Здавалка
Главная | Обратная связь

Художественный образ в историческом аспекте



Источником вдохновения в создании разрабатываемой коллекции нарядных женских платьев является образ бабочки. Необходимо решить вопрос о том, каким образом образ бабочки в целях эмоционального обогащения может быть введен в художественное решение вечернего платья. Для этого был произведен анализ учений, представлений человечества об этих существах, чтобы правильно определить художественный образ коллекции на основе полученных данных.

Бабочки – одни из самых восхитительных живых существ, завораживающих внимание своим бесшумным полетом и красотой крыльев.

Около 100 млн. лет назад, в середине мелового периода, на Земле распространялись цветковые растения, которые способствовали бурному расцвету чешуекрылых. В эпоху палеолита одним из насекомых, представлявших богиню «Великую мать», была бабочка [12]. Уже несколько тысячелетий бабочки будоражат воображение человека.

Огромное количество мифов, сказок и легенд в различных цивилизациях связано с бабочками.

У жителей народов ацтеков бабочка - «папалотл», считалась символом души, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам. Порхающие среди цветов бабочки олицетворяли души павших на поле битвы воинов[12]. Павшие воины сопровождают Солнце до полудня, в первую половину его видимом пути по небу, а затем опускаются на землю в виде колибри и бабочек.

Бабочка принадлежала к обитателям неба и управлялась богом дождя Тлалоком. Эту сферу царства мертвых ацтеки представляли райской. Для всех народов Центральной Америки бабочки символизировали богатый плодородный растительный мир. С ними обращались бережно, так как видели в них души мертвых, которые вновь возвращаются на землю. Удивительные превращения, которые происходили с бабочками в течение их развития, делали их символом метаморфозы. Первобытные люди видели в этом эквивалент перехода от жизни к смерти, то есть возрождение через другую форму бытия. По древней легенде ацтеков и индийцев — бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется [13].

В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колыхающегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня судьбы Ицпапалотль, ночной дух пламенеющих звезд и символ душ умерших родами женщин. Соотнесение бабочки с пламенем, вероятно, основано сходстве трепещущих в полёте ярких крыльев с мерцанием огненных языков. Ацтекский бог огня имеет в качестве атрибута нагрудную орнаментальную пластину, известную как «обсидиановая бабочка». Подобно кремню, обсидиан рассматривается как огненный камень, хорошо известно также его использование в качестве лезвия ритуальных ножей для жертвоприношения [12].

Символ дневного света и солнечного огня — а, следовательно, души воина — бабочка для древних мексиканцев служит также символом «Чёрного Солнца», прошедшего в своём ночном путешествии подземный мир. Бабочка выступает символом скрытого хтонического огня, связанным с идеями жертвенности, смерти и воскресения. В ацтекской резьбе, бабочка нередко служит альтернативным знаком для для пятёрки — числа, соотносимого с центром Земли[13].

В сказках племён жителей народов балуба и лулуа (провинции Касаи, центральный Заир) обнаруживается аналогия бабочки с душой и тенью как символическими образами. По их рассказам цикл человеческой жизни повторяет цикл жизни бабочки: в детстве человек — крошечная гусеница, которая в зрелости становится большой гусеницей, а в старости — куколкой. Из кокона-могилы человеческая душа вылетает в облике бабочки и откладывает яйца — образ, выражающий идею реинкарнации человека[12].

В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним словом – «психе». Греческое слово «Психея» означает «душа» и «бабочка» [14].
В период античности благодаря сходству с формой лабриса, бабочка — один из символов Великой Богини, содержащей в себе «все предыдущие воплощения и надежды грядущих поколений». По общему для классической античности мнению, душа покидает тело в облике бабочки. Появляющаяся из кокона, бабочка выступает символом души, высвобождающуюся из тела в момент смерти. Нередко она ассоциируется с самим умершим. Аристотель указывал на её (как и у птицы) «одушевленность» [15]. Широко известен миф о Психее освобождённой от смерти за восхитившую Зевса силу её любви к Амуру. На помпейских фресках Психея изображается юной девушкой (или девочкой) с крыльями бабочки. Как олицетворение души, дыхания, Психея часто предстаёт в виде бабочки, вылетающей из погребального костра. Возможно, эти эмблемы восходят к распространённым в III—I вв. до н. э. геммам с сюжетом ловли бабочки-Психей держащим горящий факел Амуром[12].

Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер. Также они называли бабочек «feralis» — «свирепая», и верили, что они могут предвещать войны. Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3,5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой – от зарождения сознания до просветления, воскрешения души[12].

Схожие античным представления о бабочках характерны для ряда тюркских племён жителей народов Центральной Азии, находящихся под персидским влиянием, которые полагали, что в образе бабочек могут возвращаться мертвые [13].

В Японии жители народов считают, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает в Японии торжественные шествия и праздники. Именно в древней японской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. Благодаря своим грации и лёгкости это насекомое служит эмблемой женственности молодой женщины. Также женской суетливости и тщеславия, ремесла гейш или временной любовницы.

Однако были времена в Японии, когда бабочки вызывали опасения. Так когда Тайра-но Мосакадо готовился к знаменитому бунту в Киото появился огромный рой бабочек, люди очень испугались, считается это предвестником беды[12].

В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Выражение «мотылек обезумевший от любви и дикая пчела» обозначает сексуальнаю связь. Китайский император Гэнсо Котэй использовал бабочек, для выбора фавориток. В императорском саду на вечеринках придворные дамы выпускали бабочек из клеток, чтобы бабочки садясь на самых красивых девушек показывали императору свой выбор[13].

В Китае бабочка — эмблема развлечений и знак влюбленных. В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку — символ неизменной любви. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.

В Бирме жители народов полагали, что «вин-лайк-пья», то есть душа-бабочка, вылетает из тела во время сна, встречается с душами-бабочками других людей и животных и возвращается, когда спящий проснется[13].

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей проповедью.

Во многих странах с бабочками связывали различные приметы.

В Полесье считают, что если весной появится много красных или желтых бабочек, то будет сухое лето и много меда, а если белых — мокрое лето и обилие молока. В Моравии символика цвета бабочек связана со здоровьем: если увидишь весной первую белую бабочку, то умрешь в предстоящем году, а если красную — будешь жить.В Болгарииверят, что у человека будет белое или красное лицо в зависимости от того, какого цвета будет первая увиденная им весной бабочка — белой или красной. Белорусы жители Витебской губернии гадали по полету первых весенних бабочек: чем выше они летают, тем выше вырастет лен.

У южных народов славян к бабочке обращаются с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она «летает возле бога и просит о дожде» [17].

У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души.В католической иконографии бабочка в руках младенца-Христа символизирует идею воскресения. В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в рукемладенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама[17].

Райский сад ассоциируется с обилием цветов и порхающих бабочек.

Неизвестный мастер (ок.1410 г.) позднеготических мотивов в художественных центрах Рейнской области «Райский сад» — сцена происходит внутри цветущего сада окружённого стенами: цветы, плоды, бабочки и птицы имеют символический смысл, «описывая» добродетели Девы Марии[18].

Олицетворение души и огня у кельтов, их трепещущие крылья символизировали солнечный жар.

Одна из первых красавиц своего времени, жена Наполеона Третьего Евгения, ввела в моду разведение бабочек в зимних садах, хотя салюты порхающих красавиц очень любили еще при дворе французского короля Людовика Четырнадцатого.

Примерно 300 лет назад началось научное изучение этих насекомых. Коллекционированием бабочек занимались многие знаменитые люди: русские писатели Владимир Набоков [19] иМихаил Булгаков, физиолог академик Иван Павлов, один из вождей русской революции Николай Бухарин, замечательный энтомолог и коллекционер великий князь Николай Михайлович Романов. Но пальма первенства принадлежит банкиру и финансисту Уолтеру Ротшильду, собравшему за свою жизнь самую крупную частную коллекцию в мире — около 2 миллионов 250 тысяч экземпляров бабочек.

Среди наших современников на бабочек обратили внимание Андрей Макаревич и братья Мавроди, обладатели одной из самых крупных коллекций в России. Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. Свою коллекцию в 4324 экземпляра он подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.

Самые красивые бабочки обитают в тропических лесах Юго–Восточной Азии и Южной Америки. Отдельные виды стоят очень дорого. Ученые давали бабочкам имена богов, мифологических героев и известных людей: Парис, Аполлон, Махаон, Подалирий, Поликсена, Елена Троянская, Парусник Румянцева.

Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением Monarch, который может жить до шести месяцев.
И все же самое главное, что дарят бабочки- это чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием, в них люди находят ту гармонию. К гармонии, которой они стремятся всю жизнь, с детства, ведь эти порхающие цветы создают то ощущение тайны, которое, по словам великого физика и скрипача – любителя Альберта Энштейна, «лежит в истоках истинного искусства и истинной науки». Бабочкиолицетворяют самые сокровенные мечты.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.