Несколько слое в похвалу здравого смысла и в порицание его
Житейский здравый смысл нередко противопоставляется науке, а иной раз даже огульно обесценивается. Да, на основе здравого смысла не построишь ни скоростной бомбардировщик, ни ракету, чтобы его сбить. А все это кому-то нужно. И есть люди, увлеченно разрабатывающие соответствующие идеи, технические средства (используют, применяют их обычно другие). И нет единого мнения о том, кто из участников всех этих дел преступники, а кто герои. Прелесть как устроено человечество! Надо признать, что в области науки и техники, случается, додумываются до идей, которые в рамках здравого смысла давно известны и применялись. Но представитель науки или техники дает идеям новое словесное обозначение, и те выглядят как нечто вновь сотворенное. Так было с идеей учета особенностей работающего человека при проектировании и построении производственной среды, средств и условий труда. В былые времена, положим, землепашец, ремесленник сами работали и по своему разумению совершенствовали, строили удобную для себя трудовую среду, многие внешние средства, условия своего труда. Пусть это был здравый смысл. Но его хватало даже для эстетического оформления обстановки труда (для чего, спрашивается, узоры, резьба на хозяйственных емкостях, на прялке, на дуге конской упряжи?). Здравый смысл предусматривал даже учет повадок, психики животных, используемых в производстве. Вот, например, рекомендация из известного «Домостроя» Сильвестра: «На водопой лошадей водить осторожно... дать лошадям наваляться вдоволь (курсив наш. — Е.К.), и вычесать их, и на дворе из колоды овсом накормить, прежде чем сам поешь, и попонами вытереть, и накрыть...» [246. С. 314]. Это ведь идея о некотором режиме, сообразованном с особенностями животных. Вспомните также конструкцию хомута, всей конской упряжи. Для чего потник, гужи, дуга? Важно было, в частности, чтобы оглобли находились на расстоянии от тела животного, давали некоторую свободу его неизбежным колебаниям. Даже первые летчики были одновременно энтузиастами конструирования и изготовления своих самолетов. Естественно, что они оформляли кабину, сиденье, рычаги управления, одежду, очки и подобное так, чтобы это было им удобно. И здесь здравый смысл вполне выручал. Современный участник проектирования и построения трудовой среды, средств и условий труда тоже, конечно, лишен здравого смысла. Но тот его уже мало выручает по причинам, охарактеризованным несколько ниже. Например, замечено (по [156. С. 25—30]), что программисты компьютерных систем в меру своего здравого смысла стремятся сделать работу конечного пользователя удобной и приятной. Им, например, приходит в голову разнообразить окраску экрана терминала, вводить разные фигурки, замечания, игровые сюжеты. Но это ли самое важное для конечного пользователя? Быть может, ему нужна большая свобода работы с информационными массивами? Оказывается, что да, действительно так. Гипертекстовые системы, позволяющие конечному пользователю быстро делать выборки информации по ключевым словам, по фамилиям авторов, по меткам и пр., оказались более удачной находкой, чем прежние «бирюльки». Эти системы создают конечному пользователю возможности выбирать своеобразные пути следования по массивам информации, хранимой в памяти компьютеров. Человек перестает себя чувствовать закрепощенным придатком машины. Это ему важно. Если вспомним авиаконструктора, то в условиях современности он нуждается во многих справочных данных, в частности, о человеке. Например, конструируя сидение, надо думать не о себе, а о типовых размерах и наименее утомительных позах человеческого тела. Нужны данные о зонах досягаемости рук, ног сидящего пилота. Пилот почти со всех сторон окружен приборами. А какие шкалы приборов наиболее быстро и безошибочно читаются? Можно ведь сконструировать и круглую, и вытянутую шкалы. А вытянутую шкалу можно расположить и горизонтально, и вертикально или хоть «наискось». Как же лучше? Можно сделать так, что будет двигаться не стрелка, а циферблат. А какой должна быть стрелка: клиновидной или в виде какого-нибудь чертика? Многое можно, но не все нужно. Авиаконструктору нужны сведения, например, и о том, какую громкость шумов двигателей, слышных в пассажирском салоне, можно считать допустимой, какие цвета интерьера салона радуют, успокаивают пассажиров, а какие угнетают, утомляют, тревожат и пр. И мы упомянули только общепонятные крохи соответствующих сведений. Конструктор рабочего места, исходя из лучших побуждений и здравого смысла, может организовать пространство так, чтобы, положим, оператор, водитель транспортного средства, пилот были избавлены от «лишних» движений. Хорошо. Но сильно обездвиженного работника клонит ко сну. А если заснешь, «вырубишься» на полном ходу системы? И засыпают. Не случайно, например, некоторые водители вешают в кабине «перед носом» разные безделушки, лепят «мордашки» и пр. Кому-то это помогает противостоять монотонии (однообразию впечатлений) при продолжительной работе. Уместен индивидуальный подход. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|