Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты контрольного эксперимента



 

 

Цель:проверить эффективность работ, проведенных во время формирующего эксперимента.

Задачи:

1. Провести методики с целью проверки отношения детей к школьному обучению.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Представить результаты графически.

4. Сделать выводы по проделанной работе.

5. Сравнить результаты контрольной и экспериментальной групп.

На этапе контроля были организованы те же самые методики, что и на констатирующем этапе. В эксперименте приняли участие 20 детей – 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей – контрольную группу.

Организовав контрольное изучение в процессе эмпатийного отношения к сверстникам, мы получили следующие результаты.

Тест эмпатийных тенденций позволил получить следующие результаты (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2

Результаты теста эмпатийных тенденций младших школьников

уровень эмпатии эксприментальная группа контрольная группа
кол-во детей % кол-во детей %
очень высокий 30 % 10%
высокий 30% 10%
средний 40% 40%
низкий 0 % 20%
очень низкий 0 % 20%

 

По данным таблицы видно, что в экспериментальной группе уровень эмпатийных отношений повысился, низкого и очень низкого уровня не наблюдается, преобладающим отмечен средний уровень – 40 %. В контрольной группе преобладающим также отмечен средний уровень – 40 %. По сравнению с экспериментальной группой здесь выявлен и низкий и очень низкий уровень эмпатийности. Представим полученные результаты граически (рис. 3.1.)

Рис. 3.1. Уровень эмпатийной тенденции младших школьников, %

 

Далее проведена проективная методика «Неоконченные рассказы» (см.табл 3.3.).

Таблица 3.3

Результаты методики «Неоконченные предложения»

проявление сочувствия эксприментальная группа контрольная группа
кол-во детей % кол-во детей %
сочувствие к животным 30 % 20%
сочувствие к взрослым 20% 30%
сочувствие к сверстникам 50% 40%
не проявляют сочувствия 0 % 10%

Проанализировав полученные данные, выявлено, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной имеются дети, которые не проявляют сочувствия ни к кому. Представим полученные данные графически (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Результаты методики «Неоконченные предложения», %

 

Последним был проведен опросник «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования показали (см. табл. 3.4):

Таблица 3.4

Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых ситуациях

Ситуации экспериментальная группа контрольная группа
проявляют эмпатию не проявляют эмпатию проявляют эмпатию не проявляют эмпатию
1 блок (оказание или неоказание помощи другому) 100% 0% 80 % 20%
2 блок (ущемление личных интересов ребенка) 90 % 10 % 60% 40%
3 блок (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) 90% 10% 70% 30%
4 блок (проявление сорадости) 100 % 0% 60% 40%
5 блок (оказание помощи сверстнику при затруднениях) 100 % 0% 80% 20%
Общие показатели по всем ситуациям 96 % 4% 70% 30%

 

Проанализировав полученные результаты мы установили, что в экспериментальной группе уровень эмпатийного отношения к сверстникам значительно выше, чем в контрольной.

Составим сводную диаграмму по данной методике (см. рис.3.3)

 

Рис.2.3. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %

 

Таким образом, мы видим, что программа формирующего эксперимента дала положительные результаты в формировании эмпатийного отношения, так как результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе.

Полученные результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику формирования эмпатийного отношения детей в младшем школьном возрасте.

 


Заключение

 

 

На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Учеными выделено три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других.

2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов.

Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру. Наиболее удачным для развития эмпатийного отношения считается младший школьный возраст, когда происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Во второй главе проведено исследование, которое предполагало глубокое изучение индивидуальных особенностей младших школьников, а также всесторонний качественный учет результатов их эмпатийного отношения. Для этого были выбраны следующие методики:

В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики:

1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов].

2. Проективная методика "Неоконченные рассказы" [Т.П.Гаврилова].

3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева].

По результатам проведённых методик можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне.

Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, был организован формирующий эксперимент, состоящий из 10 занятий. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий – не менее 1-2 раз в неделю.

Данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования эмпатийного отношения к сверстникам и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Для проверки эффективности данной коррекционной программы, нами была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в параграфе 3.3. По результатам формирующего эксперимента дала положительные результаты в формировании эмпатийного отношения, так как результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе.

Полученные результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику формирования эмпатийного отношения детей в младшем школьном возрасте.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.