Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства



Согласно типологии правонарушений, давно выработанной как юридической наукой, так и нормотворческой и правоприменительной практикой, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного им вреда различаются правонарушения: а) гражданские (деликты), б) административные, в) дисциплинарные, г) уголовные (преступления).

Охрана лесных правоотношений осуществляется нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения.

Под нарушением лесного законодательства следует понимать деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы той отрасли права, которая охраняет регулируемые лесным правом общественные отношения, совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться соответственно как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).

Подтверждением приведенных рассуждений являются положения ч. 1 ст. 99 Кодекса, в которых, естественно, не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, а содержатся отсылки к законодательству Российской Федерации, устанавливающему административную и уголовную ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, определенных лесным законодательством.

Административные правонарушения в области лесных отношений различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства.

К правонарушениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов КоАП РФ относит:

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1) - в части лесных участков;

уничтожение специальных знаков (ст. 7.2) - в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8) - правонарушения, совершенные в лесах;

самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);

самовольную переуступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) - в части самовольной переуступки права пользования лесными участками;

пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) - правонарушения, совершенные в лесах;

сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) - в отношении сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания;

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), - правонарушения, совершенные в лесах;

использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34) - правонарушения, совершенные в лесах;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36) - правонарушения, совершенные в лесах;

нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37) - правонарушения, совершенные в лесах.

Порядок привлечения к административной ответственности детально урегулирован КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Рассматривать дела от имени этих органов вправе главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные лесные инспекторы в субъектах Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках, их заместители; государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках.

Помимо этого протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ.

Одной из таких мер является доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление осуществляется должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением лесного законодательства, при выявлении административных правонарушений в данной сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Устранение нарушений после составления протокола об административном правонарушении не может служить основанием для освобождения нарушителя от установленной ответственности.

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотрена УК РФ. Например, уголовными деяниями признаются незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Порядок применения мер уголовной ответственности регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

Следует отметить, что ч. 1 ст. 99 Кодекса не содержит упоминания о возможности привлечения виновных в нарушении лесного законодательства лиц к дисциплинарной ответственности. Отношения, связанные с применением мер дисциплинарной ответственности, не являются лесными отношениями. Тем не менее в установленных законодательством случаях при нарушении норм лесного законодательства должностные лица и работники организаций могут быть привлечены также к дисциплинарной ответственности.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, виды налагаемых взысканий определяются трудовым законодательством. В соответствии со ст. 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также другие дисциплинарные взыскания.

Помимо мер административной или уголовной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением требований по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, к правонарушителям применяются неблагоприятные меры гражданско-правового характера, указанные в ч. 2 ст. 99 Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 100 Кодекса лицо, причинившее вред, вправе возместить его добровольно. Если этого не сделано, то взыскание причиненного материального ущерба производится в судебном порядке.

Возмещение вреда осуществляется по правилам, установленным статьями гл. 59 ГК РФ. Обязательства вследствие причинения вреда в юридической литературе условно называют деликтными. Особенность таких обязательств состоит в том, что они являются внедоговорными, их субъекты - кредитор (потерпевший) и должник (причинитель вреда) - как правило, не состоят в договорных отношениях.

Специалисты справедливо указывают на то, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между первыми двумя элементами; г) вину причинителя вреда.

Понятие "вред", использованное в ст. 1064 ГК РФ, означает материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.п.). По общему правилу указанной статьи объем возмещения вреда должен быть полным. Вред возмещается либо в натуре (предоставляется вещь того же рода и качества, исправляются повреждения вещи и т.п.), либо в виде компенсации убытков, включающих реальный ущерб и упущенную выгоду.

Добровольное возмещение вреда предполагает самостоятельные действия виновного в нарушении лесного законодательства лица, направленные на предотвращение или ликвидацию последствий данного нарушения. Они могут быть выражены, в частности, в производстве за свой счет восстановительных, очистных работ в лесах, ликвидации строений на самовольно занятых лесных участках, в выплате компенсаций за уничтоженные или поврежденные лесные объекты и т.п.

Норма ч. 2 ст. 100 практически дублирует норму п. 38 ст. 81 Кодекса, в которой установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, лишь конкретизируя ее.

Таксы, утверждаемые Правительством РФ, применяются для исчисления размера вреда, причиненного гражданами и юридическими лицами лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Размер вреда, рассчитанный в соответствии с таксами, как правило, увеличивается в зависимости от объекта посягательства и степени тяжести совершенного правонарушения (преступления).

В настоящее время действуют Таксы для исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2007 № 273. Размер взысканий за вред, причиненный лесам, исчисляется с учетом всех видов нарушений лесного законодательства.

Методики по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, по определению и расчету выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров могут использоваться и для определения экологического ущерба в результате неконтролируемого горения лесных горючих материалов в открытом пространстве. Методика по учету ущерба, нанесенного копытными-дендрофагами лесному хозяйству, позволяет объективно оценить размеры вреда, нанесенного копытными животными лесному хозяйству, в хозяйственном и денежном выражениях и определить порядок взыскания ущерба с организаций, виновных в этом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.