Обзорная характеристика мира профессий
Для чего иметь человеку представление о чужих профессиях? Не хватит ли того, что мы привержены к своей! Подобный вопрос мы отчасти затрагивали во введении. Здесь обсудим его более детально. Обзорная осведомленность в мире (универсуме) профессий — звено мировоззрения, образа мира. Вместе с тем это есть одна из психологических основ уважительного отношения к другим людям, их инаковости. А это немаловажно для предупреждения и смягчения непродуктивных межлюдских столкновений. Любовь к своему делу может неосознанно приводить человека к обесцениванию прочих занятий («моя профессия хорошая, другие — хуже»). Это ведет и к нежеланию знать о них. Возможно, катастрофы не произойдет, если о них не знать, не думать. Но продвижение к мастерству, полагаем, будет затруднено. Добавим, что в современном обществе человеку приходится не раз задумываться и о смене профессии, специальности, места работы. Общая ориентировка в миро профессий здесь тоже оказывается нужной. Субъекты труда, действуя в среде, выделяют, определяют некоторые предметные области, имеют в виду свои цели, прибегают к каким-то средствам. И это происходит в столкновениях с теми или иными условиями (как внешними, так и внутренними, психологическими). Поэтому нелогично строить классификацию профессий, отрешенную от субъекта, бессубъектную (пусть и ради борьбы за некую «объективность»). При подходе к классификации профессий важно принять во внимание сложившееся к настоящему времени разделение труда в обществе. Оно произошло не только в связи с «объективным» (не зависящим от человека) развитием форм движения материи (неживая природа, живая природа, общество, сознание людей), но и в связи с особенностями, возможностями субъектов труда. Например, наука и искусство — это области производства информации. Выходит, это «одно и то же»? Да, между ними немало сходного. Но фактами являются также относительное преобладание у разных людей функций второй («словесной») или первой («образной») сигнальных систем головного мозга, функциональная асимметрия его полушарий [48. С. 345—368], [138. С. 33, 34, 84—88], [234. С. 119— 186]. И у одних людей могут преобладать функции переработки словесно-логического материала, у других — образного (тоже со своей своеобразной логикой). Это может влиять на разделение труда. Приходится считаться и со следующими обстоятельства-щи. Техника, основанная на физике, химии, геологии, математике во многом обусловлена требованиями общества. Оно задает назначение механизмов, машин, технологических установок. Органы управления машинами сообразованы с особенностями человека. В то же время в области техники указанного рода человеку предлагаются предметные системы, подчиненные законам неживой природы. Здесь важны точные расчеты, возможны вмешательства в предмет труда без учета многих моральных ограничений («испытать на излом», «выломать и заменить», «уничтожить» и пр.). Работа в области такой техники психологически родственна во многом работе с неживыми (абиотическими) природными системами. Но есть области техники, основанные на общей биологии, микробиологии, анатомии и физиологии растений, животных, человека. И здесь нужен несколько иной склад ума субъекта, нежели в областях ранее упомянутых. Нужно ориентироваться в процессах саморазвития живых систем, в их возможной необратимости. Скажем, недоделанный дом или ступенчатый валик для будильника можно оставить в пятницу, чтобы продолжить работу в понедельник или даже через месяц. Можно и все переделать. А живые системы существуют «самочинно» и «без выходных». Оставишь культуру микробов или новорожденных телят без нужного тепла, питания и придешь к непоправимым событиям. Очевидно, что, например, инженером-механиком не подумают заменить зооинженера. Итак, есть области техники, работа в которых психологически родственна работе с живыми (биотическими) природными системами. Приведенные оговорки важны для того, чтобы обосновать выбор минимума разновидностей психологически родственнъис профессий. Типыпрофессий (первый ярус их психологической классификации) Типы профессий выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Укажем пять таких типов (по [96], [92]), названных для краткости условно. 1. «Человек — природа (живая)» (П).Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с техникой, «* основанной на биологических, сельскохозяйственных на-**j уках: растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), животновод, микробиолог и подобн. 2.«Человек— техника (и неживая природа)» (Т).Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры приведите самостоятельно. 3. «Человек — человек (и социальные системы)» (Ч).Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы. Примеры: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель. 4.«Человек— знаковая система»(П). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы — вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, картограф. 5. «Человек— художественный образ» (X).Явления, факты художественного отображения, оформления действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, концертный исполнитель, артист балета, живописец и т.п. Нельзя все профессии строго распределить на пять подмножеств. Но малое количество типов удобно как средство обзорной ориентировки в огромном универсуме разновидностей человеческой деятельности. Практически при отнесении профессий к тем или иным типам можно учитывать наиболее специфические, основные признаки профессиональной осведомленности и деятельности людей, основные их функции, требующие наиболее длительного и изощренного профессионального образования (включая и самообразование). Например, руководитель хорового коллектива, вроде бы «управленец», «организатор». Но ясно, что ядро его компетентности составляет художественная, а не «менеджерская» образованность и культура. Каждая профессия может характеризоваться одновременно признаками различных типов, но в разной мере. В этом случае отнесенность профессии к подразделениям (таксонам) классификации можно выразить в виде формулы, включающей последовательно (частично в скобках) несколько соответствующих буквенных обозначений. Например, в случае руководителя хора — X, (Ч). В случае, скажем, агронома — П, Ч, Т, (3). Ведь агроном — это и специалист в определенной отрасли растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, агротехники. А иногда он и картограф, составляющий специальные карты угодий данного хозяйства.
Классы профессий (второй ярус их психологической классификации) В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). Речь идет не просто о внешне заданных Целях (не о ничьих «мишенях»), а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих Целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное. Гностические профессии (Г) (от греч. gnosis знание, познание). Примеры в типе «Человек — природа»: контролерприемщик фруктов, дегустатор чая1. В типе «Человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек — человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек — знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек — художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и подобн.). Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек — техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек — человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации (поддержание ее в стабильном состоянии предполагает множество «вмешательств», преобразующих действий). В типе «Человек — знаковая система»: оператор клавишного пульта управления (соответствующей техники много), бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. Изыскательные профессии (И). Примеры в типе «Человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного (или лесного) хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал (в швейном деле), инженер-конструктор. В типе «Человек — человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек — знак»: программист, математик. В типе «Человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.
Отделы профессий (третий ярус их психологической классификации) В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда будем считать любую целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (линейка, прокатный стан), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, что является «линейкой» для машиниста башенного крана, когда он подает на стройке многотонную панель и должен сделать это точно? «Линейкой», частью средств труда здесь является «глазомер», мысленно удерживаемые представления об образцах расстояний. Особенности и возможности организма человека, его речи, тактик поведения тоже могут выступать в орудийной функции, т.е. в роли средств воздействия на предметную область труда (например, у актера). В орудийной функции может выступать и организационная система, группа людей (предельный случай — военное подразделение является для военачальника средством решения задач ратного труда). Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности. В связи со сказанным, прежде чем обратиться к разновидностям профессий, различаемых по признаку средств труда, предельно кратко ознакомимся с психологической группировкой самих средств труда (конкретные примеры постарайтесь привести самостоятельно). Функциональные средства труда А. Внешние по отношению к сознанию ответственного исполнителя: 1. выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X — в работе учителя, актера, диктора, руководителя); 2. организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); 3. организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и подобн.). Б. Внутренние (входящие в сознание, память исполнителя): 1. закрепленные в речи (созданные в общественном и/ или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий; 2. несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и подобн.). Вещественные средства труда A. Средства для приема, получения, «добычи» информации: 1. приборы, дающие изображения; 2. приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов. Б. Средства для обработки, переработки информации. B. Средства для передачи информации среди людей, в обществе. Г. Средства для осуществления практических воздействий на объекты в природных, технических, информационных системах: 1. ручные (простые и механизированные) инструменты; 2. машины с ручным управлением; 3. автоматические, автоматизированные системы, аппара- ты для длительных, непрерывных, скрытых процессов. Теперь назовем подразделения третьего яруса рассматриваемой нами классификации профессий. По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут выделяться (но не всегда) четыре отдела. Профессии ручноготруда (Р). Профессии машинно-ручноготруда (М). Профессии, связанные с применением автоматизированногои автоматическогооборудования (А). Профессии, связанные с заметным преобладанием функциональных,в частности внутренних, средств труда (Ф). Группы профессий (четвертый ярус их психологической классификации) В данном ярусе предельно кратко и обзорно представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно видеть как множество предметных физико-химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда. Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть «не бьющие в глаза», но не менее важные Для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Здесь если не «целина», то широкий фронт для будущих работ. Можно для предварительной общей ориентировки — «с птичьего полета» — выделить четыре группы профессий, видов труда. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О). Труд в необычных условиях — под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н). Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М). В данном случае особенно отчетливо проступает тема о том, что условия труда могут быть не только внешними, но и внутренними, психологическими. Но это особый вопрос (см., [87. С. 87—91]), к нему вернемся в другом контексте. □ УПРАЖНЕНИЯ Используя заглавные литеры, которыми выше обозначались типы, классы, отделы и группы профессий составьте классификационную формулу вашей профессии. Тем самым вы определите ее место в рассмотренной классификации. Для чего? Выполняя упражнение, вы, вероятнее всего, с пользой для своего профес- сионального роста «вычерпаете» ряд новых для себя призна- ков, особенностей своей профессии. В помощь приводим схему, включающую компактную сводку литерных обозначений разновидностей профессий. В соответствии с ярусами классификации профессий формулу (как цепочку знаков) можно разделить на четыре позиции, разделенные пробелами или точками.
Формула вашей профессии ? Группы профессий БОНМ Отделы профессий РМАФ Классы профессий ГПИ Типы профессий ПТЧЗХ
Составьте формулы нескольких «чужих» профессий по вашему выбору. Можете воспользоваться теми примерами, которые встречались в данном параграфе. Краткие описания разнотипных профессий, составленные для целей профориентации молодежи, можно найти в [145—150], [91. С. 442—508]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Возможны ли нежелательные изменения психики человека в связи с освоением им профессии, приобщением к ней? 2. Замечали ли вы типичные проявления психического склада представителей вашей профессии, отличающие их от представителей каких-то других профессий? 3. Вам приходится согласовывать время выполнения работ, действий (в основной деятельности) с ходом событий в среде? Это легко? Тема 1. Осведомленность о мире (универсуме) профессий как составляющая общей культуры человека. Тема 2. История профессии (уточнение предмета по вашему выбору). Тема 3. Явления «исчезающей сложности» в (вашей) профессии.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|