Здавалка
Главная | Обратная связь

Обзорная характеристика мира профессий



Для чего иметь человеку представление о чужих професси­ях? Не хватит ли того, что мы привержены к своей! Подоб­ный вопрос мы отчасти затрагивали во введении. Здесь обсу­дим его более детально.

Обзорная осведомленность в мире (универсуме) профессий — звено мировоззрения, образа мира. Вместе с тем это есть одна из психологических основ уважительного отношения к другим людям, их инаковости. А это немаловажно для предупреждения и смягчения непродуктивных межлюдских столкновений. Любовь к своему делу может неосознанно при­водить человека к обесцениванию прочих занятий («моя про­фессия хорошая, другие — хуже»). Это ведет и к нежеланию знать о них. Возможно, катастрофы не произойдет, если о них не знать, не думать. Но продвижение к мастерству, полагаем, будет затруднено. Добавим, что в современном обществе че­ловеку приходится не раз задумываться и о смене профессии, специальности, места работы. Общая ориентировка в миро профессий здесь тоже оказывается нужной.

Субъекты труда, действуя в среде, выделяют, определяют некоторые предметные области, имеют в виду свои цели, при­бегают к каким-то средствам. И это происходит в столкнове­ниях с теми или иными условиями (как внешними, так и внут­ренними, психологическими). Поэтому нелогично строить классификацию профессий, отрешенную от субъекта, бес­субъектную (пусть и ради борьбы за некую «объективность»).

При подходе к классификации профессий важно принять во внимание сложившееся к настоящему времени разделе­ние труда в обществе. Оно произошло не только в связи с «объективным» (не зависящим от человека) развитием форм движения материи (неживая природа, живая природа, обще­ство, сознание людей), но и в связи с особенностями, возмож­ностями субъектов труда. Например, наука и искусство — это области производства информации. Выходит, это «одно и то же»? Да, между ними немало сходного. Но фактами являют­ся также относительное преобладание у разных людей функ­ций второй («словесной») или первой («образной») сигналь­ных систем головного мозга, функциональная асимметрия его полушарий [48. С. 345—368], [138. С. 33, 34, 84—88], [234. С. 119— 186]. И у одних людей могут преобладать функции пе­реработки словесно-логического материала, у других — об­разного (тоже со своей своеобразной логикой). Это может влиять на разделение труда.

Приходится считаться и со следующими обстоятельства-щи. Техника, основанная на физике, химии, геологии, мате­матике во многом обусловлена требованиями общества. Оно задает назначение механизмов, машин, технологических ус­тановок. Органы управления машинами сообразованы с особенностями человека. В то же время в области техники указанного рода человеку предлагаются предметные систе­мы, подчиненные законам неживой природы. Здесь важны точные расчеты, возможны вмешательства в предмет труда без учета многих моральных ограничений («испытать на из­лом», «выломать и заменить», «уничтожить» и пр.). Работа в области такой техники психологически родственна во многом работе с неживыми (абиотическими) природными системами.

Но есть области техники, основанные на общей биологии, микробиологии, анатомии и физиологии растений, животных, человека. И здесь нужен несколько иной склад ума субъекта, нежели в областях ранее упомянутых. Нужно ориентировать­ся в процессах саморазвития живых систем, в их возможной необратимости. Скажем, недоделанный дом или ступенчатый валик для будильника можно оставить в пятницу, чтобы про­должить работу в понедельник или даже через месяц. Можно и все переделать. А живые системы существуют «самочин­но» и «без выходных». Оставишь культуру микробов или но­ворожденных телят без нужного тепла, питания и придешь к непоправимым событиям. Очевидно, что, например, инжене­ром-механиком не подумают заменить зооинженера. Итак, есть области техники, работа в которых психологически род­ственна работе с живыми (биотическими) природными сис­темами.

Приведенные оговорки важны для того, чтобы обосновать выбор минимума разновидностей психологически родственнъис профессий.

Типыпрофессий (первый ярус их психологической классификации)

Типы профессий выделяются на основании сочетания при­знаков предметной области и особенностей субъекта труда. Укажем пять таких типов (по [96], [92]), названных для крат­кости условно.

1. «Человек — природа (живая)» (П).Сюда отнесены и про­фессии, предметные области которых связаны с техникой, «* основанной на биологических, сельскохозяйственных на-**j уках: растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), животновод, микробиолог и подобн. 2.«Человектехника (и неживая природа)» (Т).Работни­ки имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры при­ведите самостоятельно.

3. «Человек — человек (и социальные системы)» (Ч).Пред­метом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы. Примеры: прода­вец продовольственных товаров, организатор производ­ства, менеджер по персоналу, врач, учитель. 4.«Человекзнаковая система»(П). Естественные и ис­кусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы — вот предметные миры, которые за­нимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, картограф.

5. «Человекхудожественный образ» (X).Явления, факты художественного отображения, оформления действитель­ности — вот что занимает представителей этого типа про­фессий. Примеры: художник-декоратор, концертный ис­полнитель, артист балета, живописец и т.п.

Нельзя все профессии строго распределить на пять под­множеств. Но малое количество типов удобно как средство обзорной ориентировки в огромном универсуме разновидно­стей человеческой деятельности.

Практически при отнесении профессий к тем или иным типам можно учитывать наиболее специфические, основные признаки профессиональной осведомленности и деятельно­сти людей, основные их функции, требующие наиболее дли­тельного и изощренного профессионального образования (включая и самообразование). Например, руководитель хорово­го коллектива, вроде бы «управленец», «организатор». Но ясно, что ядро его компетентности составляет художественная, а не «менеджерская» образованность и культура. Каждая профес­сия может характеризоваться одновременно признаками раз­личных типов, но в разной мере. В этом случае отнесенность профессии к подразделениям (таксонам) классификации можно выразить в виде формулы, включающей последовательно (частич­но в скобках) несколько соответствующих буквенных обозна­чений. Например, в случае руководителя хора — X, (Ч). В слу­чае, скажем, агронома — П, Ч, Т, (3). Ведь агроном — это и специалист в определенной отрасли растениеводства, и орга­низатор производства, и знаток сельскохозяйственной тех­ники, агротехники. А иногда он и картограф, составляющий специальные карты угодий данного хозяйства.

 

Классы профессий (второй ярус их психологической классификации)

В пределах каждого типа можно выделить классы по призна­ку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). Речь идет не просто о внешне заданных Целях (не о ничьих «мишенях»), а об образах желаемого бу­дущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппи­ровать в три блока по признаку преобладания следующих Целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобра­зовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

Гностические профессии (Г) (от греч. gnosis знание, по­знание). Примеры в типе «Человек — природа»: контролерприемщик фруктов, дегустатор чая1. В типе «Человек — тех­ника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек — человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Че­ловек — знаковая система»: корректор типографии, контро­лер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бух­галтер-ревизор. В типе «Человек — художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работни­ки (критики, искусствоведы и подобн.).

Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Чело­век — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек — техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек — человек»: педагог-тре­нер, экскурсовод, руководитель организации (поддержание ее в стабильном состоянии предполагает множество «вмеша­тельств», преобразующих действий). В типе «Человек — знако­вая система»: оператор клавишного пульта управления (соответ­ствующей техники много), бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Изыскательные профессии (И). Примеры в типе «Чело­век — природа»: летчик-наблюдатель рыбного (или лесного) хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек — техни­ка»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал (в швейном деле), инженер-конструктор. В типе «Человек — человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек — знак»: программист, математик. В типе «Человек — художе­ственный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

 

Отделы профессий (третий ярус их психологической классификации)

В этом ярусе множество профессий подразделяется по при­знаку средств труда. В данном контексте средством труда бу­дем считать любую целостность, которую человек преднаме­ренно использует для реализации образов желаемого будуще­го (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (линейка, прокатный стан), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, что является «линейкой» для машиниста башен­ного крана, когда он подает на стройке многотонную панель и должен сделать это точно? «Линейкой», частью средств тру­да здесь является «глазомер», мысленно удерживаемые пред­ставления об образцах расстояний.

Особенности и возможности организма человека, его речи, тактик поведения тоже могут выступать в орудийной функции, т.е. в роли средств воздействия на предметную об­ласть труда (например, у актера).

В орудийной функции может выступать и организацион­ная система, группа людей (предельный случай — военное подразделение является для военачальника средством реше­ния задач ратного труда).

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой про­фессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основны­ми. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие тре­бования могут предъявляться к функциональным, внутрен­ним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профес­сиональном образовании (включая и самообразование), в ра­боте коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

В связи со сказанным, прежде чем обратиться к разновид­ностям профессий, различаемых по признаку средств труда, предельно кратко ознакомимся с психологической группи­ровкой самих средств труда (конкретные примеры постарай­тесь привести самостоятельно).

Функциональные средства труда А. Внешние по отношению к сознанию ответственного ис­полнителя:

1. выразительные средства поведения, речи (применяют­ся в профессиях типов Ч и X — в работе учителя, акте­ра, диктора, руководителя);

2. организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, пев­цов, цирковых акробатов);

3. организационные системы, специально подготовлен­ные группы людей, подчиненные ответственному ру­ководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подраз­деление государственной службы и подобн.).

Б. Внутренние (входящие в сознание, память исполнителя):

1. закрепленные в речи (созданные в общественном и/ или личном опыте) правила, стратегические и тактичес­кие планы поведения, действий;

2. несловесные (невербальные) психические образова­ния (мысленные образцы продуктов, процессов, усло­вий работы, стереотипы успешного поведения, эмоци­онального реагирования, образцы мимики и подобн.).

Вещественные средства труда

A. Средства для приема, получения, «добычи» информации:

1. приборы, дающие изображения;

2. приборы, дающие информацию в виде условных зна­ков, сигналов.

Б. Средства для обработки, переработки информации.

B. Средства для передачи информации среди людей, в обще­стве.

Г. Средства для осуществления практических воздействий на объекты в природных, технических, информационных системах:

1. ручные (простые и механизированные) инструменты;

2. машины с ручным управлением;

3. автоматические, автоматизированные системы, аппара-

ты для длительных, непрерывных, скрытых процессов.

Теперь назовем подразделения третьего яруса рассмат­риваемой нами классификации профессий. По признаку ос­новных средств труда в рамках каждого класса могут выде­ляться (но не всегда) четыре отдела.

Профессии ручноготруда (Р).

Профессии машинно-ручноготруда (М).

Профессии, связанные с применением автоматизирован­ногои автоматическогооборудования (А).

Профессии, связанные с заметным преобладанием функ­циональных,в частности внутренних, средств труда (Ф).

Группы профессий (четвертый ярус их психологической классификации)

В данном ярусе предельно кратко и обзорно представлены группы профессий по признакам условий труда. Представле­ние об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно видеть как множество пред­метных физико-химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика ос­новательно разработана и представлена в публикациях, вклю­чая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, ох­раны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы ус­ловий среды, пусть «не бьющие в глаза», но не менее важные Для обеспечения физического и душевного благополучия ра­ботающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоот­ношений и подобном. Соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не все­гда имеют правовую поддержку. Здесь если не «целина», то широкий фронт для будущих работ.

Можно для предварительной общей ориентировки — «с птичьего полета» — выделить четыре группы профессий, ви­дов труда.

Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б).

Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажнос­ти (О).

Труд в необычных условиях — под землей, под водой, в це­хах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а так­же в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н).

Труд с повышенной моральной ответственностью за здо­ровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) раз­витие людей, за большие материальные и духовные ценнос­ти (М). В данном случае особенно отчетливо проступает тема о том, что условия труда могут быть не только внешними, но и внутренними, психологическими. Но это особый вопрос (см., [87. С. 87—91]), к нему вернемся в другом контексте.

УПРАЖНЕНИЯ

Используя заглавные литеры, которыми выше обозначались типы, классы, отделы и группы профессий составьте классификацион­ную формулу вашей профессии. Тем самым вы определите ее место в рассмотренной классификации. Для чего? Выполняя упражнение, вы, вероятнее всего, с пользой для своего профес- сионального роста «вычерпаете» ряд новых для себя призна- ков, особенностей своей профессии.

В помощь приводим схему, включающую компактную сводку литерных обозначений разновидностей профессий. В соответствии с ярусами классификации профессий формулу (как цепочку знаков) можно разделить на четыре позиции, разделен­ные пробелами или точками.

 

Формула вашей профессии ?

Группы профессий БОНМ

Отделы профессий РМАФ

Классы профессий ГПИ

Типы профессий ПТЧЗХ

 

Составьте формулы нескольких «чужих» профессий по вашему выбору. Можете воспользоваться теми примерами, которые встре­чались в данном параграфе. Краткие описания разнотипных профессий, составленные для целей профориентации молодежи, можно найти в [145—150], [91. С. 442—508].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Возможны ли нежелательные изменения психики челове­ка в связи с освоением им профессии, приобщением к ней?

2. Замечали ли вы типичные проявления психического скла­да представителей вашей профессии, отличающие их от представителей каких-то других профессий?

3. Вам приходится согласовывать время выполнения работ, действий (в основной деятельности) с ходом событий в среде? Это легко?

Тема 1. Осведомленность о мире (универсуме) профессий как составляющая общей культуры человека.

Тема 2. История профессии (уточнение предмета по ваше­му выбору).

Тема 3. Явления «исчезающей сложности» в (вашей) про­фессии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.