Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические признаки человека-делателя, профессионала



Мы будем понимать труд в широком значении слова, отчасти обозначенном выше. Но введем одно ограничение: будем иметь в виду психологическое содержание труда, особеннос­ти психики человека как субъекта («носителя», инициатора, зачинщика [3], [22]) трудовой деятельности. Свойства субъек­та труда не явны; они умопостигаемы. Просто наблюдая за работником, можно не заметить и не понять истинного содержания его труда. Скажем, разметчик деталей фюзеляжа самолета устремил взгляд в пустоту и недвижно замер, дер­жа в руках инструмент. Что же, он не работает в этот момент? Иной ретивый менеджер, возможно, захочет его «вернуть к работе». А разметчик в данный момент как раз совершает очень важные и сложные умственные действия. Он «вертит в голове» образ исходного листового материала «и так и сяк», к чему не всякий способен. В результате находит наилучшее решение производственной задачи. Но вернемся к более об­щим вопросам.

Свойства человека как субъекта труда возникают в резуль­тате контакта конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека. А с другой — свойства его среды (широкой обще­ственно-исторической, контактной общественной — «лицом к лицу» с другими людьми, информационной, предметно-про­изводственной)'. В компактном виде соответствующий про­грессивный исход из названного конфликта представлен в таблице 1.1.1. Далее следуют некоторые пояснения к ней.

Индивидуальность человека складывается в результате стечения многих природных и общественных обстоятельств. Природные предпосылки психики не могут быть заранее «по­догнаны» под требования складывающейся в обществе куль­туры2. В результате многолетних и неописуемо сложных вза­имных влияний развивающейся индивидуальности и изменя­ющейся среды выделяется, в частности, группа свойств, которые можно назвать свойствами человека как субъекта

 

Таблица 1.1.1

Психологическая структура субъекта труда как прогрессивный исход из столкновения (конфликта в широком смысле слова) индивидуальности и среды

Данный человек как индивидуальность<-> Общественная средачеловека <-> на данный период его развития как субъекта деятельности Признаки данного человека как субъекта труда
Состояние телесного и душевного здоровья. Образ мира, образ Я, иде­алы, убеждения, ценност­ные представления. Соци­альные, духовные потреб­ности и производные от них побуждения. Устойчи­вые отношения к разным сторонам действительно­сти (к людям, деятельно­сти, вещам, к себе). Особен­ности эмоциональности и психодинамики (темпера­мента), природных по­требностей. Особенности познавательных процес­сов, исполнительной ак­тивности, волевой саморе­гуляции деятельности, по­ведения. Принятые в среде ценности, при­знанные потребительные стоимости (продукты труда в широком смысле слова). Социальные ожидания отно­сительно участия людей в труде. 1. Способность мысленно пред­восхищатьсоциально ценный ре­зультат работы; в идеале — приду­мывать лучший результат, включая и такой, как свое развитие.
Социальные ожидания в отношении способности людей доводить дела до ценного результата. Культивиру­емые в данной среде представления о выдающих людях, осуществивших значительные цели. 2. Сознание обязательностидос­тигать заданный результат деятель­ности и соответствующая способ­ность волевого самоконтроля (в иде­але — самосовершенствования).
Сложившиеся условия, средства, способы создания материальных и духовных ценностей. Достигнутый или доступный уровень техники. 3. Владение (оперирование) внеш­ними и внутренними средствами работы(в идеале — способность их создавать, совершенствовать).
Сложившиеся связи, зависимости между производителями и потреби­телями материальных и духовных ценностей. Сложившаяся система разделения труда, распределения благ в обществе. 4. Осознание связей,зависимостей («живых» и овеществленных) меж­ду производителями и потребите­лями результатов деятельности (в идеале — построение более совер-шенных связей, зависимостей).

 

деятельности. Человек что-то хочет (или не хочет), что-то мо­жет (или не может). И среда, и склад индивидуальности на каждый момент их развития предоставляют ему какие-то воз­можности и создают некоторые ограничения. Создается то, что обозначают как противоречие развития, или диалекти­ческое противоречие, или факт конфликтующих реальностей. Здесь обычно имеет место не одно изолированное противо­речие, а клубок их.

В разных культурах складываются (в порядке исходов из противоречий указанного выше рода) разные «репертуары» свойств человека как субъекта деятельности. Речь идет о куль­турах исторически конкретных: семейных, региональных, орга­низационных, национальных, профессиональных и подобных. Ради смысловой точности3 надо признать, что существуют кри­минальные и подобные им культуры, субкультуры, если по­нимать слово «культура» именно в широком значении [178].

Художественная литература, отображая жизнь, дает мно­жество типов субъектов деятельности (или бездеятельности, пустого прожектерства — «обломовщины», «маниловщины»; встретим там и стяжательство наподобие «чичиковщины» и пр.). Вспомните о персонажах литературы, знакомых людях с данной точки зрения (мобилизация подобных представле­ний поможет думать по вопросам предлагаемой темы).

Далее обратимся к психологическим признакам человека-делателя, профессионала, Их формулировки даны в правом столбце таблицы.

О конфликтном взаимодействии индивидуальности и сре­ды напоминает знак , расположенный в головке (в верхней строке, на границе левого и среднего столбцов) таблицы-схе­мы 1.1.1. Идея исхода из ситуации этого взаимодействия обо­значена таким же знаком между головками среднего и пра­вого столбцов таблицы. И психика в целом, и особенности субъекта труда -— это не «стоп-кадры», а процессы. Явления психики возникают, длятся, поддерживаются, преобразуют­ся, прекращаются. Более того, они влияют и на среду (через поведение), и друг на друга. Исход из конфликта может вли­ять на породившие его обстоятельства и менять ситуацию развития. Например, человек разочаровался в избранной про­фессии, где он чего-то достиг, но не испытывает удовлетво­рения. Он принимает решение сменить профессию, пройдя соответствующую переподготовку. Но в связи с таким исхо­дом из конфликта фактически существенно меняется, в част­ности, среда человека. А именно, продолжая работать по пре­жней профессии, он начинает по вечерам учиться новому делу, погружается еще и в образовательную среду.

Схема несколько упрощает видимый хаос явлений в сис­теме «человек—среда», зато помогает в нем практически ра­зобраться.

Обратимся к пояснениям по поводу психологических при­знаков субъекта труда. Подробнее [87. С. 103—116] или [88. С. 239—243].

1. Первый психологический признак субъекта труда при более детальном рассмотрении складывается из трех составляющих.

а) Умение (или способность) построить представление, знание о самом результате труда. Результат этот может быть vi: далеко не простым. Иногда он не может быть четко опре­делен заранее (в работах поискового характера). В этом случае важно знать общие требования к результату.

б) Понимание, осознание результата активности как чего-то ценного для других (прежде всего, для широкой общности — народа, отрасли хозяйства, организации, а не только для узкого окружения, «для себя»), В современном обществе n труд разделен между многими людьми. И никто не произ­водит всего «для себя», но вносит некоторую лепту в про­дукт, производимый и ближайшими, и незримыми участ­никами работы. Поразмыслите о том, «кто сделал» вашу утреннюю чашку чая. Вы дойдете аж до геологов, которые, возможно, искали и нашли месторождение подходящего сырья, источники добротной воды и т.п.

в) Переживание положительных чувств, сопровождающих представление о предполагаемом продукте труда. Возможно возразят, что человек, занятый на штатном ра­бочем месте, может не помышлять об общественной ценнос­ти результатов своего труда и не переживать соответствую­щих чувств. Да. Лошадь тоже, вероятно, это не держит в голо­ве, а повозку тянет. И ей трудно. Но из этого не следует, что ей может быть приписан психологический признак субъекта труда. И воровать трудно. И думать при этом надо, и, вероят­но, возможен подъем чувств (предвосхищение), когда вор затевает что-то ловко «хапнуть» для себя. «Вор ворует, а мир горюет». Не всякая активность, направленная на цель, требу­ющая усилий и сопровождающаяся подъемом чувств, может быть подведена под понятие «труд» в психологическом зна­чении слова. Не любые старания подходят под это понятие. Не любые в том смысле, в каком говорят, что труд создал че­ловека, труд— «ваятель человека» [235. С. 49]. Формально пра­вильная активность даже на штатном рабочем месте может по психологическому содержанию оказаться и преступлени­ем. Примеры, полагаем, припомните сами.

2. Во втором признаке труда можно указать две составля­ющие.

а) Сознание ответственности, связанное с наличием у че­ловека необходимых волевых качеств. К ним относятся особенности психики, обеспечивающие преодоление вне­шних и внутренних препятствий на пути к цели. Подроб­нее о волевой регуляции см. [71]. Что касается ответствен­ности, то она может переживаться не обязательно перед ближайшими окружающими, начальствующими людьми, но, скажем, перед народом, человечеством, потомками или хоть перед мистическими персонификациями в виде образов ушедших из жизни авторитетных людей или Бога, его посланцев. В некоторых предельных случаях окружающие могут как раз и не понимать человека-делателя. На­пример, Галилео Галилея вынудили отречься от здравой у идеи, Н.И. Лобачевского полагали малость «не в своем

уме». Современные примеры приведите сами.

6) Эмоциональные переживания (реакции, состояния, отно­шения) по поводу нормальности хода дел, возникающих помех, отклонений от цели. Человека волнуют факты совпадения или рассогласования процесса деятельности с ее Мысленным, идеальным планом.

3. Третий признак характеризуется тремя составляющими.

а) Знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) дея­тельности, их множестве, их тонкостях, возможностях и ограничениях.

б) Собственно владение средствами деятельности, умелость.

в) Положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их применению, соответствующие состояния подъема чувств.

4. В четвертом признаке укажем две составляющие.

а) Осведомленность, знание о соответствующих межлюдс­ких связях (о том, кто организовал мне условия работы, кто вложил труд в используемые материалы, кому нужны мои результаты и подобн.).

б) Разнообразное эмоциональное сопровождение указанной выше осведомленности (скажем, тревога: «не запороть бы заготовку, над ней уже многие поработали»; радость за е: качество работы предшественников, симпатия к ним: «молодцы, хорошо подготовили мне материал»).

Правило подведения явлений психики человека, занятого деятельностью, подпонятие «труд» простое. Деятельность яв­ляется трудом (а человек — субъектом труда), если все четы­ре признака могут быть усмотрены. Если хотя бы один из при­знаков не выражен, то данная деятельность еще не является трудом. И человек в данном случае еще не стал подлинным субъектом труда. Он должен стать объектом соответствую­щего воспитания (или самовоспитания). При этом воспита­тельные воздействия не могут быть одинаковыми для всех, а должны быть дифференцированными, целенаправленными в зависимости от того, какие составляющие признаков труда выражены слабо, а какие — удовлетворительно или хорошо. Из сказанного ясно, в частности, что трудовое воспитание подрастающего человека не должно сводится просто к «на­таске» его на некоторые умения, навыки. Оно должно быть направлено на построение всего набора психологических признаков труда, человека как субъекта труда.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.