Характерные черты стиля Арт-нуво
Искусство создания костюма имеет цель воплощения определенного образного решения костюма через окружающую нас реальную действительность[6]. Создание коллекции моделей одежды всегда начинается с выбора творческого источника, от которой зависит образ будущих изделий. От этого этапа зависит успех коллекции. В творчестве каждого дизайнера костюма важную роль играет творческий источник, вдохновляющий на создание моделей коллекции. Коллекция - систематизированная совокупность моделей, построенная на согласовании и связи определенных пластических идей и раскрывающая эмоционально-эстетическую выразительность через художественный образ человека в костюме. Осознание целенаправленное обращение к творческому источнику может иметь место, как при определении формы будущего костюма, так и выборе фактуры и цвета. Творческим источником в разработке коллекции моделей вечерних платьев дипломного проекта послужили бабочки. Бабочки были и остаются одним из популярных образов Арт-нуво, используемых в живописи, декоративно-прикладном искусстве и в женской одежде. Стиль Арт-нуво появился в конце Х1Х века. Стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины «модерн» (современный) и «Ар-Нуво» (в переводе с французского «l'art nouveau» буквально «новое искусство»). Во Франции также использовались термины «метро», «стиль Гимара» - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также «стилем Орта», по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Арт-нуво. Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио». В Германии этот был «Югендстиль», в Италии – «цветочный стиль» или «Либерти», от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин «сецессион», по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене [7]. Характерные черты данного стиля – изогнутая волнообразная линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. В архитектуре причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Символ стиля Арт-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма, они, скорее всего, схожи с позднеготическими формами и японской живописью. Основные элементы стиля Арт-нуво: - культ линии и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур. Линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику; - цвета: чёрный, зелёный, голубой; - сочетание прямоугольных геометрических и растительных, изогнутых форм; - мебель и декор в «растительном» стиле; - конструкции, стилизованные под изогнутые формы растений; - окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом. Природная декоративность Арт-нуво способствовала его применению в разных жанрах. Образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы – стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. В период наивысшей популярности он использовался для украшения практически каждого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков. В большой моде Ар-нуво популяризировал во Франции Поль Пуаре, мировой кутюрье, в начале двадцатого века он создал линию одежды под названием «Арт-нуво» (art nouveau), что дословно переводится как «новое искусство». Эстетика стиля модерн в одежде выражалась S-образным силуэтом, в моде был корсет и своеобразное понимание красивой женской фигуры. Перед началом первой мировой войны модерн уступил место более простому крою и вытеснив корсет. Прямое платье, которое мягко облегает женскую фигуру, стало эталоном моды в 30-е годы. Новаторами в области модерна выступили бельгийские архитекторы Виктор Орта и Анри ван де Вельде, испанский архитектор Антонио Гауди, шотландский архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош, русские архитекторы Федор Лидваль и Федор Шехтель. Яркими примерам дизайна в стиле Арт-нуво являются интерьерные работы бельгийцев: Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др. На рисунках 2.1, 2.2, 2.3, и 2.4, представлены интерьерные работы Эмиля Галле и Виктора Орта, плакаты А.Мухи и знаменитая вышивка «Удар бича» Г.Обриста [8; 9].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|