О соотношении понятий «развитие», «состояние», «проекция» в контексте психологии
Понятие «состояние» по определению предполагает некоторые временные рамки, миновав которые система в чем-то меняется. Она может или как бы «вернуться» к исходному состоянию, или перейти к иным. Мы говорим «как бы» вернуться, подчеркивая условность идеи возврата. «Стрела времени» необратима. И система не «возвращается» назад, а приходит в очередное состояние, быть может, очень сходное с тем, которое было прежде. Это тоже изменение системы. Лишь для поверхностного наблюдения и истолкования оно выступает как возврат. Напомним, что в общем случае развитие — это изменение состояний системы, сопровождающееся закреплением, «запоминанием» и накоплением каких-то «следов» предыдущих ее состояний. В связи с этим возникает некоторая предопределенность хода последующих изменений. Это первая характеристика связи обсуждаемых явлений и соответствующих понятий. Например, человек потерпел неудачу, и у него снижаются уверенность в себе, самооценка. Человек пережил опасную ситуацию, и у него возникает некоторая, пусть временная тревожность по поводу очередных действий. Иначе говоря, психическое состояние его становится несколько иным. Последующие внешние события (положим, замечания, советы окружающих, поручения) воспринимаются, переживаются им уже иначе, чем прежде. Возможно, с более обостренными чувствами. Человек стал чуть-чуть другим. Пусть это временно и со стороны не сразу заметно. Вторая, дополнительная характеристика связи состояний и явлений развития человека как субъекта труда состоит в следующем. Постоянное, частое повторение однообразных временных состояний может привести к их своеобразному закреплению в виде устойчивых личных качеств человека. В свое время было верно подмечено: «Не случайно многие психические состояния и черты характера имеют одно и то же или почти одно и то же словесное обозначение. Решительность означает как временное состояние, так и присущую человеку черту характера. Подобным образом говорят о сосредоточенности, рассеянности, том или другом настроении, выдержке, мужестве, как о временных состояниях, так и об устойчивых чертах личности» [123. С. 107]. Старания работников науки и практики в области человековедения направлены в конечном счете на то, чтобы произвести и практически применить достоверное знание, содействующее прогрессивному (ценному) развитию человека на всем протяжении его жизненного пути: от новорожденности и младенчества до уровня высококвалифицированного профессионала в той или иной области, наставника молодежи. О фазах развития профессионала и кризисах профессионального развития см., например, [91. С. 404—434]. Область воп- росов развития человека как субъекта деятельности (трудовой, учебной, игровой) достаточно обширна и многоаспектна ([2], [5], [53], [68], [69], [119], [142], [151], [223] и др.). Итак, придавая значение временным состояниям души и тела человека как субъекта труда, мы можем внести тот или иной вклад в его развитие на пути к профессионализму. О том, какие состояния в нашем случае считать неблагоприятными, речь пойдет чуть ниже. А сейчас нам надо преодолеть еще один познавательный барьер — понять и принять несколько парадоксальную идею психической проекции, существенную для правильного понимания обсуждаемых здесь процессов развития. Речь наша наполнена «штампами» приписывания качеств, состояний субъекта объектам. Нормально, если говорят: «вкусный хлеб», «приятный человек», «красивая вечерняя заря» и так без конца. И мы не собираемся обесценивать подобные обороты речи. В большинстве случаев они удобны в практическом общении. Но на самом-то деле (и по строгой теории) все обстоит совсем не так. Это мы переживаем ощущение, положим, вкуса пищи, симпатии к человеку, подъем чувств при восприятии заката и т.п. А самим объектам эти характеристики не свойственны. Одному вкусно — другому не обязательно. Помнится, студенты из Вьетнама недовольно морщились, глядя на наш любимый черный хлеб; им вместо него вкусен рис. А наши студенты даже возмущались по поводу запаха жареной селедки, которая вьетнамцам приятна. Один и тот же человек не обязательно приятен всем. Закат может и раздражать кого-то («...черт побери, скоро стемнеет, а я не успеваю закончить дело») и т.п. Явления психической проекции подмечены и народной мудростью: «На вкус и на цвет товарищей нет»; «Не по хорошу мил, а по милу хорош» и т.п. Переживания, состояния субъекта «автоматически» приписываются объектам (и это часто не осознается). Поэтому люди с убежденностью «очевидцев» могут бороться за свое мнение как за «объективное». К мысли о явлениях психической проекции важно привыкнуть, чтобы правильно относиться, в частности, к психическим, функциональным состояниям (у себя и других). Явления психической проекции сколько угодно могут не осознаваться и людьми весьма образованными, просвещенными в непсихологических областях знания. «Как же можно не интересоваться идейными течениями в Древней Руси?! Ведь это такая увлекательная область знания!» — восклицает специалист. Для кого увлекательная, а для кого — нет. Можно интересоваться и многим другим. Интересность это тоже не свойство предметной области. Познавательные побуждения (интересы) присущи или не присущи именно людям, субъектам познания. Но при чем тут психические, функциональные состояния? Причем тут развитие профессионала? Временные состояния субъекта тоже проецируются на воспринимаемый мир (на вещи, на людей, группы, производственные процессы, организационные системы). Поскольку это часто не осознается, то может служить источником недоразумений, взаимонепонимания, конфликтов между людьми. Добавим, что временное состояние стороннего человека может и вовсе не замечаться или недооцениваться. Временное состояние может и ошибочно истолковываться как постоянное свойство человека со всеми следствиями этого обстоятельства в деле построения воспитательных, административных воздействий на него. Значит, явления психической проекции не нейтральны по отношению к ходу профессионального развития человека. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|