Здавалка
Главная | Обратная связь

О месте творчества в труде



Иногда понятия «труд» и «творчество» огульно и, значит, не­правомерно противопоставляют. Творчество — активность, выражающаяся в порождении чего-то не тождественного тому, что имелось в прошлом опыте, и при этом ценного. Но­выми, полезными могут быть и общие идеи, «вклады в тео­рии», и конкретные представления, выражающиеся в прак­тическом создании полезных вещей, способов действия, орга­низационных структур, общественных процессов, движений и подобного. Творчество не просто противостоит имеющему­ся опыту, но и зависит от него (хотя и не только от него), по­скольку предполагает новые комбинации ранее известных представлений, идей. Подробнее см. [89. С. 125—127], [88. С. 183—191]. Тот, кто придумал образ «избушки на курьих ножках», не только восстал против привычного опыта и су­мел отрешиться от него, но и воспользовался им. Мысленно отделил обычную избушку от фундамента, «завалинки». Со­единил по-новому практически разрозненные части объек­тов, согласовал их размеры и т.д.

Часто творчество понимается узко: как порождение толь­ко оригинальных конечных результатов деятельности. Но по­рождение небывалого может «кочевать» по всем четырем названным признакам труда.

Во многих профессиях конечный продукт задается весь­ма строго чертежами, образцами, системами требований. Может показаться, что в случаях такого рода творчеству нет места. Это не так. Здесь творчество, новаторство, оригиналь­ность мышления человека проявляются в построении спосо­бов достижения цели, в преодолении неожиданных трудно­стей, в придумывании новых инструментов, приспособлений. Решения нестандартных (следовательно, творческих) за­дач предполагаются и в деле саморегуляции человека, поддер­жании им работоспособности на нужном уровне, в преодо­лении неблагоприятных внешних воздействий и внутренних состояний. Например, балерина с улыбкой «порхает» на сце­не, «резвой ножкой ножку бьет», вылетает за кулисы и... «гро­хается» на заранее приготовленный стул, чтобы предаться кратковременному расслаблению тех мышц, которые были сильно нагружены. Это тоже своего рода микроизобретение в тех условиях места и времени, которыми она располагает. Здесь есть творчество саморегуляции, неявное для публики, но необходимое для работы.

Творческим может быть и осмысление, налаживание, под­держание, укрепление или прекращение межлюдских взаи­модействий в ходе создания заданного, пусть стандартного продукта работы. Это тоже область решения нестандартных I задач. Творческой является и задача поиска, построения смыс­ла [130] деятельности и жизни («Ради чего стараться?»). Ска­жем, водитель машины по уборке мусора удовлетворен сво­им делом: «Без меня население захлебнется в собственных нечистотах».

Значение слова «творчество» оказывается суженным в случаях, когда имеют в виду только художественную деятель­ность человека. Например, о творчестве, как о чем-то само собой разумеющемся, говорят в связи с литературным сочи­нительством, драматическим театром, рисованием, ваянием, зодчеством, музицированием. Бытует даже словосочетание «творческие профессии». Творческими, могут быть, полагаем, люди, а не области приложения их сил. Особенность на­званных выше занятий в том, что там имеются более или менее широкие возможности для демонстрации оригинальности имен­но конечного продукта труда. Но человек, не чуждый психоло­гической культуры, должен усматривать и признавать факты творчества людей в самых разных составляющих труда и, в частности, в создании его внутренних средств и условий.

Примечание. Напоминаем, трудовое действие может быть групповым [218. С. 46, 197—225 и др.] и субъект творчества может быть групповым (оркестр, бригада, управленческая команда и подобн.). Но это особые предметы обсуждения.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Опираясь на опыт, наблюдения, беседы, свой внутренний диалог, самонаблюдения, подведите себя или/и некоторых других людей под психологические признаки субъекта труда, разобранные выше. Для облегчения задачи можно приписывать признаки не по принципу «да — нет», но придерживаться некоторой градуаль­ной схемы, балльной шкалы. Например, такой: 1. Свойство не развито. 2. Свойство развито, но слабо. 3. Свойство развито удовлетворительно. 4. Свойство развито хорошо. 5. Свойство развито очень хорошо. Можете придумать более дробную шкалу.

Примечание. Наличие у человека рассмотренных выше при­знаков характеризует его общую способность к труду и еще не означает его соответствия требованиям какого-либо оп­ределенного трудового поста, о чем речь пойдет ниже.

При движении от незнания к знанию, выработке оценок важно не смешивать ситуации двух типов. А именно: наше незнание не означает, что познаваемого явления нет. Отсут­ствие интересующего нас свойства должно быть достоверно установлено, как и наличие («известно, что нет»). Иногда у вас не будет данных. Их можно будет пополнить после.

Еще раз подчеркнем (и это делают другие авторы, см., на­пример, [218. С. 35—56]), что любая теоретическая выдумка (модель), отображающая сложные явления психики, неизбеж­но упрощает дело. Будь то формула, таблица с некоторыми клетками, блок-схема, график и т.п. Так, если мы придирчиво отнесемся к приведенному выше (табл. 1.1.1) построению из четырех признаков субъекта труда, то заметим следующее. Данная схема дробит на отдельные части то, что в действи­тельности взаимосвязано и нераздельно. Например, не толь­ко четвертый признак, но и первый, характеризуют, в част­ности, явления ориентировки субъекта в социальной среде. Еще: волевой самоконтроль, упомянутый в связи со вторым признаком, фактически подразумевается и весьма важен в связи с признаком третьим. Далее, слабая выраженность ка­кого-либо из обсуждаемых признаков не просто создает не­кую «дырку» в свойственной субъекту системе процессов труда, но влияет и на другие ее составляющие. Например, не­достаток предвосхищения результата труда едва ли благопри­ятно сказывается на побуждениях овладевать средствами тру­да. Можно, конечно, усложнять теоретическую модель (вво­дить «квадратики», «стрелки», «петли», «кольца»...), но простота и обозримость модели — важная ее ценность при разборе (анализе) трудовых процессов. Впрочем, можете са­мостоятельно улучшать модельные представления о труде, опираясь на достоверные факты из своего опыта.

Приведем еще одно соображение по обсуждаемому воп­росу. При изучении труда авиаторов подмечено, что слож­ность профессиональных задач явление не чисто внешнее по отношению к субъекту. Для него она выступает как их труд­ность. Но с ростом профессионального опыта, мастерства, профессионализма ранее сложное для специалиста становит­ся все более и более простым, легким (для него). Если человек раньше мысленно оперировал дробными деталями (единица­ми рассмотрения) ситуации, возможно, «тонул» в них, то по­степенно он переходит к оперированию все более крупными субъективными отображениями составляющих объективно сложной ситуации. Описанное явление, сопровождающее профессиональное совершенствование человека, обознача­ется как «принцип исчезающей сложности» [218. С. 80]. По­лагаем, достаточно «крупноблочное», простое представление о психологическом содержании труда не помешает вам на вашем пути в профессионализм.

 

УПРАЖНЕНИЕ

В специальном исследовании (по Ю.К. Стрелкову [218. С. 56— 66]) изучалась внутренняя (свойственная субъекту, психологи­ческая) картина сложных процессов труда (трудовых действий) пилотов и штурманов гражданской авиации; изучались пред­ставления о навигационных действиях (у более чем сотни спе­циалистов). Испытуемым предлагалось (в письменной форме, на карточках) множество утверждений, с которыми они могли со­глашаться или не соглашаться. Нужно было сортировать кар­точки по следующей шкале: «да», «скорее, да», «иногда», «ско­рее, нет», «нет». Затем с помощью специальной математической обработки исследователь отбирал группы наиболее тесно свя­занных между собой утверждений. Резонно предполагалось, что они характеризуют основное психологическое содержание дей­ствий — «ядерную часть» навигационного труда.

Ниже приведены в случайном порядке некоторые из упо­мянутых выше утверждений. Постарайтесь соотнести эти ут­верждения или их составляющие с описанными в данном па­раграфе (табл. 1.1.1, правый столбец) признаками субъекта труда.

Перечень утверждений для разбора: Приятно, когда полет выполнен точно, без замечаний. Представляю общую ориен­тацию трассы. Заполняю бортжурнал. Приятно, когда прогно­зы подтверждаются. После подготовки могу по памяти отме­тить положение запасных аэродромов и поворотных пунктов. Выполняю расчеты, Точно проводим воздушное судно по на­меченному маршруту. Представляю участки, где возможны изменения условий полета. Приятно работать в старом, сло­жившемся экипаже. Определяю место самолета с помощью радиотехнических средств и коррекции приборов. Настраи­ваем приборы и системы. Прогнозирую полетную ситуацию. Докучает оформление документов в полете. Беспокоюсь, ког­да не могу четко представить маршрут ухода на запасной аэро­дром.

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий , .....

1. В каких случаях знание о психологических признаках] субъекта труда может оказаться полезным?

2. Чтоявляется продуктом труда в вашей специальности?

3. Имеется ли разница в высказываниях: «Это неизвестно, значит, этого нет» и «Известно, что этого нет»?

Тема 1.Психологические признаки субъекта труда и за­дачи самовоспитания специалиста (в вашей профессии).

Тема 2.Место, возможности и ограничения творчества в вашей профессии. (Для информационной поддержки см. [14].)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.