Здавалка
Главная | Обратная связь

Обзорная характеристика психических функциональных состояний



Психическое функциональное состояние человека — это вре­менное единство психических и телесных процессов, явле­ний. Иначе говоря — это целостность, синдром [123. С. 100]. Каждому знакомы по личному опыту (по самочувствию) состояния подъема чувств, заинтересованности или, наоборот, эмоционального спада, безразличия к, казалось бы, важным вещам. Обычны и состояния бодрости, работоспособности, с одной стороны, и усталости или скуки, с другой. Такого рода состояния осознаются не всесторонне. Не всегда достаточно осознается, например, то, что они временны, преходящи. В подобных случаях, как уже отмечалось во введении, чело­век видит все (себя, окружающее, свое прошлое и будущее) «вообще» — соответственно через «розовые очки» или «тем­ные». И это может быть субъективной причиной принятия плохих решений (недальновидных, недостаточно обоснован­ных), неподходящих поступков в обращении с людьми. Вече­ром человек может быть утомлен, удручен чем-то, а утром, после отдыха, вероятнее всего бывает состояние бодрости, свежести, благоприятное, в частности, и для работы ума по принятию решений.

Если состояния субъекта плохо осознаются им и проеци­руются на других, то это может обнаружиться в следующем. Человек искаженно воспринимает и понимает других людей, приписывает не свойственные им признаки, незаслуженно обвиняет их в своих неудачах, «срывает зло», может видеть в них помеху своим успехам и пр. Поэтому важна привычка намеренно обращать внимание на не всегда явные сигналы и даже предвестники тех или иных своих состояний (рефлек­сировать), строить образ своего текущего состояния (знание о нем). Чтобы регулировать свои состояния и их внешние проявления (в работе с людьми это особенно важно), надо, отслеживать их и применять некоторые средства саморегу-. ляции (самоприказы, переосмысление обстоятельств). Важ­но быть наблюдательными и в отношении состояний окружа­ющих.

Психические состояния имеют более или менее заметные автоколебания. Например, радость сменяется снижением са­мочувствия и наоборот. Существуют так называемые акцен­туации [132], [125] психического склада людей; это — крайние проявления психической нормы. Они во многом обуслов­лены стойкими особенностями нервной системы. Выделяет­ся, например, тип людей (циклоидный), которым свойствен­но чередование периодов достаточно заметно выраженных состояний противоположного знака. Эти люди то пережива­ют подъем, то подавленность, упадок сил в сочетании с раз­дражительностью. Длительность циклов обычно — дни или недели. Но, повторяем, некоторые автоколебания состояний психики дело повседневное и нормальное. Кроме того, суще­ствует немало внешних по отношению к психике обстоя­тельств, которые существенно задают те или иные ее состоя­ния (вспомните хотя бы известные, по-видимому, каждому факты влияния музыки, красиво оформленной внешней об­становки на настроение людей).

Строго говоря, на включение человека в деятельность (учебную, трудовую, досуговую, игровую), как и на прекраще­ние деятельности, отвечает весь организм. Вспомним, что при этом принимаются определенные позы, совершаются движения. Сообразно этому срабатывает физиологическая «автоматика»: изменяются кровоток, дыхание, обмен веществ, преднастрой-ка органов чувств. Восстанавливаются (актуализируются) в со­знании необходимые составляющие опыта в широком пони­мании этого слова, образы желаемого будущего.

Поскольку человек в деятельности обычно взаимодейству­ет с другими (лицом к лицу или опосредствованно), то скла­дываются так называемая организационная реальность и соот­ветствующие психические (или, если угодно, функциональные) состояния групп, общностей людей. Для обозначения состоя­ний психики, сознания групп применяются такие термины как «общественное настроение», «социально-психологиче­ский климат» [175], [8].

При обсуждении вопросов развития индивидуальных или групповых субъектов труда употребляется множество поня­тий, которые хотя обычно и не подводятся под категорию «со­стояние», но фактически к ней относятся. Например, «слетанность» экипажа самолета [218. С. 197—225] — это слож­ное состояние группового субъекта труда. Оно включает орга­низованность познавательной и исполнительной деятельно­сти членов группы, их взаимодействия, взаимопонимания, эмоциональных переживаний, волевых усилий и подобного. Говорят о «сыгранности» спортивной команды. Репетиции музыкального ансамбля когда-то называли «сыгровками», хористы собирались на «спевки» и т.п.

Фазы, ступени развития субъекта труда (готовность к вы­бору профессии, внутренняя приверженность к «своей» про­фессиональной общности, адаптированность или неадапти-рованность новичка к новому трудовому коллективу и подоб­ное) — тоже фактически являются временными состояниями.

• Полезно различать недопустимые (запрещенные) и допус­тимые (разрешенные) состояния людей, включенных в деятельность [128. С. 44, 45]. Примером недопустимых состоя-ний могут считаться такие степени утомления, когда обыч­ные виды отдыха, передышек уже не восстанавливают работоспособность. Происходит катастрофическое накопле­ние утомления (переутомление). Чрезмерное постоянное на­пряжение физических и душевных сил (при рабочих перегрузках, конфликтах, психических травмах и подобном) неслучайным образом ведет к развитию заболеваний (сердечно-сосудистых, пищеварительного тракта, обмена ве­ществ, нервной системы). Что касается недопустимых состо­яний, характеризующих группу, общность людей, занятых, трудом, то это могут быть существенные нарушения так-; та в общении (скажем, грубость руководителя), низкий, уровень исполнительской дисциплины. Состояния групп, : организаций, ведущие к их деградации и развалу, обстоятельно обсуждаются в работах по психологии руководства людьми, «управления персоналом» [И], [77], [129], [155], [209], [225].

• Различают и противополагают также состояния адекватной (подходящей, нормальной, ожидаемой, желательной) мобилизованности и динамического рассогласования пси­хических функций при работе. Уместно говорить и о со­стояниях рационального отдыха. Не случайны крылатые слова: «Кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать». Состояние адекватной мобилизованности (хорошее рабо­чее состояние) складывается при соответствии напряжения физических и душевных сил людей требованиям, которые предъявляет к ним предлагаемая деятельность, учебное зада­ние, конкретная трудовая задача.

В практической работе едва ли можно расчетным путем определить признаки задания как интересного и посильного (но и требующего хорошего напряжения сил). Приходится полагаться на рекомендации, основанные на опыте других и лично своем. При этом важно наблюдать за деятельностью (своей или также других) и своевременно вносить поправки в рабочую нагрузку, режимы работы и отдыха (в частности, сообразно индивидуальным особенностям человека). Огуль­ное, безоглядное применение хороших общих, «писаных» рекомендаций может оказаться в конкретной ситуации не­эффективным и даже рискованным. Как верно отмечал В.И. Ленин, «...всякую истину... если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда...» (Полн собр. соч. Т. 41, с. 46). Истина конкретна.

Состояния динамического (т.е. изменчивого, подвижного) рассогласования психических, физиологических функций в деятельности возникают при перегрузках разного рода. Эти перегрузки могут проистекать не только от содержания кон­кретных трудовых заданий, их сложности, объема, но и в свя­зи с недостатками среды, общего режима жизни и работы. Например, плохое освещение во время работы, бытовая не­устроенность, систематическое недосыпание, неумеренное увлечение человека чем-либо побочным (пусть хотя бы вечер­ним и ночным смотрением телепрограмм) могут создать эф­фект, когда ожидаемая, требуемая продуктивность работы будет превышать его реальные возможности.

Полезно накапливать соответствующие знания, навыки саморегуляции, рассматривая их как важную часть профессио­нальной культуры любого работника (тем более, если он выпол­няет функции руководителя группового субъекта труда).

Примечание. Одним из важнейших (и можно сказать — азбучных) понятий наук о регулировании, управлении явля­ется понятие обратной связи. Регулирование состояний ка­кого-либо объекта возможно, если, как минимум, имеется (поступает в управляющий орган) информация (например, сигналы специальных устройств — «датчиков») об этих состояниях. Обратные связи специально конструируются и " широко представлены в технических саморегулирующих-•'" ся системах (автоматах).

Своеобразие саморегуляции человека как субъекта состоит в том, что по «каналам», «цепям» обратных связей, во-первых, поступает в сознание информация, отнюдь не обя­зательно доступная органам чувств (даже если их считать аналогами упомянутых датчиков в технических системах уп­равления). А именно, субъект может ориентироваться на умопостигаемые реальности (моральные оценки, выводы, мысленно удерживаемые образцы поведения, правила, идеалы, далекие перспективы). Во-вторых, в нашем случае уп­равляемые объекты (скажем, свойственные самому субъектy эмоциональные состояния, ходы мысли, противоборствующие побуждения) сложны, заранее не определены. И до них ему надо еще дознаться, заметить и определить их для себя, более или менее четко осознать (прежде чем вносить поправки в свою активность, в поведение). В третьих, оценки пусть даже явных результатов деятельности, данные самим человеком, с одной стороны, и оценки тех же результа­тов, данные окружающими его людьми, могут существенно не совпадать. Окружающие могут оказаться и неподходя­щими «датчиками» информации для хорошей регуляции по-, ( , ведения, деятельности. И в то же время для развитого чело­века другие люди мыслятся как достойные внимания и ува­жения субъекты. Возникает непростая ситуация с точки зрения определения линии своего дальнейшего поведения. Наконец, в четвертых, в процессы саморегуляции субъек-

та, по-видимому, вносят вклад и бессознательные явления психики.

Поскольку явления обратных связей, необходимые для са­морегуляции человека как субъекта, очень своеобразны, в психологических науках для их обозначения обычно исполь­зуют и другой термин. Говорят не об обратных связях, а о рефлексии. Но в принципе — «что в лоб, что по лбу». А имен­но, для улучшения саморегуляции важно развивать, улуч­шать процессы рефлексии.

Процессы рефлексии (осознания) субъектом своей активности (ее хода, результатов, мыслимых последствий) сопровождают самые разные ее (активности) проявления: начиная от привычки младенца «проситься на горшок» и кончая процедурами принятия государственных решений. Приду­мываются специальные тренировочные занятия по улучше­нию рефлексивных процессов [5], [9], [207]. Культивировать рефлексивные процессы важно и в ходе самовоспитания. Способности, умения, привычки саморегуляции формиру­ются с раннего детства. Это особая группа вопросов. Здесь мы отметим лишь, что основой успешного построения че­ловеком своего жизненного пути, возможно, являются даже не три, а два «кита»: активность и саморегуляция. Осталь­ное — производно.

По вопросам саморегуляции психики существует большая и разнообразная литература. Для примера: [103], [169], [187], [194], [13].

 

УПРАЖНЕНИЯ

Ниже приведен перечень имен существительных (примерно в | порядке убывания их встречаемости в русскоязычной речи [236]), которые обозначают состояния индивидуальных или групповых | субъектов.

1. Представьте ситуации в работе по вашей профессии, в кото­рых эти состояния могут обнаружиться и иметь практичес­кое значение.

2. Укажите внешние проявления названных состояний.

3. Оцените обозначенные состояния по признаку их желатель­ности/нежелательности в тех или иных ситуациях. Шкала оценки может быть примерно следующей: «Очень желатель­ное» (+3); «Благоприятное» (+2); «Скорее благоприятное, чем безразличное» (+1); «Безразличное» (0); «Скорее не­благоприятное, чем безразличное (—1); «Неблагоприятное» (—2); «Недопустимое» (~3). Можете придумать иную шкалу, удобную для себя.

4. Поразмыслите о том, как принимать в расчет эти состояния, как их создавать или предупреждать, преодолевать. Короче говоря, «что и как делать (с собой или другими)».

Поскольку слово может иметь очень общее значение, можете его уточнить (конкретизировать) по своему разумению (приме­нительно к своему делу). Можете также дополнить приведен­ный перечень слов. Хорошо, если выполните работу в письмен­ной форме. Полезно обсудить результаты своих предположений с заинтересованными людьми.

Итак: Внимание. Счастье. Свобода. Собрание (как одно из состояний жизни сообщества). Дружба (как состояние двух или более людей, группы). Страх. Надежда. Забота. Молчание. Здо­ровье (состояние здоровья телесного, душевного). Сожаление. Удовольствие. Желание. Настроение. Потребность (потребностное состояние). Агрессия (переживание враждебности по от­ношению к чему-либо или кому-либо). Безопасность (как со­знание, переживание защищенности от посягательств извне). Спор (как состояние в жизни группового субъекта деятельности). По­нимание. Тревога (как состояние тревожного ожидания). Уве­ренность. Отдых. Соревнование (соревновательное настроение). Сопротивление (в области межлюдских взаимодействий). Дове­рие (в деловых взаимоотношениях людей). Обида. Зависимость (в межлюдских отношениях). Гордость. Сотрудничество. Тоска. Удивление. Восторг. Насилие. Переговоры (как одно из состо­яний в межгрупповых или межличностных взаимоотношениях). Намерение. Скука. Возмущение. Гнев. Стыд. Беспокойство. Стол­кновение (состояние конфликта в деловых отношениях людей). Увлечение. Веселье. Жажда. Решимость. Грусть. Ожидание. Раз­думье. Согласие (как «атмосфера» в группе). Неожиданность (как временное состояние в системе «человек — среда»). Спо­койствие. Паника. Неудача. Нетерпение. Недоверие. Терпение. Восхищение. Боязнь. Взаимопонимание (как состояние двух или более людей). Мечтание. Негодование. Бдительность. Злость. ',■ .и- Опасение. Отвращение. Предчувствие. Раздражение. Усталость. Вдохновение. Недовольство. Равнодушие. Растерянность. Сплоченность (как состояние группового субъекта).

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Поскольку состояния человека в труде явления времен­ные, то стоит ли ими серьезно интересоваться?

2. Известны ли вам случаи, когда частое повторение временных состояний человека может быть понято как причина -н появления (развития) у него стойких изменений психики -н или телесности?

 

Тема 1. Разновидности неблагоприятных функциональных состояний человека (в вашей профессии).

Тема 2. Распознавание, предупреждение, преодоление не­благоприятных функциональных состояний и их последствий (на материале профессионального развития в знакомой вам области труда).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.