Основные составляющие и ступени профессиональной пригодности
Существуют предрассудки о профессиональной пригодности. Часто на эту область явлений неправомерно (быть может, невольно) переносят ходы мысли, усвоенные по поводу вещественных неживых объектов. Так, считают, что та или иная пригодность к профессии у человека есть (как, скажем, прочность на разрыв у разных металлов или теплопроводность у стекла или дерева). Остается-де только ее своевременно определить, распознать (диагностировать). И готово! Можно-де решать вопрос о приеме человека на работу или соответствующую учебу. Это неверный ход мысли. Пригодность человека к какому-либо делу — качество формирующееся, складывающееся в деятельности, а не исконно присущее ему. До деятельности могут существовать только некоторые более или менее разрозненные предпосылки, «клочки опыта» и подобное, но не профпригодность как некая целостность, которую можно выявить «раз и навсегда», на мыслимое будущее. Другой предрассудок, касающийся представлений о профпригодности, состоит в том, что нередко ее проявления, признаки ищут преимущественно на уровне индивидных, психофизиологических свойств человека. А свойства личности^ считают чем-то неопределенным, недостаточно стойким и не заслуживающим внимания. Иногда задачи оценки профпри- ! годности в отраслевых службах поручаются не психологам, а только врачам. Действительно, если речь идет о противопоказаниях к труду и обучению по признакам состояния здоровья, то это — компетенция врачей. Есть достаточно развитая область знания и практики — врачебно-трудовая экспертиза. И традиционно именно врачи оценивают, например, людей, частично или полностью утративших трудоспособность, в связи с отнесением их (на какой-то срок или постоянно) к тем или иным группам инвалидности (непригодности) по здоровью1. Но здесь мы ведем речь о практически здоровых (в смысле широкой медицинской нормы) людях. И в этом случае игнорировать (обойти вниманием) личностные особенности было бы ошибочно. Во-первых, эти особенности могут быть ничугь не менее устойчивы, чем любые психофизиологические «константы». Известны, во всяком случае, события, когда человеку легче расстаться с жизнью, чем, например, с убеждениями, идеалами. Во-вторых, в целом ряде случаев недостаточная выраженность именно личностных качеств (или выраженность «не тех» качеств) делают человека абсолютно непригодным к определенной профессиональной работе. Вам нужен аморальный человек в роли педагога? Вам нужен жуликоватый юрист? Вам нужен инженер, равнодушный к технике? Нет, нет и нет. И ряд подобных примеров можно продолжать. Фактически в названных случаях тоже имеет место инвалидность. Но традиционно и прочно данный термин закреплен за явлениями нетрудоспособности по состоянию здоровья. Впрочем, гуманистически ориентированные врачи издавна придавали большое значение особенностям личности, психическому складу человека с отклонениями в состоянии здоровья. И в особенности четко это выражено в построении практики реабилитации (восстановления дееспособности) инвалидов. Чуть подробнее об этом см. [201. Т. 1. С. 357—359]. Еще один предрассудок состоит в недооценке важности осознания (рефлексии) человеком признаков и особенностей своей пригодности к данной деятельности. Часто предполагается, что оценкой профпригодности человека занимаются только особые специалисты, а сам он является объектом их работы. Примерно подобным образом поступают при так называемой бонитировке крупного рогатого скота (сортируют животных по породным качествам, «статям» и т.п.). Но, думается, что человек заслуживал бы положения не только объекта оценивания, но разумного участника его. Дело усугубляется тем, что службы, занятые оцениванием профпригодности, часто стоят как бы по одну сторону должностного барьера (порога предприятия или учебного заведения), а оцениваемые люди — по другую. И оценка ведется часто лишь в интересах организации, а не оцениваемого субъекта деятельности. Положим, этого рода ситуация для нас часто практически непреодолима. Но с позиций морали и научных принципов системного подхода к оценке, поддержанию и прогнозированию профессиональной пригодности [17. С. 28—37] соответствующие действия должны строиться с учетом и перспектив развития данного человека как члена общества. И он должен быть участником разбора результатов оценивания. Это для него важно, с точки зрения принятия решений о дальнейших шагах на жизненном трудовом пути. Мы уже упоминали о том, что пригодность к профессии, деятельности могут видеть только в человеке. Эта идея тоже может выступать в роли предрассудка. В действительности же непригодными могут быть, напоминаем еще раз, плохо сконструированные и организованные (не сообразные особенностям человека) условия и средства труда. Наконец, профпригодность нередко понимается упрощенно, как стандартный и единственно возможный набор некоторых немногих «профессионально-важных качеств» (ПВК). На самом деле, во-первых, как уже отмечалось, благодаря выработке индивидуального стиля деятельности могут к одной и той же работе приспособиться люди с очень различающимися свойствами индивидуальности. Во-вторых, важно учитывать многие и разные особенности человека, чтобы он и сам мог принимать хорошие решения и чтобы специалисты могли дать хорошие рекомендации и ему, и организации, к которой он имеет отношение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|