Стечения обстоятельств, системы, развитиеСтр 1 из 48Следующая ⇒
О конфликтующих реальностях В тексте будет употребляться слово «реальность». Так мы называем все, что существует (во внешнем мире или во внутреннем) . Существует длительно или кратковременно. Например, мысль (истинная или ложная), чувство и подобные явления — это реальности. Они могут регулировать наше поведение с его подчас серьезными последствиями. Конфликтами (отлат. conflictus — столкновение) будем называть не обязательно явные распри, стычки между людьми, но любые несвязности, несоответствия между какими-либо реальностями. Отнесем сюда и реальности не только явно заметные, воспринимаемые посредством органов чувств, но и умопостигаемые. Например, у человека (на данном этапе его развития) не выражены сила, точность, быстрота движений пальцев рук. Это реальность. Она находится в конфликте, например, с требованиями, предъявляемыми к работнику в таких профессиях, как хирург, концертный исполнитель-инструменталист, слесарь-инструментальщик. Эти требования профессий — тоже реальность (существующая для тех, кто это понимает). Еще: у человека нет интереса к личным1 качествам людей, он испытывает скованность в общении с другими. Это не соответствует требованиям профессий, например, руководителя (менеджера по персоналу, командира экипажа судна, мастера производственного участка), педагога, экскурсовода и подобных. И так без конца. Многие личные качества, недостаточно развитые к данному периоду жизни, можно в себе воспитать. Можно и нужно строить свой особый стиль, «почерк» в работе. Это система способов, тактик деятельности, когда используются хорошо развитые личные качества и как-то возмещаются (компенсируются) те, которые пока развиты недостаточно или которые неподатливы к воспитанию, тренировке. Положим, неторопливость можно компенсировать предусмотрительностью. Ненаходчивость в переговорах — предварительным обдумыванием вариантов хода бесед. Плохую память на телефонные номера — записями и т.п. Правда, возможности развития и компенсации особенностей психики не безграничны. В частности, из-за ограниченности времени, которым мы можем располагать [17. С. 6—11 и далее]. Но в любом случае важным условием достижения успеха в работе является построение все более полного и достоверного знания о своих личных качествах (на данном этапе развития), о своеобразии своего душевного склада. Только при этом условии можно строить жизненный трудовой путь «по душе и по плечу». Стечения обстоятельств, системы, развитие Столкновения реальностей — явления повседневные, нормальные. Они есть в неживой и живой природе, в обществе, в теле и душе людей. Этот общий взгляд на мир представлен не только в философии, но и в народном сознании: «Капля точит камень» (изменяются, согласитесь, и капли, и камень). Еще: «Без спотычки и конь не пробежит»; «Жалует царь, да не жалует псарь»; «Хоть тяжкая доля, да все своя воля»; «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»; «Золото и в грязи блестит»; «Беды мучат, да уму учат»; «Дружба дружбой, а служба службой» и др. Столкнувшиеся реальности, возникшие стечения обстоятельств, так или иначе связанные между собой, можно назвать системой (от греч. systema — целое, составленное из частей). Системы могут существовать и очень короткое время, «миг», и длительное (в масштабах человеческой жизни). В первом случае система может ускользать от нашего внимания. И не подумаешь, что тут какая-то система. Но она влияет на ход дальнейших событий. Хотя бы так: «Обжегшись на молоке, дует на воду». Во втором случае (относительная длительность существования) воспринимаемые и мыслимые стечения обстоятельств могут казаться чем-то устойчивым, даже неизменным. Например, человек устал, на него нахлынуло мрачное настроение в течение нескольких часов. Ему все окружающее может показаться «вообще» плохим; он может принимать при этом неподходящие, поспешные решения на далекое будущее. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Итак, конфликты, рассогласования реальностей (в случае особой значительности таких событий говорят о кризисах) приводят к изменениям в соответствующих составляющих мира (включая душевную жизнь, поведение людей). И если эти изменения каким-то образом закрепляются, сохраняются в системе хотя бы отчасти, то это влияет на ход и направление дальнейших ее изменений. Приведенные выше житейские примеры поясняют эту связь явлений (у человека появилось то, чего не было, — повышенная осторожность — «дует. на воду»; принятое решение — пусть плохое — задает, регулирует дальнейшие действия и т.п.). В подобных случаях можно говорить не просто об изменениях рассматриваемой сие-.'. темы, но и о ее развитии. Факты развития систем (включая и людей, их общности) могут быть не обязательно желательными (прогрессивными). Но это уж наша с вами забота — вникать в ход событий и находить способы влиять на него. Человек, стандарт, неповторимое своеобразие На пути от незнания к знанию тоже возникают конфликты. Их называют «познавательными барьерами». С одним из них мы далее познакомимся и постараемся его преодолеть ради пользы нашего дела. Все еще в школе изучали основы наук и, в частности, наук естественных (о природе). Это не значит, что другие науки являются «неестественными» или «противоестественными». Такой уж есть «штамп» речи. Особенности физики, химии, биологии в том, в частности, что в предметных их областях есть реальности, не изменяющиеся в масштабах жизни людей (константные). Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода, атомы устроены так-то и т.д. Такого рода истины для нас практически вечны. Они общие, имеют большую «предсказательную силу» (надежно приложимы к практике). Если знаем, что вода при нормальном атмосферном давлении кипит при такой-то температуре, то она закипит и в следующий раз, и в сотый, и в тысячный. Это ни хорошо, ни плохо с моральной точки зрения, но — факт. И можно уверенно применять эту истину в практике. А в мире людей многое быстро «плывет», констант меньше. И здесь особенно важной является не задача раз и навсегда «набраться» полезных знаний, но задача постоянного поиска конкретных истин, т.е. построения, производства достоверного знания о текущих обстоятельствах. Полезные «готовые» общие сведения о многих явлениях мира природы, материальной и духовной культуры можно, конечно, найти в разных носителях информации (книгах, компьютерных базах данных и т.п.). Эти сведения ориентируют в настоящем и позволяют предвидеть будущее. А вот о повседневной жизни и работе каждого из нас таких «пособий» нет, и не может быть. И одними поучительными примерами, общими советами не обойдешься в деле личного жизнепостроения. Вот почему важно настроить себя не просто на «вычерпывание» откуда-то «готовой» информации, но и на самостоятельное производство новых потребных знаний. Нет, мы отнюдь не собираемся обесценить важность расширения человеком своей осведомленности, важность систематического образования (общего и профессионального), накопления знаний, умений. Мы лишь подчеркиваем мысль, что нельзя сначала набраться полной осведомленности на все случаи жизни, а уж после — жить и действовать. Недаром и народная мудрость напоминает: «Век живи — век учись». Но вернемся к мысли об особенностях естественнонаучной и человековедческой (гуманитарной) образованности. Усвоение основ наук формирует у человека и соответствующие внутренние мерки (критерии) для оценки знаний. Одни люди более привержены к естественным наукам и технике, другие — к наукам о человеке и обществе. И люди при этом начинают говорить как бы на несколько разных языках. По-разному выстраивают ряды главенства ценностей, различно понимают желательное и недопустимое, должное и не должное. И каждый из нас может быть «грешен» в том, что «свой аршин» склонен считать не иначе как общей для всех — общезначимой (якобы «объективной») — нормой. Например, знание с ограниченной областью надежного приложения может казаться не научным и пр. В естественных науках и в соответствующих областях техники ценятся точные измерения, постоянные величины, стандарты (общепринятые меры, образцы чего-либо). Для соответствующих областей знания и практики это хорошо. Если, положим, в технике есть сталь-3, то инженер, заглянув в справочник, может ее правильно применять хоть всю жизнь. Применять и в сельской мастерской, и в цехе индустриального предприятия. Со стандартными (одинаковыми) объектами легко обращаться в соответствии Введение со сложившимися привычками. Стандартные объекты взаимозаменяемы. Это удобно потребителям и экономично, с точки зрения производителя. Если, например, деталь трактора или компьютера соответствует стандартам, то ее можно быстро применить при ремонте техники хоть за тридевять земель от места изготовления и т.д. Обратимся теперь к предметной области наук о человеке и обществе (наук гуманитарных, общественных). Предметами изучения и воздействия в этих областях знания и практики очень часто являются системы неповторимые, во многом единственные в своем роде (уникальные). В педагогике и психологии это, например, — личности, организованные и неорганизованные группы, системы взаимоотношений людей в разнообразных средах. Поэтому многие выводы, утверждения наук указанного рода не могут и не должны быть столь же общими, «вечными», как, скажем, это имеет место в естественных науках или технике. Если, например, выяснены помыслы, идеалы, жизненные профессиональные планы одного человека, то мы ничего не знаем о состоянии помыслов другого, третьего и т.п. — всякий раз надо специально дознаваться. Если мы видим у одного человека успешный прием самовоспитания, то это вовсе не значит, что это же средство деятельности непременно, точно и автоматически поможет другому, третьему и т.д. В образовательных средах [257], в ситуациях самообразования имеют место уникальные сочетания личных качеств и опыта людей, а также невоспроизводимые особенности межличностных отношений. В науках о человеке и обществе идея стандарта имеет ограниченную область применения. В связи с этим и мысленный поиск чего-то нового и полезного существенно отличается здесь от технического проектирования, от программирования компьютеров и подобного. Требовать в области обращения с человеком одних только «вечных истин» так же не уместно, как требовать, например, назвать самое большое конкретное число. Всегда может быть добавлена единица и число станет другим, приобретет несколько иные свойства. Обстоятельства охарактеризованного рода противополагают оперирование гуманитарными знаниями естественнонаучным ходам мысли. Это может порождать познавательные барьеры, явления взаимонепонимания между людьми с разным жизненным и профессиональным опытом. А существование групп, объединяющих таких людей, не редкость. Есть, например, группы разработчиков производственных и иных сложных («социотехнических») систем. Подобны им педагогические коллективы, экспедиции, экипажи, комплексные бригады. Могут возникать вопросы и такого рода: а являются ли, скажем, педагогика, психология или другие области гуманитарного знания науками, если они не похожи на науки естественные и технические. Но науки могут быть разными. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|