О типах организаций и условиях их хорошего функционирования
Существуют разные подходы к различению и классификации типов структур организаций. Дальнейшее изложение поведем с учетом позиций, выраженных в работах [225], [155], [218], [129]. Следует иметь в виду, что организация при своем возникновении может быть отнесена к одному типу, а в ходе развития преобразуется, приобретая черты других. Но все же можно различать некоторые типы структур организаций. Линейная структура («паучья сеть», или структура строгого единоначалия и подчинения). Все связи замыкаются на руководителя, наделенного властью и применяющего ее. Такая организация не может быть многолюдной. У руководителя («паука», или «Зевса», или «отца», как вам угодно) может не хватить времени и разумения, чтобы вникать во все тонкости дела. Но такая организация нужна, когда приходится, например, действовать в условиях ограниченного времени. Многое зависит от способности руководителя (командира летного экипажа, группы спасателей и т.п.) правильно оценивать ситуации и принимать хорошие решения. Функциональная структура (или «культура ролей», или бюрократическая структура). Большая организация обычно характеризуется множеством функций. Представьте себе, например, даже не Министерство образования, а учебное заведение. Здесь необходимы и функции обеспечения содержания обучения, и хозяйственного обеспечения, и собственно воспитания подопечных, и заботы о многих жизненных нуждах сотрудников и подобное. Поэтому наряду с общим руководителем нужны и руководители, ответственные за существенно разные функции организации. Обычно такие руководители имеют положение (статус) заместителей, помощников главного руководителя, но фактически полностью отвечают за свои участки работы, являясь знатоками и умельцами «по своей части». Более того, многие «нити» социальных связей замыкаются на этих «заместителей», которые фактически принимают ответственные решения, управляя соответствующим ходом событий. Организации данного типа могут быть стабильными. Люди как бы «прирастают» к привычным функциям. Поэтому такие организации обычно достаточно консервативны. Им ие свойственны быстрые изменения в ответ на изменяющиеся запросы среды. Адаптивная структура (или «культура задач», «культура проектов»). Организация изначально ориентирована на поиск заказов, определение проблем, задач, соответствующих возможностям членов организации (их знаниям, опыту). В связи с этим определяют возможности и ограничения при решении поставленных задач. Распределяют функции, роли между сотрудниками, возможно, привлекают дополнительных специалистов, организуют переподготовку своих и т.п. Координационная структура (или культура существования, содействия индивидуальному успеху членов объединения). Члены объединения, если оно все же создается, не признают подчинения, руководства. Признают разве что функции мягкой координации со стороны одного из своих признанных собратьев по профессии. «Его Величеством» является каждый профессионал, входящий в сообщество. Нельзя сказать, что у такого объединения нет цели. Она состоит в том, чтобы содействовать достижению индивидуальных целей членов объединения. При наличии юридически* фиксированного объединения делать это легче, чем в одиночку. Есть и интерес членов такой организации к способам работы, к личным качествам друг друга. Возможен организованный обмен опытом во имя профессионального совершенствования себя и других, а также интерес к смежным, иным областям знания и практики. Речь идет, как вы поняли, о профессионалах, содержательно занятых решением нестандартных задач в области духовной культуры, образования, здравоохранения, науки, искусства. Предметные области их труда характеризуются большой сложностью, неопределенностью, изменчивостью. И далеко не всех людей это обстоятельство может привлекать. Могут сказать: какая же это организация? Здесь же нет порядка! Порядок здесь есть, но он не внешний, а внутренний, внутрисубъектный, не явный для иного стороннего наблюдателя. Это, например, дисциплина мышления у исследователя, следование высоким идеалам искусства у работника художественной культуры. Это высокая ответственность у мастера медицинской диагностики, у оперирующего хирурга. Это высокая самодисциплина у педагога и так далее. Предполагается, что кто-то (государство, общество) должен позаботиться о материальных ресурсах, необходимых для жизни и деятельности членов объединения охарактеризованного выше типа. Очевидно, что по образцу такого (последнего) типа организации не может работать не только пожарная команда или охранное предприятие, но и торговая точка, коммерческая фирма, промышленное предприятие, одним словом, большинство профессионально-трудовых объединений в обществе. Но и нежесткие координационные структуры на своем месте нужны, даже необходимы. Если поставить во главе театральной труппы «урядника» (пусть назвать его современно «менеджером по персоналу»), то едва ли конечный продукт театра улучшится. Актеры едва ли захотят быть безликим персоналом, Управляемым по какой-то неведомой им науке. Они обычно хотят быть неповторимыми самочинными личностями. Необязательная вставка. Помните иронический фрагмент из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Приведем его в сокращении. Репетилов (Скалозубу). ...У князь-Григория теперь народу тьма, Увидишь человек там сорок, Фу! Сколько, братец, там ума! Всю ночь толкуют не наскучат... Скалозуб. Избавь. Ученостью меня не обморочишь, Скликай других, а если хочешь, Я князь-Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, А пикните, так мигом успокоит!
Создаваемые и функционирующие организации не распадаются строго на «чистые» типы, но могут одновременно иметь признаки разных типов. В каждом случае приходится специально разбираться в неповторимом своеобразии данного объединения людей. Для чего? Есть специалисты, занятые вопросами улучшения деятельности организаций, содействия их развитию (специалисты по организационному консультированию). Но некоторая ориентировка в обсуждаемых здесь вопросах необходима каждому современно- му человеку-делателю в качестве элемента его личной об- щей интеллектуальной культуры.
Каким же все-таки требованиям должна удовлетворять организация (как групповой субъект труда), чтобы она функционировала хорошо? Во-первых, в качестве субъекта труда она должна характеризоваться теми психологическими признаками, которые мы рассмотрели в параграфе 1.1. Речь идет о применимости этих признаков (при некотором переформулировании их) к групповым субъектам труда. Во-вторых, специальные требования к организации, как следует из предшествующего текста, не могут быть едиными для объединений всех типов. В каждом случае есть много специфических деталей. Соответствующим вопросам посвящена значительная информация в имеющейся литературе. Эти вопросы требуют обстоятельного специального рассмотрения, что выходит за пределы задач данной книги. И мы отсылаем особо заинтересованного читателя для начала к тем источникам, которые уже были указаны в начале данного параграфа. В каждом из этих источников приводятся обширные библиографические указатели. УПРАЖНЕНИЕ Ниже приведен (в сокращении) отрывок из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, характеризующий некоторые его первые шаги как организатора воспитательного учреждения (колонии) для юных правонарушителей. Он был назначен губернским отделом народного образования заведующим колонией. Колонии практически пока не было. Были полуразрушенные здания. Ближайшие соседи перевезли и перенесли к себе «все, что могло быть выражено в материальных единицах... был вывезен, даже фруктовый сад». Обратите далее внимание на то, какие вопросы могут вставать перед организатором дела, как он относится к подчиненному сотруднику. Есть ли тут признаки, которыми может характеризоваться тип замышляемой в данном случае организации? «В колонии я уже застал завхоза Калину Ивановича. Он встретил меня вопросом: — Вы будете заведующий педакокической частью? — Почему? Я заведующий колонией... — Нет, — сказал он, вынув изо рта трубку, — вы будете заведующий педакокической частью, а я — заведующий хозяйственной частью. Представьте себе врубелевского «Пана», совершенно уже облысевшего, только с небольшими остатками волос над ушами. Сбрейте Пану бороду, а усы подстригите по-архиерейски. В зубы дайте ему трубку. Это будет уже не Пан, а Калина Иванович Сердюк... За ним было не менее пятидесяти лет различной деятельности... — Как же, товарищ Сердюк, не может же быть без заведующего колония? Кто-нибудь должен отвечать за все. Калина Иванович снова вынул трубку и вежливо склонился к моему лицу: — Так вы желаете быть заведующим колонией? И чтобы я вам в некотором роде подчинялся? — Нет, это не обязательно. Давайте я вам буду подчиняться. — Я педакокике не обучался, и что не мое, то не мое. Вы еще молодой человек — и хотите, чтобы я, старик, был на побегушках? Так тоже не хорошо! А быть заведующим колонией — так, знаете, для этого ж я еще малограмотный, да и зачем это мне?.. Калина Иванович неблагосклонно отошел от меня. Надулся. Целый день он ходил грустный, а вечером пришел в мою комнату уже полный печали. - Я вам здеся поставив столик и кроватку, какие нашлись... — Спасибо. — Я думав, думав, как нам быть с этой самой колонией. И решив, что вам, конечно, лучше быть заведующим колонией, а я вам буду как бы подчиняться. — Помиримся, Калина Иванович. — Я так тоже думаю, что помиримся. Не святые горшки леплять, и мы дело наше сделаем. А вы, как человек грамотный, будете как бы заведующим. Мы приступили к работе. При помощи «дрючков» тридцатилетняя коняка была поставлена на ноги. Калина Иванович взгромоздился на некоторое подобие брички, любезно предоставленной нам соседом, и вся эта система двинулась в город со скоростью двух километров в час. Начался организационный .г период». Вопросыи темыдля размышления, разработки,дискуссий 1. Если вам удавалось сплотить людей для достижения общей цели, как вы это делали? 2. В чем, по вашему мнению, могут состоять причины развала организаций разных типов? 3. Должна ли организация развиваться, чтобы существовать? Тема 1.Типы организационных структур в (вашей) профессии. Тема2. Соотношение личных и общезначимых целей в организациях разных типов. Тема3. Служение и личный успех в системе целей труда.
1.6. О требовании человекосообразности трудового поста Слово «человекосообразность» отсутствует в словаре русского языка. А вот слово «природосообразность» давно в ходу, например, в педагогике. Есть даже «принцип природосооб-разности». Согласно ему «...воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка» [201. Т. 2. С. 196]. Что же, природа заслуживает того, чтобы с ней нечто сообразовывали, а человек — нет? Что-то не так. Рискнем употреблять указанное выше непривычное слово. Тем более что словарь русского языка это нам не запрещает. Там говорится буквально следующее: «Человеко..Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к людям, к человеку, напр, человекоподобный, человеколюбец, человеконенавистник; 2) относящийся к возможностям или потребностям одного человека в определенный отрезок времени, напр., человеко-доза, человеко-единица, человеко-койка (в больнице, лечебном стационаре), человеко-смена» [164. С. 877]. Можно и в нашем случае говорить о «принципе человексШ сообразности». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|