Здавалка
Главная | Обратная связь

Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте



 

 

В современной психологии всякое проявление эмоциональной активности ребенка, по существу являющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии [32].

Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого [30].

Научное понятие «эмпатия» вошло в психологию в начале нашего века, но история этого вопроса началась гораздо раньше. Становление этого явления восходит, прежде всего, к понятию «симпатия». Этот термин был введен еще древними греками для обозначения сущности всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу [35].

Позже эта концепция развивалась А.Смитом, который видел в симпатии основу справедливости и альтруизма, и Г.Спенсером, который определял симпатию как способность сочувствовать людям и как явление, усложняющееся по мере психического развития человека [36].

Представители теории симпатии считали эмпатию врожденным свойством. У. МакДауголл выдвинул теорию инстинктивного происхождения симпатии [36], а Т. Рибо полагал, что это психофизиологическое свойство, присущее и животному, и человеку [36].

Симпатия считалась первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные и моральные чувства; при этом ее рассматривали как стремление согласовывать свои эмоции с эмоциональными состояниями других, как некоторую психическую общность людей, как проявление подлинных отношений между ними. Понятие «симпатия» со временем утратило свое первоначальное значение. Ему на замену пришло понятие «эмпатия» [14].

Второе направление развития знаний об эмпатии представлено теорией вчувствования, разработанной Т. Липпсом. Термином «einfulung» - «вчувствование в ...» он описал процесс понимания произведений искусства, а позднее - самого человека [36].

По Липпсу вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое "Я" [36].

Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет "возникает сам собой", "сам себя вызывает благодаря такой деятельности".

При этом автор рассматривал природу симпатии как бессознательно - имитационную. В дальнейшем, опираясь на эту теорию, эмпатию в психологии искусства исследовал С. Маркус. Он понимал эмпатию как способ познания объекта эстетического наслаждения, вчувствования в этот объект, вживание в художественный образ [36].

Объединив воедино эти теории, в 1909 году Э. Титченер ввел в научную психологию понятие «эмпатия». Вместе с тем, существует точка зрения, что первым применил это понятие в психологической науке Т. Липпс [36].

Современными исследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.

Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла [36].

Х.Л. Рош и А.Г. Ковалев считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия — сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми [22].

Психологами Даймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показана связь этого процесса с эмоциональными сторонами личности.

В их трактовке эмпатия — это социальная сензитивность или социальный инсайт, то есть способность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специально организованной ситуации.

По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данном случае как "интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека". Несмотря на то, что Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства, облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией [36].

Разнобой трактовок эмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызван тем, что и процесс понимания, и эмпатия связаны как с теми, так и с другими сторонами познания. Оба эти процесса являются на только разными способами познания внутреннего мира человека, но и имеют различную структуру и функцию в поведении.

Если понимание - это процесс интеллектуального анализа индивидом поведения другого человека, то эмпатия - это процесс эмоционального соучастия в переживаниях других людей.

В отечественной психологии в исследовании Т.П. Гавриловой понятиеэмпатия рассматривается как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и т.д. [14].

Автор различает два вида эмпатии: сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие, то есть переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств.

Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование школьника, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.

Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем младший школьник [15].

Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение младшего школьника к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей [14].

В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

Эмпатия - один из важнейших источников развития личности ребенка, сочетание теплоты, внимания и воздействия. Эмпатия в отношениях к сверстнику возможна только в том случае, когда они понимают чувства друг друга [14].

В своем исследовании В.П. Кузьмина делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [25].

Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.

Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой.

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.

Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка [1].

Будущее - как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности - эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.

В психологии выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей [5].

Эмпатическая способность младших школьников возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.

Таким образом, эмпатия понятие очень сложное и многогранное, которое обозначает настолько глубокое сопереживание, которое граничит с полным отождествлением себя с другим человеком. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.