Здавалка
Главная | Обратная связь

Необязательная теоретическая вставка



4 Речь пойдет о своеобразии и типах объяснения фактов в пси-•хологии. Вопрос «Почему?» занимает даже дошкольников. Они его часто задают. Малышей иногда называют «почемуч-•ками». Правда, ребенка могут удовлетворить новое слово, : ловкая отговорка взрослого. В науке же этот вопрос направ­лен на выяснение причин явлений — обстоятельств, неслу­чайным образом приводящих к каким-то событиям, процессам.

Полезно различать причинные (часто пишут «каузальные» от лат. causa — причина) цели и причинные сети событий [54]. Об отдельных последовательностях — «цепочках» — причи­няющих обстоятельств думать проще. «Он обиделся на меня, потому что меня неправильно понял, а неправильно понял, потому что я ему не все сказал...» и т.д.

В сложных системах, к каковым относятся и внутренние миры людей, и складывающиеся между людьми взаимоотно­шения (деловые, личные), часто имеют место одновременно многие причинные обстоятельства. Они характеризуются многократно опосредствованными взаимосвязями. Напри­мер, затеяли, казалось бы, доброе дело — ремонт в учебно-научном учреждении. Исходили, возможно, из простой причинной цепочки — «Чистые стены —» хорошее настроение —> хорошая работа». А в результате наткнулись на отпор многих сотрудников. Оказывается, в одной лаборатории идет к за­вершению ответственная экспериментальная работа (скоро сдавать отчет!), и никак нельзя ворошить и перемещать обо­рудование. В другом помещении организован фонд литера­туры с участием иностранных коллег, которые рассчитыва­ют на это помещение. Тут тоже ворошить материал нежела­тельно. Тронешь одно звено сети, неожиданно «аукается» там, где и не ожидал. Это — во-первых.

Во-вторых, в жизни, в литературе мы можем столкнуться с разными типами причинных объяснений фактов душевной жизни, поведения. В обозримом виде они представлены на приведенной ниже схеме.

 
 
Встречающиеся в жизни объяснения явлений, относящиеся к системам «человек (люди) – среда»

 

 


       
 
Рациональные объяснения
   
Иррациональные объяснения


Редукционистские
Причинные (основанные на фактах, логике)

         
 
 
   
 
 

 

 


Обзорная классификация вариантов объяснений, которые относятся к явлениям психики и которые можно встретить в жизни, в литературе

 

Рациональные объяснения — основанные на изучении причинных цепей или сетей, на знании о фактах и их зависи­мостях. Объяснение должно быть внутренне связным (логи­чески), непротиворечивым, правдоподобным (соответствую­щим закономерному ходу явлений, фактам).

Иррациональные объяснения — основанные не на знании, а на вере в нечто сверхъестественное, внутренне противоре­чивые.

О действительных причинах явлений речь, по сути, ведет­ся только при рациональном подходе к делу.

Причинные объяснения, в свою очередь, могут быть не всегда безупречными. Люди могут сводить причины явлений психики только к какой-то внепсихологическои предметной области. Например, считают, что будет «все понятно», если причина какой-либо особенности психики будет указана в об­ласти свойств тела человека или в области стечений обстоя­тельств общественной среды, положения человека среди лю­дей. Мы уже отмечали выше, что наклонность к преступному поведению могут искать в генах. Случалось, что свойства пси­хики пытались объяснить строением черепа (какими-нибудь «шишками» на нем) или общим строением тела (его «консти­туцией»). Были и попытки все свести к влиянию обществен­ной среды. Те и другие объяснения называют редукционист­скими (лат. reductio — сведение; соответственно говорят о биологическом, социологическом редукционизме, в после­днее время — также о редукционизме информационно-ки­бернетическом [12]).

Нельзя сказать, что нет никаких связей, положим, строе­ния тела с характером человека. Но эти связи могут быть не исходными, не роковыми, а вторичными, сложившимися по ряду причин. Скажем, мускулистый человек может стать ме­нее боязливым, более решительным, чем слабосильный «ко­лобок» и т.п. Человек с привлекательной внешностью может

сложиться как относительно самоуверенный и пр. Но из это­го не следует, что есть жесткая — роковая — причинная обус­ловленность психики человека обстоятельствами указанно­го рода.

Сходным образом обстоит дело и в отношении социальных влияний на психику. Есть и соответствующие факты. Напри­мер, принадлежность к профессии (любой) задает некоторые представления о том, что ценно и что неценно в жизни, отно­шения к разным сторонам мира, схемы принятия решений.

Скажем, животновод может относиться к животным луч­ше, чем к людям. Животные не врут, доверчивы, если к ним хорошо сам относишься. Инженер превыше всего ценит тех­нические придумки. И ему маловажно, что, пользуясь, поло­жим, микрокалькулятором, дети утрачивают навыки счета в уме. Он, далее, невольно может переносить идеи и схемы при­нятия решений, уместные в технике, на область управления людьми («заменить», «выбросить» и т.п.). Человек, работаю­щий с документами, цифрами, может «в упор» не видеть че­ловека. Вот обращение одного из таких работников к посети­телю: «Документа у вас нет, значит, и вас нет!». И весь разго­вор. Иные представители науки не чужды высокомерного отношения к практикам. Люди искусства нередко жаждут поклонения в свой адрес. Да мало ли подобного. Такие явле­ния иногда называют профессиональными деформациями (нежелательными искажениями) личности. Сложность состо­ит в том, что эти изменения психики могут складываться не­заметно для самого работника. Более того, он может искать и находить разного рода обоснования и оправдания того, поче­му он такой, а не иной («дело требует», «работа такая» и пр.).

Профессиональная «вредность», опасность может состо­ять в причастности человека к власти. Недаром говорят, что «власть портит». Не все оказываются настолько сильными, чтобы «пройти испытание» причастностью к власти и сохра­нить ценные свойства личности. В специальных исследова­ниях [240] замечено, например, что у работников исправиВведение

тельных учреждений распространено недоверие в отношени­ях с окружающими, преобладают управленческие приемы «командного» типа, преобладают наказания в системе стиму­лирования труда сотрудников (именно своих же коллег, а не только заключенных). Нет готовности к эмоциональной под­держке вновь принятых сотрудников, которые обычно зат­рудняются в адаптации к специфической организационной культуре, сложившейся в названных учреждениях. И так да­лее в том же роде.

Из сказанного опять-таки не следует, что социальные при­чины, и только они, роковым, неодолимым образом опреде­ляют склад психики человека. Внешние, в частности, соци­альные обстоятельства, во-первых, действуют через внутрен­ние, как давно признано в психологии. И, во-вторых, они действуют в сочетании со многими другими, включая и опыт, и общий психический склад, ум, индивидуальность опреде­ленного человека. Психика является функцией систем «Че­ловек — среда».

Конфабулятивные объяснения встречаются в жизни чаще, чем можно подумать. Конфабуляция (лат. confabulo — бол­таю) — заполнение пробелов знаний домыслами, смещением событий во времени и т.п. Люди, не подозревая об истинных причинах явлений психики, поведения и не прибегая к соот­ветствующему поиску, выдают в речи первое, что приходит в голову. Или указывают то, что им почему-либо приятно или выгодно. Это явление нередко юмористически обыгрывает-ся в художественной литературе. Примеры соответствующе­го рода вы без труда подберете и сами. Ограничимся одним. В «Ревизоре» Н.В. Гоголя упоминается некий человек, кото­рый объясняет свою стойкую особенность так: «...он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».

Системные объяснения требуют особого обсуждения [255].

Для чего эта книга?

Ответ на данный вопрос был отчасти затронут выше. Любое созидание предполагает информационную поддержку, «ин­формационное обеспечение». Это относится и к построению жизненного профессионального пути. Тем более если имеет­ся в виду путь к мастерству. Но вы можете возразить: про­фессиональное образование — это и есть область информа­ционного обеспечения становления профессионалов! Верно. Но профессиональное образование, как правило, традицион­но ориентировано в основном на предметную область труда. А эта книга поможет вам обрести привычку удерживать вни­мание также и на душевном складе (своем и других людей), на его развитии и на своей собственной деятельности по об­ретению полезного опыта. Все это — не «нагрузка», а необ­ходимые звенья в деле жизнепостроения.

Необязательное примечание.Огромные массивы литера­туры — художественной, научной, религиозной («жития святых»), произведений искусства — посвящены вопросам именно обеспечения людей осведомительной и побуждаю­щей информацией о том, как надо и как не надо действовать и жить. Судьбы, варианты образа жизни, а также и явления внутреннего мира — чувства, намерения, переживания, размышления людей, их деяния в сложных обстоятельствах — непременный предмет внимания в этих произведениях. Речь идет не только об общих идеях, рекомендациях, но о кон­кретных жизнеописаниях. Это способствует лучшему сохра­нению в памяти человечества представлений о достойном жизнепостроении, учит жить, наставляет, побуждает к доб­ру, отвращает от зла. Что ценно и неценно в жизни, нрав­ственно и безнравственно, законно и незаконно, к чему стремиться и чего избегать? Каково место человека в мире, в чем смысл жизни? Вопросы подобного рода неизменно ставятся и решаются в произведениях духовной культуры. Данная книга — очередная лепта в поток соответствующих публикаций, построенная от имени психологии труда. Она содержит не предложения конкретных образцов жизнепостроения, а «высвечивает» теобстоятельства, которые важ­но учитывать при самостоятельном прокладывании жизнен­ного трудового пути.

«Высвечивание» указанного выше рода существенно даже по отношению к тому, что на первый взгляд может казаться мелочью. Вот пример. Учащиеся, обучающиеся электромон­тажному делу, делают все старательно. Хорошо пропаивают контакты, красиво укладывают провода. Но, как заметил мастер, обучающий этих ребят, они оставляют и выбрасывают в отход неоправданно длинные обрезки проводов.

Для учащихся это пока что-то не значимое, не важное. Мастер предложил им задуматься: Вот каждый из вас выбросит в день сотню раз по лишнему сантиметру провода. Это метр. А вас двадцать пять человек. Сколько выбросили? Так. А сколько монтажников в стране? Подсчитали. Оказалось, что километры монтажного провода окажутся на свалке.

А ведь это непростое изделие. В результате то, что для ребят было пустяком, «высветилось» в их сознании как нечто важ­ное, значимое. И они стали действовать по-другому, более экономно, более профессионально. Подобного рода «выс­вечивание» ранее не сознававшихся связей между теми или иными обстоятельствами деятельности и жизни называют в психологии установлением смысловых (смыслообразую-щих) связей [130. С. 122—124]. Благодаря явлениям такого рода и деятельность, и жизнь каждого человека может при­обретать для него тот или иной новый смысл; и важно, что­бы он был сообразован с культурой в широком значении этого слова [25], [26], [152].

Если вы прочли это необязательное примечание, то у вас, по-видимому, есть ценное личное качество — бескорыстная умственная инициатива.

Что же будет предметом (предметной областью) дальнейшего рассмотрения «весь мир и его окрестности»?

Выше мы исходили из предположения, что слова и словосо­четания «жизненный трудовой путь», «мастерство», «профес­сионализм» в общем понятны и вызывают пусть пока нечет­кие, не детализированные, но в целом правдоподобные представления и положительные переживания, чувства. Это то, что разумеется как важное, нужное [142], [52].

Вместе с тем мы выше набросали уже так много «штри­хов», относящихся к упомянутым реальностям, что становит­ся очевидной необходимость, во-первых, как-то ограничить, очертить пределы обсуждаемой области {определить ее), ус­тановить ее основные составляющие и, во-вторых, упорядо-ченно детализировать соответствующие представления. В противном случае может возникнуть «скачка идей» по бес­конечному множеству явлений. Ведь области приложения сил людей необозримо разнообразны и постоянно расширяются, углубляются. Люди стремятся отобразить в своем сознании весь мир как можно более многосторонне. Так что размыш­ления о делах человеческих и о регулировании их со стороны сознания, психики людей могут оказаться мало полезным тол­кованием «обо всем понемногу и ни о чем как следует».

О чем же минимально необходимо знать нам, чтобы ин­формационно обеспечить свой реалистический проект про­грессивного движения по трудовому пути? Это задача. Здесь что-то требуется (задано, является желаемым), что-то извест­но или неизвестно (и до чего надо дознаваться), или только кажется известным (возможны представления ложные, т.е. не соответствующие действительности). Сразу же отметим, что в отличие от привычных учебных задач (когда ответ изве­стен, и его можно подсмотреть в конце задачника) здесь речь идет о поисковом размышлении. А при этом не только допус­тимы, но и желательны даже неоднократные переформули­ровки первоначального замысла: «Может быть, так?», «Мо­жет быть, иначе?», «Может быть, совсем наоборот?» и т.п. Подробнее о подобном см. [253], [254]. Здесь отметим лишь главное.

• Важно иметь ориентировку (обзорное знание) во множе­стве возможных вариантов приложения физических и ду­шевных сил людей (во множестве разновидностей профес­сий).

• Важно иметь ориентировку в явлениях психической ре­гуляции (включая саморегуляцию) индивидуальных и групповых субъектов трудовой деятельности, во множе­стве более или менее устойчивых качеств, присущих им и развивающихся у них.

• Важно иметь ориентировку во множестве основных пу­тей и способов установления взаимного соответствия сло­жившихся (и складывающихся «здесь и сейчас») требова­ний профессий к людям, с одной стороны, и их качеств (как субъектов деятельности), с другой («подходящий че­ловек на подходящем месте»).

Вот три основных «кита», на которых должна держаться разумная активность по проектированию и построению про­фессионального пути.

Правда, и профессии с их требованиями к людям, и взрос­лые люди-делатели не сваливаются в жизнь откуда-то в гото­вом виде. Поэтому немаловажными оказываются вопросы о возникновении, закономерностях развития и о возможнос­тях проектирования, формирования соответствующих реаль­ностей. Об этих сторонах дела тоже может идти речь в даль­нейшем (это — для самых дотошных читателей). Наконец, скажут, что в любой области знания желательны не только качественно-описательные, но и количественные оценки яв­лений. Но мы обойдем соответствующие вопросы, оставив их для тех, кто сумеет это делать.

Примечание. Есть область квалиметрии — количественной оценки качественных признаков явлений. Соответствую­щую «стартовую» библиографию можно найти, например, ,й.t в [4]. См. также [23], [114] . Отметим только, что при оценке ,-.• ц\! сложных много признаковых явлений приписывание им про­стых числовых форм может создать лишь иллюзию точнос­ти и строгости, чего следует опасаться.

Имеющиеся, конечно, у каждого приступающего к чтению данной книги общие представления о своем возможном пути к профессионализму полезно детализировать. (Мы придер­живаемся тех представлений о технологии познания и обучения, которые развиваются в работах [198], [204], [182].) В связи со сказанным, читатель, располагающий малым време­нем или утомляющийся от чтения предлагаемого здесь рода, может следовать далее по тексту предельно кратким маршру­том. — Часть I, глава 1, параграфы 1.1, 1.3. — Глава 2, параграфы 2.1,2.3 (подраздел И все же о нежелательных ходах профессио­нального развития). — Глава 3, параграф 3.3 (подраздел Мес­то и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов деятельности). — Часть III, парагра­фы и их подразделы — по выбору читателя. — Часть IV для тех, кому не довелось изучать психологию и кто хотел бы соста­вить себе о ней обзорное, предварительное представление.

• Читателям, озабоченным вопросами развития своих детей, полезно обратиться и к части II книги (параграфы — по выбору).

УПРАЖНЕНИЕ

□ Сделайте объектом наблюдения двух-трех человек из своего ок­ружения. Постарайтесь описать (пусть немногими чертами) инди­видуальность каждого из них. Постарайтесь отметить некоторые (доступные неэкспериментальным методам — наблюдению, бесе­де) особенности индивидного, субъектного и личностного уров­ней. Постройте «портрет» индивидуальности каждого из этих лю­дей. Подумайте о том, какими средствами обеспечивается успех их деятельности, от чего зависят оплошности, неудачи. Осознают ли (рефлексируют ли) ваши испытуемые те факты и их зависимости, которые заметны вам «со стороны»?

Какие рекомендации вы могли бы сформулировать по поводу изученных случаев? И главное: что из опыта других вы могли бы применить к себе? Помните: изучая других, мы все лучше узнаем самих себя.

Выполнение этого упражнения улучшит вашу человековедчес-кую зоркость, пытливость. Это будет вклад в развитие вашего профессионализма в том деле, которым вы заняты или предпо­лагаете заняться.

Пусть вас не смущает неполнота собранных данных. Со временем материал можно будет пополнить. Никто вас здесь не торопит.

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

 

Примечание. Вопросы и темы, обычно приводимые в конце разделов книги, даются, строго говоря, не для контроля ус­воения, а для содействия профессиональному развитию чи­тателя. Правда, и контроль усвоения может рассматривать­ся как вид такого содействия. Но оно далеко не сводится к контролю. Поэтому вопросы и темы иногда построены на идеях мобилизации опыта читателя, важности его озадачен­ности, опережающей чтение, на идее ценности самостоя­тельного поиска истины в условиях неопределенности (а не просто «всасывания» готовых сведений). Для чего наука, если надо самостоятельно выдвигать пред­положения (гипотезы) и проигрывать, проверять их в даль­нейшей работе?

Как вы думаете (в тексте об этом речи не было): можно ли все важное заранее знать о человеке, прежде чем его при­нимать на работу?

3. Что, по вашему мнению, важно знать об индивидуальнос­ти человека для помощи ему в профессиональном росте? Чем отличается лично ваш стиль работы от такового у ва­ших знакомых, занятых сходным делом?

5. Индивидуальное своеобразие людей — это ценность или помеха?

6. Индивидуально своеобразные люди могут быть равноцен­ными?

7. В каких случаях, по вашему мнению, необходим отбор лю­дей для профессии, т.е. целесообразно отказывать кому-то в приеме на работу, учебу (для его же блага) и рекомен­довать другую деятельность?

8. Какой смысл (ради чего) стремиться к мастерству?

Тема1. Стиль деятельности в работе (по вашей специаль­ности).

Тема2. Пути согласования требований деятельности и лич­ных качеств работника (по вашей специальности).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.