Идеал образованности и образы профессиональной культуры учителя
Уникальной особенностью человеческого существа М.К. Ма-мардашвили считал то, что оно «находится в состоянии постоянного зановорождения и это зановорождение случается лишь в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, в некоторое сильное магнитное поле, сопряженное предельными символами» (94, с. 17). По мнению М.К. Мамардашвили, эти символы можно найти в мировых религиях и в философии. Идея зановорождения присутствует и в концепции проектной культуры В.Ф. Сидоренко, но высказана она уже не в отношении отдельного человека, а в отношении всей культуры: «для себя» образование — образ культуры, а «для культуры» оно — новое рождение, образование культуры, точнее ее воспроизводство через систему образования» (160, с.31). Очевидно, всем участникам образовательного процесса необходимо решить для себя как задачу выбора «предельных символов», так и проблему поиска образов культуры. По мнению Б.С. Братуся, «корнем культуры является культ — образ...», «именно отсюда взрастает, возделывается все дерево культуры в целом» (18, с.36). Отправным моментом такого поиска может стать отмеченное В.Ф. Сидоренко наличие множества образов культуры, каждый из которых по-своему значим для образования. Из этого следует, что, используя образы культуры, можно по-разному задавать идеал образованности. Отмечая «вопиющее несоответствие» содержания образования социальному заказу общества, Б.М. Неменский выделяет наряду с простейшими задачами передачи опыта знаний и опыта навыков и две важнейшие задачи передачи творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (105). Иным способом идеал образованности задают специалисты по проектной культуре. В их работах вырисовывается образ человека, способного заниматься проектной деятельностью или хотя бы подготовленного к осмысленной и продуктивной проектной коммуникации. На сегодняшний день реально существует опыт подготовки людей проектной культуры в школах и дошкольных учреждениях Великобритании. Однако не менее интересный опыт существует и в России, только он пока не осмыслен в терминах проектной культуры. Это дома и кружки технического творчества, станции юных техников, группы спортивно-технического творчества, которых по известным причинам становится все меньше. Другой идеал образованности содержат рассуждения А.Ф. Лосева об интеллигентности. Приведем наиболее полное из его определений, которое сам автор скромно называет предварительной формой. «Интеллигентность есть индивидуальная жизнь, или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественноисторических отношений, идеологически живущей ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцающей, но переделывающей несовершенства жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств» (89, с.319). К сказанному следует добавить еще одно замечание А.Ф. Лосева, которое, наряду с приведенным определением интеллигентности, подчеркивает близость его идеала интеллигента к, идеалу человека проектной культуры. «Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия» (89, с.315). Конечно, А.Ф. Лосев понимал, что достичь идеал трудно, а может быть, и невозможно в некоторых случаях. Однако он полагал, что без идеала не известно, к чему должен стремиться становящийся человек. Введение проектной культуры в образование способствует увеличению числа людей проектной культуры, а одновременно и интеллигентов. Методологически важно обозначить специфику высшей педагогической школы в этом процессе. Эта специфика заключается в многократно повторяющемся процессе рождения людей проектной культуры. Если выпускник педагогического вуза состоялся как интеллигент, то есть надежда, что состоятся в этом отношении его будущие воспитанники в средней школе (вспомним, что сензитивный период для зажигания факела — юношеский возраст). Никакой другой вуз такой многократной повторяемостью зановорождения людей проектной культуры не обладает. Согласно христианскому взгляду на человека и образование, высказанному в одной из работ Патриарха Всея Руси Алексия, «образовать человека ... это значит выявить в нем определенный образ» (1, с.6). Как бы продолжением этой мысли является следующее положение концепции проектной культуры В.Ф. Сидоренко: «У культуры много образов, и каждый из них значим для образования по-своему (161, с.1). Конкретизация этих высказываний для высшей педагогической школы может быть представлена совокупностью образов профессиональной культуры учителя. В первую очередь к этой совокупности следует отнести образы культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования (рисунок 7). Безусловно, каждый человек — творец своего собственного образа. Однако есть что позаимствовать из нашего богатейшего культурно-исторического наследия. Обогащаясь тем, что содержит данный источник, Россия может избежать основанных на иллюзиях попыток «догнать» развитые страны на пути коммерциализации науки и образования, явив миру иной идеал образованности. Уместно вспомнить уверенность М.В. Ломоносова в способности российской земли рождать собственных Платонов и Ньютонов.
Думается, эта возможность в настоящее время далеко не исчерпана. Основанием для такой мысли служат неоднократные высказывания представителей российской интеллигенции по телевидению и на страницах печати. В частности, заместитель председателя Совета Федерации России А.В. Долголаптев в конце XX столетия выделил три национальных ценности, две из которых имеют прямое отношение к обсуждаемой проблеме: неиссякаемый резерв интеллекта и национальную культуру России. Неиссякаемый резерв интеллекта вытекает из особой даровитости русского народа, в отношении которой Н.О. Лосский отмечает такую ее особенность как многосторонность даров (92). В качестве подтверждения он ссылается на девятнадцатый век, который был богат для России выдающимися учеными во всех областях знания. Наиболее полно эта национальная черта русского народа проявилась в гении Ломоносова. Д.С. Лихачев также обращает внимание на спектр и объем исследовательских работ дореволюционной Российской императорской Академии наук, полагая, что это обстоятельство служит доказательством универсального характера нашей культуры. В качестве убедительного примера он называет те направления исследований, которые поражали высоким научным уровнем: тюркологию, арабистику, китаеведение, японистику, африканистику, финноугроведение, кавказоведение, индологию (84). Специалисты из лаборатории социологических исследований МГУ для выяснения причин гибели великих цивилизаций ввели новое понятие «коэффициент элиты». По определению одного из сотрудников этой лаборатории Ю.С. Завальского, коэффициент элиты — это соотношение количества специалистов высшего класса в какой-либо сфере деятельности к общему числу грамотных людей во всем обществе. Специальные подсчеты показали, что к началу XX века коэффициент элиты в России был самым высоким в мире и равнялся восьми процентам (112). Косвенным подтверждением правильности выполненных расчетов служит факт, отмеченный в работе Н.О. Лосского: «Во всех школах всех стран дети русских эмигрантов по способностям и успехам оказываются среди первых учеников» (92, с.304). В связи с обсуждаемой проблемой особый интерес представляет сравнение коэффициента элиты в России в разные исторические годы, являющиеся своеобразными вехами в развитии культуры. Итак, к началу века коэффициент элиты составлял 8 процентов, в 1917 году — 2 процента, в двадцатые годы — около 1 процента, в 1980 году — 0,8 процента (112). Остается сожалеть, что не опубликованы данные о динамике коэффициента элиты за период с двадцатых годов и по настоящее время. Однако, чтобы заговорили приведенные цифры, к ним необходимо добавить обнаруженные учеными закономерности. Как специалист в области инвариантных мер Ю.С. Завальский считает, что для сохранения общества в состоянии равновесия достаточно одного процента коэффициента элиты. Возвращаясь к образу профессиональной культуры учителя, отметим, что такой путь возрождения высшего педагогического образования наиболее естественен для него. При этом сохраняется историческая преемственность поколений, стремящихся увеличить культурный потенциал отечества. Продолжая начатый анализ, более подробно рассмотрим образ культуры общения, который на сегодняшний день является наиболее разработанным по сравнению с другими образами профессиональной культуры учителя. Он представлен на рисунке 8.
Рис. 8. Структура образа культуры общения (вариант 1). Культуру общения как компонент профессиональной культуры можно представить в виде единораздельной целостности (термин А.Ф. Лосева) из следующих трех компонентов: культуры взаимопознания, культуры взаимопонимания и культуры взаимодействия всех партнеров по общению. Каждый из трех названных компонентов культуры общения включает в себя более дробные составляющие. Так, культура взаимопознания предполагает наличие культуры самопрезентации и культуры познания своих партнеров; культура взаимопонимания немыслима без культуры речи и культуры владения неречевыми способами общения; основой культуры взаимодействия являются культура организации совместной деятельности и культура срабатываемости. Все обозначенные компоненты образа культуры общения достаточно хорошо описаны или могут быть узнаны в некоторых работах психологов. Только существуют эти описания порознь. В данной работе они впервые представлены все вместе в виде образа культуры общения. Как единораздельная целостность такой образ выполняет несколько функций: — конкретизирует представление о культуре общения; — является основой разработки программы тренинга общения как одной из образовательных технологий для практической психологической подготовки учителя; — служит ориентиром для любого занимающегося самосовершенствованием человека. При необходимости образ культуры общения может быть представлен более детально. Например, культура неречевых способов общения предполагает овладение следующими четырьмя невербальными знаковыми системами, известными в социальной психологии: — оптико-кинетической, включающей жесты, мимику и пантомимику (свойства моторики разных частей тела, придающие определенные нюансы общению); — паралингвистической и экстралингвистической, представляющей дополнительные «околоречевые» приемы, увеличивающие семантически значимую информацию (качество, тональность и диапазон голоса, а также паузы, покашливания, смех, темп речи); — проксемической, связанной с нормами пространственной и временной организации общения; — «контакт глаз» (6). Учитывая едва наметившуюся тенденцию духовного возрождения нашего общества, заявленную практически во всех сферах, включая и образование, можно представить иной вариант образа культуры общения (рисунок 9). Этот вариант логически, структурно и содержательно связан с описанием интенсивного группового опыта. Пожалуй, опыт и культура духовестия самые трудные для овладения человеком компоненты, но самые необходимые для повышения коэффициента элиты. Уместно еще раз вспомнить представление B.C. Соловьева о мудрости, которая в его понимании неотделима от духовности. Без носителей духовности в сфере образования все ее уровни будут функционировать вхолостую или в отдельных случаях приносить вред. В качестве исходного представления об образе культуры труда предлагается определение А.Ф. Лосева: «Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью» (89, с.318). Наиболее продуктивная конкретизация данного образа, на наш взгляд, возможна за счет привлечения представления К.Д. Ушинского о труде как о свободной и согласной с христианской нравственностью деятельности человека (173). Также полезны в этом плане накопленные в психологии труда характеристики, осознание которых повышает уровень культуры труда работающего человека:
— сформулированные Е.А. Климовым психологические признаки труда, позволяющие дифференцировать истинный труд и любую другую активность человека на рабочем месте (например, экономически преступные деяния); — тонкое и точное представление о всех возможных средствах труда, имеющих отношение к избранной профессии, конкретизирующее более детально третий психологический признак труда; — концепцию Е.А. Климова о системе психических регуляторов труда, без учета которых, на наш взгляд, не эффективны никакие экономические регуляторы; — учение об индивидуальном стиле деятельности, незнание которого породило не всегда или большей частью не реализуемые явления наставничества в производственном обучении и передаче (распространении) передового педагогического опыта (что в значительной мере обусловлено также зависимостью от чужой самости); — концепцию Л.Д. Чайновой о функциональном комфорте, без четких представлений которой очень сложно, стремясь к культуре труда, обеспечить состояние «праздника вечной молодости»; — концепцию Н.А. Бернштейна о ловкости движений, особенно важную при создании образов профессиональной культуры учителя физкультуры, ИЗО, технологии и предпринимательства. При помощи образа профессиональной культуры можно предугадать отрицательные последствия введения в среднюю школу новой дисциплины «Технология» взамен прежних двух — «Технический труд» и «Обслуживающий труд». Замена общенаучной категории «труд» более простым понятием «технология» обязательно создаст упрощенное представление о труде и о культуре труда. Попытки завуалировать это упрощение при помощи более сложного названия «культура технологии» или ссылкой на то, что вводимый новый предмет относится к числу интегративных, положения не исправляет. И вот почему. Говорить об интеграции бессмысленно, после того как произведена «вивисекция», о которой полтора столетия назад писал А. И. Герцен в отношении науки. Культура технологии не равна культуре труда, а представляет лишь фрагмент культуры владения средствами труда, которая, в свою очередь, является одним из компонентов культуры труда. Поэтому опрометчиво утверждать, что включение новой дисциплины в школьную программу «является потребностью общества в целом» и «будет ... формировать технологическую грамотность» (162, с.36). Надежда, заключенная в последних словах, весьма сомнительна. Во-первых, по той причине, что заведомо в человеке ничего нельзя сформировать (аргументы приводились ранее). Во-торых, поскольку технологическая грамотность является неотъемлемой частью трудовой грамотности, то нужно позаботиться прежде всего о становлении последней. Тогда в процессе ее становления может осуществиться и становление всех ее компонентов, в том числе и технологической грамотности. В связи с этой проблемой необходимо уточнить смысл понятия «единораздельная целостность». Все, что существует в мире, не перестает быть единой целостностью из-за того, что ученые начинают в ней что-либо вычленять или разделять ее на составные части. Другими словами, любая целостность существует как единая в действительности и как раздельная в сознании ученых. Безусловно, к образу культуры труда в полной мере относится все то, что называют культурой взаимодействия, так как образы профессиональной культуры учителя труда являются частично пересекающимися. В связи с этим замечанием имеет смысл для большей наглядности излагаемого материала дать иной вариант графического представления всех четырех его компонентов (рисунок 7). На рисунке образ культуры труда имеет совпадающую часть не только с образом культуры общения, но и с образом культуры познания. Перейдем к описанию его замысла. Одним из возможных вариантов создания замысла образа культуры познания является обобщение культурного наследия разных ученых, живших в разные и далеко отстоящие друг от друга периоды времени. Пожалуй, раньше других с этой проблемой соприкоснулся великий китайский мудрец Конфуций, прозванный Учителем десяти тысяч поколений. Из его наследия для создаваемого образа полезны представления о духовном слухе и жажде знаний. Очевидно, духовный слух и духовное зрение, прозрение принципиально отличаются от того, что А.А. Ухтомский называл культурой рецепции. Говоря незадолго до смерти о том, что в шестьдесят лет он настроил свой слух, Конфуций I имел в виду не физиологический слух, а духовный (93). Поэтому духовное познание или постижение мира является неотъемлемым компонентом культуры познания. Эвристичной для обсуждаемой проблемы является точка зрения В.П. Зинченко, высказанная им в отношении духовного зрения путем различения глаза телесного и глаза духовного, «ока души». В одной из его работ, написанной с соавторами, развивается представление о функциональных органах человека, к числу которых относится и глаз духовный (20). Эти органы в отличие от физиологических могут интерпретироваться не только как интрацеребральные, но и как экстрацеребральные образования как по своему происхождению, так и по способам функционирования. Еще раньше о понятиях «око духа» и «око сердца» размышлял философ И.А. Ильин, разрабатывая основы христианской культуры (53). Жажду знаний можно описать при помощи тех ее проявлений, которые в полной мере продемонстрировал сам Конфуций: это ненасытная страсть к учению, неистовое собирательство знаний в любое время, в любом месте и в любых условиях, необыкновенная дотошность, имитация незнания, чтобы узнать больше (93). Достойное место в этом пристрастном приобретении знаний занимало знание людей, ставшее главной целью в школе Конфуция, целью, которая совпадает с основным содержанием культуры взаимопознания. Это означает, что образ культуры взаимопознания и является той общей для культуры общения и для культуры познания частью, для овладения которой необходим достаточно высокий уровень развития межличностной рефлексии. Итак, вырисовывается следующая структура образа культуры познания: — жажда знаний (как мотивирующий компонент); — культура рецепции или умение использовать свои органы чувств так, чтобы не просто смотреть, а всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться; — культура социальной перцепции или взаимопознания людьми друг друга; — культура самопознания (самопостижения); — культура духовного познания; — культура видеорецепции, необходимость в которой возникла в результате оснащения тренингов общения современной видеотехникой, существенно обогащающей возможности нашего самопознания и познания других. Графическое представление образа самосовершенствования на рисунке отличается от других образов профессиональной культуры. Это отличие, на наш взгляд, заключается в его универсальной всепроникаемости во все компоненты остальных трех образов, которые имеют лишь некоторые частично совпадающие области. Данная универсальность вытекает из всеобщей универсальности самоорганизации, свойственной всем системам живой и неживой природы. Как известно, в экологии самосовершенствование рассматривается как один из способов самоорганизации наряду с самовоспроизводством. Принципиальным отличием образа культуры самосовершенствования является сю самость, вытекающая и из способа создания данного образа, определенного ранее как самопроектирование, а также способа его выявления — самовыявления, самоактуализации, самореализации. Между самопроектированием и самовыявлением есть еще один важный процесс, который точнее всего можно обозначить словами Б.С. Братуся — «соединение, состыковка предписаний и принимающей, согласной, открытой им души» (1 8, с.36). Конечно, представленные в виде замыслов образы профессиональной культуры не могут претендовать на всеобъемлющую полноту и завершенность. Это всего лишь эскиз к портрету выпускника высшей педагогической школы, позволяющий ему за годы профессионального становления приблизиться к идеалу профессионала, интеллигента, человека «проектной культуры». Важно подчеркнуть, что путь приближения у каждого будет свой, индивидуально неповторимый, отличающийся от других, к примеру, степенью воплощения идеального замысла. Уместно вспомнить и привести соответствующее высказывание А.Ф. Лосева: «Ведь раз есть идея и ее воплощение, то, значит, возможны разные степени ее воплощения. Но если так, то возможна бесконечно большая степень полноты воплощения» (90, с. 145). Следует обратить внимание на то, что предлагаемый образ профессиональной культуры учителя является идеалом не только для студентов как будущих учителей, но и для самих преподавателей высшей школы. В противном случае оправдается поговорка: сапожник без сапог. Рефлексирование этого стремления для преподавателя так же важно, как и для студентов, поскольку в обоих случаях оно обладает большой мотивирующей силой в плане самосовершенствования. Через всепроникаемость культуры самосовершенствования мотивированными оказываются и три других образа профессиональной культуры. Завершая анализ образа профессиональной культуры учителя, следует вспомнить предупреждение Д.С. Лихачева о сопротивлении «культурной материи» на пути идеала, пробивающегося к осуществлению. В силу этого между идеалом и действительностью может образоваться разрыв. По мнению Д.С. Лихачева, причина не только в том, что идеал слишком высок, но и в том, что реальность чересчур низка и жестока (83). Но если оставить реальность без изменений, то вряд ли удастся осуществить замысел Н.Н. Моисеева о высоком предназначении «корпуса Учителей», которому, по его мнению, можно доверить распоряжаться накопленным могуществом человечества (102). Теперь необходимо задуматься над вопросом о средствах достижения идеала и именно тех его компонентов, которыми должен в первую очередь располагать выпускник высшей педагогической школы, обустроенной в соответствии с проектом нового образовательного пространства. Предлагаемый проект новой образовательной системы разработан с учетом результатов проектирования всех компонентов нового образовательного пространства высшей педагогической школы и некоторых идей системного подхода, развитых в их применении к области психологии. Такой подход позволяет всю психологическую информацию, предназначенную для профессиональной подготовки учителя, образовательные технологии, виды практических работ и прочие элементы системы образования представить в виде еще одной единораздельной целостности. Методологической основой ее разработки является синтез проектного и системного подходов. Новая система психологической подготовки учителей представлена на рисунке 10. Она включает в себя следующие три взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы, каждая из которых ориентирована на приближение выпускника высшей педагогической школы к идеалу профессиональной культуры: 1) подсистему теоретической психологической подготовки как синтез четырех областей психологии — общей, возрастной, социальной и психологии труда; 2) подсистему практической психологической подготовки, содержащую разные виды тренинга, практик, курсовые и дипломные работы; 3) подсистему оценки качества психологической подготовки в виде индивидуальных и групповых способов выявления профессиональной культуры учителя.
Рис. 10. Структура новой системы психологической подготовки учителя. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|