Здавалка
Главная | Обратная связь

Леса как объект использования и охраны



ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин

к.ю.н., доцент, полковник милиции

________________ А.Д. Турышев

«24» сентября 2007 г.

 

 

Конюх Е.А.

 

Правовой режим использования и охраны лесов

Фондовая лекция

 

 

Время — 2 часа

 

Специальности 030501.65 Юриспруденция

030505.65 Правоохранительная деятельность

 

Омск 2007

Рецензенты:

Болдырев В.А. — кандидат юридических наук, старший преподаватель;

Ершов О.Г.— кандидат юридических наук, старший преподаватель.

 

Лекция по дисциплине «Экологическое право» обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин «24» сентября
2007 г., протокол № 1.

 

 

План

§ 1. Леса как объект использования и охраны.

§ 2. Право лесопользования и его виды.

§ 3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133; 2005. – № 19. – Ст. 1752; 2006. –
№ 52 (часть 1). – Ст. 5498.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200‑ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

4. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства» // СЗ РФ. – 2001. – № 22. – Ст. 2236.

5. Постановление Правительства РФ от 03 сентября 2004 г. № 455 «Об утверждении Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» // СЗ РФ. – 2004. – № 37. – Ст. 3735; 2004. – № 47. – Ст. 4657.

6. Крассов О.И. Право собственности на леса // Экологическое право. - 2006. - NN 2, 3.

7. Кожедубова И.И. Платежи за пользование лесным фондом // Налоги. - 2006 - N 30.

8. Блинников Р.В. Понятие и состав земель лесного фонда // Правовые вопросы недвижимости. - 2006. - N 2.

9. Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ // Журнал российского права. - 2007. - N 1.

10. Быковский В.К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ // Юрист. - 2007. - N 2.

11. Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. - 2007. - N 2.

12. Зиновьева О.А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. - 2007. - N 4.

 

Леса как объект использования и охраны

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Многие статьи Кодекса носят отсылочный характер и требуют принятия иных подзаконных актов и законов субъектов РФ, которые должны создать легитимные условия для содержащихся в нем норм. Так, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений ЛК РФ. Таких актов должно быть издано более пятидесяти. Представляется, что за полгода качественно решить поставленную задачу достаточно сложно. Кроме множества отсылочных норм, к недостаткам ЛК РФ можно отнести отсутствие в нем понятийного аппарата: не даны определения лесных отношений, лесного фонда, лесопользователей, лесных насаждений, лесопарков и лесничеств. Нельзя назвать идеальными и такие понятия, данные Кодексом, как "лес" и "лесной участок".

Так, в ст. 5 ЛК РФ "Понятие леса" говорится о том, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В ЛК РФ 1997 г. лес был представлен как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом до принятия Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", внесшего изменения в п. 1 ст. 130 ГК РФ, исключающие слова "леса", "многолетние насаждения" из перечня недвижимых вещей. Таким образом, леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются теперь движимым имуществом. К недвижимому имуществу относятся лесные участки, так как согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В ЛК РФ 1997 г. (в отличие от настоящего) была дана подробная характеристика объектов лесных отношений, которыми являлись: лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарниковая растительность. В лесной фонд включались все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включалась древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения; землях транспорта; землях городских и сельских поселений (за исключением городских лесов); землях водного фонда; землях иных категорий.

В ЛК РФ 2006 г. нет понятия "объекты лесных отношений", но по смыслу ст. 6 и 7 можно сделать вывод, что ими являются земли, на которых располагаются леса и лесные участки. Леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Согласно ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда. К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, о чем говорится в ст. 101 ЗК РФ и не упоминается в ЛК РФ. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда, отнесение земель к землям лесного фонда и перевод их в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством РФ.

Земли лесного фонда согласно ст. 23 ЛК РФ состоят из лесничеств и лесопарков. Кодекс не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) поселений, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 ЛК РФ). В ЛК РФ 1997 г. в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда выделялись леса первой, второй и третьей групп, кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.

Редакция Лесного кодекса РФ 2006 г. уже не применяет деление лесов на группы. Комментируемая статья выделяет три целевых назначения лесов, расположенных на землях лесного фонда, что соответствует новой классификации лесов на землях лесного фонда:

защитные леса (ранее данную функцию выполняли преимущественно леса I и II группы);

эксплуатационные леса (ранее данную функцию частично выполняли леса II группы и полностью леса III группы);

резервные леса (ранее данную функцию выполняли леса III группы).

Леса, расположенные на землях иных категорий, четкой классификации не имеют, законодатель лишь предоставил право отнесения их к защитным лесам. Заметим, что в Кодексе также имеет место деление защитных лесов на категории для лесов на землях лесного фонда, а также для лесов на землях иных категорий (ст. 102 ЛК РФ). В защитных лесах и эксплуатационных лесах также могут быть выделены особо защитные участки лесов.

Необходимость разработки подзаконных нормативных актов в рамках реализации новелл принятого Лесного кодекса РФ очевидна.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса I группы и категории защитности лесов I группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.

ЛК РФ 1997 г. закреплял нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной собственности. Еще на стадии обсуждения проекта ЛК РФ многие юристы и ученые, занимающиеся данной проблематикой, предостерегали разработчиков проекта от включения норм, предполагающих приватизацию лесов (лесных участков), нарушающих право настоящих и будущих поколений граждан России на леса как общественное достояние. В новом ЛК РФ предусмотрено нахождение лесных участков в составе земель лесного фонда в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следовательно, лесные участки, находящиеся не на землях лесного фонда, а на землях других категорий, могут находиться в различных формах собственности, в том числе в частной собственности физических и юридических лиц. Положение о том, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, установлено в ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Статья 10 указанного Закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Необходимо отметить, что такое распоряжение лесными участками возможно с 8 декабря 2006 г. - дня официального опубликования и вступления в силу названного Федерального закона.

Что же понимается под лесным участком? Чтобы разобраться с этим понятием, необходимо изучить как минимум десять статей ЛК РФ (ст. 7, 23, 67, 69, 81 - 84, 87, 91, 92). Так, ст. 7 "Лесной участок" отсылает к ст. 67 "Общие положения о проведении лесоустройства", 69 "Проектирование лесных участков" и 92 "Государственный кадастровый учет лесных участков", почти в каждой из которых также имеются ссылки на другие статьи ЛК РФ или другие законы и подзаконные нормативные акты.

Одной из процедур, которую включает в себя лесоустройство, является проектирование лесных участков. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии с лесохозяйственным регламентом и государственным лесным реестром, представляющим собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ участком является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в процессе проведения лесоустройства, прошедший государственный кадастровый учет лесных участков. В ЛК РФ 2006 г. нет понятия лесного кадастра, а государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

ЛК РФ не раскрывает понятие "лесные отношения", но устанавливает, что они регулируются лесным законодательством, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в ЛК РФ основываются на представлении о лесных участках как о земельных участках.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.