколько-нибудь бить посмелее нам, так Греки наполовину станут такими, что не имеют силы той и все обабились, а у таковых мечи-то тонкие и со щитами легкими, и быстро такие выдыхаются и на землю кидаются тут по слабости своей. Потому как помощи от василевсов нет им, и на защиту свою самим вставать им.

Тут Сурожь будет наша; иных, а будет наша, и никого мы ихних слушать не должны.

Говорят они, что установят нам свое письмо, чтобы его мы взяли и утратили свое. Вспомни-ка того-то ведь Илара, что хотел учить детей-то наших, а прятаться ему пришлось в домах тех, - будто мы того не знали; учился ж нашим письменам, и как Богам нашим требы-то устраивать

И это говорю я вам же. Поприте вы тех Греков, как говорю, поскольку ясно это мне, и видел я Кия, нашего Отца, и он сказал мне, что мы с вами их уничтожаем, - и уничтожим Хорсунь и мерзость амастридскую, и будем мы с вами великой державой с князьями нашими и городами великими, и железом без числа, и будет несчетно потомков наших. А Греки уменьшатся в числе и будут на минутое свое дивиться и головами своими качать.

Содейте так, поскольку будут нам грозы многие и громы грохотать, чредою беспрерывно друг за другом идя . И окончательно так мы победим, сотворим мы это на века многие благодаря Богам, и нас никто не уничтожит.

Как львы, стойте один за одного, и держитесь князей своих! И будет с вами Перун и победы даст вам.

Слава Богам нашим до конца концов веков земли этой, и до благ всяческих Руси, Отцовской земли нашей! И так будет, ибо те слова имеем мы от Богов.

Дошечка 9а (с. 200) (I 9а, с. 20)

В то время был Богумир, муж славы, и было у него два сына и три дочери. Скот они водили в степь и жили там средь трав во времена Отцов. И были они Богам послушны и разумом сметливы. И так же мать их, которая звалась Славуня, которая для них готовила потребное.

 

'34 Вариант имени "Индра".

335 ^

" Т.е. врагов.

^ В оригинале употреблено словосочетание "КОБЬМ fTaTl", - от этого же корня и современный глагол "кобениться", но, поскольку буквально на современный язык это идиоматическое выражение не перевести, пришлось выражение изменить, оставив примерный смысл.

337 Т.е. "вниз".

j38 Т.е. "иным принадлежит сейчас".

339 Греки.

j40 Возможно, говорится и о Кирилле, но, скорее всего, "Илар" - сокр. от "Илларион", т.к. в русском греч. окончания обычно опускаются.

j41 Т.е. как проводить богослужение, жертвоприношение.

j42 Т.е. "во Сварге", как намекает автор этого текста.

Лз Амастрида - на южном берегу Черного моря, по сведениям С. Лесного.

j44 В оригинале "и те и другие соединятся, начиная друг друга" т.е., когда одно будет кончаться, тотчас же начнется другое.

j45 "0 Т01 ща£" - "в то время", т.е. в древности.

 

И говорит им как-то Богумир: "Вы - Семь Дней, а мне надо дочерей своих отдать и внуков посмотреть". И так сказал, запряг повозку и поехал, куда глаза глядят. И приехал к дубу, стал в поле и остался ночью у огнища своего. И видит вечером: мужи, трое на конях, направляются к нему. И говорят они: "Здрав будь! Чего ты ищешь?"

Поведал Богумир печаль свою. А они же отвечали, что сами в походе, чтоб жен найти. В степь свою вернулся Богумир и трех мужей он дочерям ведет.

От этого-то три рода изошли и славные были. От этого-то происходят Древляне, Кривичи и Поляне, потому что первой дочери Богумира имя было Древа, а другой -Скрева, и третьей - Полева. Сыновей же Богумира были имена Сева и, младшего, - Рус. От них происходят Северяне и Русы.

Три же мужа были три Вестника - Утро, Полуденный и Вечерний

Сотворились роды те на семи реках, где мы обитали за морем в Крае Зеленом, куда скот водили древле до исхода к Карпатским горам. То были те лета за тысячу триста до времени Германреха.

В те времена была война великая на берегах моря Готского, и там Праотцы накидали курган из тех камней белых, под которыми погребли боляр и вождей своих, которые в сече пали.

 

Дошечка 96(с. 201) (I 96,с. 22)

Пришли они из Края Зеленого на море Готское, и там потоптали Готов, которые нам поперек пути встали. И так бились мы за земли те и за жизнь нашу.

А до тех пор были Отцы наши на берегах моря по Ра реке, и с великими трудностями переправили всех людей и скот на тот берег . Пошли к Дону, а там Готов увидали; пойдя на полдень, и Готское море увидали, и Готов вооруженных, против них ставших, увидели, и так принуждены были сражаться за пропитание и жизнь свою, потому как Гунны были по пятам Отцов и напали на них, людей побивали и скот брали.

И так род Славен двинулся в земли, где Солнце в ночи спит, и где травы многие и луга тучные, а реки рыбы полны, и где никто не умирает.

Готы ведь были еще в Зеленом Краю и немного опередили идущих Отцов. Ра ведь

Т/ГА

река велика и отделяет нас от иных людей и течет в море Фарсийское.

Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил там СиньТ/Г1 "\(\)

цев" , идущих к Фряжцам" , что Гунны на острове своем и поджидают торговых го

 

£ШЬ AtHMOl" - букв, "(вы) есте семью днями" - т.е. они являются олицетворением семи дней - возможно,

намек на какой-то миф; также, возможно, намек на то, что три дня считались мужскими, а четыре - женскими. 347 У костра или ритуального очага. з4г Т.е. прославились.

349 Которые олицетворяются тремя всадниками (конниками). Чаще же (как и в индийской ведийской традиции) выступают два вестника - утренний и вечерний.

350 о £«дмьрьцьх - о (во/ на) Семиречье.

3~ В то время, как они пришли из Семиречья.

3~ Как одно время называлось Сурожское - Солнечное (Азовское) море или часть его.

3~3 Текст следующей дощечки явно является продолжением.

3~ Несовпадение лица также встречается в текстах Влескниги.

3~ По пути из Семиречья.

3~ Т.е. на северо-восточном побережье Фарсийского (Каспийского) моря.

3~ "Тот берег" по отношению к восточному берегу, где они были до этой переправы.

3~ Т.е. Славянский.

359 ^

" Т.е. на запад.

360 Которые восточнее ее.

361 Китайцев ?

зЬ В то время, конечно, Фряжцев, скорее всего не было, но названо так какое-то западное племя по аналогии с названиями, современными автору.

 

стей, чтобы обобрать их. Было то за полета лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре . А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую , и не пришли они уж никогда.

 

Дошечка10 (с. 201) (II 10, с. 26)

Богумиру ведь давали Боги блага земные, а того у нас нет. Вот ... как нам было поТ/Г/Г

другому ... И старших в родах мы избирали князьями, которые от древних времен суть наши вожди. Нанимали мы раз все... Ведь были князья долгое время . И их-то Греки не извели, и они стояли до конца, как мужи обещания, и потому же родам нашим надобно, чтобы давали мы потомкам их, чтобы те управляли нами...

А после Богумира были Орий со сынами своими. А когда Гунны большую войну начали за создание своей великой земли, так пошли они прочь оттуда на Русь.

Ныне другое время, и нам надобно браться за гужи и тянуть вперед, чтоб не говорили, что оставили мы землю нашу и заняли другую, но пусть говорят, что мы весьма сражаемся за себя.

Так, Борусы, не оставляйте Греков на земле вашей и сражайтесь за неё... В те времена Pa-река была границей с другими землями, а сегодня возжаждались враги наши на нас, и приходится нам сражаться за внуков наших, чтобы нам удержать степь нашу и не дать земли другим... Так нам надобно по-другому делать, а не жечь дубы на полях своих, и не сеять на них, и не жать жатву на пепелище, потому как есть у нас степь травная, чтобы скот водить, оберегая его от врагов

 

Дошечка Па(с. 202) (II Па,с. 6/4)

Вот, примитесь, первое, Триглаву поклонитесь. Мы начинаем, и Ему великую славу воспеваем.

Восхваляем и Сварога, Деда Божия, потому как ждет Он нас. Он - Роду Божьему Начальник" и всяческому роду Родник извечный, который течет летом из источника Своего, а зимой же никогда не замерзает. И эту воду живительную когда мы пьем, оживотворяемся, доколе не прейдем" ", потому как мы все к Нему попадем в луга благодатные райские.

Да и Богу Перуну - Громовержцу и Богу Сражения и Борения. Нарекаем Его мы Живящим Явленным - и речем Ему не прекращать вращать Кола - и Который ведет нас стезею правою на брани и на тризны великие о всех павших, которые идут к жизни вечной в войске Перуновом.

 

зЬз Это слово, скорее всего - описка, выпадает из контекста.

364 Как и тогда, в древности.

365 Т.е., "спаслись они благодаря нам, а из-за тех они и повернули в землю Синьскую".

366 Т.е. "у нас-то по-другому ныне".

367 Т.е. князья, как таковые, существуют уже долгое время.

збг Т.е. "мужи слова", "верные своему обещанию", ср. "человек слова".

369 И эту границу враги не могли легко пересечь.

370 Призыв вернуться к древним обычаям и древнему образу жизни в степях.

371 Троица Богов, как совокупность; далее Боги перечисляются по отдельности, но также по три - Сварог, Перун,

Святовид и т.д. В тексте дощечки 25 говорится о Триглавах Великом и Малых.

372 Т.е. стоит на челе, во главе Божьего Рода, полагая ему начало. Лз Т.е. "доколе наша жизнь не прейдет".

374 Мн. ч. от К(Ш круг; колесо, в смысле циклы, годовые круги.

 

И Богу Святовиду славу речем мы. Вот, восстает Он, Бог Прави и Яви. И Его мы воспеваем в песнях, потому как есть Он Свет. И Им увидели мы свет. Зрите вы - и существует Явь. А Он от Нави нас уберегает, и Ему хвалу поем. В честь Его поем мы, пляшем и взываем к Богу нашему, потому как Он Земле, Солнцу-Суне нашему и Звездам Держатель и Свету Крепитель.

Творите славу Святовиду великую. Слава Богу нашему! Так сокрушитесь сердцем нашим, и вот - мы отреклись от дурных деяний наших и к Добру пришли мы с вами. Се, отроки, с прощением обнимемся! И так вы говорите: Всё Сотворяющий, Его ведь ведать ум расторгнешь - а почто, воистину? Мы ведь разумеем это Се, тайна великая это есть, потому как и Сварог Перун есть, и Святовид А эти вот Два находятся во Сварге, и с обеих ее сторон Белобог и Чернобог сражаются. Вот ведь, то и Сваргу держит, чтобы тому Святовиду не быть повержену .

За теми Двумя - Хоре, Влес, Стрибог держатся. За ними - Вышень, Лель386, Летич387;

 

Дошечка 116 (с. 202) (II 11б, с. 8/6)

388Радогощ389, Колядо390 и Крышень391.

А вот за теми - Держатель Сивый, Яр и Даждьбог. А вот другие - Белояр, Ладо, Купало ; Сенич, Житнич, Венич; Зернич, Овсенич, Просич; Студич, Ледич и Лютич. А за теми - Птичич, Зверич, Милич; Дождич, Плодич, Ягодич; Пчелич и Ростич, Кленчич; Озерич, Ветрич, Соломич; Грибич, Лович, Беседич; Снежич, Стра

 

3 Поскольку Навь - "тот свет", то для "этого света" Навь враждебна, и Бог Света оберегает от нее.

3 В тексте букв. "Ему (мы) воспеваем, пляшем...".

311 По-древнерусски £УН€, как и £УР€/ £УРН, чаще всего женского рода.

з1г В смысле "покаяться, осознать и перестать делать ошибочное - грешить".

319 Т.е. "Его познать - ум разорвется".

j8° Да, действительно, почто - они-то (волхвы) знают ведь, и ум их не разрывается.

j81 Триглав, как и любая другая Троица - Един и Тройствен, как Бог Един и Множествен; фактически, Он - всё вокруг и внутри, что есть.

j82 Сражающиеся противоположности, подобно китайскиму понятию о Ян и Инь, которые и изображаются фигурами белой и черной, охватывающими друг друга и представляющими Одно Целое - Весь Мир - Весь Свет, который тут символизируется Святовидом.

Лз Хоре/ Хор - Бог Солнца (Солнечного Диска), однокоренное с древнеегипетским именем Бога Солнца Хором/ Гором (Ног/ Horus, где буква "г"/ "h" произносится фрикативно, "как по-украински"); от этого же слова (Хоре/ Хор) происходит и более позднее "хорошо", т.е. "солнечно", "прекрасно".

зМ Бог воздушных просторов, от санскр. stri простираться.

зК Ср. санскр. Вишну.

Л6 Бог весны, молодости, любви. Позже это имя упоминается то в мужском, то в женском роде. Однокоренное с санскр. Ша игра.

зЮ Возможно патронимичное от Лето/ Лета/ Лато(на)/ Лада/ Ладо.

j88 Текст этой дощечки - продолжение предыдущего.

з№} Божество радости и угощения.

Радогощ, Колядо, Крышень, Держатель Сивый, Яр, Даждьбог, Белояр, Ладо, Купало представляют собой также и имена соответствующих праздников, которые не все сейчас можно отождествить с какими-либо определенными датами.

390 К0/КНД0 — Божество Годового Цикла - Кола, ежегодный праздник годового цикла - круга - кола, от K0A0 - круг;

колесо; круговое движение, цикл.

391 Ср. санскр. Кришна.

3 Ср. санскр. Шива. Санскритскому „с" в русском часто соответствует "„с" мягкое".

33 О других Богах далеко не обо всех теперь хоть что-то известно, - часто даже их имена нигде больше не встречаются (как например, Матерь Всех Слава, хотя в данном тексте ее и нет, как и Вестников - Утреннего и Вечернего, - видимо, они не входили в Триглавы, которые в данном тексте отделяются точкой с запятой).

394 Ладо - Божество лада, порядка, гармонии.

3 Купало - ср. санскр. gopala Гопал, эпитет Кришны, ср. тж. Крышень. Во Влескниге выступает как защитник, установитель порядка.

3 О функциях дальнейших Божеств можно приблизительно догадываться по именам.

 

нич, Святич; Радич, Светич, Корович; Красич, Травич, Стеблич. А за теми - Родич, Масленич, Живич; Ведич, Листвич, Цветич; Водич, Звездич, Громич; Семич, Липич, Рыбич; Березич, Зеленич, Горич; Страдич, Спасич, Листвоверзич; Мыслич, Гостич, Ра-тич; Странич, Чурич, Родич. А вот сам по себе Огнебог Семаргл - общий, ярый, быстророжденный, чистый. И это - Триглавы Общие.

А со всеми Ними иди и тут-то, отроче, отворишь врата те и войдешь в них - это ведь прекрасный Ирий, и там Pa-река течет, отделяя Сваргу от Яви.

А Числобог считает дни наши и речет Богу числа все - да быть дню небесному или же быть ночи, и уснуть. Этот ведь есть явский, а Тот есть во дне божеском. А в ночи нет никого, лишь Бог Дед-Дуб-Сноп наш.

Слава Богу Перуну Огнекудрому, который стрелы на врагов мечет, а верных пред-ведет стезею, ибо есть Он воинам честь и суд, и, как Златорун, Милостив и Всеправеден есть.

Дошечка12 (с. 202) (II 12, с. 184)

Сурье ли засиять, поем хвалу Богам и Огнищу Перунову, Который зовется Губителем врагов . И речем славу великую Отцам нашим, Дедам, которые суть во Свар-ге. И речем так трижды и идем, стада наши ведем на травы. Когда вести их на другую степь, идем есть, по дороге хвалу Богам вознося, славу споем, - и так до полудня, и речем славу великую Хорсу Златорунному, Вращающему Колеса, и сурьяну пьем, - и так до ужина. А после ужина, когда уже огнища сложенные зажигаем, и вечернюю славу поем Даждьбогу нашему, Который речется Прадедом нашим. И поспешаем очиститься. И, омовения сотворя, идем ко сну, и там великая необъяснимая ...

 

Дошечка13 (с. 203) (II13, с. но)

Вот, ум 13В(рзш храбрость укрепил, и они пошли к Солнцу восходящему, с обеих сторон реку видя. И там поселились, потому как и Матерь Всех Слава рекла - и Она с обеих сторон крыльями овеяла их - и также беречь землю ту и оборонять ее от дасов и Гуннов, также на них-то обратить стрелы свои и мечи отточенные.

 

Дошечка 14(с. 214) (III 14,с. 174, 126)

Потому как вот враг идет на нас, возьмем мечи и победим.

Речены Матерью Всех слова, что будущее наше славно. И идем мы на смерть, как на праздник.

Речено нам о временах старых, когда были у нас храмы свои Карпатские, и там были у нас торговые гости старые - Германы, Арабы и другие. Вот ведь те гости Ра-догощем чтимы, и так стали мы от дней тех, встречая гостей, чествовать их, ибо чтить и

 

397 См. сноску 42.

j98 Ведийский эпитет Агни - Вайгивашщ, "принадлежащий всем людям", т.е. "общий для всех людей".

'" Т.е. относится к Яви - плотному (физическому миру).

400 Эпитеты и олицетворения Сварога.

401 ^ и г^ "

1 .е., когда Сурья вот-вот засияет, восходя .

402 Традиционный арийский (ведийский и авестийский) эпитет Бога-защитника, чаще всего Индры. 4<ь "юшвртнщу" - вращающему К(Ш - Кола Времян - Циклы времени.

404 г и »

Ьукв. солнечную, т.е. сурицу-суру.

См. сноску 100. Враги, неприятели, собирательно, поэтому с малой буквы.

406 т

Т.е. в древности.

 

Боги нам повелели, и чтим мы их. Вот ведь взяли бы мы то за указание на время наше , чтобы нам не ошибиться и Отцам почесть оказать.

Не пальцами праздными стучали мы о дерево, но те руки наши натружены о плуги наши, и мечами взяли мы независимость нашу. И она нам повелела идти на границы наши и стеречь их от врагов. Се, дымы поднявшиеся пошли к Сварге и они означают печаль великую отцам, детям и матерям нашим. И это - время борьбы будущей, и не должны мы заниматься другими делами, кроме как этими.

Вот пришли варяги на Днепр, а там ведь мы взяли землю нашу, а они-то, и прочие люди, и землю под свои челны брать стали. На то не должны мы согласиться иначе, кроме как о мече нашем, а Эрека прогнать с земель наших и турнуть в задницу, откуда он и пришел.

Вот, границы наши врагами окружены, и землю нашу попирает враг. И то – долг наш, иной же рати не хотим

Вот другой враг, Германрех, идет на нас от полуночи, тот, который внук-внучок Отореха, и бросает на нас воинов своих с рогами на лбу. Варяги говорят нам идти на них. И не следует нам воевать, имея их с двух сторон, потому как они враги; какие первые - нет раздела между ними.

Вот, Язы идут на нас от Танаиса и Тмуторокани, мощная конница и рати неисчислимые. И тьма за тьмою несется и движется на нас. Против этого не было у нас другой помощи, кроме как Боги велели нам, и мы удесятерили силы свои и понеслись на них.

Вот, Белобог ведет наши рати и конницу, и там видели мы волшебников, в лесах бывших, идущих на рать и берущих мечи. И видели мы кудесников, чудеса великие творящих, - и из праха, подброшенного к Сварге, вставали рати небесные. И они несут-ся на врагов и ввергают их в могилу . И там мы видели, как птицы великие летят к нам и бросаются на врагов.

Бьет крыльями Матерь Всех и кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу и бились за огнища племен наших. Се, они ведь - Русские.

Поспешайте, братья наши, племена за племенами, роды за родами, и бейте врагов на земле нашей, которая принадлежит нам, и никогда - другим. Там ведь умрете, а не повернете назад! Ничто вас не устрашит, ничто вам не станется, потому как вы есте в руках Сварожьих! А Он вас ведет во все дни к победам и геройству многому!

 

Дошечка 15а(с. 203) (II 15а,с. 38)

Вот, Старград оставив, пошли они к Ильмер озеру и там сотворили град другой Новый , и там мы и сейчас пребываем. И тут Сварогу, первому Пращуру, мо

 

407 Т.е. помнили бы и в наше время, что так себя вести Боги повелели.

408 Сигнальные дымы от сторожевых постов; возможно, и от горящих селений.

409

1 .е. такие споры можно решить только мечом.

410 ^ u ^

1 .е захватывать ничего не хотим, только защищать, а такая рать - долг наш .

411 Дестяки тысяч (или, иносказательно, неисчислимое количество) воинов и зол.

412 В оригинале употреблен глагол, не существующий в настоящее время: МОГ0Ы1¥ТЬ. ' Святые очаги.

Личный глагол-связка 2 л. мн. ч. (инфинитив "быть). Вообще, поскольку в текстах Влескниге лицо выражается глагольным окончанием, личные местоимения почти неупотребительный, и эти местоимения пришлось в переводе добавить.

Город, предшествовавший Новгороду - Новому городу.

416 Предки.

417 Ныне Ильменское озеро.

418 Новгород.

лимся среди источников Рожаниц419. И просим420 того Дуба, Корень, Хлеб наш - Сва-рога, Который творит Свет. Бог Он есть Света и Бог Прави и Яви, и Нави.

Ведь воистину есть Он у нас, и вот, Истина наша преоборет силы сумеречные, и к Благу Он нас поведет, как и Праотцев вел, творя о том

Вели они Жертвы Коня Белого и вышли из края Семиречья у гор Ирийских и Загорья, там обитая век. И, таковые оставив, пошли на Двуречье, разбили тех конницей своей и двинулись в землю Сирийскую, и там стали и подождали. Шли горами великими, и снегами, и льдами , и отошли в степь и там пребывали со стадами своими. И Скуфь была первой, Правью названной . Отцы наши, Праотцы вели с Навью войну великую, а Правь силы дает отогнать врагов. Либо шли с войной той до гор Карпатских и там были с пятью князьями на челе, и градами и селами огнищанскими, и торжищами большими и потеснены были

 

Дошечка 156 (с. 203) (II 156, с. 52)

Готами, которые находились к закату солнца и оттуда пошли к солнцу, к Непре реке И там мы взяли Киев, укрепленный город, в котором жили славные роды иные. И там поселились они и Огнище сделали Дубу и Снопу, который есть Сварог - Пращур наш.

И вот раз напал на них враг новый, со злой сечей, который кровь Славных пил. И с ратями своими устремился Кий на них. И видели во Сварге воинов тех, Перуновых воинов, которые набрасывались на них и побивали силу их, и к небу подкидывали, показывая зады их.

И вот племя Язов (?) напало как-то на них, и сеча была великая, и опХ1ЖД(но их до последнего. И наши воины, видя то, говорили: "И Боги наши гонят врагов наших".

Се, Вышень грядет на облаках к нам и речет: "Дети, стройте сей град ваш и укрепляйте его, скоро будете окружены по весне иными врагами, и борьба ваша будет суровой и быстрой. И Сварог пошлет Меня к вам. Вот ведь, имеете эти силы небес-ные слева и справа от вас . И Я также сказал вам, что если пренебрегаете Богами, таково вы одни пред врагами".

 

419 Женские Божества.

Древнерусское М0Л1Х0М можно перевести как "просим" и как "молим/ ~ся".

421 Здесь ясно видно, что Святовид - эпитет и аспект Сварога.

422 Т.е., создавая для этого благоприятствующие условия.

423 Предки.

424 Арийский обряд, описанный в Ведах под названием Ашвамеддха.

425 Видимо, на территории нынешнего Ирана.

426 В Междуречье - Месопотамию, идя из арийских областей (южного Ирана - Загрос, придя туда с востока), что

подтверждается тем, что далее они пошли в землю Сирийскую.

427 Кавказ - ?

428 Т.е. которую Правь назвала.

Здесь враги отождествляются не только с демонами, но и со всей Навью. Продолжение на следующей дощечке.

431 По контексту "пошли мы".

432 Т.е. к востоку, от Карпатских гор.

433 Предки.

434 Здесь объясняется, что Дуб, Сноп и Дед (Дед-Дуб-Сноп) - Сварог (0ГН1ЦК ... ДУБУ а <ГЬНП0У, НК«Ь i$i. £врг пращоурь

наш€). В другом месте объясняется и то, что Дед - тоже эпитет Сварога.

435 Возможно, тут КОК может означать и "Кияне" - жители Киева. " Возможно "истреблено их", т.е. "они были истреблены".

" Вишну, для помощи Своим верным, являет Аватары.

" Видимо, "с теми-то силами небесными слева и справа от вас одолеете врагов".

 

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.