Психологические признаки человека-делателя, профессионала
Мы будем понимать труд в широком значении слова, отчасти обозначенном выше. Но введем одно ограничение: будем иметь в виду психологическое содержание труда, особенности психики человека как субъекта («носителя», инициатора, зачинщика [3], [22]) трудовой деятельности. Свойства субъекта труда не явны; они умопостигаемы. Просто наблюдая за работником, можно не заметить и не понять истинного содержания его труда. Скажем, разметчик деталей фюзеляжа самолета устремил взгляд в пустоту и недвижно замер, держа в руках инструмент. Что же, он не работает в этот момент? Иной ретивый менеджер, возможно, захочет его «вернуть к работе». А разметчик в данный момент как раз совершает очень важные и сложные умственные действия. Он «вертит в голове» образ исходного листового материала «и так и сяк», к чему не всякий способен. В результате находит наилучшее решение производственной задачи. Но вернемся к более общим вопросам. Свойства человека как субъекта труда возникают в результате контакта конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека. А с другой — свойства его среды (широкой общественно-исторической, контактной общественной — «лицом к лицу» с другими людьми, информационной, предметно-производственной)'. В компактном виде соответствующий прогрессивный исход из названного конфликта представлен в таблице 1.1.1. Далее следуют некоторые пояснения к ней. Индивидуальность человека складывается в результате стечения многих природных и общественных обстоятельств. Природные предпосылки психики не могут быть заранее «подогнаны» под требования складывающейся в обществе культуры2. В результате многолетних и неописуемо сложных взаимных влияний развивающейся индивидуальности и изменяющейся среды выделяется, в частности, группа свойств, которые можно назвать свойствами человека как субъекта
Таблица 1.1.1 Психологическая структура субъекта труда как прогрессивный исход из столкновения (конфликта в широком смысле слова) индивидуальности и среды
деятельности. Человек что-то хочет (или не хочет), что-то может (или не может). И среда, и склад индивидуальности на каждый момент их развития предоставляют ему какие-то возможности и создают некоторые ограничения. Создается то, что обозначают как противоречие развития, или диалектическое противоречие, или факт конфликтующих реальностей. Здесь обычно имеет место не одно изолированное противоречие, а клубок их. В разных культурах складываются (в порядке исходов из противоречий указанного выше рода) разные «репертуары» свойств человека как субъекта деятельности. Речь идет о культурах исторически конкретных: семейных, региональных, организационных, национальных, профессиональных и подобных. Ради смысловой точности3 надо признать, что существуют криминальные и подобные им культуры, субкультуры, если понимать слово «культура» именно в широком значении [178]. Художественная литература, отображая жизнь, дает множество типов субъектов деятельности (или бездеятельности, пустого прожектерства — «обломовщины», «маниловщины»; встретим там и стяжательство наподобие «чичиковщины» и пр.). Вспомните о персонажах литературы, знакомых людях с данной точки зрения (мобилизация подобных представлений поможет думать по вопросам предлагаемой темы). Далее обратимся к психологическим признакам человека-делателя, профессионала, Их формулировки даны в правом столбце таблицы. О конфликтном взаимодействии индивидуальности и среды напоминает знак , расположенный в головке (в верхней строке, на границе левого и среднего столбцов) таблицы-схемы 1.1.1. Идея исхода из ситуации этого взаимодействия обозначена таким же знаком между головками среднего и правого столбцов таблицы. И психика в целом, и особенности субъекта труда -— это не «стоп-кадры», а процессы. Явления психики возникают, длятся, поддерживаются, преобразуются, прекращаются. Более того, они влияют и на среду (через поведение), и друг на друга. Исход из конфликта может влиять на породившие его обстоятельства и менять ситуацию развития. Например, человек разочаровался в избранной профессии, где он чего-то достиг, но не испытывает удовлетворения. Он принимает решение сменить профессию, пройдя соответствующую переподготовку. Но в связи с таким исходом из конфликта фактически существенно меняется, в частности, среда человека. А именно, продолжая работать по прежней профессии, он начинает по вечерам учиться новому делу, погружается еще и в образовательную среду. Схема несколько упрощает видимый хаос явлений в системе «человек—среда», зато помогает в нем практически разобраться. Обратимся к пояснениям по поводу психологических признаков субъекта труда. Подробнее [87. С. 103—116] или [88. С. 239—243]. 1. Первый психологический признак субъекта труда при более детальном рассмотрении складывается из трех составляющих. а) Умение (или способность) построить представление, знание о самом результате труда. Результат этот может быть vi: далеко не простым. Иногда он не может быть четко определен заранее (в работах поискового характера). В этом случае важно знать общие требования к результату. б) Понимание, осознание результата активности как чего-то ценного для других (прежде всего, для широкой общности — народа, отрасли хозяйства, организации, а не только для узкого окружения, «для себя»), В современном обществе n труд разделен между многими людьми. И никто не производит всего «для себя», но вносит некоторую лепту в продукт, производимый и ближайшими, и незримыми участниками работы. Поразмыслите о том, «кто сделал» вашу утреннюю чашку чая. Вы дойдете аж до геологов, которые, возможно, искали и нашли месторождение подходящего сырья, источники добротной воды и т.п. в) Переживание положительных чувств, сопровождающих представление о предполагаемом продукте труда. Возможно возразят, что человек, занятый на штатном рабочем месте, может не помышлять об общественной ценности результатов своего труда и не переживать соответствующих чувств. Да. Лошадь тоже, вероятно, это не держит в голове, а повозку тянет. И ей трудно. Но из этого не следует, что ей может быть приписан психологический признак субъекта труда. И воровать трудно. И думать при этом надо, и, вероятно, возможен подъем чувств (предвосхищение), когда вор затевает что-то ловко «хапнуть» для себя. «Вор ворует, а мир горюет». Не всякая активность, направленная на цель, требующая усилий и сопровождающаяся подъемом чувств, может быть подведена под понятие «труд» в психологическом значении слова. Не любые старания подходят под это понятие. Не любые в том смысле, в каком говорят, что труд создал человека, труд— «ваятель человека» [235. С. 49]. Формально правильная активность даже на штатном рабочем месте может по психологическому содержанию оказаться и преступлением. Примеры, полагаем, припомните сами. 2. Во втором признаке труда можно указать две составляющие. а) Сознание ответственности, связанное с наличием у человека необходимых волевых качеств. К ним относятся особенности психики, обеспечивающие преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Подробнее о волевой регуляции см. [71]. Что касается ответственности, то она может переживаться не обязательно перед ближайшими окружающими, начальствующими людьми, но, скажем, перед народом, человечеством, потомками или хоть перед мистическими персонификациями в виде образов ушедших из жизни авторитетных людей или Бога, его посланцев. В некоторых предельных случаях окружающие могут как раз и не понимать человека-делателя. Например, Галилео Галилея вынудили отречься от здравой у идеи, Н.И. Лобачевского полагали малость «не в своем уме». Современные примеры приведите сами. 6) Эмоциональные переживания (реакции, состояния, отношения) по поводу нормальности хода дел, возникающих помех, отклонений от цели. Человека волнуют факты совпадения или рассогласования процесса деятельности с ее Мысленным, идеальным планом. 3. Третий признак характеризуется тремя составляющими. а) Знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) деятельности, их множестве, их тонкостях, возможностях и ограничениях. б) Собственно владение средствами деятельности, умелость. в) Положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их применению, соответствующие состояния подъема чувств. 4. В четвертом признаке укажем две составляющие. а) Осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях (о том, кто организовал мне условия работы, кто вложил труд в используемые материалы, кому нужны мои результаты и подобн.). б) Разнообразное эмоциональное сопровождение указанной выше осведомленности (скажем, тревога: «не запороть бы заготовку, над ней уже многие поработали»; радость за е: качество работы предшественников, симпатия к ним: «молодцы, хорошо подготовили мне материал»). Правило подведения явлений психики человека, занятого деятельностью, подпонятие «труд» простое. Деятельность является трудом (а человек — субъектом труда), если все четыре признака могут быть усмотрены. Если хотя бы один из признаков не выражен, то данная деятельность еще не является трудом. И человек в данном случае еще не стал подлинным субъектом труда. Он должен стать объектом соответствующего воспитания (или самовоспитания). При этом воспитательные воздействия не могут быть одинаковыми для всех, а должны быть дифференцированными, целенаправленными в зависимости от того, какие составляющие признаков труда выражены слабо, а какие — удовлетворительно или хорошо. Из сказанного ясно, в частности, что трудовое воспитание подрастающего человека не должно сводится просто к «натаске» его на некоторые умения, навыки. Оно должно быть направлено на построение всего набора психологических признаков труда, человека как субъекта труда. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|