О «естественном» профессиональном отборе
Так называемый естественный профессиональный отбор [31 ] (в противоположность планомерно организованному отбору кадров [17]) — явление распространенное и постоянно воспроизводящееся в жизни. Сущность его состоит в том, что люди, включившись в обучение или труд по профессии, специальности, роду занятий, сталкиваются с фактами той или иной успешности своей деятельности, той или иной удовлетворенности ею. В результате они либо «находят себя», закрепляются и развиваются на данном пути, либо отсеиваются, вытесняются из соответствующей области занятости (преднамеренно или вынужденно). Другие возможные обозначения обсуждаемых явлений (применяемые в контекстах экономики, социологии труда, профессиональной педагогики) — «текучесть кадров», «отсев контингента обучаемых», «профессиональная устойчивость работников» и подобные.
«Естественный» профессиональный отбор не обязательно «стихиен» Возникает обсуждаемое явление по многим и разным внутренним и внешним причинам. Это могут быть хорошая или плохая ориентированность в мире профессий и требованиях их к человеку; знание, незнание или недооценка медицинских и психолого-педагогических противопоказаний к выбору профессий; хорошее или плохое знание человеком себя, заниженный, завышенный или нормальный уровень притязаний работника на успех и общественное признание. Существенна здесь также более или менее выраженная способность к волевым усилиям при одолении трудностей начальной адаптации к трудовому сообществу после окончания профессионального учебного заведения. Важно и многое другое, относящееся к областям общей и психологической грамотности, культуры, просвещенности, осведомленности, интеллекта (ума) людей. Внешними причинами поворотов на трудовом пути могут оказаться материальная нужда, утрата здоровья, недостаток потребной информации о правильном выборе дела с учетом обстоятельств типа «хочу — могу — нужно», удаленность места работы от жилья, «давление» малой группы, позиция семьи, некомпетентность кадровых служб и подобное. Так или иначе, могут возникать ситуации более или менее неизбежной перемены человеком труда или формы профессионального обучения. При этом сам субъект может в результате неудачи, что называется, «разжиться умом», начать глубже и разностороннее взвешивать свои последующие решения, о чем уже шла речь в иной связи. Он может изменить, исправить некоторые свои взгляды на будущее, усвоить новые отношения к важным сторонам жизни, с чем-то смириться и, наконец, «найти себя» в какой-то удовлетворяющей его деятельности. В этом смысле предшествующие неудачи можно истолковать как небесполезные пробы сил, приведшие к удовлетворительному или даже хорошему исходу. Современная жизнь сложна, характеризуется значительной неопределенностью возможных событий. И нельзя в ней все заранее вычислить как, скажем, при строительстве здания или сооружения (человечество, кажется, ушло от эпох, когда здания, храмы нередко рушились из-за недостатка знаний о свойствах материалов). Это — во-первых. Во-вторых, то, что со стороны и в качестве массового процесса (при статистическом, обезличивающем подходе) может казаться «стихийным» (как бы не поддающимся управлению), в индивидуальных случаях может быть связано с глубоко обдуманными действиями, решениями. Каждый человек из многомиллионного населения страны в меру активности, саморегуляции, склада ума строит свой жизненный трудовой путь и самого себя. И едва ли можно учесть все случаи подобного рода. Но если судить по биографиям достаточно знаменитых людей, то многие из них характеризуются отнюдь не линейными путями профессионального развития. А.П. Чехов выучился на врача, заведовал некоторое время земской лечебницей, а миру известен как писатель. При этом опыт общения с людьми внес существенную лепту в его творчество [63]. К.Д. Ушинский учился на юриста, работал на кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, а в историю вошел как основоположник научной педагогики в России [201. Т. 2. С. 497, 498]. И подобных примеров много. Возможно, вы найдете их и в опыте своих жизненных наблюдений. Более того, замечено, что переключение человека на работу в новых областях может способствовать активизации его творческих возможностей. Так, выдающийся немецкий ученый Г.Л.Ф. Гельмгольц, сделав крупные открытия в физике, переключился на физиологию, где ему также принадлежат значительные достижения (по [16. С. 93]). Замечено также, что люди могут преобразовать традиционный облик профессии, а не просто приспособиться к ней. Они изменяют область приложения своих сил, организацию труда, его условия и средства, перераспределяют функции между участниками работы, а также между человеком и машиной. Описан поучительный пример. Человека приняли на работу по раскалыванию орехов вручную. Сиди и бей по скорлупе. А он придумал и сделал пневматический агрегат, который многократно повысил производительность труда (подробнее о творческих переформулировках задач см. [253], [254]). Сама по себе идея творческого обновления профессий и даже их создания в соответствии с индивидуальностью работающего высказана давно. И не только в науке, но и в художественной литературе. Так, в повести Конана Дойля «Знак четырех» (глава 1) герой ее — Шерлок Холмс — прямо говорит, что, поскольку ум его требует напряженной деятельности, он сам создал свою профессию детектива-консультанта. Итак, то, что мы огульно и условно назвали «стихийным» профессиональным отбором, не всегда ведет к нежелательным последствиям. Некоторые варианты «стихийного» профотбора 1. Вынужденная смена человеком рода занятий, профессии (или формы соответствующего обучения): а) по внешним причинам, коренящимся в общественной среде и не зависящим от данного человека (разного рода непредвиденные ситуации возникновения безработицы, неприятие человека группой и т.п.); б) в результате принятого человеком решения, обусловленного сознанием своей стойкой неуспешности в избранной деятельности; в) в результате явных изменений, утрат в состоянии здоровья. 2. Преднамеренная смена человеком рода занятий, профессии (или формы соответствующего обучения) с надеждой на перспективы дальнейшего профессионального развития: а) при возникновении общественной ситуации, открывающей новые перспективы профессионального развития; б) при переосмыслении человеком своих возможностей в связи с усвоенным опытом, более верным знанием о себе. 3. Закрепление себя на данном профессиональном пути: а) за счет переосмысления своей активности, нахождения новых перспектив и смыслов деятельности, путей приспособления к ней; б) за счет преобразования традиционного облика профессии (совершенствования условий, средств труда, его организации и т.п.).
УПРАЖНЕНИЕ Постарайтесь припомнить, привести примеры (из своего жизненного опыта или литературы), иллюстрирующие приведенную выше группировку вариантов так называемого стихийного отбора людей для профессий (или форм соответствующего образования). Можете, сообразно известным вам фактам, улучшить эту группировку.
Какие же варианты, из числа отмеченных выше, уместно счесть желательными, а какие — допустимыми? То, что приемлемо при рассмотрении индивидуального случая может оцениваться даже как нежелательное с точки зрения управления массовыми процессами в обществе. Выше мы привели в качестве ценных образцов жизнепостроения штрихи биографий знаменитых людей. Но представим себе, что врачи «валом» захотят стать писателями, юристы — педагогами, физики — физиологами и т.д. Больший хаос в области труда трудно вообразить. Поэтому и возникают задачи своевременной и научно обоснованной профессиональной ориентации, профконсультации молодежи, консультативной поддержки профессионалов на всех этапах их развития, включая и предупреждение «шока отставки» вблизи пенсионного возраста. Все это комплексные, междисциплинарные проблемы государственной важности, к обсуждению которых обратимся несколько позднее. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. О чем полезно знать, чтобы исключить грубые ошибки при планировании начальных этапов профессионального пуги? 2f... Стоил1 ли иметь запасные варианты личных профессиональных планов или лучше неуклонно стремиться к реализации раз и навсегда принятого плана?
Тема 1. Информационное обеспечение выбора профессии. Тема 2. Выбор профессии как решение задачи в условиях неопределенности [116].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|