Здавалка
Главная | Обратная связь

Описание хода формирующего эксперимента



Формирующийэксперимент проводился на базе МКОУ Мыльниковская общеобразовательная начальная школа Шадринского района Курганской области.

В формирующем эксперименте приняли участие 10 младших школьников, показавших отсутствие эмпатийных чувств по отношению к сверстникам, взрослым, животным и т.д. Эти школьники составили экспериментальную группу.

Работа с детьми проводилась на протяжении 10 занятий. Они проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.

В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс занятий, включающий в себя разнообразные упражнения («волшебный клубочек», «портрет друга» и т.д), игры, беседы о формировании адекватного и чуткого отношения школьников друг к другу.

Коррекционные занятия проходили в эмоционально насыщенной обстановке. С детьми проводились подвижные и спокойные игры, релаксационные упражнения, психогимнастические игры и этюды, арттерапия и т.п.

Школьники активно выполняли все задания, а если что-то не получалось, помогая друг другу, мы делали это вместе. Ведь помогая другим, ребёнок становится более уверенным в себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным своему товарищу, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

Занятия проходили в игровой форме и решали дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивали воображение, мышление, речь. В свою очередь, организовано наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение со сверстниками.

Занятия проводились один-два раза в неделю по 30-35 минут каждое. Школьники с занятий уходили довольные, набравшиеся новых знаний. Каждое занятие благоприятно влияло на нравственное развитие школьников, культуру поведения, эмпатийного отношения друг к другу, учителю, родителям, животным.

На занятиях школьников учили объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для сближения, для возникновения общения. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, игра одним мячом, рисование одним фломастером и т.д.

Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс формирования эмпатийности. В играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь, они учатся ставить себя на место другого, тем самым сопереживать ему. Для этого подходят игры «капельки» и т.д.

Процесс формирования эмпатийности ребенка во многом зависит от обстановки в семье, в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Мы создавали атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, подружиться друг с другом.

Вместе с детьми выполняли немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность. Например: создание подарка заболевшему другу и т.д.

Родителям мы рекомендовали следующее: разбирать с детьми случившиеся нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте.

В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.

Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление.

Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.

С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать первую из поставленных задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

Группа детей получает задание создать общее произведение (выполнить рисунок, сочинить рассказ, сказку и др.), выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

При проведении данных занятий в процессе формирования эмпатийного отношения, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них. Деятельность учителя сплачивала учащихся и развивала уровень их эмпатийности.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на формирование эмпатийности младших школьников.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования эмпатийного отношения к сверстникам и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Для проверки эффективности данной коррекционной программы, нами была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в параграфе 3.3.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.