О некоторых признаках несоответствия человека и его работы
Что считать исходом из ситуации взаимного несоответствия человека и трудового поста? Проще всего иметь в виду те след- • ствия, которые можно установить, так сказать, «объективно»,, т.е. в виде событий, замечаемых и признаваемых сторонними наблюдателями, руководителями, аттестационными комиссиями. Разумеется, все эти люди или группы — тоже субъекты. Они могут иметь разные представления о важном и неважном, ценном и неценном. Но все же они являются чем-то внешним по отношению к интересующему нас субъекту труда, и их мнение выступает для него как нечто мало зависящее от его произвола и тем самым как бы объективное1. Например, работник совершает ошибки в работе. По крайней мере, некоторые из них могут иметь явное предметное выражение (снижение урожайности у полевода, падеж скота у животновода, «запоротые» детали у металлиста или швейника, неэффективные или разваливающиеся организации у руководителя, невразумительные, не волнующие людей тексты или изображения у журналиста или художника и т.п.). Но ошибки могут происходить от самых разнообразных причин. И не обязательно, например, от неосведомленности или стойкой неспособности человека к данной работе. Скажем, если он вынужден длительное время напряженно работать, у него закономерно развивается состояние утомления. И ошибки здесь возможны у любого. Это как бы временное несоответствие человека требованиям трудового поста, которое может быть снято разумными чередованиями занятости и отдыха. Неблагоприятным состояниям человека в труде, их распознанию, предупреждению и преодолению посвящена значительная литература [128], [126], [186], [187], [115]. Психологические вопросы безопасности в разных видах труда (включая и работу по руководству людьми), вопросы ошибок в труде также обсуждаются давно и обстоятельно [111], [77], [218]. Другой вопрос: принимают ли во внимание «работодатели», организаторы труда результаты соответствующих научных исследований, разработок? Видимым признаком несоответствия человека и работы может быть смена профессии, увольнение его из организации — «зигзаг» на трудовом пути. Но и здесь причины могут быть не обязательно в области стойкой профессиональной непригодности самого субъекта труда. О некоторых неявных исходах из ситуаций взаимного несоответствия человека и трудового поста Далее обратим внимание на нежелательные исходы из конфликтов (между человеком и трудовым постом) не столь явные, как отчасти упомянутые выше, но не менее значимые для построения жизненного трудового пути. Обратим внимание и на такие исходы, которые, быть может, не осознаются или мало осознаются людьми. Для чего знать о столь неприятных вещах? Чтобы предвидеть их, правильно к ним относиться и находить разумные выходы из неблагоприятных ситуаций, если таковые возникнут (это не исключено на сложном пути становления профессионала). В литературе упоминаются разнообразные обозначения нежелательных исходов обсуждаемого рода: «профессиональные деформации личности», «профессиональные деструкции личности», «синдром эмоционального выгорания (или сгорания) профессионала», «профессиональная дезадаптация человека» и многие иные [142. С. 147—179], [66. С. 197—215], [117]. Возможны состояния хронической неудовлетворенности работой, «постылости» ее, состояния постоянной тоскливой подавленности (депрессии), возникновение сознания безысходности положения, бессмысленности работы и в связи с этим утраты смысла жизни, невротические заболевания («невроз отложенной жизни» [208] и др.). Все это может ускользать от внешнего наблюдения, не осознаваться работником и в то же время может вести к совершенно явным отдаленным следствиям негативного толка (включая и трагические события). Постараемся несколько упорядочить понятийную «канву», основу в обсуждаемой области. Необязательное примечание.Любой предмет рассмотрения в практике или в теории можно выразить на общепонятном языке. Но при этом обычно потребуются многословные, высказывания. Для сокращения речи ради удобства, быстроты общения в организованных, а тем более в сплоченных общностях, включая и профессиональные, употребляются краткие слова-обозначения (термины). Это могут быть или слова обиходные, которым придается специальный смысл, или слова, намеренно придуманные, сконструированные. В результате возникает своего рода особый, не всем понятный язык той или иной общности. Возможно, что употребление специального языка выполняет еще и роль некоторой метки, знака отличия («Вот я кто!»), отчасти побуждается желанием членов общности обособиться, замкнуться в кругу «своих» («Не посвященный да не войдет!»). Скажем, в уголовно-противоправных (криминальных) сообществах словом «академик» может кратко обозначаться опытный преступник, повторно совершавший действия, за которые был уже ранее осужден; словом «дурдизель» — осужденный, старательно работающий на производстве и т.п. [178. С. 182—256]. Профессиональные сообщества в данном случае не являются исключением. В языке ткачих вы можете услышать не всем понятные слова «близна», «подплетина»; в языке осмотрщиков вагонов — «ползун» (на поверхности качения колеса); в языке стекольщиков — «мадежи»... Попробуй пойми, если не осведомлен. Особенно много создается специальных терминов в науке и технике. И это выражается, в частности, в том, что существуют особые и часто объемистые терминологические словари. Термины науки нередко создаются на основе мертвых древних языков — греческого, латинского. Это удобно для внутрипрофессионального общения, поскольку «мертвые» слова не вызывают в сознании побочных представлений или –чувств и их легко мысленно связать с каким-либо новым условным значением. Наоборот, профессионалы, занятые отвлеченными объектами, иногда вводят для их обозначения как раз образные, эмоционально окрашенные термины. Так, в математическом энциклопедическом словаре (1988) можно встретить и «веселящие» обозначения: «решето Эрато- сфена», «улитка Паскаля», «принцип ящиков (Дирихле)» и пр. Образность не всегда мешает строгому пониманию термина. В науке приходится, конечно, вводить в речь новые слова и выражения. Но, впрочем, дело это не хитрое. Новые слова с места придумывают и дети в возрасте «от двух до пяти» (о чем много сказано в соответствующей книге К.И. Чуковского). Например, трехлетка увидела впервые червяка и создала термин «ползук», четырехлетка услышал слово «тормоз» и преобразовал его в «тормозило» и т.д. В психологии многие термины совпадают по форме, звучанию со словами обыденной речи. И это обязывает нас специально отличать житейское и научное понимание соответствующих слов («мышление», «общение», «труд» и т.п.). Но есть, а также постоянно добавляются простые и составные (из двух-трех слов) специальные термины. Это имеет место и в области рассмотрения вопросов профессионального развития, становления человека. Далее, как и ранее, мы постараемся изъясняться на общепонятном языке, а специальные термины — указывать в скобках, поскольку они могут вам встретиться в специальной литературе, если вы пожелаете к ней обратиться. Судя по известным публикациям [142. С. 147], наиболее общим понятием (в рамках нашей темы) является такое: «нарушения профессионального развития» (профессиональный дизонтогенез). Лат. dis, гр. dys — приставка, придающая слову отрицательный, противоположный смысл. Гр. ontos — сущее, гр. genesis — происхождение, ход развития. Когда говорят о нарушениях развития, то имеют в виду его отклонения от некоторой ожидаемой и желательной нормы. Правда, ответ на вопрос о том, что именно считать желательным, нормальным в таком сложном процессе, как развитие профессионала, отнюдь не очевиден. «Носителями» ожиданий, представлений о нормальном ходе развития являются все же не боги, а люди. Они могут и заблуждаться. Ожидают ведь то, чего пока еще нет, а «должно быть», с чьей-то точки зрения. Представление о нормальном ходе сложного процесса может быть обусловлено и чьей-то недостаточно полной осведомленностью о предмете рассмотрения, невольной приверженностью к одностороннему складу ума своего профессионального типа и подобными обстоятельствами. Положим, биолог в ходе профессионального развития начинает все более горячо «любить все живое». Он восхищается ядовитой змеей коброй: «Благородное животное, никогда не нападает без предупреждения!». Он рвется в экспедиции с их бытовой неустроенностью и становится относительно равнодушным к общественным явлениям, негативно высказывается по адресу некоторых технических сооружений, наступающих на природную среду. Что это? Кто-то скажет, что это нормальный, желательный ход его развития, без которого «биолог — не биолог». А кто-то, возможно, посчитает, что эти изменения суть нарушения в развитии личности: «односторонность интересов...» и т.п. Нужно ли напоминать, что представители разнотипных профессий живут как бы в разных мирах и отличаются друг от друга по складу психики [89. С. 240—245 ], [90. С. 251—265], [92] ? И вопрос о том, что здесь считать нарушением психического, личностного развития, а что — необходимым условием истинного профессионализма, далеко не прост. Дальше будем часто говорить даже не о «нарушениях», а о нежелательных ходах, отклонениях, разновидностях развития профессионала. «Рушиться» может то, что уже существует. А нам важно иметь в виду очередные, не обязательно состоявшиеся «шаги», фазы некоторого процесса. Правда, мы имеем дело и с последствиями этих «шагов», но тогда не всегда ясно, что тут «рушилось». Фактически речь идет о несоответствии возможного или состоявшегося с нашими ожиданиями. В предметной же действительности (в самом ходе развития человека, в его внутреннем мире), быть может, все шло «гладко», даже незаметно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|