Необязательная теоретическая вставка
4 Речь пойдет о своеобразии и типах объяснения фактов в пси-•хологии. Вопрос «Почему?» занимает даже дошкольников. Они его часто задают. Малышей иногда называют «почемуч-•ками». Правда, ребенка могут удовлетворить новое слово, : ловкая отговорка взрослого. В науке же этот вопрос направлен на выяснение причин явлений — обстоятельств, неслучайным образом приводящих к каким-то событиям, процессам. Полезно различать причинные (часто пишут «каузальные» от лат. causa — причина) цели и причинные сети событий [54]. Об отдельных последовательностях — «цепочках» — причиняющих обстоятельств думать проще. «Он обиделся на меня, потому что меня неправильно понял, а неправильно понял, потому что я ему не все сказал...» и т.д. В сложных системах, к каковым относятся и внутренние миры людей, и складывающиеся между людьми взаимоотношения (деловые, личные), часто имеют место одновременно многие причинные обстоятельства. Они характеризуются многократно опосредствованными взаимосвязями. Например, затеяли, казалось бы, доброе дело — ремонт в учебно-научном учреждении. Исходили, возможно, из простой причинной цепочки — «Чистые стены —» хорошее настроение —> хорошая работа». А в результате наткнулись на отпор многих сотрудников. Оказывается, в одной лаборатории идет к завершению ответственная экспериментальная работа (скоро сдавать отчет!), и никак нельзя ворошить и перемещать оборудование. В другом помещении организован фонд литературы с участием иностранных коллег, которые рассчитывают на это помещение. Тут тоже ворошить материал нежелательно. Тронешь одно звено сети, неожиданно «аукается» там, где и не ожидал. Это — во-первых. Во-вторых, в жизни, в литературе мы можем столкнуться с разными типами причинных объяснений фактов душевной жизни, поведения. В обозримом виде они представлены на приведенной ниже схеме.
Обзорная классификация вариантов объяснений, которые относятся к явлениям психики и которые можно встретить в жизни, в литературе
Рациональные объяснения — основанные на изучении причинных цепей или сетей, на знании о фактах и их зависимостях. Объяснение должно быть внутренне связным (логически), непротиворечивым, правдоподобным (соответствующим закономерному ходу явлений, фактам). Иррациональные объяснения — основанные не на знании, а на вере в нечто сверхъестественное, внутренне противоречивые. О действительных причинах явлений речь, по сути, ведется только при рациональном подходе к делу. Причинные объяснения, в свою очередь, могут быть не всегда безупречными. Люди могут сводить причины явлений психики только к какой-то внепсихологическои предметной области. Например, считают, что будет «все понятно», если причина какой-либо особенности психики будет указана в области свойств тела человека или в области стечений обстоятельств общественной среды, положения человека среди людей. Мы уже отмечали выше, что наклонность к преступному поведению могут искать в генах. Случалось, что свойства психики пытались объяснить строением черепа (какими-нибудь «шишками» на нем) или общим строением тела (его «конституцией»). Были и попытки все свести к влиянию общественной среды. Те и другие объяснения называют редукционистскими (лат. reductio — сведение; соответственно говорят о биологическом, социологическом редукционизме, в последнее время — также о редукционизме информационно-кибернетическом [12]). Нельзя сказать, что нет никаких связей, положим, строения тела с характером человека. Но эти связи могут быть не исходными, не роковыми, а вторичными, сложившимися по ряду причин. Скажем, мускулистый человек может стать менее боязливым, более решительным, чем слабосильный «колобок» и т.п. Человек с привлекательной внешностью может сложиться как относительно самоуверенный и пр. Но из этого не следует, что есть жесткая — роковая — причинная обусловленность психики человека обстоятельствами указанного рода. Сходным образом обстоит дело и в отношении социальных влияний на психику. Есть и соответствующие факты. Например, принадлежность к профессии (любой) задает некоторые представления о том, что ценно и что неценно в жизни, отношения к разным сторонам мира, схемы принятия решений. Скажем, животновод может относиться к животным лучше, чем к людям. Животные не врут, доверчивы, если к ним хорошо сам относишься. Инженер превыше всего ценит технические придумки. И ему маловажно, что, пользуясь, положим, микрокалькулятором, дети утрачивают навыки счета в уме. Он, далее, невольно может переносить идеи и схемы принятия решений, уместные в технике, на область управления людьми («заменить», «выбросить» и т.п.). Человек, работающий с документами, цифрами, может «в упор» не видеть человека. Вот обращение одного из таких работников к посетителю: «Документа у вас нет, значит, и вас нет!». И весь разговор. Иные представители науки не чужды высокомерного отношения к практикам. Люди искусства нередко жаждут поклонения в свой адрес. Да мало ли подобного. Такие явления иногда называют профессиональными деформациями (нежелательными искажениями) личности. Сложность состоит в том, что эти изменения психики могут складываться незаметно для самого работника. Более того, он может искать и находить разного рода обоснования и оправдания того, почему он такой, а не иной («дело требует», «работа такая» и пр.). Профессиональная «вредность», опасность может состоять в причастности человека к власти. Недаром говорят, что «власть портит». Не все оказываются настолько сильными, чтобы «пройти испытание» причастностью к власти и сохранить ценные свойства личности. В специальных исследованиях [240] замечено, например, что у работников исправиВведение тельных учреждений распространено недоверие в отношениях с окружающими, преобладают управленческие приемы «командного» типа, преобладают наказания в системе стимулирования труда сотрудников (именно своих же коллег, а не только заключенных). Нет готовности к эмоциональной поддержке вновь принятых сотрудников, которые обычно затрудняются в адаптации к специфической организационной культуре, сложившейся в названных учреждениях. И так далее в том же роде. Из сказанного опять-таки не следует, что социальные причины, и только они, роковым, неодолимым образом определяют склад психики человека. Внешние, в частности, социальные обстоятельства, во-первых, действуют через внутренние, как давно признано в психологии. И, во-вторых, они действуют в сочетании со многими другими, включая и опыт, и общий психический склад, ум, индивидуальность определенного человека. Психика является функцией систем «Человек — среда». Конфабулятивные объяснения встречаются в жизни чаще, чем можно подумать. Конфабуляция (лат. confabulo — болтаю) — заполнение пробелов знаний домыслами, смещением событий во времени и т.п. Люди, не подозревая об истинных причинах явлений психики, поведения и не прибегая к соответствующему поиску, выдают в речи первое, что приходит в голову. Или указывают то, что им почему-либо приятно или выгодно. Это явление нередко юмористически обыгрывает-ся в художественной литературе. Примеры соответствующего рода вы без труда подберете и сами. Ограничимся одним. В «Ревизоре» Н.В. Гоголя упоминается некий человек, который объясняет свою стойкую особенность так: «...он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». Системные объяснения требуют особого обсуждения [255]. Для чего эта книга? Ответ на данный вопрос был отчасти затронут выше. Любое созидание предполагает информационную поддержку, «информационное обеспечение». Это относится и к построению жизненного профессионального пути. Тем более если имеется в виду путь к мастерству. Но вы можете возразить: профессиональное образование — это и есть область информационного обеспечения становления профессионалов! Верно. Но профессиональное образование, как правило, традиционно ориентировано в основном на предметную область труда. А эта книга поможет вам обрести привычку удерживать внимание также и на душевном складе (своем и других людей), на его развитии и на своей собственной деятельности по обретению полезного опыта. Все это — не «нагрузка», а необходимые звенья в деле жизнепостроения. Необязательное примечание.Огромные массивы литературы — художественной, научной, религиозной («жития святых»), произведений искусства — посвящены вопросам именно обеспечения людей осведомительной и побуждающей информацией о том, как надо и как не надо действовать и жить. Судьбы, варианты образа жизни, а также и явления внутреннего мира — чувства, намерения, переживания, размышления людей, их деяния в сложных обстоятельствах — непременный предмет внимания в этих произведениях. Речь идет не только об общих идеях, рекомендациях, но о конкретных жизнеописаниях. Это способствует лучшему сохранению в памяти человечества представлений о достойном жизнепостроении, учит жить, наставляет, побуждает к добру, отвращает от зла. Что ценно и неценно в жизни, нравственно и безнравственно, законно и незаконно, к чему стремиться и чего избегать? Каково место человека в мире, в чем смысл жизни? Вопросы подобного рода неизменно ставятся и решаются в произведениях духовной культуры. Данная книга — очередная лепта в поток соответствующих публикаций, построенная от имени психологии труда. Она содержит не предложения конкретных образцов жизнепостроения, а «высвечивает» теобстоятельства, которые важно учитывать при самостоятельном прокладывании жизненного трудового пути. «Высвечивание» указанного выше рода существенно даже по отношению к тому, что на первый взгляд может казаться мелочью. Вот пример. Учащиеся, обучающиеся электромонтажному делу, делают все старательно. Хорошо пропаивают контакты, красиво укладывают провода. Но, как заметил мастер, обучающий этих ребят, они оставляют и выбрасывают в отход неоправданно длинные обрезки проводов. Для учащихся это пока что-то не значимое, не важное. Мастер предложил им задуматься: Вот каждый из вас выбросит в день сотню раз по лишнему сантиметру провода. Это метр. А вас двадцать пять человек. Сколько выбросили? Так. А сколько монтажников в стране? Подсчитали. Оказалось, что километры монтажного провода окажутся на свалке. А ведь это непростое изделие. В результате то, что для ребят было пустяком, «высветилось» в их сознании как нечто важное, значимое. И они стали действовать по-другому, более экономно, более профессионально. Подобного рода «высвечивание» ранее не сознававшихся связей между теми или иными обстоятельствами деятельности и жизни называют в психологии установлением смысловых (смыслообразую-щих) связей [130. С. 122—124]. Благодаря явлениям такого рода и деятельность, и жизнь каждого человека может приобретать для него тот или иной новый смысл; и важно, чтобы он был сообразован с культурой в широком значении этого слова [25], [26], [152]. Если вы прочли это необязательное примечание, то у вас, по-видимому, есть ценное личное качество — бескорыстная умственная инициатива. Что же будет предметом (предметной областью) дальнейшего рассмотрения — «весь мир и его окрестности»? Выше мы исходили из предположения, что слова и словосочетания «жизненный трудовой путь», «мастерство», «профессионализм» в общем понятны и вызывают пусть пока нечеткие, не детализированные, но в целом правдоподобные представления и положительные переживания, чувства. Это то, что разумеется как важное, нужное [142], [52]. Вместе с тем мы выше набросали уже так много «штрихов», относящихся к упомянутым реальностям, что становится очевидной необходимость, во-первых, как-то ограничить, очертить пределы обсуждаемой области {определить ее), установить ее основные составляющие и, во-вторых, упорядо-ченно детализировать соответствующие представления. В противном случае может возникнуть «скачка идей» по бесконечному множеству явлений. Ведь области приложения сил людей необозримо разнообразны и постоянно расширяются, углубляются. Люди стремятся отобразить в своем сознании весь мир как можно более многосторонне. Так что размышления о делах человеческих и о регулировании их со стороны сознания, психики людей могут оказаться мало полезным толкованием «обо всем понемногу и ни о чем как следует». О чем же минимально необходимо знать нам, чтобы информационно обеспечить свой реалистический проект прогрессивного движения по трудовому пути? Это задача. Здесь что-то требуется (задано, является желаемым), что-то известно или неизвестно (и до чего надо дознаваться), или только кажется известным (возможны представления ложные, т.е. не соответствующие действительности). Сразу же отметим, что в отличие от привычных учебных задач (когда ответ известен, и его можно подсмотреть в конце задачника) здесь речь идет о поисковом размышлении. А при этом не только допустимы, но и желательны даже неоднократные переформулировки первоначального замысла: «Может быть, так?», «Может быть, иначе?», «Может быть, совсем наоборот?» и т.п. Подробнее о подобном см. [253], [254]. Здесь отметим лишь главное. • Важно иметь ориентировку (обзорное знание) во множестве возможных вариантов приложения физических и душевных сил людей (во множестве разновидностей профессий). • Важно иметь ориентировку в явлениях психической регуляции (включая саморегуляцию) индивидуальных и групповых субъектов трудовой деятельности, во множестве более или менее устойчивых качеств, присущих им и развивающихся у них. • Важно иметь ориентировку во множестве основных путей и способов установления взаимного соответствия сложившихся (и складывающихся «здесь и сейчас») требований профессий к людям, с одной стороны, и их качеств (как субъектов деятельности), с другой («подходящий человек на подходящем месте»). Вот три основных «кита», на которых должна держаться разумная активность по проектированию и построению профессионального пути. Правда, и профессии с их требованиями к людям, и взрослые люди-делатели не сваливаются в жизнь откуда-то в готовом виде. Поэтому немаловажными оказываются вопросы о возникновении, закономерностях развития и о возможностях проектирования, формирования соответствующих реальностей. Об этих сторонах дела тоже может идти речь в дальнейшем (это — для самых дотошных читателей). Наконец, скажут, что в любой области знания желательны не только качественно-описательные, но и количественные оценки явлений. Но мы обойдем соответствующие вопросы, оставив их для тех, кто сумеет это делать. Примечание. Есть область квалиметрии — количественной оценки качественных признаков явлений. Соответствующую «стартовую» библиографию можно найти, например, ,й.t в [4]. См. также [23], [114] . Отметим только, что при оценке ,-.• ц\! сложных много признаковых явлений приписывание им простых числовых форм может создать лишь иллюзию точности и строгости, чего следует опасаться. Имеющиеся, конечно, у каждого приступающего к чтению данной книги общие представления о своем возможном пути к профессионализму полезно детализировать. (Мы придерживаемся тех представлений о технологии познания и обучения, которые развиваются в работах [198], [204], [182].) В связи со сказанным, читатель, располагающий малым временем или утомляющийся от чтения предлагаемого здесь рода, может следовать далее по тексту предельно кратким маршрутом. — Часть I, глава 1, параграфы 1.1, 1.3. — Глава 2, параграфы 2.1,2.3 (подраздел И все же о нежелательных ходах профессионального развития). — Глава 3, параграф 3.3 (подраздел Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов деятельности). — Часть III, параграфы и их подразделы — по выбору читателя. — Часть IV для тех, кому не довелось изучать психологию и кто хотел бы составить себе о ней обзорное, предварительное представление. • Читателям, озабоченным вопросами развития своих детей, полезно обратиться и к части II книги (параграфы — по выбору). УПРАЖНЕНИЕ □ Сделайте объектом наблюдения двух-трех человек из своего окружения. Постарайтесь описать (пусть немногими чертами) индивидуальность каждого из них. Постарайтесь отметить некоторые (доступные неэкспериментальным методам — наблюдению, беседе) особенности индивидного, субъектного и личностного уровней. Постройте «портрет» индивидуальности каждого из этих людей. Подумайте о том, какими средствами обеспечивается успех их деятельности, от чего зависят оплошности, неудачи. Осознают ли (рефлексируют ли) ваши испытуемые те факты и их зависимости, которые заметны вам «со стороны»? Какие рекомендации вы могли бы сформулировать по поводу изученных случаев? И главное: что из опыта других вы могли бы применить к себе? Помните: изучая других, мы все лучше узнаем самих себя. Выполнение этого упражнения улучшит вашу человековедчес-кую зоркость, пытливость. Это будет вклад в развитие вашего профессионализма в том деле, которым вы заняты или предполагаете заняться. Пусть вас не смущает неполнота собранных данных. Со временем материал можно будет пополнить. Никто вас здесь не торопит. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий
Примечание. Вопросы и темы, обычно приводимые в конце разделов книги, даются, строго говоря, не для контроля усвоения, а для содействия профессиональному развитию читателя. Правда, и контроль усвоения может рассматриваться как вид такого содействия. Но оно далеко не сводится к контролю. Поэтому вопросы и темы иногда построены на идеях мобилизации опыта читателя, важности его озадаченности, опережающей чтение, на идее ценности самостоятельного поиска истины в условиях неопределенности (а не просто «всасывания» готовых сведений). Для чего наука, если надо самостоятельно выдвигать предположения (гипотезы) и проигрывать, проверять их в дальнейшей работе? Как вы думаете (в тексте об этом речи не было): можно ли все важное заранее знать о человеке, прежде чем его принимать на работу? 3. Что, по вашему мнению, важно знать об индивидуальности человека для помощи ему в профессиональном росте? Чем отличается лично ваш стиль работы от такового у ваших знакомых, занятых сходным делом? 5. Индивидуальное своеобразие людей — это ценность или помеха? 6. Индивидуально своеобразные люди могут быть равноценными? 7. В каких случаях, по вашему мнению, необходим отбор людей для профессии, т.е. целесообразно отказывать кому-то в приеме на работу, учебу (для его же блага) и рекомендовать другую деятельность? 8. Какой смысл (ради чего) стремиться к мастерству? Тема1. Стиль деятельности в работе (по вашей специальности). Тема2. Пути согласования требований деятельности и личных качеств работника (по вашей специальности).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|