Здавалка
Главная | Обратная связь

Описание результатов констатирующего эксперимента



 

 

В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Организовав экспериментальное изучение эмпатийных отношений детей младшего школьного возраста, мы получили следующие результаты.

Тест эмпатийных тенденций позволил получить следующие результаты (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Результаты теста эмпатийных тенденций младших школьников

уровень эмпатии количество детей %
очень высокий 5 %
высокий 10%
средний 30%
низкий 40 %
очень низкий 15 %

 

С помощью этого теста мы смогли выяснить уровень эмпатийных тенденций у младших школьников. Если посмотреть на таблицу, то можно сказать о том, что подавляющему большинству присущий низкий уровень эмпатийности (40 %). Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. Они испытывают затруднения в установлении контактов с окружающими, неуютно чувствуют себя в большой компании.

У детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей. У 6 человек (30 %) средний уровень эмпатийности. Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Представим полученные результаты графически (см. рис. 2.1)

Рис. 2.1. Уровень эмпатийной тенденции младших школьников, %

Таким образом, по данным рисунка видно, что преобладающим уровнем является низкий уровень эмпатийности – 40 %, на втором месте – средний уровень – 30 %, на третьем месте – очень низкий уровень – 15 %. Высокий уровень составляет 10 %, а очень высокий лишь 5 %.

Далее проведена проективная методика «Неоконченные рассказы».

Основная ее задача – выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей младшего школьного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. Если младший школьник отождествлял себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом – сопереживал только ему.

Если по отношению к антагонистам главного героя – животному, взрослому, сверстнику в данном случае – сочувствие, т.е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа. Полученные результаты свидетельствуют о том, что более всего дети проявляют сочувствие к животным – 6 детей (30 %), на втором месте проявление сочувствия к взрослому 4 ребенка (20 %), и только на третьем месте – проявление сочувствия к сверстнику – 3 детей (15%). 7 детей (35 %) не способны к проявлению сочувствия.

Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне жалко Митьку, потому что ворон стукнул больно мальчика…», «Мне котенка жалко, я бы его оставил, он такой маленький…», «Мне жалко Стасика, на него учительница ругалась, а он не виноватый…».

Как видно из приведенных высказываний, дети отождествляли себя только с главным героем рассказа, и таким образом – сопереживали только ему. 20% детей данной группы проявляли устойчивое сочувствие, т.е. выбрали сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем, чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчить положение одного из них.

Наиболее распространенными ответами этих детей были: «Мне жалко Борьку, потому что он умереть может…», «Бабушку, потому что она старая и добрая…», «Мне жалко Стасика, и Вовку тоже. На Стасика ругалась учительница, когда Вовка наврал на него. А потом с Вовкой никто не играл…». Таким образом, они полностью приняли сторону антагониста главного героя, конфликт, разрешился детьми в пользу другого персонажа. Представим полученные результаты графически (рис. 2.2)

Рис. 2.2. Результаты методики «Неоконченные предложения», %

 

Последним был проведен опросник «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования показали (см. табл. 2.2):

Таблица 2.2

Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых ситуациях

Ситуации Проявляют эмпатию Не проявляют эмпатию
1 блок (оказание или неоказание помощи другому) 80% 20%
2 блок (ущемление личных интересов ребенка) 65% 35%
3 блок (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) 70% 30%
4 блок (проявление сорадости) 85% 15%
5 блок (оказание помощи сверстнику при затруднениях) 75% 25%
Общие показатели по всем ситуациям 75% 25%

 

1 блок ситуаций «Оказание помощи сверстнику»:

- 80% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Я бы конечно помог(ла)».

- 20 % детей не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Я бы пошел кушать»; «Попрошу учителя завязать ему шнурки»; «Пошел бы играть».

2 блок ситуаций «Ущемление личных интересов»:

- 65% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы отлил половину»; «Я бы сказал ему, чтобы мы поиграли вместе».

- 35% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Их ответы были следующего содержания: «Нет, не поделюсь, у меня мало»; «Сказал бы, чтобы ему мама, такие же купила».

3 блок ситуаций «Проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого»:

- 60% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы дала ему одну свою»; «Помог ему убрать»; «Успокою, а потом скажу, чтобы Кате купила новое и извинилась».

- 30% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Особенно категоричны были ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью в следующей проблемной ситуации: Ты увидел (а), что Катя стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Катя сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного портфеля, а та пожаловалась учителю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Кате?

– 30% детей не встали на позицию товарища, нарушившему норму поведения. Их ответы были следующего содержания: «Нельзя брать чужое»; «Я скажу, что нельзя брать чужое, пусть отдаст».

4 блок ситуаций «Проявление сорадости»:

– 85% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне бы радостно было, и попросила, чтобы принес поиграть»; «Вот здорово, а он лает?»; «Здорово! А он красивый?»

- 15% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Не знаю. Ничего»; «А у меня то больше собачек».

5 блок ситуаций «Оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации»:

– 75% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Он на вешалку повесит, а я на дверь»; «Пусть поместит в шкафчик мой вещи»; «Пусть у меня повесит, жалко что ли».

- 25% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Сказал, чтобы положил на скамейку». Составим сводную диаграмму по данной методике (см. рис.2.3)

Рис.2.3. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %

 

Таким образом, мы видим, что в младшем школьном возрасте на вербальном уровне дети готовы проявлять эмпатию:

- наибольшее количество положительных ответов было дано в ситуациях: оказание помощи другому, ущемление личных интересов ребенка, проявление сорадости, оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации.

Тогда как наибольшее количество ответов детей с отрицательной эмоциональной направленность были в ситуации - проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого.

Таким образом, по результатам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне.

Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, необходимо организовать формирующий эксперимент. Для организации формирующего эксперимента нами выбраны 10 человек, у которых не проявляется чувство сочувствия и переживания к сверстникам, взрослым, животным и т.д. – эти обучающиеся вошли в экспериментальную группу, а остальные 10 учащихся составили контрольную группу.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.