Практика направленного формирования психики людей на основе идей их огульного уравнения (нивелирования).
В данном случае подразумевается как бы благая задача — взрастить стандартных, «одинаково хороших» (что, дескать, тут плохого?) людей с типовыми наборами личных качеств, знаний, умений. Охарактеризованный подход, обозначенный в общем виде, может привлекать своей оптимистичностью. В самом деле: наука на то и нужна, чтобы преодолевать ограничения человека, задаваемые его природной организацией. И есть немало исследований, показывающих, что многое в психике человека можно изменить к лучшему. Даже такую «психофизиологическую константу», как скрытое (латентное) время двигательной реакции на сигнал, можно сделать предметом осознания и «сдвинуть» ее на более благоприятный уровень (натренировать человека реагировать быстрее) [39]. Во многих работах П.Я. Гальперина, его сотрудников и последователей показано на опыте, что если сначала организовать активность учащегося на уровне предметного или материализованного действия (по поводу предметов или изображений), затем на уровне громкой речи (проговаривания содержания действия), то происходит следующее. За счет образования при этом некоторых внутрипсихических «механизмов» и последующего сокращения внешних составляющих действия (движений, громкой речи) у человека с необходимостью формируется умственное действие. При этом можно сформировать действие с некоторыми заранее заданными свойствами. Более того, оказалось возможным сделать ранее невозможное — сформировать некоторые важные мысленные действия у детей умственно отсталых (имеющих органические нарушения нервной системы) [36], [173]. Автору этих строк с сотрудниками довелось убедиться, что, например, можно надежно улучшить (по показателям количества и качества) процесс обучения токарей, если применить при этом «гальперинский» подход [97]. Да, многое можно сформировать в психике человека. Нежелательной является, конечно, не сама по себе идея формирующего подхода к психике, а один возможный вариант ее безоглядной реализации. «Безоглядной» в том смысле, что он фактически строится на неприемлемой системе предпосылок, которые могут оказаться следующими. 1. Нет стойких личных качеств, существенных для успеха деятельности. Все необходимые качества можно воспитать, сформировать. 2. Формирование личных качеств можно вести без учета внутренних условий развития психики. Эффект формирования психики зависит определяющим образом от организации внешних условий. 3. Имеется единственный идеал, образец («стандарт») наилучшего субъекта деятельности. 4. Субъективное, субъектное есть нечто производное только от внешних обстоятельств (пассивное отображение их). Профконсультация с позиций жесткого управления людьми.Можно различать виды консультирования: по выбору профессии, по начальной адаптации человека к избранной профессии, по дальнейшему совершенствованию его на профессиональном трудовом пути. Что касается групповых субъектов труда, то в отношении их сложилась и развивается область так называемого организационного консультирования. В идеале правильно предполагается, что не только станки, машины, помещения достойны того, чтобы были специальные люди, обслуживающие их. Немало усилий предпринималось и предпринимается для того, чтобы были разного рода службы психологической поддержки людей и организаций на пути их развития, становления. И кое-где такие службы появляются и существуют (см. [1. С. 40—42], [5. С. 631—643], [174. С. 184, 185] и др.). И это хорошо. Плохо, если консультанты начинают занимать, казалось бы, естественную для специалиста позицию по отношению к консультируемым: «я знаю, что нужно, и пусть все делается так и только так, как я скажу». Да, такая позиция нормальна в отношении неживых, технических, зоотехнических объектов труда. В ряде случаев она оправдана во взаимоотношениях врача и больного. Что касается образа жизни, психического развития практически здоровых людей и построения их жизненных трудовых путей, то такая позиция отнюдь не нормальна. Субъект труда имеет моральное право на самоопределение. И хорошо, если организована научно обоснованная информационная поддержка человека на пути его профессионального самоопределения [91], [202], [203]. Без учета подобных обстоятельств работа психологической службы не может быть гуманистической. Однако отмечено не раз, что у учителей, священников, психологов, журналистов, (т.е. специалистов, работающих с психикой людей) нередко «рыльце в пуху». А именно, им могут быть присущи властные и подобные неуместные побуждения. Там, где есть какая-либо власть (родительская, учительская, экспертная, не говоря уже о власти грубой силы), возможны и злоупотребления ею. Это может., осознаваться или не осознаваться. Иногда обоснованно считается, что использование своеобразной («экспертной») власти («я знаю, умею, а ты — нет») здесь может не вредить, а помогать. Но во всяком случае — это «горячая точка» в работе с людьми, требующая особой бдительности, осмотрительности [62. С. 21, 22], [214. С. 353—355]. Создание средств и условий труда с позиций якобы полной замены человека машинной техникой.На первый взгляд, речь идет, казалось бы, о благом деле — о высвобождении человека от тягот труда. И во многих случаях это хорошо. Передача технике производственных функций, требующих значительных физических усилий, многократно повторяемых однообразных действий, стала сейчас явлением повседневным. Это ценно. Создание «безлюдных» технологий, осуществляющихся в загазованной, химически агрессивной среде, где-нибудь в специальных бомбоубежищах, — тоже дело необходимое. Но все это, строго говоря, не заменяет человека в производстве, а приводит к существенному перераспределению функций между человеком и техникой (см. [41], [ПО] и др. работы по инженерной психологии). Человек может стать другим специалистом (монтажником, наладчиком, ремонтником оборудования, оператором-наблюдателем и т.п.). Вот, например, придумали и поставили в цехе станок с числовым программным управлением — «станок с высшим образованием». Раньше здесь работал токарь-универсал, умелец, ас. Теперь «священной коровой» здесь стал программист-технолог. Высококвалифицированному токарю работать (смотреть, как станок «все делает сам») стало не интересно. При первой возможности он уходит в инструментальный цех, в мастерскую, где есть о чем поразмыслить и в чем проявить свое мастерство, творчество. Все эти и подобные зигзаги технического прогресса, по крайней мере, не роковые помехи для профессионального роста людей. Речь мы поведем о другом. Тенденция замены человека техникой может принимать и иные формы. Придумывают, например, компьютерную программу как бы в помощь профессиональному самоопределению подрастающего человека. Программа сделана так, что не человек, а она принимает решение о том, «кем и каким» ему быть и стать; «кем и с кем» быть. Человек, понажимав кнопки, получает категорический ответ. Как от средневекового гадальщика — типа «быть тебе садоводом» и т.п. У гадальщика для внушительности были на столе, положим, крысиные кости, человеческий череп, «китайские» книги и прочие атрибуты. Современный компьютер тоже по-своему внушает доверие: известно, что он «соображает» быстрее людей, меньше ошибается, перерабатывает огромную информацию. Спросив у пользователя его имя, он дальше персонально обращается к нему («Петя, нажми такую-то кнопку» и пр.). А результирующий эффект — замороченные головы людей в ситуации выбора профессии. Вот это уже не прогресс, а гримаса технического прогресса. Проектировщики, программисты могут быть по-настоящему не озабочены развитием человека. Это не их специальность и не их дело. Они следуют внутренней логике своей предметной области. А техника должна (в идеале) проектироваться так, чтобы она оставалась в подобных случаях средством поддержки самостоятельных решений и действий человека. Что касается полезной идеи разработки автоматических систем, «подстраховывающих» человека от ошибок в опасных ситуациях и берущих на себя управление сложными человеко-машинными системами, то она (идея) предполагает очень конкретный подход к делу, основанный на специальных инженерно-психологических исследованиях [41]. Необязательная теоретическая вставка. Казалось бы, приятная идея уравнивания (нивелирования) людей может фактически реализоваться на следующих ущербных основах: на отношении к человеку как безликому элементу массы подобных ему, на одностороннем подчеркивании принципа коллективизма при недооценке личности, а также на низком уровне психолого-педагогической культуры (невежестве в этой области). Огульный подход к развивающемуся человеку едва ли канул в прошлое. Его можно, конечно, усмотреть в школах древних восточных деспотий («Ухо мальчика на спине его»), в средневековой схоластической школе, у российских «мастеров грамоты» XIV—XVI вв. Возможно, читатель вспомнит и «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского. Но, положим, сегодня на производстве ученик прикрепляется к хорощему опытному работнику, не имеющему, однако психолого-педагогической подготовки. «Делай, как он!». Ученик стоит «за спиной» (случается и кличка: «зас-пинник») и наблюдает, «присматривается», пытается копировать действия «учителя», который озабочен выполнением очередного дела (а действия имеют отнюдь не только внешнюю, но и внутреннюю составляющие). Едва ли такая «методика» обучения может быть всегда эффективной. Возможен вариант нивелирующего подхода к человеку и при достаточно изощренной педагогической технике, культуре. Историческим примером может быть крайне авторитарная система иезуитского воспитания, направленная на стирание индивидуального своеобразия учащихся. А для этого был нужен очень конкретный (индивидуальный, но не индивидуализирующий) подход к воспитаннику, основанный на дотошном изучении его душевного склада, влияния отца, матери и т.п. [222].
УПРАЖНЕНИЕ Ниже приведены тексты, суждения, отображающие намерения, позиции некоторых людей в деле установления взаимного соответствия требований к человеку, с одной стороны, среды, работы и возможностей субъекта деятельности — с другой. Оцените представленные идеи (в форме согласия, несогласия с ними, поправок) и постройте рекомендации, которые вам представляются наиболее подходящими. А) «Мы переворачиваем современную биологию и говорим: человек полон возможностей; в нем тысячи возможностей для приспособления, тренировки, победы. ...качественной разницы, которая предопределяла бы совершенно другой организационный подход к человеку, а не такой, как мы делаем к машине — орудию — нет, и она нами, конечно, совершенно исключается. ...К рабочему мы можем подойти с таким же чисто инженерным расчетом, с каким мы подходим к любому станку-орудию. ...Данное определенное «бытие», то есть определенная организационно-техническая установка, автоматически вызывает определенное «сознание»». (По [37. С. 13, 23, 24, 45, 95]). Б) Трудовая школа для детей трудящихся (по Г. Кершенштей-неру), воспитание в которой имеет жестко авторитарный характер, должна создавать тип преданного государству, дееспособного рабочего — послушного и безликого исполнителя. В «новой школе», предназначенной для детей привилегированных классов общества, наоборот, применяются «свободные и активные» методы обучения и воспитания. Она имеет задачу воспитания активной, инициативной творческой личности представителя гос- ^ подствующего класса. В) Восьмиклассница Нина И. в беседе с профконсультантом говорит: «Я очень хочу быть медицинской сестрой, а не врачом. '"Hli с самого детства мечтала стать медсестрой; уже когда играла в {, куклы... я их всех-то перебинтую, смажу лекарством. Я сколько ос помню себя, всегда представляю только медсестрой... как я уха-■ живаю за больными, сама лечу их раны, делаю уколы не больно; с я очень хочу делать людям приятное, а лечить — это очень благородно». Нина читает популярную медицинскую литературу. Владеет навыками оказания элементарной первой помощи и любит при случае это делать. Мама Нины (медсестра) очень не хочет, чтобы дочь стала медсестрой: «Пусть любую другую специальность, только не эту, нервную, " неблагодарную работу». Приходила к профконсультанту, плакала, > j-'kJ-j просила отговорить дочь от сделанного выбора. Мать Нины хо--nifu. тела, чтобы ее дочь была портнихой. (По [109. С. 39, 40].) Вопросы и темыдля размышления, разработки, дискуссий 1. Доводилось ли вам сталкиваться с неудачными затеями в области установления соответствия между особенностями той или иной работы и личными качествами людей (подбор кадров для организации, подбор профессии для человека, нововведения в организации и т.п.)? 2. Что делать, если после некоторого периода профессионального обучения или работы человек испытывает постоянную неудовлетворенность сделанным ранее выбором?, 3. Можно ли ситуацию вынужденной перемены профессии, специальности преобразовать в ситуацию дальнейшего, профессионального развития человека? 4. Какие внутренние условия важно, по вашему мнению, принять во внимание, чтобы вынужденная перемена работы привела не к затяжному жизненному кризису, а к дальнейшему прогрессивному развитию человека как специалиста? [99], [85. С. 137—158]. Тема1. Признаки несоответствия (конфликта) между требованиями трудового поста и личными особенностями работника. Тема 2.Конструктивное преодоление ситуаций обнаружившегося стойкого несоответствия (конфликта) между требованиями трудового поста и личными особенностями работника. 2.6. Кратко о возможных сбоях развития профессионала в связи с постановкой образовательных процессов
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|