О возможностях и ограничениях подбора профессии для человека
В тех случаях, когда подыскивают тем или иным способом людей, подходящих для данной работы, профессии, говорят о профотборе. Но есть и иная задача — подыскать, подобрать для данного человека подходящую профессию. В этом случае говорят обычно о консультировании по выбору профессии, о профконсультации (в литературе первых десятилетий двадцатого века нередко употреблялось в этом значении слово «профподбор»). Консультирование — совместная деятельность консультанта и оптанта Профконсультант — не Дельфийский оракул. От него следует ожидать не категорических предсказаний и предписаний, а содействия консультируемому (или оптанту — от лат. optatio избрание, желание) в уменьшении неопределенности ситуации при выборе профессии. А «хозяин» выбора — оптант. Профконсультация — совместная деятельность консультанта и оптанта по выработке решения о выборе профессии. Эта оговорка нужна потому, что на область профконсультации часто переносятся стереотипы взаимодействия специалиста и заказчика, выработанные в других областях жизни. Например, врач, обследовав больного, назначает лекарство, режим и т.п. Решение здесь принимает врач. Наладчик технологического оборудования, установив неисправность, принимает решение о том, что делать. Не будем уж напоминать о животноводах. Необязательная вставка. Будущее не предначертано. Тем более это относится к будущему сложных систем, каковыми являются человек и общество. В обиходе часто исходят из того, что надо-де узнать о будущем (как будто это есть некая закулисная реальность, стоит лишь «заглянуть»), «Поживем — увидим». Но остается вопрос: «Побездельничаем-подождем, чтобы увидеть» или «Сделаем все возможное, чтобы будущее стало желательным для нас» ? Вот, например, в арабских сказках «Тысяча и одна ночь» часто подчеркивается предопределенность будущего. Если уж, скажем, тебе суждено пропасть или выиграть в такое-то время и в таком-то месте, то в другом месте и в другое время это никак не произойдет. Но даже и при такой идее герои сказок не ждут, сложа руки, исполнения предначертаний, а актизно действуют. Вспомните Синдбада-морехода. Он и тонул, и был заживо похоронен, и оставлен, забыт спутниками в неведомых землях, и попадал к людоедам, но всегда проявлял присутствие духа, находчивость, изобретательность, активно действовал. И в результате спасался. В упомянутых сказках есть и такая ценная заповедь: «Кто не думает об исходе дел, тому судьба не друг». В связи со сказанным, важно не «узнавать» о будущем (его пока лет, и, как давно подмечено и в высокой науке, и в народном сознании, «бабка надвое сказала»). Важно думать о том, что надо делать, чему противодействовать, чтобы будущее оказалось человекосообразным. Разумеется, не все в общественных процессах зависит от отдельных людей. И жизнь отнюдь не всегда складывается так хорошо, как задумано. Но это особая область вопросов.
Что касается выбора профессии, то, по соображениям моральным и правовым, он должен не навязываться человеку со стороны (пусть и под флагом науки), но осуществляться оптантом самостоятельно и сознательно. Предполагается, что человек сам должен нести и ответственность за свой выбор. Правда, один из парадоксов выбора профессии (точнее проектирования человеком своего профессионального будущего) состоит в следующем. С одной стороны, каждая область профессиональной деятельности — это целый мир. На вхождение в него требуются годы. С другой стороны, прежде чем выбрать что-либо, надо предварительно знать, из чего (из какого множества объектов) выбираешь. А различных профессий в современном обществе, напомним, очень много — многие тысячи. Как же быть? Нужно, в частности, располагать некоторой обзорной, краткой, «контурной» информацией о многих и разных профессиях. В связи с этим делаются специальные описания профессий (профессиограммы) для целей профориентации. Но и при этом условии задача выбора профессии фактически очень сложна, отягощена «многими неизвестными». Поэтому субъекту выбора необходима консультативная поддержка со стороны специалистов (профконсультантов). Нельзя сказать, что таковые существуют в достаточном количестве. Более того, люди, именующие себя профконсуль-тантами и занимающие соответствующие должности, подчас не располагают достаточной информацией о мире профессий, о потребности общества в кадрах. Не располагают они и надежными средствами, а иногда и достаточным временем, чтобы оценить личные качества консультируемого. Но это уже вопросы другого рода.
Общие принципы профессионального самоопределения и психолого-педагогического руководства выбором профессии Напомним (и отчасти уточним) эти принципы, сопроводив краткими пояснениями (подробнее см. [91. С. 121 —138]). В них, в частности, отображены возможности и ограничения подбора профессии для человека 1. Равно уважать разные виды труда. Неуместно культивировать, скажем, «профессиональную гордость» в отношении одной профессии за счет обесценивания других. Важно изыскивать доводы, побуждающую информацию в рамках внутренних возможностей данной профессии, специальности. Не следует сеять межпрофессиональную рознь людей. 2. Культивировать представление о полной психологической структуре (параграф 1.1) каждого вида труда (при описании, пропаганде, рекламе любой профессии). Это, в частности, означает, что, знакомя оптантов с миром профессий, важно подавать его не как безлюдную пустыню, начиненную машинами, технологиями, а как область человеческих деяний, как мир людей, знающих и любящих свое дело. Опасность видеть жизнь общества как бы без людей весьма реальна. Полистайте какой-нибудь «Большой» энциклопедический словарь (надо полагать, он отображает общественное сознание). Не исключено, что там не будет статей о многих профессионалах. «Токарный станок» есть, «токаря» нет. «Ткацкий станок», «ткань», даже «уток» и «основа» (в ткачестве) есть, а «ткачихи» нет. Человека, действующего на рабочем месте, упомянуть «забыли». Могут быть названы «адвокат», «прокурор», «врач», «учитель», но места им уделено не больше, чем птичке колибри. 3. Относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоззрения. Нельзя сказать, что человек имеет удовлетворительные знания об обществе, если ему плохо ведома такая существенная часть общественной жизни, как множество видов профессионального труда. 4. Культивировать идеи отыскания, развития и максимального использования ценных качеств человека; заботиться о формировании профессиональной пригодности. Кому и для чего нужны общество и производство, если люди из них выталкиваются как непригодные? Ведь общество это и есть люди. Важно содействовать профессиональному самоопределению не только практически здоровых, но и людей с частичной утратой трудоспособности. Важно культивировать идеалы улучшения производственной среды, условий и средств труда сообразно особенностям человека.
5. Не решать вопрос за выбирающего профессию, а активизировать его в деле самоопределения, помогать информационными средствами принять ему самостоятельное решение. Об этом уже шла речь. 6. Считать сознательный и самостоятельный выбор профессии, самостоятельно построенный личный профессиональный план оптанта необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности профессией в будущем. 7. Доходить до каждого (индивидуально) в деле руководства профессиональным самоопределением на всех соответствующих возрастных этапах развития человека. Одними групповыми, массовыми формами работы ограниваться нельзя. 8. Считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом оптанта. 9. Соблюдать профессиональную педагогическую, психологическую тайну, требования педагогического такта. Сведения о личных особенностях оптанта, о его личной ситуации, добытые профконсультантом в ходе бесед, наблюдений, обследований, разглашению не подлежат. Идея «гласности» имеет силу для политики, но отнюдь не распространяется на другие области (правомерно существуют, например, врачебная тайна, тайна денежных вкладов, военная тайна и т.п.). 10. Действовать в интересах оптанта, но не какой-либо узкой группировки людей. Вместе с тем помогать оптанту согласовывать его интересы с представлениями о служении народу, благе народа в целом (помогать тем самым найти подлинный смысл будущей деятельности). Проф-консультант (или иной советчик по выбору профессии) не должен находиться под влиянием разного рода заинтересованных, но некомпетентных или недобросовестных лиц. Авторитет науки нельзя использовать для манипулирования судьбами людей, не считаясь с их интересами. Но и интересы — не «константа». Их важно воспитывать. УПРАЖНЕНИЕ Припомните обстоятельства, связанные с построением вами проекта своего профессионального будущего («выбора профессии», как мы для краткости обычно говорим). Постарайтесь отметить, какие общие идеи, принципы были при этом фактически учтены или недооценены. Возможно, вы придерживаетесь других оснований подобной работы, нежели изложенные выше. Главное — подумать об этом.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Искать профессию, подходящую к человеку («как ключ к замку») или помогать человеку найти для себя смысл в важном деле? 2. Каковы необходимые, противопоказанные и нейтральные личные качества представителей вашей профессии?
Тема 1. Адаптация молодого специалиста на месте работы. Тема 2. Явления творческого преобразования профессий людьми.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|