Обзорная характеристика психических функциональных состояний
Психическое функциональное состояние человека — это временное единство психических и телесных процессов, явлений. Иначе говоря — это целостность, синдром [123. С. 100]. Каждому знакомы по личному опыту (по самочувствию) состояния подъема чувств, заинтересованности или, наоборот, эмоционального спада, безразличия к, казалось бы, важным вещам. Обычны и состояния бодрости, работоспособности, с одной стороны, и усталости или скуки, с другой. Такого рода состояния осознаются не всесторонне. Не всегда достаточно осознается, например, то, что они временны, преходящи. В подобных случаях, как уже отмечалось во введении, человек видит все (себя, окружающее, свое прошлое и будущее) «вообще» — соответственно через «розовые очки» или «темные». И это может быть субъективной причиной принятия плохих решений (недальновидных, недостаточно обоснованных), неподходящих поступков в обращении с людьми. Вечером человек может быть утомлен, удручен чем-то, а утром, после отдыха, вероятнее всего бывает состояние бодрости, свежести, благоприятное, в частности, и для работы ума по принятию решений. Если состояния субъекта плохо осознаются им и проецируются на других, то это может обнаружиться в следующем. Человек искаженно воспринимает и понимает других людей, приписывает не свойственные им признаки, незаслуженно обвиняет их в своих неудачах, «срывает зло», может видеть в них помеху своим успехам и пр. Поэтому важна привычка намеренно обращать внимание на не всегда явные сигналы и даже предвестники тех или иных своих состояний (рефлексировать), строить образ своего текущего состояния (знание о нем). Чтобы регулировать свои состояния и их внешние проявления (в работе с людьми это особенно важно), надо, отслеживать их и применять некоторые средства саморегу-. ляции (самоприказы, переосмысление обстоятельств). Важно быть наблюдательными и в отношении состояний окружающих. Психические состояния имеют более или менее заметные автоколебания. Например, радость сменяется снижением самочувствия и наоборот. Существуют так называемые акцентуации [132], [125] психического склада людей; это — крайние проявления психической нормы. Они во многом обусловлены стойкими особенностями нервной системы. Выделяется, например, тип людей (циклоидный), которым свойственно чередование периодов достаточно заметно выраженных состояний противоположного знака. Эти люди то переживают подъем, то подавленность, упадок сил в сочетании с раздражительностью. Длительность циклов обычно — дни или недели. Но, повторяем, некоторые автоколебания состояний психики дело повседневное и нормальное. Кроме того, существует немало внешних по отношению к психике обстоятельств, которые существенно задают те или иные ее состояния (вспомните хотя бы известные, по-видимому, каждому факты влияния музыки, красиво оформленной внешней обстановки на настроение людей). Строго говоря, на включение человека в деятельность (учебную, трудовую, досуговую, игровую), как и на прекращение деятельности, отвечает весь организм. Вспомним, что при этом принимаются определенные позы, совершаются движения. Сообразно этому срабатывает физиологическая «автоматика»: изменяются кровоток, дыхание, обмен веществ, преднастрой-ка органов чувств. Восстанавливаются (актуализируются) в сознании необходимые составляющие опыта в широком понимании этого слова, образы желаемого будущего. Поскольку человек в деятельности обычно взаимодействует с другими (лицом к лицу или опосредствованно), то складываются так называемая организационная реальность и соответствующие психические (или, если угодно, функциональные) состояния групп, общностей людей. Для обозначения состояний психики, сознания групп применяются такие термины как «общественное настроение», «социально-психологический климат» [175], [8]. При обсуждении вопросов развития индивидуальных или групповых субъектов труда употребляется множество понятий, которые хотя обычно и не подводятся под категорию «состояние», но фактически к ней относятся. Например, «слетанность» экипажа самолета [218. С. 197—225] — это сложное состояние группового субъекта труда. Оно включает организованность познавательной и исполнительной деятельности членов группы, их взаимодействия, взаимопонимания, эмоциональных переживаний, волевых усилий и подобного. Говорят о «сыгранности» спортивной команды. Репетиции музыкального ансамбля когда-то называли «сыгровками», хористы собирались на «спевки» и т.п. Фазы, ступени развития субъекта труда (готовность к выбору профессии, внутренняя приверженность к «своей» профессиональной общности, адаптированность или неадапти-рованность новичка к новому трудовому коллективу и подобное) — тоже фактически являются временными состояниями. • Полезно различать недопустимые (запрещенные) и допустимые (разрешенные) состояния людей, включенных в деятельность [128. С. 44, 45]. Примером недопустимых состоя-ний могут считаться такие степени утомления, когда обычные виды отдыха, передышек уже не восстанавливают работоспособность. Происходит катастрофическое накопление утомления (переутомление). Чрезмерное постоянное напряжение физических и душевных сил (при рабочих перегрузках, конфликтах, психических травмах и подобном) неслучайным образом ведет к развитию заболеваний (сердечно-сосудистых, пищеварительного тракта, обмена веществ, нервной системы). Что касается недопустимых состояний, характеризующих группу, общность людей, занятых, трудом, то это могут быть существенные нарушения так-; та в общении (скажем, грубость руководителя), низкий, уровень исполнительской дисциплины. Состояния групп, : организаций, ведущие к их деградации и развалу, обстоятельно обсуждаются в работах по психологии руководства людьми, «управления персоналом» [И], [77], [129], [155], [209], [225]. • Различают и противополагают также состояния адекватной (подходящей, нормальной, ожидаемой, желательной) мобилизованности и динамического рассогласования психических функций при работе. Уместно говорить и о состояниях рационального отдыха. Не случайны крылатые слова: «Кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать». Состояние адекватной мобилизованности (хорошее рабочее состояние) складывается при соответствии напряжения физических и душевных сил людей требованиям, которые предъявляет к ним предлагаемая деятельность, учебное задание, конкретная трудовая задача. В практической работе едва ли можно расчетным путем определить признаки задания как интересного и посильного (но и требующего хорошего напряжения сил). Приходится полагаться на рекомендации, основанные на опыте других и лично своем. При этом важно наблюдать за деятельностью (своей или также других) и своевременно вносить поправки в рабочую нагрузку, режимы работы и отдыха (в частности, сообразно индивидуальным особенностям человека). Огульное, безоглядное применение хороших общих, «писаных» рекомендаций может оказаться в конкретной ситуации неэффективным и даже рискованным. Как верно отмечал В.И. Ленин, «...всякую истину... если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда...» (Полн собр. соч. Т. 41, с. 46). Истина конкретна. Состояния динамического (т.е. изменчивого, подвижного) рассогласования психических, физиологических функций в деятельности возникают при перегрузках разного рода. Эти перегрузки могут проистекать не только от содержания конкретных трудовых заданий, их сложности, объема, но и в связи с недостатками среды, общего режима жизни и работы. Например, плохое освещение во время работы, бытовая неустроенность, систематическое недосыпание, неумеренное увлечение человека чем-либо побочным (пусть хотя бы вечерним и ночным смотрением телепрограмм) могут создать эффект, когда ожидаемая, требуемая продуктивность работы будет превышать его реальные возможности. Полезно накапливать соответствующие знания, навыки саморегуляции, рассматривая их как важную часть профессиональной культуры любого работника (тем более, если он выполняет функции руководителя группового субъекта труда). Примечание. Одним из важнейших (и можно сказать — азбучных) понятий наук о регулировании, управлении является понятие обратной связи. Регулирование состояний какого-либо объекта возможно, если, как минимум, имеется (поступает в управляющий орган) информация (например, сигналы специальных устройств — «датчиков») об этих состояниях. Обратные связи специально конструируются и " широко представлены в технических саморегулирующих-•'" ся системах (автоматах). Своеобразие саморегуляции человека как субъекта состоит в том, что по «каналам», «цепям» обратных связей, во-первых, поступает в сознание информация, отнюдь не обязательно доступная органам чувств (даже если их считать аналогами упомянутых датчиков в технических системах управления). А именно, субъект может ориентироваться на умопостигаемые реальности (моральные оценки, выводы, мысленно удерживаемые образцы поведения, правила, идеалы, далекие перспективы). Во-вторых, в нашем случае управляемые объекты (скажем, свойственные самому субъектy эмоциональные состояния, ходы мысли, противоборствующие побуждения) сложны, заранее не определены. И до них ему надо еще дознаться, заметить и определить их для себя, более или менее четко осознать (прежде чем вносить поправки в свою активность, в поведение). В третьих, оценки пусть даже явных результатов деятельности, данные самим человеком, с одной стороны, и оценки тех же результатов, данные окружающими его людьми, могут существенно не совпадать. Окружающие могут оказаться и неподходящими «датчиками» информации для хорошей регуляции по-, ( , ведения, деятельности. И в то же время для развитого человека другие люди мыслятся как достойные внимания и уважения субъекты. Возникает непростая ситуация с точки зрения определения линии своего дальнейшего поведения. Наконец, в четвертых, в процессы саморегуляции субъек- та, по-видимому, вносят вклад и бессознательные явления психики. Поскольку явления обратных связей, необходимые для саморегуляции человека как субъекта, очень своеобразны, в психологических науках для их обозначения обычно используют и другой термин. Говорят не об обратных связях, а о рефлексии. Но в принципе — «что в лоб, что по лбу». А именно, для улучшения саморегуляции важно развивать, улучшать процессы рефлексии. Процессы рефлексии (осознания) субъектом своей активности (ее хода, результатов, мыслимых последствий) сопровождают самые разные ее (активности) проявления: начиная от привычки младенца «проситься на горшок» и кончая процедурами принятия государственных решений. Придумываются специальные тренировочные занятия по улучшению рефлексивных процессов [5], [9], [207]. Культивировать рефлексивные процессы важно и в ходе самовоспитания. Способности, умения, привычки саморегуляции формируются с раннего детства. Это особая группа вопросов. Здесь мы отметим лишь, что основой успешного построения человеком своего жизненного пути, возможно, являются даже не три, а два «кита»: активность и саморегуляция. Остальное — производно. По вопросам саморегуляции психики существует большая и разнообразная литература. Для примера: [103], [169], [187], [194], [13].
УПРАЖНЕНИЯ Ниже приведен перечень имен существительных (примерно в | порядке убывания их встречаемости в русскоязычной речи [236]), которые обозначают состояния индивидуальных или групповых | субъектов. 1. Представьте ситуации в работе по вашей профессии, в которых эти состояния могут обнаружиться и иметь практическое значение. 2. Укажите внешние проявления названных состояний. 3. Оцените обозначенные состояния по признаку их желательности/нежелательности в тех или иных ситуациях. Шкала оценки может быть примерно следующей: «Очень желательное» (+3); «Благоприятное» (+2); «Скорее благоприятное, чем безразличное» (+1); «Безразличное» (0); «Скорее неблагоприятное, чем безразличное (—1); «Неблагоприятное» (—2); «Недопустимое» (~3). Можете придумать иную шкалу, удобную для себя. 4. Поразмыслите о том, как принимать в расчет эти состояния, как их создавать или предупреждать, преодолевать. Короче говоря, «что и как делать (с собой или другими)». Поскольку слово может иметь очень общее значение, можете его уточнить (конкретизировать) по своему разумению (применительно к своему делу). Можете также дополнить приведенный перечень слов. Хорошо, если выполните работу в письменной форме. Полезно обсудить результаты своих предположений с заинтересованными людьми. Итак: Внимание. Счастье. Свобода. Собрание (как одно из состояний жизни сообщества). Дружба (как состояние двух или более людей, группы). Страх. Надежда. Забота. Молчание. Здоровье (состояние здоровья телесного, душевного). Сожаление. Удовольствие. Желание. Настроение. Потребность (потребностное состояние). Агрессия (переживание враждебности по отношению к чему-либо или кому-либо). Безопасность (как сознание, переживание защищенности от посягательств извне). Спор (как состояние в жизни группового субъекта деятельности). Понимание. Тревога (как состояние тревожного ожидания). Уверенность. Отдых. Соревнование (соревновательное настроение). Сопротивление (в области межлюдских взаимодействий). Доверие (в деловых взаимоотношениях людей). Обида. Зависимость (в межлюдских отношениях). Гордость. Сотрудничество. Тоска. Удивление. Восторг. Насилие. Переговоры (как одно из состояний в межгрупповых или межличностных взаимоотношениях). Намерение. Скука. Возмущение. Гнев. Стыд. Беспокойство. Столкновение (состояние конфликта в деловых отношениях людей). Увлечение. Веселье. Жажда. Решимость. Грусть. Ожидание. Раздумье. Согласие (как «атмосфера» в группе). Неожиданность (как временное состояние в системе «человек — среда»). Спокойствие. Паника. Неудача. Нетерпение. Недоверие. Терпение. Восхищение. Боязнь. Взаимопонимание (как состояние двух или более людей). Мечтание. Негодование. Бдительность. Злость. ',■ .и- Опасение. Отвращение. Предчувствие. Раздражение. Усталость. Вдохновение. Недовольство. Равнодушие. Растерянность. Сплоченность (как состояние группового субъекта).
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Поскольку состояния человека в труде явления временные, то стоит ли ими серьезно интересоваться? 2. Известны ли вам случаи, когда частое повторение временных состояний человека может быть понято как причина -н появления (развития) у него стойких изменений психики -н или телесности?
Тема 1. Разновидности неблагоприятных функциональных состояний человека (в вашей профессии). Тема 2. Распознавание, предупреждение, преодоление неблагоприятных функциональных состояний и их последствий (на материале профессионального развития в знакомой вам области труда).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|