Общий обзор возможных нежелательных ходов профессионального развития
Пока нет общепринятой классификации различных вариантов (желательных и нежелательных) развития человека как субъекта труда. Но думать в этом направлении важно во многих отношениях — и для разумной постановки дела трудового и профессионального воспитания, обучения подрастающих поколений, и для улучшения саморегуляции, самосовершенствования каждого человека-делателя. Ниже мы приведем некоторые небесполезные, на наш взгляд, общеориентирующие сведения — «информацию к размышлению». Еще раз об осторожности оценок при рассмотрении вариантов развития человека как субъекта труда Даже потеря работы (в ситуации безработицы), вынужденная смена профессии, разочарование в ранее избранном трудовом пути могут оказаться при некоторых психологических условиях ценным противоречием развития. Это ведет не обязательно к нежелательным ходам становления субъекта труда, нарушениям в обычном значении слова [85. С. 150—158], [99]. Вот, например, одна письменная «исповедь» (в сокращении по [99. С.142]): «Первое мое образование — Институт стали и сплавов... Завлекла меня туда хорошая знакомая моей мамы... По ее рассказам мне рисовалась интересная исследовательская работа... где я могу следовать своим интересам, а самое главное — поддерживать состояние интереса в себе. Действительность разочаровала меня еще в институте. Там я поняла, что меня мало интересуют металлы и сплавы, а гораздо более — жизнь, происходящая вокруг. И, наверно, [появились] нежелание делить свою жизнь на занятие чем-то отвлеченным, т.е. металлами, и стремление разобраться в закономерностях жизни людей. И [это] определило мой выбор психологии, как основного жизненного интереса»1. Со стороны внешнего наблюдателя здесь мы имеем проявления как бы «задержки» профессионального развития с последующей переориентацией (реориентацией) на трудовом пути. Но ведь во внутреннем мире человека шла нелегкая работа по переосмыслению своего жизненного пути, по самооценке, по построению новых жизненных перспектив. На это требуется время. И с психологической точки зрения, это, скорее всего, не задержка развития субъекта деятельности, а весьма ценное созревание. Едва ли уместно рассматривать трудовой жизненный путь чисто «геометрически» — как кратчайшее расстояние между очередными «двумя точками». Так что не будем спешить с истолкованием описанного рода событий как «сбоев», задержек в развитии. Например, ранее обретенный человеком опыт освоения технической специальности может оказаться не «отброшенным», а очень ценным при работе психолога с профессионалами инженерного профиля или при психологическом изучении и описании профессий типа «человек — техника» в целях профориентации молодежи. Известны случаи, когда инженер, получив второе — психологическое — образование, затем выполнял интересное в научном и практическом отношениях исследование о деятельности разработчиков радиоэлектронной аппаратуры [60]. Такое исследование требует как бы двойной осведомленности (технической и психологической). И его не смог бы выполнить на должном уровне «чистый» психолог. Известны и примеры обратного рода'— психолог, занявшийся вопросами технического мышления, ради этого приобретает второе — инженерное — образование [80]. Да, на приобретение второго высшего образования уходят годы. Но тут не решишься сказать о «задержках» профессионального развития. Это уникально ценные траектории прогрессивного профессионального развития людей. У человека может быть достаточно выражена потребность в самореализации, и он осознает необходимость изменения своего внутреннего состояния, работы над собой. Возможно, далее, он стремится быть дееспособным членом общества, намерен готовить себя к освоению новой трудовой роли. Он не застревает на переживаниях своей неудовлетворенности, не занимает позицию «просителя», но строит и осуществляет новые реалистические планы жизненного трудового пути, готовясь преодолевать соответствующие препятствия. И в подобных случаях уместнее говорить не о «нарушениях», «задержках», а о творческом порождении человеком перспектив своего развития на жизненном пути. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|