Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая классификация результатов трудовой деятельности



Вклетках, обозначенных литерами, — соответствующие отдельные примеры

 

 

 

Вид «фактуры» продуктов (результатов) труда Область существования продуктов (результатов) труда
Внешний мир человека Внутренний мир человека, сознание
Природный мир Мир культуры
Длительно существующие целостности, вещи, веще-подобные системы А. Лесопосадка, искус­ственный водоем, запо­ведник, урожай Б. Дом, одежда, болт, гайка, бетонная смесь, очки В. Отношения личности, знания, навыки, умелость, способности
Процессы, функциональ­ные эффекты, временные состояния систем Г. Привес стада живот­ных на ферме, электро­энергия, чистота среды Д. Безопасность движения транспорта, симфониче­ский концерт Е. Социально-психологиче­ский климат в коллективе, состояние отдыха
Информация, знаково-сим-волические объекты Ж. Сведения о природе, зафиксированные в ка­ких-либо носителях 3. Знания об обществе, человеке, зафиксирован­ные в каких-л. носителях И. Оперативная осведом­ленность (как продукт труда информатора и т.п.)

 

Если в продукте труда преимущественно ценятся законо­мерности неживой и живой природы, то в названной табли­це они отнесены к столбцу «Природный мир». Если в первую очередь ценятся и учитываются закономерности социально­го, культурного толка, они отнесены к столбцу «Мир культу­ры». К правому столбцу отнесены результаты, область суще­ствования которых — психика людей, их групп.

Ясно, что все множество результатов труда нельзя четко «разрезать» на девять частей. Некоторые результаты право­мерно отнести одновременно к нескольким клеткам табли­цы. Например, газон, пейзажный парк (результаты труда цве­товодов-декораторов, «озеленителей», художников) живут по законам природы, не переставая быть и явлениями культу­ры. В таких случаях можно характеризовать результат труда своего рода «формулой», включающей литерные обозначе­ния сразу двух или более клеток таблицы. Упрощая действи­тельность, приведенная классификационная схема все же, надеемся, помогает удержать в сознании идею о множестве и разнообразии результатов дел человеческих. Возможно, это даст полезный вклад в формирование и поддержание у чита­теля уважительного отношения к разным, разнотипным про­фессионалам. Наконец, как далее увидим, работа с данной таблицей поможет при необходимости удержать внимание на последовательностях этапов работы, ведущей от исходного материала к конечному ее результату.

Рассмотрим применение последней рекомендации на кратком общепонятном примере. Проследим цепь событий в работе художника-реставратора в области живописи (по [213. С. 394—397]) и набросаем соответствующую формулу, пользу­ясь литерами из табл. 1.2.1.

Конечным продуктом работы (как «отдачи») художника-реставратора будет восстановленный облик картины — про­изведения искусства. Этот вещеподобный продукт существу­ет в мире культуры, и мы соотнесем его с литерой Б. Что каса­ется эффектов профессионального развития в данном случае, то соответствующие специальные исследования нам не из­вестны. И здесь можно делать только предположения, от ко­торых мы воздержимся (но этим может заняться заинтересо­ванный, осведомленный читатель и указать литеры из право­го столбца таблицы).

В самом начале перед художником-реставратором нахо­дится картина, краски которой местами отделились от грун­та. А грунт положен на холст, дерево или камень. Живопись может быть выполнена масляными красками, яичной или ка­зеиновой темперой. Многократно положенные мазки крас­ки местами расслоились. Над картиной, холстом «поработа­ли» и микроорганизмы. Не все недостатки картины заметны невооруженным глазом, надо воспользоваться соответствую­щими техническими средствами. Так что исходный предмет труда художника-реставратора выступает перед ним как тех­ническая вещь, подчиненная законам неживой и живой при­роды. И этот предмет должен быть соотнесен с литерами А, Б. Если мы условимся, что приоритетным признаком предмета труда здесь все же является принадлежность его к миру куль­туры и захотим отобразить это в формуле, можем на первом месте поставить Б, а после А. Итак, Б, А.

Произведение искусства может быть слишком большой ценностью, чтобы принятие решений о методах восстанов­ления его первоначального облика возлагать на одного чело­века. Создают специальную комиссию, состоящую из искус­ствоведов, хранителей картин и реставраторов для тщатель­ного обследования картины, выявления утрат и их причин. Комиссия — это групповой субъект деятельности. Комиссия не сваливается с неба, ее надо организовать. Создание комис­сии и участие специалистов в ее работе — это процессуаль­ные промежуточные результаты работы по реставрации кар­тины (Д). Комиссия должна работать успешно, а не как «ле­бедь, рак, и щука». Значит, кто-то должен (а быть может, и все ее члены должны) позаботиться, чтобы среди ее участни­ков сложилось взаимопонимание, возник благоприятный «социально-психологический климат». Этот промежуточный продукт соотнесем с литерой Е. В свою очередь, комиссия выдает информационный промежуточный продукт (заключе­ние о возможности восстановления картины, о подходящих методах работы, о необходимых материалах, инструментах, утвержденное задание на исполнение художественно-рестав­рационных работ). Поскольку речь идет о картине как о ху­дожественной ценности и как о вещи, соответствующую ин­формацию можно соотнести с литерами Ж, 3.

Информация, выработанная комиссией важна не «на бу­маге», а в головах участников работы, включая и нашего ху­дожника-реставратора. Следовательно, необходимым проме­жуточным продуктом является и осведомленность данного исполнителя о результатах работы комиссии (И). Далее, ху­дожник-реставратор приступает к кропотливой работе. Она предполагает его обращение к разнородным реальностям. И к таким, как толщина красочного слоя, потемневшие или утраченные места картины, используемые в работе материа­лы (растворители, клеящие составы и пр.). И к таким, как ин­дивидуальная манера, замысел автора, способы его художе­ственного письма и подобное (А, Г или Г, А).

Итак, если восстановим ход дел от предмета труда к ко­нечному продукту (в терминах продуктов, обозначенных лите­рами), получим формулу: Б,А->Д->Е-»Ж,3-»И-»А,Г-ч>Б. Возможен и более детальный разбор, но мы ограничились об­щепонятными сведениями.

Правильное осознание предмета труда иногда называют «первым важным шагом на пути к профессионализму» [142. С. 27].

УПРАЖНЕНИЯ

Охарактеризуйте литерами (из табл. 1.2.1) продукты труда: уро­жай, ось для велосипедного колеса, торговая сделка, программа для компьютера, премьера спектакля, новый сорт пшеницы, элек­тросварочный шов, интерес детей к охране природы, рецензия на книгу, радиопередача, политический плакат, электроснабже­ние населенного пункта, пуговица, своевременный и безопасный рейс самолета, осведомленность присутствующих на вокзале о прибытии и отправлении поездов, общественное настроение груп­пы в связи с полученным известием.

Примечание. Формулировки, которые вам покажутся слишком общими, можете изменить, уточнить по своему вкусу.

Выделите какой-либо продукт, производимый представителями хорошо знакомой вам (вашей) профессии, и постарайтесь пост­роить формулу, отображающую его тип и последовательный ход возникновения.

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Можно ли по продуктам деятельности человека узнать что-либо (пусть предположительно) об особенностях его пси­хики (его душевных качествах)? Что именно?

2. Какие пункты вы включили бы в программу психологичес­кого изучения человека по продуктам его деятельности? [87. С. 276—283].

Тема1. Представления профессионалов и новичков о про­дуктах их труда (область труда ограничьте по вашему выбору).

Тема2. Какой смысл связывают разные люди с одним и тем же продуктом труда? (Смысл, напоминаем, узнается в ответ на примерно такой вопрос: «Ради чего я это делаю?». Выбор субъектов — по вашему усмотрению) [130].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.