Здавалка
Главная | Обратная связь

Общий обзор возможных нежелательных ходов профессионального развития



Пока нет общепринятой классификации различных вариан­тов (желательных и нежелательных) развития человека как субъекта труда. Но думать в этом направлении важно во мно­гих отношениях — и для разумной постановки дела трудово­го и профессионального воспитания, обучения подрастающих поколений, и для улучшения саморегуляции, самосовершен­ствования каждого человека-делателя. Ниже мы приведем некоторые небесполезные, на наш взгляд, общеориентирующие сведения — «информацию к размышлению».

Еще раз об осторожности оценок при рассмотрении вариантов развития человека как субъекта труда

Даже потеря работы (в ситуации безработицы), вынужден­ная смена профессии, разочарование в ранее избранном тру­довом пути могут оказаться при некоторых психологических условиях ценным противоречием развития. Это ведет не обя­зательно к нежелательным ходам становления субъекта тру­да, нарушениям в обычном значении слова [85. С. 150—158],

[99]. Вот, например, одна письменная «исповедь» (в сокраще­нии по [99. С.142]): «Первое мое образование — Институт ста­ли и сплавов... Завлекла меня туда хорошая знакомая моей мамы... По ее рассказам мне рисовалась интересная исследо­вательская работа... где я могу следовать своим интересам, а самое главное — поддерживать состояние интереса в себе. Действительность разочаровала меня еще в институте. Там я поняла, что меня мало интересуют металлы и сплавы, а гораз­до более — жизнь, происходящая вокруг. И, наверно, [появи­лись] нежелание делить свою жизнь на занятие чем-то отвле­ченным, т.е. металлами, и стремление разобраться в законо­мерностях жизни людей. И [это] определило мой выбор психологии, как основного жизненного интереса»1. Со сто­роны внешнего наблюдателя здесь мы имеем проявления как бы «задержки» профессионального развития с последующей переориентацией (реориентацией) на трудовом пути. Но ведь во внутреннем мире человека шла нелегкая работа по пере­осмыслению своего жизненного пути, по самооценке, по по­строению новых жизненных перспектив. На это требуется время. И с психологической точки зрения, это, скорее всего, не задержка развития субъекта деятельности, а весьма цен­ное созревание. Едва ли уместно рассматривать трудовой жизненный путь чисто «геометрически» — как кратчайшее расстояние между очередными «двумя точками». Так что не будем спешить с истолкованием описанного рода событий как «сбоев», задержек в развитии.

Например, ранее обретенный человеком опыт освоения технической специальности может оказаться не «отброшен­ным», а очень ценным при работе психолога с профессиона­лами инженерного профиля или при психологическом изучении и описании профессий типа «человек — техника» в целях профориентации молодежи. Известны случаи, когда инженер, получив второе — психологическое — образование, затем выполнял интересное в научном и практическом отно­шениях исследование о деятельности разработчиков радио­электронной аппаратуры [60]. Такое исследование требует как бы двойной осведомленности (технической и психологи­ческой). И его не смог бы выполнить на должном уровне «чи­стый» психолог. Известны и примеры обратного рода'— пси­холог, занявшийся вопросами технического мышления, ради этого приобретает второе — инженерное — образование [80]. Да, на приобретение второго высшего образования уходят годы. Но тут не решишься сказать о «задержках» профессио­нального развития. Это уникально ценные траектории про­грессивного профессионального развития людей.

У человека может быть достаточно выражена потребность в самореализации, и он осознает необходимость изменения своего внутреннего состояния, работы над собой. Возможно, далее, он стремится быть дееспособным членом общества, намерен готовить себя к освоению новой трудовой роли. Он не застревает на переживаниях своей неудовлетворенности, не занимает позицию «просителя», но строит и осуществля­ет новые реалистические планы жизненного трудового пути, готовясь преодолевать соответствующие препятствия. И в подобных случаях уместнее говорить не о «нарушениях», «за­держках», а о творческом порождении человеком перспек­тив своего развития на жизненном пути.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.