О месте творчества в труде
Иногда понятия «труд» и «творчество» огульно и, значит, неправомерно противопоставляют. Творчество — активность, выражающаяся в порождении чего-то не тождественного тому, что имелось в прошлом опыте, и при этом ценного. Новыми, полезными могут быть и общие идеи, «вклады в теории», и конкретные представления, выражающиеся в практическом создании полезных вещей, способов действия, организационных структур, общественных процессов, движений и подобного. Творчество не просто противостоит имеющемуся опыту, но и зависит от него (хотя и не только от него), поскольку предполагает новые комбинации ранее известных представлений, идей. Подробнее см. [89. С. 125—127], [88. С. 183—191]. Тот, кто придумал образ «избушки на курьих ножках», не только восстал против привычного опыта и сумел отрешиться от него, но и воспользовался им. Мысленно отделил обычную избушку от фундамента, «завалинки». Соединил по-новому практически разрозненные части объектов, согласовал их размеры и т.д. Часто творчество понимается узко: как порождение только оригинальных конечных результатов деятельности. Но порождение небывалого может «кочевать» по всем четырем названным признакам труда. Во многих профессиях конечный продукт задается весьма строго чертежами, образцами, системами требований. Может показаться, что в случаях такого рода творчеству нет места. Это не так. Здесь творчество, новаторство, оригинальность мышления человека проявляются в построении способов достижения цели, в преодолении неожиданных трудностей, в придумывании новых инструментов, приспособлений. Решения нестандартных (следовательно, творческих) задач предполагаются и в деле саморегуляции человека, поддержании им работоспособности на нужном уровне, в преодолении неблагоприятных внешних воздействий и внутренних состояний. Например, балерина с улыбкой «порхает» на сцене, «резвой ножкой ножку бьет», вылетает за кулисы и... «грохается» на заранее приготовленный стул, чтобы предаться кратковременному расслаблению тех мышц, которые были сильно нагружены. Это тоже своего рода микроизобретение в тех условиях места и времени, которыми она располагает. Здесь есть творчество саморегуляции, неявное для публики, но необходимое для работы. Творческим может быть и осмысление, налаживание, поддержание, укрепление или прекращение межлюдских взаимодействий в ходе создания заданного, пусть стандартного продукта работы. Это тоже область решения нестандартных I задач. Творческой является и задача поиска, построения смысла [130] деятельности и жизни («Ради чего стараться?»). Скажем, водитель машины по уборке мусора удовлетворен своим делом: «Без меня население захлебнется в собственных нечистотах». Значение слова «творчество» оказывается суженным в случаях, когда имеют в виду только художественную деятельность человека. Например, о творчестве, как о чем-то само собой разумеющемся, говорят в связи с литературным сочинительством, драматическим театром, рисованием, ваянием, зодчеством, музицированием. Бытует даже словосочетание «творческие профессии». Творческими, могут быть, полагаем, люди, а не области приложения их сил. Особенность названных выше занятий в том, что там имеются более или менее широкие возможности для демонстрации оригинальности именно конечного продукта труда. Но человек, не чуждый психологической культуры, должен усматривать и признавать факты творчества людей в самых разных составляющих труда и, в частности, в создании его внутренних средств и условий. Примечание. Напоминаем, трудовое действие может быть групповым [218. С. 46, 197—225 и др.] и субъект творчества может быть групповым (оркестр, бригада, управленческая команда и подобн.). Но это особые предметы обсуждения.
УПРАЖНЕНИЕ Опираясь на опыт, наблюдения, беседы, свой внутренний диалог, самонаблюдения, подведите себя или/и некоторых других людей под психологические признаки субъекта труда, разобранные выше. Для облегчения задачи можно приписывать признаки не по принципу «да — нет», но придерживаться некоторой градуальной схемы, балльной шкалы. Например, такой: 1. Свойство не развито. 2. Свойство развито, но слабо. 3. Свойство развито удовлетворительно. 4. Свойство развито хорошо. 5. Свойство развито очень хорошо. Можете придумать более дробную шкалу. Примечание. Наличие у человека рассмотренных выше признаков характеризует его общую способность к труду и еще не означает его соответствия требованиям какого-либо определенного трудового поста, о чем речь пойдет ниже. При движении от незнания к знанию, выработке оценок важно не смешивать ситуации двух типов. А именно: наше незнание не означает, что познаваемого явления нет. Отсутствие интересующего нас свойства должно быть достоверно установлено, как и наличие («известно, что нет»). Иногда у вас не будет данных. Их можно будет пополнить после. Еще раз подчеркнем (и это делают другие авторы, см., например, [218. С. 35—56]), что любая теоретическая выдумка (модель), отображающая сложные явления психики, неизбежно упрощает дело. Будь то формула, таблица с некоторыми клетками, блок-схема, график и т.п. Так, если мы придирчиво отнесемся к приведенному выше (табл. 1.1.1) построению из четырех признаков субъекта труда, то заметим следующее. Данная схема дробит на отдельные части то, что в действительности взаимосвязано и нераздельно. Например, не только четвертый признак, но и первый, характеризуют, в частности, явления ориентировки субъекта в социальной среде. Еще: волевой самоконтроль, упомянутый в связи со вторым признаком, фактически подразумевается и весьма важен в связи с признаком третьим. Далее, слабая выраженность какого-либо из обсуждаемых признаков не просто создает некую «дырку» в свойственной субъекту системе процессов труда, но влияет и на другие ее составляющие. Например, недостаток предвосхищения результата труда едва ли благоприятно сказывается на побуждениях овладевать средствами труда. Можно, конечно, усложнять теоретическую модель (вводить «квадратики», «стрелки», «петли», «кольца»...), но простота и обозримость модели — важная ее ценность при разборе (анализе) трудовых процессов. Впрочем, можете самостоятельно улучшать модельные представления о труде, опираясь на достоверные факты из своего опыта. Приведем еще одно соображение по обсуждаемому вопросу. При изучении труда авиаторов подмечено, что сложность профессиональных задач явление не чисто внешнее по отношению к субъекту. Для него она выступает как их трудность. Но с ростом профессионального опыта, мастерства, профессионализма ранее сложное для специалиста становится все более и более простым, легким (для него). Если человек раньше мысленно оперировал дробными деталями (единицами рассмотрения) ситуации, возможно, «тонул» в них, то постепенно он переходит к оперированию все более крупными субъективными отображениями составляющих объективно сложной ситуации. Описанное явление, сопровождающее профессиональное совершенствование человека, обозначается как «принцип исчезающей сложности» [218. С. 80]. Полагаем, достаточно «крупноблочное», простое представление о психологическом содержании труда не помешает вам на вашем пути в профессионализм.
УПРАЖНЕНИЕ В специальном исследовании (по Ю.К. Стрелкову [218. С. 56— 66]) изучалась внутренняя (свойственная субъекту, психологическая) картина сложных процессов труда (трудовых действий) пилотов и штурманов гражданской авиации; изучались представления о навигационных действиях (у более чем сотни специалистов). Испытуемым предлагалось (в письменной форме, на карточках) множество утверждений, с которыми они могли соглашаться или не соглашаться. Нужно было сортировать карточки по следующей шкале: «да», «скорее, да», «иногда», «скорее, нет», «нет». Затем с помощью специальной математической обработки исследователь отбирал группы наиболее тесно связанных между собой утверждений. Резонно предполагалось, что они характеризуют основное психологическое содержание действий — «ядерную часть» навигационного труда. Ниже приведены в случайном порядке некоторые из упомянутых выше утверждений. Постарайтесь соотнести эти утверждения или их составляющие с описанными в данном параграфе (табл. 1.1.1, правый столбец) признаками субъекта труда. Перечень утверждений для разбора: Приятно, когда полет выполнен точно, без замечаний. Представляю общую ориентацию трассы. Заполняю бортжурнал. Приятно, когда прогнозы подтверждаются. После подготовки могу по памяти отметить положение запасных аэродромов и поворотных пунктов. Выполняю расчеты, Точно проводим воздушное судно по намеченному маршруту. Представляю участки, где возможны изменения условий полета. Приятно работать в старом, сложившемся экипаже. Определяю место самолета с помощью радиотехнических средств и коррекции приборов. Настраиваем приборы и системы. Прогнозирую полетную ситуацию. Докучает оформление документов в полете. Беспокоюсь, когда не могу четко представить маршрут ухода на запасной аэродром. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий , ..... 1. В каких случаях знание о психологических признаках] субъекта труда может оказаться полезным? 2. Чтоявляется продуктом труда в вашей специальности? 3. Имеется ли разница в высказываниях: «Это неизвестно, значит, этого нет» и «Известно, что этого нет»? Тема 1.Психологические признаки субъекта труда и задачи самовоспитания специалиста (в вашей профессии). Тема 2.Место, возможности и ограничения творчества в вашей профессии. (Для информационной поддержки см. [14].) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|