Здавалка
Главная | Обратная связь

О «естественном» профессиональном отборе



Так называемый естественный профессиональный отбор [31 ] (в противоположность планомерно организованному отбору кадров [17]) — явление распространенное и постоянно вос­производящееся в жизни. Сущность его состоит в том, что люди, включившись в обучение или труд по профессии, спе­циальности, роду занятий, сталкиваются с фактами той или иной успешности своей деятельности, той или иной удовлет­воренности ею. В результате они либо «находят себя», зак­репляются и развиваются на данном пути, либо отсеиваются, вытесняются из соответствующей области занятости (пред­намеренно или вынужденно).

Другие возможные обозначения обсуждаемых явлений (применяемые в контекстах экономики, социологии труда, профессиональной педагогики) — «текучесть кадров», «отсев контингента обучаемых», «профессиональная устойчивость работников» и подобные.

 

«Естественный» профессиональный отбор не обязательно «стихиен»

Возникает обсуждаемое явление по многим и разным внут­ренним и внешним причинам. Это могут быть хорошая или плохая ориентированность в мире профессий и требованиях их к человеку; знание, незнание или недооценка медицинс­ких и психолого-педагогических противопоказаний к выбо­ру профессий; хорошее или плохое знание человеком себя, заниженный, завышенный или нормальный уровень притя­заний работника на успех и общественное признание. Суще­ственна здесь также более или менее выраженная способность к волевым усилиям при одолении трудностей началь­ной адаптации к трудовому сообществу после окончания про­фессионального учебного заведения. Важно и многое другое, относящееся к областям общей и психологической грамотно­сти, культуры, просвещенности, осведомленности, интеллек­та (ума) людей.

Внешними причинами поворотов на трудовом пути могут оказаться материальная нужда, утрата здоровья, недостаток потребной информации о правильном выборе дела с учетом обстоятельств типа «хочу — могу — нужно», удаленность ме­ста работы от жилья, «давление» малой группы, позиция се­мьи, некомпетентность кадровых служб и подобное.

Так или иначе, могут возникать ситуации более или менее неизбежной перемены человеком труда или формы профес­сионального обучения. При этом сам субъект может в резуль­тате неудачи, что называется, «разжиться умом», начать глуб­же и разностороннее взвешивать свои последующие реше­ния, о чем уже шла речь в иной связи. Он может изменить, исправить некоторые свои взгляды на будущее, усвоить но­вые отношения к важным сторонам жизни, с чем-то смирить­ся и, наконец, «найти себя» в какой-то удовлетворяющей его деятельности. В этом смысле предшествующие неудачи мож­но истолковать как небесполезные пробы сил, приведшие к удовлетворительному или даже хорошему исходу.

Современная жизнь сложна, характеризуется значитель­ной неопределенностью возможных событий. И нельзя в ней все заранее вычислить как, скажем, при строительстве зда­ния или сооружения (человечество, кажется, ушло от эпох, когда здания, храмы нередко рушились из-за недостатка зна­ний о свойствах материалов). Это — во-первых.

Во-вторых, то, что со стороны и в качестве массового про­цесса (при статистическом, обезличивающем подходе) может казаться «стихийным» (как бы не поддающимся управлению), в индивидуальных случаях может быть связано с глубоко об­думанными действиями, решениями.

Каждый человек из многомиллионного населения страны в меру активности, саморегуляции, склада ума строит свой жизненный трудовой путь и самого себя. И едва ли можно учесть все случаи подобного рода. Но если судить по биогра­фиям достаточно знаменитых людей, то многие из них харак­теризуются отнюдь не линейными путями профессионально­го развития. А.П. Чехов выучился на врача, заведовал неко­торое время земской лечебницей, а миру известен как писатель. При этом опыт общения с людьми внес существен­ную лепту в его творчество [63]. К.Д. Ушинский учился на юриста, работал на кафедре энциклопедии законоведения, го­сударственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, а в историю вошел как основоположник науч­ной педагогики в России [201. Т. 2. С. 497, 498]. И подобных примеров много. Возможно, вы найдете их и в опыте своих жизненных наблюдений. Более того, замечено, что переклю­чение человека на работу в новых областях может способство­вать активизации его творческих возможностей. Так, выда­ющийся немецкий ученый Г.Л.Ф. Гельмгольц, сделав крупные открытия в физике, переключился на физиологию, где ему также принадлежат значительные достижения (по [16. С. 93]).

Замечено также, что люди могут преобразовать традици­онный облик профессии, а не просто приспособиться к ней. Они изменяют область приложения своих сил, организацию труда, его условия и средства, перераспределяют функции между участниками работы, а также между человеком и ма­шиной. Описан поучительный пример. Человека приняли на работу по раскалыванию орехов вручную. Сиди и бей по скор­лупе. А он придумал и сделал пневматический агрегат, кото­рый многократно повысил производительность труда (под­робнее о творческих переформулировках задач см. [253], [254]). Сама по себе идея творческого обновления профессий и даже их создания в соответствии с индивидуальностью работающего высказана давно. И не только в науке, но и в художественной литературе. Так, в повести Конана Дойля «Знак четырех» (глава 1) герой ее — Шерлок Холмс — прямо гово­рит, что, поскольку ум его требует напряженной деятельности, он сам создал свою профессию детектива-консультанта.

Итак, то, что мы огульно и условно назвали «стихийным» профессиональным отбором, не всегда ведет к нежелатель­ным последствиям.

Некоторые варианты «стихийного» профотбора

1. Вынужденная смена человеком рода занятий, профессии (или формы соответствующего обучения):

а) по внешним причинам, коренящимся в обществен­ной среде и не зависящим от данного человека (раз­ного рода непредвиденные ситуации возникновения безработицы, неприятие человека группой и т.п.);

б) в результате принятого человеком решения, обус­ловленного сознанием своей стойкой неуспешнос­ти в избранной деятельности;

в) в результате явных изменений, утрат в состоянии здоровья.

2. Преднамеренная смена человеком рода занятий, профессии (или формы соответствующего обучения) с надеждой на пер­спективы дальнейшего профессионального развития:

а) при возникновении общественной ситуации, от­крывающей новые перспективы профессионально­го развития;

б) при переосмыслении человеком своих возможнос­тей в связи с усвоенным опытом, более верным зна­нием о себе.

3. Закрепление себя на данном профессиональном пути:

а) за счет переосмысления своей активности, нахож­дения новых перспектив и смыслов деятельности, путей приспособления к ней;

б) за счет преобразования традиционного облика про­фессии (совершенствования условий, средств тру­да, его организации и т.п.).

 

УПРАЖНЕНИЕ

Постарайтесь припомнить, привести примеры (из своего жиз­ненного опыта или литературы), иллюстрирующие приведенную выше группировку вариантов так называемого стихийного от­бора людей для профессий (или форм соответствующего обра­зования). Можете, сообразно известным вам фактам, улучшить эту группировку.

 

Какие же варианты, из числа отмеченных выше, уместно счесть желательными, а какие — допустимыми? То, что при­емлемо при рассмотрении индивидуального случая может оцениваться даже как нежелательное с точки зрения управ­ления массовыми процессами в обществе. Выше мы привели в качестве ценных образцов жизнепостроения штрихи био­графий знаменитых людей. Но представим себе, что врачи «валом» захотят стать писателями, юристы — педагогами, физики — физиологами и т.д. Больший хаос в области труда трудно вообразить. Поэтому и возникают задачи своевремен­ной и научно обоснованной профессиональной ориентации, профконсультации молодежи, консультативной поддержки профессионалов на всех этапах их развития, включая и пре­дупреждение «шока отставки» вблизи пенсионного возрас­та. Все это комплексные, междисциплинарные проблемы го­сударственной важности, к обсуждению которых обратимся несколько позднее.

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. О чем полезно знать, чтобы исключить грубые ошибки при планировании начальных этапов профессионального пуги?

2f... Стоил1 ли иметь запасные варианты личных профессиональных планов или лучше неуклонно стремиться к реализации раз и навсегда принятого плана?

 

Тема 1. Информационное обеспечение выбора профессии.

Тема 2. Выбор профессии как решение задачи в условиях неопределенности [116].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.