Здавалка
Главная | Обратная связь

О возможностях и ограничениях подбора профессии для человека



В тех случаях, когда подыскивают тем или иным способом людей, подходящих для данной работы, профессии, говорят о профотборе. Но есть и иная задача — подыскать, подобрать для данного человека подходящую профессию. В этом случае говорят обычно о консультировании по выбору профессии, о профконсультации (в литературе первых десятилетий два­дцатого века нередко употреблялось в этом значении слово «профподбор»).

Консультирование совместная деятельность консультанта и оптанта

Профконсультант — не Дельфийский оракул. От него следу­ет ожидать не категорических предсказаний и предписаний, а содействия консультируемому (или оптанту — от лат. optatio избрание, желание) в уменьшении неопределенности ситуа­ции при выборе профессии. А «хозяин» выбора — оптант. Профконсультация — совместная деятельность консультан­та и оптанта по выработке решения о выборе профессии. Эта оговорка нужна потому, что на область профконсультации часто переносятся стереотипы взаимодействия специалиста и заказчика, выработанные в других областях жизни. Напри­мер, врач, обследовав больного, назначает лекарство, режим и т.п. Решение здесь принимает врач. Наладчик технологи­ческого оборудования, установив неисправность, принимает решение о том, что делать. Не будем уж напоминать о живот­новодах.

Необязательная вставка. Будущее не предначертано. Тем более это относится к будущему сложных систем, каковы­ми являются человек и общество. В обиходе часто исходят из того, что надо-де узнать о будущем (как будто это есть некая закулисная реальность, стоит лишь «заглянуть»), «По­живем — увидим». Но остается вопрос: «Побездельничаем-подождем, чтобы увидеть» или «Сделаем все возможное, чтобы будущее стало желательным для нас» ? Вот, например, в арабских сказках «Тысяча и одна ночь» часто подчеркива­ется предопределенность будущего. Если уж, скажем, тебе суждено пропасть или выиграть в такое-то время и в таком-то месте, то в другом месте и в другое время это никак не произойдет. Но даже и при такой идее герои сказок не ждут, сложа руки, исполнения предначертаний, а актизно действу­ют. Вспомните Синдбада-морехода. Он и тонул, и был зажи­во похоронен, и оставлен, забыт спутниками в неведомых землях, и попадал к людоедам, но всегда проявлял присут­ствие духа, находчивость, изобретательность, активно дей­ствовал. И в результате спасался. В упомянутых сказках есть и такая ценная заповедь: «Кто не думает об исходе дел, тому судьба не друг».

В связи со сказанным, важно не «узнавать» о будущем (его пока лет, и, как давно подмечено и в высокой науке, и в на­родном сознании, «бабка надвое сказала»). Важно думать о том, что надо делать, чему противодействовать, чтобы бу­дущее оказалось человекосообразным. Разумеется, не все в общественных процессах зависит от от­дельных людей. И жизнь отнюдь не всегда складывается так хорошо, как задумано. Но это особая область вопросов.

 

Что касается выбора профессии, то, по соображениям мо­ральным и правовым, он должен не навязываться человеку со стороны (пусть и под флагом науки), но осуществляться оптантом самостоятельно и сознательно. Предполагается, что человек сам должен нести и ответственность за свой выбор. Правда, один из парадоксов выбора профессии (точнее про­ектирования человеком своего профессионального будуще­го) состоит в следующем. С одной стороны, каждая область профессиональной деятельности — это целый мир. На вхож­дение в него требуются годы. С другой стороны, прежде чем выбрать что-либо, надо предварительно знать, из чего (из ка­кого множества объектов) выбираешь. А различных профес­сий в современном обществе, напомним, очень много — мно­гие тысячи. Как же быть? Нужно, в частности, располагать некоторой обзорной, краткой, «контурной» информацией о многих и разных профессиях. В связи с этим делаются спе­циальные описания профессий (профессиограммы) для це­лей профориентации. Но и при этом условии задача выбора профессии фактически очень сложна, отягощена «многими неизвестными».

Поэтому субъекту выбора необходима консультативная поддержка со стороны специалистов (профконсультантов). Нельзя сказать, что таковые существуют в достаточном ко­личестве. Более того, люди, именующие себя профконсуль-тантами и занимающие соответствующие должности, подчас не располагают достаточной информацией о мире профессий, о потребности общества в кадрах. Не располагают они и на­дежными средствами, а иногда и достаточным временем, что­бы оценить личные качества консультируемого. Но это уже вопросы другого рода.

 

Общие принципы профессионального самоопределения и психолого-педагогического руководства выбором профессии

Напомним (и отчасти уточним) эти принципы, сопроводив краткими пояснениями (подробнее см. [91. С. 121 —138]). В них, в частности, отображены возможности и ограничения

подбора профессии для человека

1. Равно уважать разные виды труда. Неуместно культиви­ровать, скажем, «профессиональную гордость» в отноше­нии одной профессии за счет обесценивания других. Важно изыскивать доводы, побуждающую информацию в рамках внутренних возможностей данной профессии, специаль­ности. Не следует сеять межпрофессиональную рознь людей.

2. Культивировать представление о полной психологической структуре (параграф 1.1) каждого вида труда (при опи­сании, пропаганде, рекламе любой профессии). Это, в ча­стности, означает, что, знакомя оптантов с миром профес­сий, важно подавать его не как безлюдную пустыню, на­чиненную машинами, технологиями, а как область человеческих деяний, как мир людей, знающих и любя­щих свое дело. Опасность видеть жизнь общества как бы без людей весьма реальна. Полистайте какой-нибудь «Большой» энциклопедический словарь (надо полагать, он отображает общественное сознание). Не исключено, что там не будет статей о многих профессионалах. «Токарный станок» есть, «токаря» нет. «Ткацкий станок», «ткань», даже «уток» и «основа» (в ткачестве) есть, а «ткачихи» нет. Человека, действующего на рабочем месте, упомянуть «за­были». Могут быть названы «адвокат», «прокурор», «врач», «учитель», но места им уделено не больше, чем птичке колибри.

3. Относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоз­зрения. Нельзя сказать, что человек имеет удовлетвори­тельные знания об обществе, если ему плохо ведома такая существенная часть общественной жизни, как множество видов профессионального труда.

4. Культивировать идеи отыскания, развития и максималь­ного использования ценных качеств человека; заботить­ся о формировании профессиональной пригодности. Кому и для чего нужны общество и производство, если люди из них выталкиваются как непригодные? Ведь общество это и есть люди. Важно содействовать профессиональному самоопределению не только практически здоровых, но и людей с частичной утратой трудоспособности. Важно куль­тивировать идеалы улучшения производственной среды, условий и средств труда сообразно особенностям чело­века.

 

5. Не решать вопрос за выбирающего профессию, а активи­зировать его в деле самоопределения, помогать информа­ционными средствами принять ему самостоятельное ре­шение. Об этом уже шла речь.

6. Считать сознательный и самостоятельный выбор про­фессии, самостоятельно построенный личный профессио­нальный план оптанта необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности профессией в будущем.

7. Доходить до каждого (индивидуально) в деле руководства профессиональным самоопределением на всех соответ­ствующих возрастных этапах развития человека. Одни­ми групповыми, массовыми формами работы огранивать­ся нельзя.

8. Считаться с уже сложившимися, имеющимися особеннос­тями, личными качествами, опытом оптанта.

9. Соблюдать профессиональную педагогическую, психоло­гическую тайну, требования педагогического такта. Све­дения о личных особенностях оптанта, о его личной ситуа­ции, добытые профконсультантом в ходе бесед, наблюде­ний, обследований, разглашению не подлежат. Идея «гласности» имеет силу для политики, но отнюдь не рас­пространяется на другие области (правомерно существу­ют, например, врачебная тайна, тайна денежных вкладов, военная тайна и т.п.).

10. Действовать в интересах оптанта, но не какой-либо уз­кой группировки людей. Вместе с тем помогать оптанту согласовывать его интересы с представлениями о служе­нии народу, благе народа в целом (помогать тем самым найти подлинный смысл будущей деятельности). Проф-консультант (или иной советчик по выбору профессии) не должен находиться под влиянием разного рода заинтере­сованных, но некомпетентных или недобросовестных лиц. Авторитет науки нельзя использовать для манипулирова­ния судьбами людей, не считаясь с их интересами. Но и интересы — не «константа». Их важно воспитывать.

УПРАЖНЕНИЕ

Припомните обстоятельства, связанные с построением вами про­екта своего профессионального будущего («выбора профес­сии», как мы для краткости обычно говорим). Постарайтесь от­метить, какие общие идеи, принципы были при этом фактически учтены или недооценены. Возможно, вы придерживаетесь дру­гих оснований подобной работы, нежели изложенные выше. Главное — подумать об этом.

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Искать профессию, подходящую к человеку («как ключ к замку») или помогать человеку найти для себя смысл в важ­ном деле?

2. Каковы необходимые, противопоказанные и нейтральные личные качества представителей вашей профессии?

 

Тема 1. Адаптация молодого специалиста на месте работы.

Тема 2. Явления творческого преобразования профессий людьми.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.