Здавалка
Главная | Обратная связь

Практика направленного формирования психики людей на основе идей их огульного уравнения (нивелирования).



В данном случае подразумевается как бы благая задача — взрастить стандартных, «одинаково хороших» (что, дескать, тут плохого?) людей с типовыми наборами личных качеств, знаний, умений.

Охарактеризованный подход, обозначенный в общем виде, может привлекать своей оптимистичностью. В самом деле: наука на то и нужна, чтобы преодолевать ограничения человека, задаваемые его природной организацией. И есть немало исследований, показывающих, что многое в психике человека можно изменить к лучшему. Даже такую «психофи­зиологическую константу», как скрытое (латентное) время двигательной реакции на сигнал, можно сделать предметом осознания и «сдвинуть» ее на более благоприятный уровень (натренировать человека реагировать быстрее) [39].

Во многих работах П.Я. Гальперина, его сотрудников и пос­ледователей показано на опыте, что если сначала организо­вать активность учащегося на уровне предметного или мате­риализованного действия (по поводу предметов или изобра­жений), затем на уровне громкой речи (проговаривания содержания действия), то происходит следующее. За счет образования при этом некоторых внутрипсихических «меха­низмов» и последующего сокращения внешних составляю­щих действия (движений, громкой речи) у человека с необ­ходимостью формируется умственное действие. При этом можно сформировать действие с некоторыми заранее задан­ными свойствами. Более того, оказалось возможным сделать ранее невозможное — сформировать некоторые важные мысленные действия у детей умственно отсталых (имеющих органические нарушения нервной системы) [36], [173]. Авто­ру этих строк с сотрудниками довелось убедиться, что, напри­мер, можно надежно улучшить (по показателям количества и качества) процесс обучения токарей, если применить при этом «гальперинский» подход [97].

Да, многое можно сформировать в психике человека. Нежелательной является, конечно, не сама по себе идея фор­мирующего подхода к психике, а один возможный вариант ее безоглядной реализации. «Безоглядной» в том смысле, что он фактически строится на неприемлемой системе предпосы­лок, которые могут оказаться следующими.

1. Нет стойких личных качеств, существенных для успеха дея­тельности. Все необходимые качества можно воспитать, сформировать.

2. Формирование личных качеств можно вести без учета внутренних условий развития психики. Эффект форми­рования психики зависит определяющим образом от орга­низации внешних условий.

3. Имеется единственный идеал, образец («стандарт») наи­лучшего субъекта деятельности.

4. Субъективное, субъектное есть нечто производное толь­ко от внешних обстоятельств (пассивное отображение их).

Профконсультация с позиций жесткого управления людьми.Можно различать виды консультирования: по выбо­ру профессии, по начальной адаптации человека к избран­ной профессии, по дальнейшему совершенствованию его на профессиональном трудовом пути. Что касается групповых субъектов труда, то в отношении их сложилась и развивается область так называемого организационного консультирова­ния.

В идеале правильно предполагается, что не только станки, машины, помещения достойны того, чтобы были специальные люди, обслуживающие их. Немало усилий предпринималось и предпринимается для того, чтобы были разного рода служ­бы психологической поддержки людей и организаций на пути их развития, становления. И кое-где такие службы появляют­ся и существуют (см. [1. С. 40—42], [5. С. 631—643], [174. С. 184, 185] и др.). И это хорошо.

Плохо, если консультанты начинают занимать, казалось бы, естественную для специалиста позицию по отношению к консультируемым: «я знаю, что нужно, и пусть все делается так и только так, как я скажу». Да, такая позиция нормальна в отношении неживых, технических, зоотехнических объектов труда. В ряде случаев она оправдана во взаимоотношениях врача и больного. Что касается образа жизни, психического развития практически здоровых людей и построения их жиз­ненных трудовых путей, то такая позиция отнюдь не нормаль­на. Субъект труда имеет моральное право на самоопределение. И хорошо, если организована научно обоснованная инфор­мационная поддержка человека на пути его профессиональ­ного самоопределения [91], [202], [203]. Без учета подобных обстоятельств работа психологической службы не может быть гуманистической. Однако отмечено не раз, что у учителей, священников, психологов, журналистов, (т.е. специалистов, работающих с психикой людей) нередко «рыльце в пуху». А именно, им могут быть присущи властные и подобные не­уместные побуждения. Там, где есть какая-либо власть (ро­дительская, учительская, экспертная, не говоря уже о власти грубой силы), возможны и злоупотребления ею. Это может., осознаваться или не осознаваться. Иногда обоснованно счи­тается, что использование своеобразной («экспертной») вла­сти («я знаю, умею, а ты — нет») здесь может не вредить, а помогать. Но во всяком случае — это «горячая точка» в рабо­те с людьми, требующая особой бдительности, осмотритель­ности [62. С. 21, 22], [214. С. 353—355].

Создание средств и условий труда с позиций якобы пол­ной замены человека машинной техникой.На первый взгляд, речь идет, казалось бы, о благом деле — о высвобождении человека от тягот труда.

И во многих случаях это хорошо. Передача технике про­изводственных функций, требующих значительных физичес­ких усилий, многократно повторяемых однообразных дей­ствий, стала сейчас явлением повседневным. Это ценно. Со­здание «безлюдных» технологий, осуществляющихся в загазованной, химически агрессивной среде, где-нибудь в специальных бомбоубежищах, — тоже дело необходимое. Но все это, строго говоря, не заменяет человека в производстве, а приводит к существенному перераспределению функций между человеком и техникой (см. [41], [ПО] и др. работы по инженерной психологии). Человек может стать другим спе­циалистом (монтажником, наладчиком, ремонтником обору­дования, оператором-наблюдателем и т.п.). Вот, например, придумали и поставили в цехе станок с числовым программ­ным управлением — «станок с высшим образованием». Рань­ше здесь работал токарь-универсал, умелец, ас. Теперь «свя­щенной коровой» здесь стал программист-технолог. Высоко­квалифицированному токарю работать (смотреть, как станок «все делает сам») стало не интересно. При первой возможно­сти он уходит в инструментальный цех, в мастерскую, где есть о чем поразмыслить и в чем проявить свое мастерство, твор­чество. Все эти и подобные зигзаги технического прогресса, по крайней мере, не роковые помехи для профессионально­го роста людей. Речь мы поведем о другом.

Тенденция замены человека техникой может принимать и иные формы. Придумывают, например, компьютерную про­грамму как бы в помощь профессиональному самоопределе­нию подрастающего человека. Программа сделана так, что не человек, а она принимает решение о том, «кем и каким» ему быть и стать; «кем и с кем» быть. Человек, понажимав кноп­ки, получает категорический ответ. Как от средневекового гадальщика — типа «быть тебе садоводом» и т.п. У гадальщи­ка для внушительности были на столе, положим, крысиные кости, человеческий череп, «китайские» книги и прочие ат­рибуты. Современный компьютер тоже по-своему внушает доверие: известно, что он «соображает» быстрее людей, мень­ше ошибается, перерабатывает огромную информацию. Спросив у пользователя его имя, он дальше персонально об­ращается к нему («Петя, нажми такую-то кнопку» и пр.). А результирующий эффект — замороченные головы людей в ситуации выбора профессии. Вот это уже не прогресс, а грима­са технического прогресса. Проектировщики, программисты могут быть по-настоящему не озабочены развитием человека. Это не их специальность и не их дело. Они следуют внутренней логике своей предметной области. А техника должна (в идеале) проектироваться так, чтобы она оставалась в подобных случаях средством поддержки самостоятельных решений и действий че­ловека. Что касается полезной идеи разработки автоматических систем, «подстраховывающих» человека от ошибок в опасных ситуациях и берущих на себя управление сложными челове­ко-машинными системами, то она (идея) предполагает очень конкретный подход к делу, основанный на специальных ин­женерно-психологических исследованиях [41].

Необязательная теоретическая вставка. Казалось бы, приятная идея уравнивания (нивелирования) людей может фактически реализоваться на следующих ущербных основах: на отношении к человеку как безликому элементу массы подобных ему, на одностороннем подчеркивании принципа коллективизма при недооценке личности, а также на низком уровне психолого-педагогической культуры (невежестве в этой области). Огульный подход к развивающемуся человеку едва ли канул в прошлое. Его можно, конечно, усмотреть в школах древних восточных деспотий («Ухо мальчика на спине его»), в средневековой схоластической школе, у российских «мастеров грамоты» XIV—XVI вв. Возможно, читатель вспомнит и «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского. Но, положим, сегодня на производстве ученик прикрепляется к хорощему опытному работнику, не имеющему, однако психолого-педагогической подготовки. «Делай, как он!». Ученик стоит «за спиной» (случается и кличка: «зас-пинник») и наблюдает, «присматривается», пытается копи­ровать действия «учителя», который озабочен выполнени­ем очередного дела (а действия имеют отнюдь не только вне­шнюю, но и внутреннюю составляющие). Едва ли такая «методика» обучения может быть всегда эффективной. Возможен вариант нивелирующего подхода к человеку и при достаточно изощренной педагогической технике, культуре. Историческим примером может быть крайне авторитарная система иезуитского воспитания, направленная на стирание индивидуального своеобразия учащихся. А для этого был нужен очень конкретный (индивидуальный, но не индивидуализирующий) подход к воспитаннику, основан­ный на дотошном изучении его душевного склада, влияния отца, матери и т.п. [222].

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

Ниже приведены тексты, суждения, отображающие намерения, позиции некоторых людей в деле установления взаимного со­ответствия требований к человеку, с одной стороны, среды, рабо­ты и возможностей субъекта деятельности — с другой. Оцените представленные идеи (в форме согласия, несогласия с ними, по­правок) и постройте рекомендации, которые вам представляют­ся наиболее подходящими.

А) «Мы переворачиваем современную биологию и говорим: че­ловек полон возможностей; в нем тысячи возможностей для приспособления, тренировки, победы. ...качественной разницы, которая предопределяла бы совершенно другой организацион­ный подход к человеку, а не такой, как мы делаем к машине — орудию — нет, и она нами, конечно, совершенно исключается. ...К рабочему мы можем подойти с таким же чисто инженерным расчетом, с каким мы подходим к любому станку-орудию. ...Дан­ное определенное «бытие», то есть определенная организаци­онно-техническая установка, автоматически вызывает определен­ное «сознание»». (По [37. С. 13, 23, 24, 45, 95]). Б) Трудовая школа для детей трудящихся (по Г. Кершенштей-неру), воспитание в которой имеет жестко авторитарный харак­тер, должна создавать тип преданного государству, дееспособного рабочего — послушного и безликого исполнителя. В «новой школе», предназначенной для детей привилегированных классов общества, наоборот, применяются «свободные и активные» методы обучения и воспитания. Она имеет задачу воспитания

активной, инициативной творческой личности представителя гос-

^ подствующего класса.

В) Восьмиклассница Нина И. в беседе с профконсультантом говорит: «Я очень хочу быть медицинской сестрой, а не врачом. '"Hli с самого детства мечтала стать медсестрой; уже когда играла в {, куклы... я их всех-то перебинтую, смажу лекарством. Я сколько ос помню себя, всегда представляю только медсестрой... как я уха-■ живаю за больными, сама лечу их раны, делаю уколы не больно; с я очень хочу делать людям приятное, а лечить — это очень благородно». Нина читает популярную медицинскую литерату­ру. Владеет навыками оказания элементарной первой помощи и любит при случае это делать.

Мама Нины (медсестра) очень не хочет, чтобы дочь стала медсе­строй: «Пусть любую другую специальность, только не эту, нервную, " неблагодарную работу». Приходила к профконсультанту, плакала, > j-'kJ-j просила отговорить дочь от сделанного выбора. Мать Нины хо--nifu. тела, чтобы ее дочь была портнихой. (По [109. С. 39, 40].)

Вопросы и темыдля размышления, разработки, дискуссий

1. Доводилось ли вам сталкиваться с неудачными затеями в области установления соответствия между особенностя­ми той или иной работы и личными качествами людей (под­бор кадров для организации, подбор профессии для чело­века, нововведения в организации и т.п.)?

2. Что делать, если после некоторого периода профессионального обучения или работы человек испытывает посто­янную неудовлетворенность сделанным ранее выбором?,

3. Можно ли ситуацию вынужденной перемены профессии, специальности преобразовать в ситуацию дальнейшего, профессионального развития человека?

4. Какие внутренние условия важно, по вашему мнению, принять во внимание, чтобы вынужденная перемена работы привела не к затяжному жизненному кризису, а к дальнейшему прогрессивному развитию человека как специалиста? [99], [85. С. 137—158].

Тема1. Признаки несоответствия (конфликта) между тре­бованиями трудового поста и личными особенностями работ­ника.

Тема 2.Конструктивное преодоление ситуаций обнару­жившегося стойкого несоответствия (конфликта) между тре­бованиями трудового поста и личными особенностями работника.

2.6. Кратко о возможных сбоях развития профессионала в связи с постановкой образовательных процессов

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.