Здавалка
Главная | Обратная связь

Право специального природопользования

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин

к.ю.н., доцент, полковник милиции

________________ А.Д. Турышев

«24» сентября 2007 г.

 

 

Конюх Е.А.

 

Право собственности на природные ресурсы.
Право природопользования

 

Фондовая лекция

 

 

Время — 2 часа

 

Специальности 030501.65 Юриспруденция

 

 

Омск 2007

Рецензенты:

Болдырев В.А. — кандидат юридических наук, старший преподаватель;

Ершов О.Г.— кандидат юридических наук, старший преподаватель.

 

Лекция по дисциплине «Экологическое право» обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин «24» сентября
2007 г., протокол № 1.

 

План

Введение

§ 1. Понятие, содержание, субъекты права собственности на природные объекты и ресурсы.

§ 2. Понятие и виды права природопользования. Права и обязанности природопользователей.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. — Ст. ст. 8, 9, 35, 36, 42.

2. Соломатин В.В., Шабельник Т.А. Право собственности на природные объекты и ресурсы. Право природопользования: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России, 1998.

3. Субботин М.В. Специальные способы защиты права собственности // Законодательство. — 2004. — № 3.

4. Хаустов Д.В. Природоресурсовое лицензирование: теория правового регулирования // Вестник МГУ. — 2004. — № 5.

5. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. — 2005. — № 1.

6. Боголюбов С.А. Проблемы реализации права собственности на природные ресурсы // Журнал российского права. — 2006. — № 12.

7. Рыбалов А.О. Ограниченные вещные права: проблемы определения // Закон. — 2007. — № 2.

8. Бобин П.Н. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений природопользования // Юрист. — 2007. — № 2.

9. Алиев О.К. Конституционные основы охраны окружающей природной среды и природопользования: характеристика, проблемы, тенденции // Юрист. — 2007. — № 4.

10. Хасанов Д.Г. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий // Юрист. — 2007. —
№ 6.

11. Василевская Д.В. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции // Журнал российского права. — 2007. — № 8.

Введение

 

Одной из причин экологического кризиса в России считается бывшая монополия государственной собственности в лице Союза ССР на природные объекты и ресурсы, средства производства со­циалистической системы хозяйствования. Государство являлось еди­ноличным собственником земли, недр, вод, лесов, животного мира, а также предприятий, учреждений, организаций, через которые оно осуществляло эксплуатацию природных объектов и их ресурсов. Причем потребительские интересы государства были приори­тетными и сводились к лозунгу: "Все взять от природы — наша задача''. Привлечение к ответственности за нарушение требований охраны окружающей природной среды и нерациональное природо­пользование сводилось к "перекладыванию денежных средств из одного государственного кармана в другой". В этот период господ­ствовал один метод регулирования экологических отношений меж­ду обществом и природой — административно-правовой, который основывался на отношениях власти и подчинения, запретах и раз­решениях.

Распад социалистического строя в нашей стране повлек за со­бой денационализацию природных богатств и в первую очередь - приватизацию земли. Вместо единой исключительно государствен­ной собственности установились частная, государственная, муни­ципальная и иные формы собственности на землю и другие при­родные ресурсы. Земля перешла в категорию имущества и стала предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования и других гражданско-правовых сделок. Природные ресурсы включились в гражданский оборот, что привело к изменению содержания эко­логических отношений. В их регулировании все большее значение при­обретает гражданско-правовой метод, основанный на равенстве сто­рон, экономических договорных способах их возникновения и пре­кращения.

Современное экологическое законодательство, несмотря на провозглашенные Конституцией Российской Федерации различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы, под­ходит к решению этого вопроса осторожно. Учитывается необходи­мость обеспечения экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, соблюдения интересов всех народов России, государственной защиты окружающей природной среды. Поэтому недра, воды, леса, животный мир преимущественно отнесены к государственной собственности, тем более, что охрана окружаю­щей природной среды является, прежде всего, задачей государства. Согласно требованиям экологического законодательства введены определенные ограничения и запреты на отчуждение этих видов природных объектов и ресурсов.

 

§ 1. Понятие, содержание, субъекты права собственности
на природные объекты и ресурсы

Собственность – основа любого общественного строя и общества. Она возникла ещё на заре развития человечества, выразившись сначала в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а позднее и в коллективном (в охоте племени на крупных животных, добыча которых была не под силу одному человеку). Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как о комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собст­венности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определе­ны Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, го­сударственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокуп­ность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окру­жающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует своё правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование дру­гим лицам, что, как правило, особенно часто встречается приме­нительно к государственной собственности, то на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Право собственности можно рассматривать и как систему правоотношений между субъектами собственности, возникающих по поводу присвоения и отчуждения природных объектов и ресурсов. Как и любое правоотношение, право собственности включает в себя три основных элемента: объект, субъект, содержание.

Вопрос об объектах права собственности на природные ресур­сы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природ­ные ресурсы в соответствии с законодательством являются объек­тами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности могут нахо­диться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

В соответствии с российским правом природные объекты и предметы социальной среды как объекты собственности могут находится в гражданском обороте. В то же время нельзя не видеть разницы между богатейшими российскими недрами и металлургическим заводом, перерабатывающим добытые недра, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без малейшего приложения труда человека, другой – гением человека.

Поэтому природный объект в отличие от товаро-материальных ценностей обладает тремя признаками:

1. Естественное происхождение. Природные объекты образовались в результате естественных эволюционных процессов. Результатом данных процессов стала одна из особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей, - отсутствие стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления и воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (лес, животный мир). Но такая деятельность не создаёт, а возвращает то, что когда-то потреблялось человеком.

Но всё же естественное происхождение, хотя и предполагает, ещё не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие компоненты природной среды также возникли естественным путём. Но никто их не относит к природным объектам экологического права.

Решающее значение имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Она позволяет им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Этот признак помогает разграничить объекты охраны природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружающей средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи.

3. Выполнение функции жизнеобеспечения. Данный признак проявляется в способности природного объекта работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую окружающую среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, пылевые бури, землетрясения, извержения вулканов и т.д. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Субъект права собственности на природные объекты и ресурсы является вторым неотъемлемым элементом экологических правоотношений. Гражданское и экологическое законодательство выделяет три основные группы субъектов права собственности:

1. Российская Федерация и её субъекты. От их имени в отношениях по поводу собственности на природные объекты и ресурсы участвуют Президент РФ, соответствующие представительные и исполнительные органы государственной власти (Федеральное собрание, Правительство РФ, законодательные собрания, администрации субъектов и т.п.).

2. Муниципальные образования в лице представительных и исполнительных органов местного самоуправления на уровне города, района, села и пр.

3. Граждане и юридические лица.

В соответствии с субъектами права собственности различают три основные формы собственности на природные объекты и ресурсы: государственная; муниципальная и частная. Провозглашение Конституцией РФ «иных форм собственности» на природные ресурсы предполагает наличие и других субъектов права собственности: «народы России, проживающие на соответствующей территории». Федеральный закон «О животном мире» и Лесной кодекс выделяют и «коренные малочисленные народы и этнические общности».

Субъекты права собственности в отношении природных объектов и ресурсов обладают различными правами и обязанностями, которые конкретизируются природоресурсовым законодательством в зависимости от вида природного объекта. Среди общих прав собственников выделим следующие:

- свободное владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами при условии соблюдения требований экологического законодательства и не нарушения прав и законных интересов иных лиц;

- самостоятельный выбор способов и методов хозяйствования на тех же условиях;

- возведение строений и сооружений на праве собственности;

- проведение мелиоративных и других необходимых работ в целях рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

- право на возмещение их стоимости и понесённых убытков при изъятии этих объектов для государственных и общественных нужд, при совершении экологических правонарушений со стороны других лиц;

- право на охрану объектов законными способами и методами.

Среди общих обязанностей выделим такие как:

- нести бремя их содержания и риск порчи;

- рационально использовать, строго в соответствии с целевым назначением;

- регулярно производить платежи за природопользование, выплачивать соответствующие налоги;

- своевременно предоставлять необходимые сведения о состоянии и использовании природных объектов и ресурсов;

- при разрешённом строительстве соблюдать действующие нормы и правила;

- проводить необходимые природоохранные мероприятия (рекультивацию земель, лесовосстановительные работы, очистные работы и др.).

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы в качестве третьего элемента структуры правоотношений выражается в совокупности «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Право владения природными объектами и ресурсами предполагает фактическое обладание ими, возможность иметь в своём хозяйстве. Фактическое обладание осуществляется путём проведения землеустроительных, недроустроительных, лесоустроительных и других работ, связанных с отводом собственнику на местности в натуре участков земли, недр, леса и других природных объектов и ресурсов; определение их размеров, границ с установлением необходимых отграничивающих знаков; оформления необходимых схем, карт, планов и т.д. Право владения должно быть обязательно подтверждено оформлением соответствующего государственного акта и зарегистрировано в установленном порядке компетентными государственными органами. Право владения может быть: а) полным, когда природные объекты и ресурсы находятся целиком на территории автономного образования; б) частичным, если они находятся на территории нескольких субъектов РФ (в током случае вопросы владения ими должны быть согласованны этими субъектами или урегулированы с помощью Российской Федерации). Право владения – юридическая основа для пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами. Без этого права их эксплуатация незаконна.

Право пользования предполагает извлечение полезных свойств природных объектов и ресурсов, возможность свободного хозяйствования (с соблюдением требований охраны окружающей среды и не нарушения прав других лиц), получение дохода и т.д.

Право распоряжения – право определять юридическую судьбу природных объектов и ресурсов путём изменения их статуса (например, право на изменение категорий земель, группы лесов), а также состава лиц – собственников, владельцев, пользователей при отчуждении природных объектов и ресурсов (купли-продажи, наследовании и т.д.).

Только совокупность всех правомочий позволяет говорить о праве собственности на природные объекты и ресурсы. Правомочия собственников данных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами через соответствующие функции, которыми эти органы наделены. Владение, пользование и распоряжение отдельными природными объектами и ресурсами, как правило, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы существенно отличается от содержания прав собственности на движимое имущество и другие объекты не экологического характера, а именно:

1. Природные объекты и ресурсы должны использоваться строго по целевому назначению. Поэтому нарушениями экологического законодательства являются строительство промышленных объектов и сооружений на землях сельскохозяйственного назначения, заполнение ям на дорогах плодородным слоем земли и т.д.

2. Эксплуатация природных объектов и ресурсов происходит с учётом соблюдения требований экологического законодательства.

3. За состоянием природных объектов и ресурсов проводится непрерывное наблюдение через систему мониторинга. Поэтому собственник не вправе препятствовать входу компетентных лиц на свою территорию для произведения замеров, взятия проб и других необходимых работ, связанных с осуществлением мониторинга.

4. По всем природным объектам и ресурсам, находящихся в собственности субъектов права собственности, осуществляется система государственного контроля в целях их охраны, рационального использования и воспроизводства. Представители специально уполномоченных органов в пределах своей компетенции вправе требовать от собственников предоставления необходимых отчётных документов о количестве добытых природных ресурсов, способах хозяйствования и т.д. кроме того, природоресурсовый государственный контроль в рассматриваемой области отличается от государственного контроля за использованием других объектов не экологического характера особыми полномочиями и привлечением различных специалистов.

Имеются и другие отличия содержания права собственности, о которых говорится в отраслевом природоресурсовом законодательстве. Подробнее мы о них поговорим, когда будем рассматривать содержание права собственности на отдельные виды природных объектов и ресурсов.

Статья 9 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную и частную формы собственности на землю и другие природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закреплённых законодательством форм собственности. Гражданский кодекс предусматривает, что в государственной собственности находятся земли и другие природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества. В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решён по разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19).

Согласно Закону о недрах недра в границах территорий РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 1).

Разграничение государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права – Российской Федерацией и субъектами Федерации, в соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и её субъекты должны по взаимной договорённости разграничить права собственности на природные ресурсы.

Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации на землю и собственности на землю субъектов Российской Федерации. Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю регулируется Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»;

- которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки:

- занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

- предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

- отнесённые к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землями водного фонда, занятыми водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

- занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с природоресурсовым законодательством к федеральным природным ресурсам относятся:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления иных функций, отнесённых к ведению федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения. Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения;

- виды растений и животных, занесённые в Красную книгу РФ;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесённые к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесённые к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Земельный кодекс РФ уточняет, что в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов.

Если недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находится в муниципальной собственности.

Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 39 муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право муниципальной собственности на леса. В нём даётся лишь отсылка к федеральному закону, который может устанавливать формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.

В собственности муниципальных органов могут находится особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Право частной собственности на природные ресурсы.

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 ВК РФ обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юриди­ческим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В ст. 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусствен­ные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими по­верхностными водными объектами. Предельные размеры обособ­ленных водных объектов определяются земельным законодатель­ством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на зе­мельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юри­дическому лицу, является его собственностью, которой он владе­ет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 ЗК РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собствен­ностью) являются земельные участки, приобретенные граждана­ми и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным за­конодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право ни равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в соб­ственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права част­ной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, пере­чень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и приобретены для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

- обращения взыскания на имущество по обязательствам;

- изъятия для государственных нужд путем выкупа;

- изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

- перехода наследства государству;

- реквизиции, т.е. изъятия у собственника в случаях стихий­ных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоя­тельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в инте­ресах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

- конфискации, т.е. безвозмездного изъятия у собственника по решению суда или в административном порядке в виде санк­ции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом;

- национализации, т.е. обращения в государственную собст­венность имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц.

 

§ 2. Понятие и виды права природопользования. Права и обязанности природопользователей

 

Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существова­ния человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фун­дамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимо­отношений общества и природы.

Оценивая значение природопользования в рамках экологичес­кого права, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее зна­чимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе об охране окружающей среды, иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных каче­ствах: как правовой институт, как правоотношение и как кон­кретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует ком­плексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется сово­купностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представля­ет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользова­ния. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы.Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

- право землепользования,

- право недропользования,

- право водопользования,

- право пользования атмосферой,

- право лесопользования,

- право пользования растительным миром вне лесов,

- право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования.

Основной считается правовая классификация видов природо­пользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответст­вующее видам землепользования. Так, ЗК РФ (ст. 7) выделяет:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, ра­диовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутрен­ние структуру, детализирующую их назначение.

В соответствии с Законом о недрах (ст. 6) недра предоставляются в пользование для:

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- для других целей.

Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей:

- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- здравоохранения;

- промышленности и энергетики;

- сельского хозяйства;

- лесного хозяйства;

- гидроэнергетики;

- рекреации;

- а также для иных целей.

Согласно ст. 80 ЛК РФ в лесном фонде могут осуществляться

следующие виды лесных пользований:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, раз метение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством) и др.

Основными видами пользования животным миромв соответствии со ст. 34 Закона о животном мире являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Специфические виды пользования атмосферы,регулируемые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление атмосферного воздуха для производственных нужд и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения права природопользования.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным

способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разреше­ния не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собствен­нику.

Закон о недрах закрепил также право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют

право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу

общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответ­ствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, и работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Лесной кодекс РФ (ст. 86) широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии с Водным

кодексом РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Однако общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых уполномоченными государст­венными органами.

При этом органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

Закон о животном мире прямо не предусматривает права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам — а краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензирова­нии деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и люби­тельский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.

Право специального природопользования

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что тре­бует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

- комплексного природопользования,

- специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природ­ного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления, предпринимательской деятельности.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).

Природопользование в Российской Федерации осуществляется с соблюдением определённых принципов.

К основным принципам права природопользования относят:

- рациональное природопользование. Принцип рационального природопользования, можно сказать, — традиционный принцип природоресурсного права Рос­сии. Рациональное природопользование называют иногда эколо­гически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Правовыми критериями рационального использования соот­ветствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснован­ности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лес­ных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного при­роста.

- экосистемный подход к регулированию природопользования. Принцип экосистемного подхода к регулированию природо­пользования теснейшим образом связан с принципом рациональ­ного использования природных ресурсов. Объективно он предоп­ределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухуд­шения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам. На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращаю­щими возникновение эрозии почв, исключающими или ограни­чивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние вод­ных и других природных объектов.

- целевой характер пользования природными ресурсами. Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использова­ния природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются зе­мельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право поль­зования недрами, разрешении на специальное водопользование, лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

- устойчивость права пользования природными ресурсами. Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

- платность специального природопользования. Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением

Субъекты права природопользования.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может ис­пользовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. В природоресурсовом законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения. При характеристике содержания права природопользования следует иметь ввиду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.). Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях на природопользование применительно к специальному природопользованию.

В формируемом экологическом праве России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления, ряда видов деятельности, связанных с охраной окружают среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если она требуется для ее ведения. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать, вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускаются, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.) применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, все они в силу выполнения ими одинаковой функции охватываются понятием лицензирование.

В отличие от лицензии договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. Особенностью этого договора является то, что он носит публично-правовой характер.

Одной из его сторон является участник публично-правовых отношений, к примеру, уполномоченный государственный орган. Характерной чертой такого договора является и то, что взаимные права и обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об окружающей среде и строго в рамках компетенции уполномоченного органа публичной власти.

В соответствии с экологическим законодательством договор в сфере взаимодействия общества и природы является средством правового регулирования отношений как наряду с лицензией, так и самостоятельно, устанавливая соответствующие права (на аренду земли, на пользование водными ресурсами и др.)

Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдаются федеральными специально уполномоченными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов (например, Министерство природных ресурсов РФ, Министерств сельского хозяйства РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензии (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии - с одной стороны, государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой.

Процесс экологического лицензирования начинается с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет и свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии.

Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.

Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объёма, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искажённой информации; б) отрицательное экспертное заключение установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о её содержании. Законодательство разрешает его с учетом видов лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; данные о лице, которому она выдается; вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трёхлет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Срокдействия лицензии продлевается в порядке, установленном для её получения.

Продолжительность действия лицензии — один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок ее действия создает природопользователю — обладателю лицензии необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельной. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и её выдача осуществляются на платной основе. Размеры платы определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Плата поступает в бюджет, за счёт средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдаётся после представления заявителем документа, подтверждающего оплату.

Регистрация лицензии производится уполномоченным органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или её аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общими основаниями такого рода

являются:

- представление владельцем лицензии соответствующего заявления;

- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

- нарушение лицензиатом условий действия, лицензии;

- невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия, организации, учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ;

- ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.