Здавалка
Главная | Обратная связь

Откуда брать нужное знание? О «матче» между обычной логикой и моралью



Человек сложнее любой технической системы. И важно не просто что-то «выучить и знать» о взаимосвязях его личных качеств (как индивида, субъекта, личности). Важно самосто­ятельно делать множество соответствующих предположе­ний и проверять их. Какие-то предположения (гипотезы), «прикидки» [107. С. 55] будут отвергнуты, другие подтвердят­ся. Значит, будет порождено новое достоверное знание.

Никакая наука не сообщит всего лично о вас, о «вот этом» человеке, о данной группе людей. Требуется не только усвое­ние, но и самостоятельное производство потребного знания о конкретных ситуациях.

К чему предшествующий разговор (да еще и повторно) ? Да, трудно рассматривать человека (или группу) как целостность, имеющую множество свойств, которые и сами по себе сложны. Но такое целостное рассмотрение необходимо (по соображениям, обусловленным не только логикой, ко и мо­ралью, и желательной практикой обращения с людьми).

Вы будете правы, если возразите здесь следующим обра­зом. — То, что индивидуальность человека единственна в сво­ем роде, не специфично для людей. Строго говоря, любой объект неповторим (уникален). Любой камень, ручеек чем-то отличаются от прочих подобных объектов. Но, согласитесь, по отношению к камню, потоку воды и подобным реальнос­тям можно, а иногда и целесообразно, ставить задачи их пре­образования, приведения к некоторому единообразию или даже уничтожения. И незачем переживать по поводу их ин­дивидуального своеобразия. Это не затрагивает норм мора­ли, идеалов, созданных человечеством. Камни можно дробить в пыль, ручейки — одевать в гранит или пускать по трубам под землей. По отношению к человеку такого рода намере­ния, схемы решений и практические «технологии» в корне

не годятся.

Индивидуальность человека, как и неповторимое своеоб­разие общности людей (например, национальности, экипажа судна), предполагают совсем иные ходы мысли, схемы реше­ния задач, нежели те, которые применимы к объектам при­роды и техники. Обращение с людьми и их группами, осно­ванное на неуважении к их своеобразию, квалифицируется целым рядом слов и выражений с отрицательным значением («шовинизм», «национализм», «бюрократизм», «самодур­ство», «групповщина» «бездушный подход», «стрижка всех под одну гребенку» и т.п.).

Итак, это нравится всем или нет, но люди по ряду призна­ков существенно различны. Возможно, это не по душе излиш­не властолюбивому руководителю, родителю, рассчитываю­щим на «мгновенное повиновение» подчиненных, подопеч­ных. Но с реальностью индивидуального своеобразия людей приходится считаться. И вот вопрос: как же привести в соотВведение

ветствие данного человека (в частности, себя), с одной сторо­ны, с требованиями деятельности (трудовой, учебной, игро­вой) — с другой?

Еще раз о стиле деятельности как средстве согласования индивидуальности человека с требованиями его работы

Важен вопрос о соответствии качеств человека и требований профессии. Учат для подготовки к труду, а игру давным-дав­но обозначают как «дитя труда» (дошкольники играют в то, что делают взрослые).

Общеизвестно, что трудовые посты как бы предъявляют к людям некоторые требования (от работников ожидают про­явления тех или иных личных качеств). Одно дело — живот­новод, другое — инженер-механик по точным приборам, тре­тье — организатор торговли, четвертое — программист для ЭВМ, пятое — актер драматического театра и т.д.

Исторически сложились и некоторые пути согласования особенностей людей с требованиями профессий (создание техники, удобной для человека, профессиональное образова­ние, наконец, если плохо умеем научить делу или есть другие ограничения, — поиск и подбор «профпригодных» и подоб­ное) . Но задумаемся над следующим вопросом. Есть ли в мире силы, «заранее знающие», какие профессии появятся в об­ществе (гадальщики, сборщики микроэлектронной техники, космонавты) и поставляющие «подходящих» людей? Резерв­ной армии людей, полностью «профпригодных», обычно нет. Как правило, встает задача наилучшего приспособления (адаптации) «вот этого» человека к требованиям данного тру­дового поста. Вы резонно возразите: трудовой пост связан с обязательной технологией, заданными целями и ожидаемы­ми результатами. Технология — закон любого производства (материального и духовного). Как быть, если люди, как мы со­гласились, всегда очень разные?

Одна и та же трудовая цель часто может быть достигнута за счет разных внутренних средств деятельности. Если, например, руководитель хорошо знает своих подчиненных, если у него развита способность внутреннего диалога с людьми, то он меньше нуждается в частых и долгих совещаниях с ними. Если же он затрудняется представить их позицию, мнения, он может компенсировать это более частыми внешними диа­логами, «оперативками». Если у человека хорошая память, он может в меньшей степени прибегать к записной книжке. Если события, планы, данные поручения забываются, он без ущер­ба для дела пользуется записями или компьютером. Если кто-то затрудняется выступать перед людьми «без бумажки», он может более тщательно готовиться, прибегая к специальным средствам организации памяти. Например, может заранее продумывать «лесенку» вопросов, связывая каждую ее сту­пеньку с каким-то, скажем, наглядным образом и т.п.

В результате требуемые цели достигаются за счет разных операционных составов деятельности у разных людей. Эти индивидуально своеобразные составы действий, построенные с учетом как индивидуальности человека, так и требований тру­дового поста, можно назвать, как уже отмечалось, проявления­ми индивидуального стиля («почерка») деятельности. Важно искать наиболее подходящий для себя стиль работы.

Факт существования индивидуального стиля объясняет , нам, в частности, то, почему успешный опыт одного человека не может быть просто «передан» другому. Опыт — не сигарета, так просто его не передашь. Все дело в том, что в построе­нии индивидуального стиля работы учтены не только внешние условия, но и внутренние (уникальное сочетание индивид­ных, субъектных, личностных особенностей человека, т.е. его индивидуальность).

В обслуживании техники существует эффективный метод, обеспечивающий работоспособность оборудования. В про­сторечии его иногда называют «метод тыка». Он состоит, в частности, в том, что при выходе из строя какого-либо узла, его просто изымают целиком и заменяют новым. Такой при­вычный для технического мышления ход принятия решений не пригоден для огульного применения к людям, как вам, по­лагаем, ясно из сказанного выше. Правда, есть ситуации, ког­да специальный профотбор людей неизбежен [17].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.