Об эргономике, инженерной психологии, «человеческих факторах»
Возникновение и развитие специальных знаний и их практических приложений, связанных с созданием техники (средств, условий труда), сообразованной с телесными и психическими особенностями человека, часто и упорно датируют обычно второй половиной двадцатого века. Это не совсем точно, о чем речь пойдет дальше. Но верно, что в этот период возникло резкое увеличение соответствующих публикаций, включая и справочники для инженеров, художников-конструкторов. Сильный толчок развитию соответствующих областей знания и практики был дан, как считают, второй мировой войной и бурной научно-технической революцией во многих странах. Широко распространились системы дистанционного управления производственными или разрушительными процессами, возросли скоростные возможности технических средств труда. Работающий человек все чаще оказывался перед необходимостью управлять могучими машинами, механизмами, большими системами, что повысило цену не только его верных действий, но и возможных оплошностей. Автоматизация, компьютеризация производства в самых разных его областях предъявили высокие дополнительные требования к функциям наблюдения, ума (принятия решений), самоконтроля. Обострению несообразностей, рассогласований между требованиями трудовых постов и особенностями, возможностями работающих людей способствовало и следующее обстоятельство. Труд по созданию техники, с одной стороны, и по ее использованию — с другой, стал все более дробно разделяться между разными людьми. Отрасли .знания и практики, на которые мы бегло намекнули выше, обособились. Они получили свои названия-этикетки (различающиеся в разных странах). Например: эргономика (греч. ergon — работа), инженерия человеческих факторов, Human Engineering (что-то вроде «гуманной, или человеческой, инженерии»), инженерная психология, техническая эстетика. Как водится, за одними и теми же словами стояли разные варианты понимания дела. Например (по [156. С. 22]), под «человеческими факторами» американские специалисты имели в виду все то в предметной области инженерии, что влияет на человека, создает ему возможности, ограничения. В нашей стране «человеческим фактором» стали называть собственно человеческую составляющую производства. Проводились, в частности, конференции, где речь шла об активизации «человеческого фактора» (т.е. людей) в народном хозяйстве [217]. Но в любом случае речь шла о комплексных междисциплинарных работах (исследованиях, разработках, операциях внедрения в практику), нацеленных на улучшение взаимосоответствия людей и трудовых постов, в частности, за счет совершенствования организационных, предметных условий, технических средств труда. Сделано и делается немало. Заинтересованный читатель может обратиться к соответствующим учебникам, пособиям, справочникам, обобщающим и экспериментальным работам [179], [57], [65], [158], [170], [69], [41], [НО], [156], [34], [219], [239], [251], [252], [43], [61], [131]. Как не раз отмечалось выше, субъект деятельности может быть и групповым. И возникают вопросы разбора, оценки и проектирования средств поддержки групповой деятельности. В связи с этим иногда различают «микроэргономику» и «макроэргономику» [156. С. 12, 219—229]. Вторая ориентирована на деятельность нескольких или даже многих взаимосвязанных специалистов, организованных групп, организаций. Первая — на человека, рассматриваемого более или менее «отдельно». Заметим, что человек, работающий по видимости даже отдельно, в действительности включен в разнообразные, пусть не явные для глаза, зависимости, связи с другими людьми. Но все же человек и организация — это различающиеся предметы рассмотрения, воздействия, психологического обеспечения. Справедливо подчеркнуто: «...каждая ре-| ально работающая организация не менее уникальна, чем лич- * ность любого работающего в ней человека» [155. С. 258]. Подобием (аналогом) трудового поста группового субъекта является его место в организационной реальности общества, производства. Если мы мысленно вернемся к рассмотренной выше (во Введении) характеристике структуры трудового поста, то все семь ее пунктов можно переформулировать и применительно к групповому субъекту. А именно (отчасти повторяем), групповой субъект немыслим без целей деятельности. Цели не только могут быть заданы извне, но нередко должны быть порождены, уточнены в самой данной организации. Более того, важно, чтобы они были внутренне приняты всеми ее членами, что само собой не обязательно происходит. В противном случае организация может так или иначе расчлениться на какие-то автономные составляющие, действующие несогласованно, и т.п. Далее, предметной областью, «исходным материалом» группового субъекта труда очень часто бывает не только нечто привычное, само собой разумеемое, но и сложная ситуация неопределенности в окружающем мире, которую важно вначале еще и мысленно определить, осознать как целостность. Важно оценить наличный и перспективный спрос на предполагаемые результаты труда, а также имеющиеся ресурсы, возможности и ограничения. Также важно оценить деловых партнеров, позицию органов власти, непосредственной администрации, оценить наличные конкурирующие группы. Должны быть приняты во внимание вопросы информационного, в частности, правового обеспечения деятельности и многое подобное. Деятельность группового субъекта, как и индивидуального, предполагает и свои орудия, средства (в широком смысле слова). При этом особое значение приобретают специфические организационные средства, обеспечивающие правильное восприятие и понимание друг друга участниками группы, средства упорядочения информационных потоков внутри самой организации. Важной разновидностью их являются ныне средства компьютеризации трудовых процессов. Но, как справедливо отмечается, для этого мало закупить компьютеры, «железо». Новая техника останется «мебелью», если не провести множество специальных работ и с людьми, и с техникой [156], [155]. Надо и создать у членов организации правильное отношение к нововведениям (инновациям), и разработать программное обеспечение компьютеров сообразно специфике трудовых функций работающих людей (а эти функции во многом недоступны глазу, и их надо изучать). Все это разнородные, но взаимосвязанные задачи. Сложным делом, подчеркиваем, является выявление, разбор, определение необходимых трудовых функций группового субъекта и рациональное распределение их между членами организации. Это, понятно, может быть документировано, в частности, в форме должностных инструкций. Не менее сложное дело — довести определенную систему функций до уровня сознания, умений, навыков и привычек членов группы. Деятельность группового субъекта труда, как и индивидуального, регулируется правами и обязанностями. Если субъект труда входит в законосообразную объемлющую организацию, то дело упрощается в том смысле, что часто не возникает необходимости обосновывать правомерность функционирования группы. Но если относительно самостоятельная организация создается вновь, то положение ее в обществе важно обосновать и зафиксировать юридически, привести в соответствие с существующими законами. Напомним (в качестве информации к размышлению) курьезный эпизод из одного рассказа А.Н. Толстого. Два российских эмигранта в Турции проявили предприимчивость в целях наживы. Организовали некую «кофейню» под вывеской «Зайди и приятно удивишься». Наняты были два музыканта-инвалида, еще какие-то особы. Подавалось спиртное, за ковровой занавеской можно было заниматься азартными играми в карты. Но вошел представитель закона. Он «свирепо выкатил глаза, пальцем чиркнул себя по шее и высунул язык...». Понятно без перевода с турецкого. Незаконное дело пришлось прекратить и переключиться на организацию тараканьих бегов. Новое предприятие оказалось не противоречащим закону и прибыльным. Но появились подражатели. Пришлось повесить на дверях предупреждение, что «только здесь патентованные бега с уравнительным весом насекомых...». Одним словом, самостоятельная организация неизбежно оказывается в конкурентных отношениях с себе подобными; возникает борьба за ограниченные ресурсы и пр. Эти вопросы выходят за рамки психологии труда. Что касается пункта, характеризующего производственную среду трудового поста, то он, как и предыдущие, полностью может быть отнесен не только к индивидуальным, но и к; групповым субъектам. Но дело обеспечения производственной среды для группового субъекта, как правило, во много крат > сложнее, чем в случае субъекта индивидуального. Обеспечение хорошей деятельности группового субъекта, организации предъявляет высокие требования к соответствующим руководителям. Хороший руководитель — это тоже профессия, в которой важен далеко не любой опыт и которой надо основательно учиться, учить себя. Групповые субъекты труда, организации, как и индивидуальные, складываются, возникают и проходят определенные фазы развития. Эти особые вопросы мы пока оставляем в стороне. Заинтересованный читатель может обратиться, ' например, к [155. С. 106—125], [153. С. 331—387], [161. С. 335— 406], [209. С. 51—56], [225. С. 77—106]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|