Результаты контрольного эксперимента
Цель:проверить эффективность работ, проведенных во время формирующего эксперимента. Задачи: 1. Провести методики с целью проверки отношения детей к школьному обучению. 2. Проанализировать полученные результаты. 3. Представить результаты графически. 4. Сделать выводы по проделанной работе. 5. Сравнить результаты контрольной и экспериментальной групп. На этапе контроля были организованы те же самые методики, что и на констатирующем этапе. В эксперименте приняли участие 20 детей – 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей – контрольную группу. Организовав контрольное изучение в процессе эмпатийного отношения к сверстникам, мы получили следующие результаты. Тест эмпатийных тенденций позволил получить следующие результаты (см. табл. 3.2). Таблица 3.2 Результаты теста эмпатийных тенденций младших школьников
По данным таблицы видно, что в экспериментальной группе уровень эмпатийных отношений повысился, низкого и очень низкого уровня не наблюдается, преобладающим отмечен средний уровень – 40 %. В контрольной группе преобладающим также отмечен средний уровень – 40 %. По сравнению с экспериментальной группой здесь выявлен и низкий и очень низкий уровень эмпатийности. Представим полученные результаты граически (рис. 3.1.) Рис. 3.1. Уровень эмпатийной тенденции младших школьников, %
Далее проведена проективная методика «Неоконченные рассказы» (см.табл 3.3.). Таблица 3.3 Результаты методики «Неоконченные предложения»
Проанализировав полученные данные, выявлено, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной имеются дети, которые не проявляют сочувствия ни к кому. Представим полученные данные графически (рис. 3.2). Рис. 3.2. Результаты методики «Неоконченные предложения», %
Последним был проведен опросник «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования показали (см. табл. 3.4): Таблица 3.4 Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых ситуациях
Проанализировав полученные результаты мы установили, что в экспериментальной группе уровень эмпатийного отношения к сверстникам значительно выше, чем в контрольной. Составим сводную диаграмму по данной методике (см. рис.3.3)
Рис.2.3. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %
Таким образом, мы видим, что программа формирующего эксперимента дала положительные результаты в формировании эмпатийного отношения, так как результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Полученные результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику формирования эмпатийного отношения детей в младшем школьном возрасте.
Заключение
На основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах. Учеными выделено три уровня эмпатии: 1-й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. 2-й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. 3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру. Наиболее удачным для развития эмпатийного отношения считается младший школьный возраст, когда происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Во второй главе проведено исследование, которое предполагало глубокое изучение индивидуальных особенностей младших школьников, а также всесторонний качественный учет результатов их эмпатийного отношения. Для этого были выбраны следующие методики: В соответствии с целями и задачами работы в исследовании использовались следующие методики: 1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов]. 2. Проективная методика "Неоконченные рассказы" [Т.П.Гаврилова]. 3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева]. По результатам проведённых методик можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне. Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, был организован формирующий эксперимент, состоящий из 10 занятий. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий – не менее 1-2 раз в неделю. Данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования эмпатийного отношения к сверстникам и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы. Для проверки эффективности данной коррекционной программы, нами была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в параграфе 3.3. По результатам формирующего эксперимента дала положительные результаты в формировании эмпатийного отношения, так как результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Полученные результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику формирования эмпатийного отношения детей в младшем школьном возрасте. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|