Здавалка
Главная | Обратная связь

Несколько слое в похвалу здравого смысла и в порицание его



Житейский здравый смысл нередко противопоставляется на­уке, а иной раз даже огульно обесценивается. Да, на основе здравого смысла не построишь ни скоростной бомбардиров­щик, ни ракету, чтобы его сбить. А все это кому-то нужно. И есть люди, увлеченно разрабатывающие соответствующие идеи, технические средства (используют, применяют их обыч­но другие). И нет единого мнения о том, кто из участников всех этих дел преступники, а кто герои. Прелесть как устрое­но человечество!

Надо признать, что в области науки и техники, случается, додумываются до идей, которые в рамках здравого смысла давно известны и применялись. Но представитель науки или техники дает идеям новое словесное обозначение, и те выгля­дят как нечто вновь сотворенное. Так было с идеей учета осо­бенностей работающего человека при проектировании и пост­роении производственной среды, средств и условий труда.

В былые времена, положим, землепашец, ремесленник сами работали и по своему разумению совершенствовали, строили удобную для себя трудовую среду, многие внешние средства, условия своего труда. Пусть это был здравый смысл. Но его хватало даже для эстетического оформления обстанов­ки труда (для чего, спрашивается, узоры, резьба на хозяй­ственных емкостях, на прялке, на дуге конской упряжи?). Здравый смысл предусматривал даже учет повадок, психики животных, используемых в производстве. Вот, например, ре­комендация из известного «Домостроя» Сильвестра: «На во­допой лошадей водить осторожно... дать лошадям навалять­ся вдоволь (курсив наш. — Е.К.), и вычесать их, и на дворе из колоды овсом накормить, прежде чем сам поешь, и попонами вытереть, и накрыть...» [246. С. 314]. Это ведь идея о некото­ром режиме, сообразованном с особенностями животных. Вспомните также конструкцию хомута, всей конской упря­жи. Для чего потник, гужи, дуга? Важно было, в частности, чтобы оглобли находились на расстоянии от тела животного, давали некоторую свободу его неизбежным колебаниям.

Даже первые летчики были одновременно энтузиастами конструирования и изготовления своих самолетов. Естествен­но, что они оформляли кабину, сиденье, рычаги управления, одежду, очки и подобное так, чтобы это было им удобно. И здесь здравый смысл вполне выручал.

Современный участник проектирования и построения трудовой среды, средств и условий труда тоже, конечно, лишен здравого смысла. Но тот его уже мало выручает по при­чинам, охарактеризованным несколько ниже. Например, за­мечено (по [156. С. 25—30]), что программисты компьютер­ных систем в меру своего здравого смысла стремятся сделать работу конечного пользователя удобной и приятной. Им, на­пример, приходит в голову разнообразить окраску экрана тер­минала, вводить разные фигурки, замечания, игровые сюже­ты. Но это ли самое важное для конечного пользователя? Быть может, ему нужна большая свобода работы с информацион­ными массивами? Оказывается, что да, действительно так. Ги­пертекстовые системы, позволяющие конечному пользовате­лю быстро делать выборки информации по ключевым словам, по фамилиям авторов, по меткам и пр., оказались более удач­ной находкой, чем прежние «бирюльки». Эти системы созда­ют конечному пользователю возможности выбирать своеоб­разные пути следования по массивам информации, хранимой в памяти компьютеров. Человек перестает себя чувствовать закрепощенным придатком машины. Это ему важно.

Если вспомним авиаконструктора, то в условиях современ­ности он нуждается во многих справочных данных, в частно­сти, о человеке. Например, конструируя сидение, надо думать не о себе, а о типовых размерах и наименее утомительных позах человеческого тела. Нужны данные о зонах досягаемо­сти рук, ног сидящего пилота. Пилот почти со всех сторон окружен приборами. А какие шкалы приборов наиболее бы­стро и безошибочно читаются? Можно ведь сконструировать и круглую, и вытянутую шкалы. А вытянутую шкалу можно расположить и горизонтально, и вертикально или хоть «наис­кось». Как же лучше? Можно сделать так, что будет двигать­ся не стрелка, а циферблат. А какой должна быть стрелка: клиновидной или в виде какого-нибудь чертика? Многое мож­но, но не все нужно. Авиаконструктору нужны сведения, например, и о том, какую громкость шумов двигателей, слыш­ных в пассажирском салоне, можно считать допустимой, ка­кие цвета интерьера салона радуют, успокаивают пассажиров, а какие угнетают, утомляют, тревожат и пр. И мы упомя­нули только общепонятные крохи соответствующих сведе­ний.

Конструктор рабочего места, исходя из лучших побужде­ний и здравого смысла, может организовать пространство так, чтобы, положим, оператор, водитель транспортного средства, пилот были избавлены от «лишних» движений. Хорошо. Но сильно обездвиженного работника клонит ко сну. А если зас­нешь, «вырубишься» на полном ходу системы? И засыпают. Не случайно, например, некоторые водители вешают в каби­не «перед носом» разные безделушки, лепят «мордашки» и пр. Кому-то это помогает противостоять монотонии (однооб­разию впечатлений) при продолжительной работе. Уместен индивидуальный подход.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.