Здавалка
Главная | Обратная связь

Оспаривание в судебном порядке нормативных актов.



Производство по делам о признании недействующими нормативных актов полностью или в части характеризуется тем, что:

а) Одним из лиц - участников отношений всегда является лицо, наделённое властными государственными полномочиями.

б) Отношения возникают из конституционного права, ФП, бюджетного, административного права, но не возникают из норм материального права (ГП, земельное право).

в) Лицо, подающее заявление в суд, именуется заявителем, лицо, чьи действия оспариваются, именуется заинтересованным лицом.

г) Документ, подаваемый в суд, именуется заявлением.

д) Дела рассматриваются по правилам искового производства, но с особенностями.

е) Применяются правила доказательственной презумпции.

ж) Если в заявлении имеются обстоятельства, указывающие на спор о праве, суд оставляет заявление без движения и предлагает лицу исключить требование о праве.

1. Нормативный акт – правовой акт, изданный правомочным органом, порождающий права или обязанности, действующий на неопределённый круг лиц, и рассчитан, как правило, на многократное применение.

2. Подведомственность. В суде общей юрисдикции рассматриваются дела об оспаривании нормативных актов, если они не отнесены к подведомственности арбитражного суда => оспаривать нормативный акт можно лишь в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.

3. Подсудность.

а) Родовая подсудность зависит от органа, чей нормативный акт оспаривается.

В связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 13П нормы права, регулирующие вопросы рассмотрения судами субъекта федераций уставов, конституций субъектов федерации, не соответствующим Конституции РФ.

б) Территориальная подсудность определяется по месту нахождения органа, издавшего нормативный акт.

4. Сроки для оспаривания нормативных актов законодательством не установлены.

5. Субъектами подачи заявления являются граждане, организации, если считать, что нормативный акт нарушил их право, прокурор в защиту других лиц, для обращения прокурора необходимо ходатайство лица, чьё право нарушено. К субъектам относится Президент, Правительство, законодательные органы субъекта Федерации, высшее должностное лицо субъекта федерации, ОМСУ, глава муниципального образования, если считают, что нарушена их компетенция.

6. Требования к заявлению. Помимо общих требований (наименование суда, лиц, их места жительства и т.д.) необходимо указать:

а) какое право нарушено.

б) в каком органе СМИ опубликован нормативный акт.

в) каким органом и когда принят нормативный акт.

г) требования заявителя.

7. Суд, приняв заявление к рассмотрению, обязан:

а) установить несоответствие нормативного акта акту, имеющему большую юридическую силу.

б) Компетенцию органа, издавшего нормативный акт.

в) обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта.

г) при необходимости запросить любые доказательства, относящиеся к делу.

д) в случае необходимости обязать заинтересованное лицо явиться в суд. При неявке без уважительной причины такое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере 1 тыс. рублей.

е) в случае отказа от заявленных требований суд не вправе прекращать разбирательство по делу, т.к. оспариваемый нормативный акт может затронуть интересы других лиц.

ж) на время рассмотрения дела действие нормативного акта не приостанавливается.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.