Общая классификация результатов трудовой деятельности
Вклетках, обозначенных литерами, — соответствующие отдельные примеры
Если в продукте труда преимущественно ценятся закономерности неживой и живой природы, то в названной таблице они отнесены к столбцу «Природный мир». Если в первую очередь ценятся и учитываются закономерности социального, культурного толка, они отнесены к столбцу «Мир культуры». К правому столбцу отнесены результаты, область существования которых — психика людей, их групп. Ясно, что все множество результатов труда нельзя четко «разрезать» на девять частей. Некоторые результаты правомерно отнести одновременно к нескольким клеткам таблицы. Например, газон, пейзажный парк (результаты труда цветоводов-декораторов, «озеленителей», художников) живут по законам природы, не переставая быть и явлениями культуры. В таких случаях можно характеризовать результат труда своего рода «формулой», включающей литерные обозначения сразу двух или более клеток таблицы. Упрощая действительность, приведенная классификационная схема все же, надеемся, помогает удержать в сознании идею о множестве и разнообразии результатов дел человеческих. Возможно, это даст полезный вклад в формирование и поддержание у читателя уважительного отношения к разным, разнотипным профессионалам. Наконец, как далее увидим, работа с данной таблицей поможет при необходимости удержать внимание на последовательностях этапов работы, ведущей от исходного материала к конечному ее результату. Рассмотрим применение последней рекомендации на кратком общепонятном примере. Проследим цепь событий в работе художника-реставратора в области живописи (по [213. С. 394—397]) и набросаем соответствующую формулу, пользуясь литерами из табл. 1.2.1. Конечным продуктом работы (как «отдачи») художника-реставратора будет восстановленный облик картины — произведения искусства. Этот вещеподобный продукт существует в мире культуры, и мы соотнесем его с литерой Б. Что касается эффектов профессионального развития в данном случае, то соответствующие специальные исследования нам не известны. И здесь можно делать только предположения, от которых мы воздержимся (но этим может заняться заинтересованный, осведомленный читатель и указать литеры из правого столбца таблицы). В самом начале перед художником-реставратором находится картина, краски которой местами отделились от грунта. А грунт положен на холст, дерево или камень. Живопись может быть выполнена масляными красками, яичной или казеиновой темперой. Многократно положенные мазки краски местами расслоились. Над картиной, холстом «поработали» и микроорганизмы. Не все недостатки картины заметны невооруженным глазом, надо воспользоваться соответствующими техническими средствами. Так что исходный предмет труда художника-реставратора выступает перед ним как техническая вещь, подчиненная законам неживой и живой природы. И этот предмет должен быть соотнесен с литерами А, Б. Если мы условимся, что приоритетным признаком предмета труда здесь все же является принадлежность его к миру культуры и захотим отобразить это в формуле, можем на первом месте поставить Б, а после А. Итак, Б, А. Произведение искусства может быть слишком большой ценностью, чтобы принятие решений о методах восстановления его первоначального облика возлагать на одного человека. Создают специальную комиссию, состоящую из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов для тщательного обследования картины, выявления утрат и их причин. Комиссия — это групповой субъект деятельности. Комиссия не сваливается с неба, ее надо организовать. Создание комиссии и участие специалистов в ее работе — это процессуальные промежуточные результаты работы по реставрации картины (Д). Комиссия должна работать успешно, а не как «лебедь, рак, и щука». Значит, кто-то должен (а быть может, и все ее члены должны) позаботиться, чтобы среди ее участников сложилось взаимопонимание, возник благоприятный «социально-психологический климат». Этот промежуточный продукт соотнесем с литерой Е. В свою очередь, комиссия выдает информационный промежуточный продукт (заключение о возможности восстановления картины, о подходящих методах работы, о необходимых материалах, инструментах, утвержденное задание на исполнение художественно-реставрационных работ). Поскольку речь идет о картине как о художественной ценности и как о вещи, соответствующую информацию можно соотнести с литерами Ж, 3. Информация, выработанная комиссией важна не «на бумаге», а в головах участников работы, включая и нашего художника-реставратора. Следовательно, необходимым промежуточным продуктом является и осведомленность данного исполнителя о результатах работы комиссии (И). Далее, художник-реставратор приступает к кропотливой работе. Она предполагает его обращение к разнородным реальностям. И к таким, как толщина красочного слоя, потемневшие или утраченные места картины, используемые в работе материалы (растворители, клеящие составы и пр.). И к таким, как индивидуальная манера, замысел автора, способы его художественного письма и подобное (А, Г или Г, А). Итак, если восстановим ход дел от предмета труда к конечному продукту (в терминах продуктов, обозначенных литерами), получим формулу: Б,А->Д->Е-»Ж,3-»И-»А,Г-ч>Б. Возможен и более детальный разбор, но мы ограничились общепонятными сведениями. Правильное осознание предмета труда иногда называют «первым важным шагом на пути к профессионализму» [142. С. 27]. УПРАЖНЕНИЯ Охарактеризуйте литерами (из табл. 1.2.1) продукты труда: урожай, ось для велосипедного колеса, торговая сделка, программа для компьютера, премьера спектакля, новый сорт пшеницы, электросварочный шов, интерес детей к охране природы, рецензия на книгу, радиопередача, политический плакат, электроснабжение населенного пункта, пуговица, своевременный и безопасный рейс самолета, осведомленность присутствующих на вокзале о прибытии и отправлении поездов, общественное настроение группы в связи с полученным известием. Примечание. Формулировки, которые вам покажутся слишком общими, можете изменить, уточнить по своему вкусу. Выделите какой-либо продукт, производимый представителями хорошо знакомой вам (вашей) профессии, и постарайтесь построить формулу, отображающую его тип и последовательный ход возникновения.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Можно ли по продуктам деятельности человека узнать что-либо (пусть предположительно) об особенностях его психики (его душевных качествах)? Что именно? 2. Какие пункты вы включили бы в программу психологического изучения человека по продуктам его деятельности? [87. С. 276—283]. Тема1. Представления профессионалов и новичков о продуктах их труда (область труда ограничьте по вашему выбору). Тема2. Какой смысл связывают разные люди с одним и тем же продуктом труда? (Смысл, напоминаем, узнается в ответ на примерно такой вопрос: «Ради чего я это делаю?». Выбор субъектов — по вашему усмотрению) [130]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|