Здавалка
Главная | Обратная связь

Право лесопользования и его виды



Вопрос о праве собственности на леса - центральный в новом ЛК. Единственной предусмотренной в ЛК РФ 1997 г. формой собственности на леса была федеральная. В соответствии со ст. 7 прежнего ЛК все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. При этом лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях городских и сельских поселений, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК 1997 г. по существу устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

В новом ЛК предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8). Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии с правилами ЛК (ст. 7). Следует отметить, что Законом о введении в действие Лесного кодекса РФ уточнено, что в федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3). Однако определение объекта права собственности на леса через понятие земельного участка, исключение из Кодекса определения леса, понятия лесного фонда может привести к "выхолащиванию" сущности участков земли, на которых произрастают леса, в качестве лесных участков, выполняющих полезные функции в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. ЛК не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это положение согласуется с подп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Часть 2 ст. 8 ЛК предусматривает, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, можно констатировать, что новый ЛК ввел многообразие форм собственности на леса и федеральная собственность перестала быть исключительной формой собственности на леса. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, чего не было предусмотрено в предыдущем ЛК. В соответствии же с п. 2 ст. 95 ЗК в пределах земель указанной категории могут располагаться земельные участки частных собственников. В отличие от ЛК РФ 1997 г., в ст. 19 которого было предусмотрено, что расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, новый ЛК в п. 1 ч. 3 ст. 23, указав на возможность нахождения лесов на землях обороны и безопасности, прямо не решает вопрос о праве собственности на них. Анализ же ст. 27 Земельного кодекса не позволяет сделать однозначный вывод о том, что леса, расположенные на землях обороны и безопасности, находятся в федеральной собственности. В п. 5 ст. 27 ЗК перечисляются ограниченные в обороте земельные участки, и среди них - предоставленные для нужд обороны и безопасности, которые, как сказано в ЗК РФ, находятся в государственной и муниципальной собственности.

Следует отметить, что подавляющее большинство лесов все же находится в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда. Введение многообразия форм собственности на леса соответствует Конституции РФ, в ч. 2 ст. 9 которой установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституция лишь допускает, а не обязывает, чтобы природные ресурсы находились в различных формах собственности. При этом в ней подчеркивается особое значение земли и других природных ресурсов, которые в соответствии со ст. 9 используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти положения следует рассматривать во взаимосвязи со ст. 72 Конституции, установившей, что природопользование, лесное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Новый ЛК закрепил собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ст. 82 ЛК, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Федерации. Собственность субъектов на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК. В их собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

ЛК предусматривает также введение новой формы собственности на леса - муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК. В соответствии с его ст. 19 в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Муниципальные образования, как собственники лесных участков, наделены ЛК полномочиями по владению, пользованию и распоряжению лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84).

В ЛК не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому этим субъектам лесных отношений не могут принадлежать леса на землях лесного фонда.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Виды использования лесов, признаваемые предпринимательской деятельностью, осуществляются на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам - в безвозмездное срочное пользование и в аренду.

По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в предусмотренных ЛК РФ целях. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет, в некоторых случаях использования лесов - на срок от одного года до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ст. 72).

ЛК РФ 1997 г. предусматривал предоставление участков лесного фонда для специального лесопользования на следующих правах: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Договор аренды участка лесного фонда заключался на срок до 99 лет на основании результатов лесного конкурса. Таким образом, можно сделать вывод, что ЛК РФ 2006 г. исключает договор концессии лесных участков и проведение лесных конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, заменив их аукционами. Изменен и максимальный срок аренды лесных участков с 99 до 49 лет.

Осуществление лесопользования допускалось только при наличии лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдавались ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. ЛК РФ 2006 г. не предусматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов и вводит понятие "лесная декларация" - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Можно сделать вывод, что разрешительный порядок использования лесов заменяется на заявительный. Однако согласно Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие ЛК РФ, признаются действительными до истечения срока их действия. Органы исполнительной власти в пределах их полномочий для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 г.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане осуществляют заготовку древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.

Если проанализировать отношения, связанные с использованием лесов, то можно сделать вывод, что речь идет в основном об имущественных отношениях, объектом которых выступает лесной участок либо лесные насаждения. Исключение составляет использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и пребывание граждан в лесах.

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 ЛК РФ, закрепляющей право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Если обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах регулируется правилами соответственно о пожарной и санитарной безопасности в лесах, установленных органами государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, то кто и как будет определять критерии безопасности граждан и при выполнении каких работ, законодателем не определено. Вероятно, что будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только на тех лесных участках, которые будут находиться в частной собственности, но и на тех, которые будут предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, что ставит под сомнение свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.