Откуда брать нужное знание? О «матче» между обычной логикой и моралью
Человек сложнее любой технической системы. И важно не просто что-то «выучить и знать» о взаимосвязях его личных качеств (как индивида, субъекта, личности). Важно самостоятельно делать множество соответствующих предположений и проверять их. Какие-то предположения (гипотезы), «прикидки» [107. С. 55] будут отвергнуты, другие подтвердятся. Значит, будет порождено новое достоверное знание. Никакая наука не сообщит всего лично о вас, о «вот этом» человеке, о данной группе людей. Требуется не только усвоение, но и самостоятельное производство потребного знания о конкретных ситуациях. К чему предшествующий разговор (да еще и повторно) ? Да, трудно рассматривать человека (или группу) как целостность, имеющую множество свойств, которые и сами по себе сложны. Но такое целостное рассмотрение необходимо (по соображениям, обусловленным не только логикой, ко и моралью, и желательной практикой обращения с людьми). Вы будете правы, если возразите здесь следующим образом. — То, что индивидуальность человека единственна в своем роде, не специфично для людей. Строго говоря, любой объект неповторим (уникален). Любой камень, ручеек чем-то отличаются от прочих подобных объектов. Но, согласитесь, по отношению к камню, потоку воды и подобным реальностям можно, а иногда и целесообразно, ставить задачи их преобразования, приведения к некоторому единообразию или даже уничтожения. И незачем переживать по поводу их индивидуального своеобразия. Это не затрагивает норм морали, идеалов, созданных человечеством. Камни можно дробить в пыль, ручейки — одевать в гранит или пускать по трубам под землей. По отношению к человеку такого рода намерения, схемы решений и практические «технологии» в корне не годятся. Индивидуальность человека, как и неповторимое своеобразие общности людей (например, национальности, экипажа судна), предполагают совсем иные ходы мысли, схемы решения задач, нежели те, которые применимы к объектам природы и техники. Обращение с людьми и их группами, основанное на неуважении к их своеобразию, квалифицируется целым рядом слов и выражений с отрицательным значением («шовинизм», «национализм», «бюрократизм», «самодурство», «групповщина» «бездушный подход», «стрижка всех под одну гребенку» и т.п.). Итак, это нравится всем или нет, но люди по ряду признаков существенно различны. Возможно, это не по душе излишне властолюбивому руководителю, родителю, рассчитывающим на «мгновенное повиновение» подчиненных, подопечных. Но с реальностью индивидуального своеобразия людей приходится считаться. И вот вопрос: как же привести в соотВведение ветствие данного человека (в частности, себя), с одной стороны, с требованиями деятельности (трудовой, учебной, игровой) — с другой? Еще раз о стиле деятельности как средстве согласования индивидуальности человека с требованиями его работы Важен вопрос о соответствии качеств человека и требований профессии. Учат для подготовки к труду, а игру давным-давно обозначают как «дитя труда» (дошкольники играют в то, что делают взрослые). Общеизвестно, что трудовые посты как бы предъявляют к людям некоторые требования (от работников ожидают проявления тех или иных личных качеств). Одно дело — животновод, другое — инженер-механик по точным приборам, третье — организатор торговли, четвертое — программист для ЭВМ, пятое — актер драматического театра и т.д. Исторически сложились и некоторые пути согласования особенностей людей с требованиями профессий (создание техники, удобной для человека, профессиональное образование, наконец, если плохо умеем научить делу или есть другие ограничения, — поиск и подбор «профпригодных» и подобное) . Но задумаемся над следующим вопросом. Есть ли в мире силы, «заранее знающие», какие профессии появятся в обществе (гадальщики, сборщики микроэлектронной техники, космонавты) и поставляющие «подходящих» людей? Резервной армии людей, полностью «профпригодных», обычно нет. Как правило, встает задача наилучшего приспособления (адаптации) «вот этого» человека к требованиям данного трудового поста. Вы резонно возразите: трудовой пост связан с обязательной технологией, заданными целями и ожидаемыми результатами. Технология — закон любого производства (материального и духовного). Как быть, если люди, как мы согласились, всегда очень разные? Одна и та же трудовая цель часто может быть достигнута за счет разных внутренних средств деятельности. Если, например, руководитель хорошо знает своих подчиненных, если у него развита способность внутреннего диалога с людьми, то он меньше нуждается в частых и долгих совещаниях с ними. Если же он затрудняется представить их позицию, мнения, он может компенсировать это более частыми внешними диалогами, «оперативками». Если у человека хорошая память, он может в меньшей степени прибегать к записной книжке. Если события, планы, данные поручения забываются, он без ущерба для дела пользуется записями или компьютером. Если кто-то затрудняется выступать перед людьми «без бумажки», он может более тщательно готовиться, прибегая к специальным средствам организации памяти. Например, может заранее продумывать «лесенку» вопросов, связывая каждую ее ступеньку с каким-то, скажем, наглядным образом и т.п. В результате требуемые цели достигаются за счет разных операционных составов деятельности у разных людей. Эти индивидуально своеобразные составы действий, построенные с учетом как индивидуальности человека, так и требований трудового поста, можно назвать, как уже отмечалось, проявлениями индивидуального стиля («почерка») деятельности. Важно искать наиболее подходящий для себя стиль работы. Факт существования индивидуального стиля объясняет , нам, в частности, то, почему успешный опыт одного человека не может быть просто «передан» другому. Опыт — не сигарета, так просто его не передашь. Все дело в том, что в построении индивидуального стиля работы учтены не только внешние условия, но и внутренние (уникальное сочетание индивидных, субъектных, личностных особенностей человека, т.е. его индивидуальность). В обслуживании техники существует эффективный метод, обеспечивающий работоспособность оборудования. В просторечии его иногда называют «метод тыка». Он состоит, в частности, в том, что при выходе из строя какого-либо узла, его просто изымают целиком и заменяют новым. Такой привычный для технического мышления ход принятия решений не пригоден для огульного применения к людям, как вам, полагаем, ясно из сказанного выше. Правда, есть ситуации, когда специальный профотбор людей неизбежен [17]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|