Здавалка
Главная | Обратная связь

О преобразованиях человека для профессии



Было время, когда даже освоение грамоты являлось достаточ­но тяжким делом. Легко ли понять ребенку и даже неграмот­ному взрослому, почему «буки» и «аз» это «ба»? Почему «по-: кой» и «он» — «по»? Все дело в способах обучения. Так на­зываемый буквослагательный метод обучения чтению давно отвергнут. И сейчас надежно обучают грамоте каждого, включая и детей с некоторыми задержками умственного раз­вития.

Но вопросы построения подходящих, все более совершен­ных приемов обучения возникают вновь и вновь. В частно­сти, и на учебно-профессиональном материале. И вопросы этого рода приходится решать с учетом особенностей и зако­номерностей психики людей.

Вот некоторые иллюстрирующие примеры. Оказывается, сталеварам, подручным сталеваров (несмотря на наличие ла­бораторных экспресс-анализов, приборов для дистанционно­го определения температуры нагретых тел) важно, например, «на глаз» оценивать и отслеживать тонкие оттенки цветов в «теплой» части спектра. Дело обучения сталеваров осложняет­ся еще и тем, что дорогостоящий процесс плавки непрерывен, его не остановишь и не замедлишь, чтобы дать обучаемым воз­можность «осмотреться», что-то «разглядеть получше», обсу­дить и т.п. Можно постоять около бригады работающих ста­леваров, но не заметить и не понять того, что является дей­ствительным внутренним содержанием их труда и что, следовательно, должно стать подлинным содержанием про­фессионального обучения. Поэтому требуется целая система обучающих средств. О ней в целом мы здесь не будем рас­суждать и ограничимся одним общепонятным и поучитель­ным, надеемся, примером. Был сконструирован и применен (при обучении подручных сталевара широкого профиля) спе­циальный тренажер для выработки соответствующих навы­ков. А именно сенсорных навыков, т.е. связанных с работой органов чувств, в данном случае — глаз. В результате у обучае­мых резко повысилась точность соответствующих (познава­тельных) действий [100. С. 14, 15]. Если бы этого методичес­кого изобретения не было, кому-нибудь пришла бы в голову идея подбирать, отбирать для обучения данной профессии «профпригодных» по признаку цветоразличения указанного выше рода. А откуда они возьмутся в достаточном количестве среди лиц, желающих стать сталеварами, а не художниками?

Еще пример. В работе многих людей, обслуживающих тех­нику, важную роль играет так называемый технический слух. Так, ослушивание работающего двигателя внутреннего сго­рания позволяет решить вопрос, требуется ли его разборка для ремонта и в каком объеме. Для работника, скажем, сель­ского хозяйства во время страды это вопрос очень острый (ра­зобрать ли один определенный узел или «разваливать» весь

двигатель). Но не все трактористы, шоферы, комбайнеры оди­наково успешно справляются с задачами ослушивания тех­ники (а многие поломки можно предупредить, ориентируясь на технические шумы). Надо, правда, заметить, что дело тут не только в слухе, но также в знании и применении некото­рых мысленных правил, схем решения соответствующих за­дач распознания (диагностики) неисправностей техники (важно как бы мысленно видеть, — представлять — что и как устроено «внутри» машины) [205], [206]. Но в любом случае речь идет о таких составляющих подготовки работника, ко­торые не сводятся к навыкам двигательным. Специальные уп­ражнения по развитию технического слуха привели к тому, что успешность ослушивания двигателей существенно улуч­шилась у обучаемых [79. С. 14, 15], [237. С. 112, 113].

Необязательное примечание. Нередкий и неверный ход -«/1 мысли при совершенствовании методов профессионального обучения состоит в том, что главным считается научить новичка «движениям», «поведению», подмеченным у про­фессионала. Подлинные же секреты мастерства, включая и качество движений, коренятся в особенностях психической регуляции внешних проявлений человека. Недооценка познавательных составляющих действий про­фессионалов и разработка неудачных методов обучения дви-- жениям случались, например, и в практике подготовки музыкантов-исполнителей. Скажем, было (более века тому назад) придумано «немое фортепиано» (не издававшее звуков). Учись, дескать, правильно стучать по клавишам, ста­нешь виртуозом. Однако дело не пошло.

Об особенностях профессионального образования как средства обеспечения соответствия человека требованиям профессии!

То, что профессиональное образование как раз и должно обеспечить соответствие человека требованиям профессии, разумеется само собой. Но все дело в том, как строятся отве­ты на вопросы такого рода: «Что воспитывать у подопечных и чему их учить?», «Как это делать?», «Каково наилучшее соот­ношение преподнесенной и самостоятельно обретенной под­готовленности?», «Тому ли мы учим будущего специалиста, что ему понадобится в работе, или нагружаем его информа­ционным балластом?». И это далеко еще не все вопросы, ко­торые приходится иметь в виду при построении образователь­ных систем. При небольшой переформулировке они приме­нимы и в области самообразования. Да и нельзя научить человека (или научить себя) всему раз и навсегда, на всю ос­тавшуюся жизнь. Быть может, в специальном учебном заве­дении важно приобрести некоторые крепкие основы профес­сиональной подготовленности плюс правильное отношение к новшествам, неожиданностям и умение самостоятельно двигаться по пути совершенствования профессионализма? Таким и подобным вопросам посвящены многие и многие пуб­ликации. Здесь мы ограничимся общеориентирующими све­дениями, которые, надеемся, будут полезны читателю при са­мостоятельном обдумывании (проектировании) и построении своего жизненного трудового пути.

«Болевая точка» (даже кризис) образования в современ­ных условиях видится в том, что имеет место и растет отста­вание образования от развития культуры, понимаемой в ши­роком смысле слова (как множества достижений человече­ства, включая производство, науку, общественное устройство иподобн.). См. [232. С 10—57], [204. 119—139].

Важная причина этого обстоятельства состоит в следую­щем. Традиционно усилия обучающих направлены в основ­ном и главном не на организацию деятельности обучаемых, а на способы преподнесения им специально подготовленного, «готового» материала (кстати, все возрастающего по объему). Материал этот, правда, специально приспосабливают к воз­можностям обучаемых (упрощают, делают доступным сооб­разно уровню их подготовленности, идут «от простого к слож­ному», применяют наглядность и т.п.). Что тут плохого? И как же иначе?

Новый, полагаем, верный подход состоит в том, что глав­ной целью обучающего становится формирование деятель­ности обучаемого по исследованию объекта (по определен­ной программе, сообразованной с логикой системного под­хода к вопросам познания). Эту задачу можно и нужно ставить также и в деле самообразования, работы над собой.

Известно, что люди в естественных условиях (и даже дети, еще не «испорченные» в школе аналитическим подходом к познанию мира) двигаются от незнания к знанию следующим образом. Они не суммируют отдельно выхватываемые впе­чатления, а, наоборот, идут от целостного (пусть вначале не­четкого, диффузного) представления о некотором объекте и лишь после приступают к рассмотрению, анализу его элемен­тов, вникают в подробности [182].

Необязательное примечание. Еще писатель XIX века В.Ф. Одоевский высказывал подобную мысль: «Дети были лучшими моими учителями... Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума нет отдельно ни физи­ки, ни химии, ни антропологии... Ребенок не будет вас слу­шать, если вы заговорите систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химичес­ком превращении сена в кровь и тело, о лошади как движу­щей силе, о лошади как эстетическом предмете. Дитя — отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя ' его в живой цельности, — в том вся задача педагогики» (цит.! -.-VTV7 по [55. С 96]).

По-видимому, целесообразно обеспечить также и обучаемому (и обучающему себя) вначале представление об общем, виде структуры (устройства) изучаемого объекта. И лишь пос­ле осознания ее переходить к подробному (аналитическому) рассмотрению его (объекта) составляющих. Иначе говоря, важно предусмотреть мысленное составление обучаемым (и обучающим себя) как бы «контурной карты» подлежащего изучению предметного содержания (положим, учебной темы), и лишь после переходить к детализации. Возможно, некоторые педагоги (или люди, занятые самообразованием) так и делают. Что ж, хорошо. Это соответствует идеологии, логике системного подхода в научном познании. Но это не соответ­ствует привычным ходам мысли все же многих людей, воспи­танных в недрах классических, аналитических подходов в науке (когда вначале первенствует идея детализации, «углуб­ления» знания, что на своем месте, конечно, хорошо и необ­ходимо). Так или иначе, стратегия движения учебного позна­ния от «целого к частям» может вызывать отпор у людей, име­ющих сложившиеся и плохо сознаваемые стереотипы, связанные с культом, первенством стратегии «от частей к це­лому» (пусть под видом здравой идеи «от простого к сложно­му»).

Подчеркнем, дело не просто в том, чтобы вести, «тащить» обучаемого от целого к частям объекта, их взаимосвязям, к, внутренним и внешним связям изучаемой системы. Важно, чтобы обучаемый сам осознавал и усваивал такой ход позна­ния. В этом случае он сможет применять его и к другим объек­том. Иначе говоря, важно, чтобы стратегия системного под­хода к учебному познанию стала осознанным внутренним средством учебно-познавательной деятельности. Это и будет означать, что внесен некоторый вклад в формирование у че­ловека не просто очередных новых знаний об изучаемой ре­альности, а в формирование именно его деятельности. И су­щественным звеном этого вклада является знание, которое можно назвать методологическим. Почему? Потому что че­ловек начинает знать, как вообще самостоятельно двигаться от незнания к знанию.

Общая схема соответствующего движения (в контексте системного подхода) сводится к следующему (см. [204. С. 123], [232], [137], [255]).

• Выделить, определить (ограничить, «очертить») предмет рассмотрения, насколько это возможно на начальном эта­пе развития знаний о нем. Для этого важно уяснить мно­жество существенных свойств изучаемого объекта как це-лостности (системы), т.е. определить качественное свое­образие данной системы.

• Уяснить, определить значение объекта для нас, его функ­ции.

• Выделить строение (структуру) объекта, его составляю­щие. Эти составляющие могут быть не обязательно вос­принимаемыми органами чувств, но и умопостигаемыми.

При этом важно обратить внимание на относительное положение, связи, зависимости этих составляющих или их относительную независимость. Иногда говорят о связях ; «вертикальных» и «горизонтальных», о зависимости одного элемента от другого или о зависимости двух или бо­лее относительно равнозначных элементов от какого-то еще одного звена системы и т.п.

• Выделить среди множества связей, характеризующих си­стему, наиболее важные, основные («системообразую­щие»), без которых она не может возникнуть и существо­вать, «распадается» как таковая.

• Уяснить то, что является внешней средой («объемлющей системой») по отношению к данному объекту; различить внешние и внутренние (внутрисистемные) связи.

• Определить границы допустимых изменений и устойчи­вого существования объекта как целостности (системы), в частности, и во времени. Уяснить, насколько возможно, вопросы, связанные с возникновением и перспективами существования, развития системы.

Примечание, Напомним, что системы, являющиеся предме­том естественнонаучного знания, могут быть в своем роде «вечными», длительно существующими. А многие предме­ты обществоведческого, гуманитарного знания, как прави­ло, могут возникать, существенно и быстро изменяться, «от­мирать» в масштабах человеческой жизни. Поэтому реко­мендации системного подхода при движении от незнания к знанию должны разумно конкретизироваться.

• Определить, если возможно, количественные показатели динамики (изменений, движения, «поведения») объекта.

Конкретные примеры применения системного подхода при организации процессов образования в общеобразова­тельной и профессиональной школе можно найти в публика­циях [232], [204].

 

УПРАЖНЕНИЯ

Попробуйте применить приведенную выше последовательность ходов мысли по системному рассмотрению объектов к каким-нибудь простым вещам (по своему выбору). Например, к утрен­ней чашке чая, сообщению о прогнозе погоды, вашему маршру­ту на работу (или учебу), к этикетке на спичечной коробке и т.п.

Рассмотрите аналогичным образом какие-либо явления, темы, события из области вашей профессиональной подготовки или работы.

Примечание. Самое главное при выполнении предложенных здесь упражнений состоит не в том, чтобы придти к некоей «истине в последней инстанции». Как правило, это невоз­можно. Главное — освоить последовательность ступеней си­стемного рассмотрения любого объекта. Во-первых, вы убе­дитесь, что, казалось бы, простые объекты не так уж про-' сты. Во-вторых, вы увидите их «другими глазами». При системном рассмотрении объектов мир предстает нам как • бы иным, более широким и многосвязным. У нас возникает перспектива дальнейшего самостоятельного движения от незнания к знанию.

О месте и роли самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов деятельности

Выдающиеся люди планеты (а они вместе с тем и профессио­налы), а также и произведения народной мудрости, что назы­вается, в один голос утверждают (в образной форме или по­средством логических суждений) важную для нас истину. А именно: необходимое и важнейшее условие достижения ус­пеха в жизни и деятельности (в учении, труде) — это собствен­ные усилия человека. Не сам по себе процесс обучения, не везение, не «дар» свыше, не «талант», неизвестно откуда взяв­шийся, а «пот», усердие в работе над собой и подобное — вот что главное.

Самообразование справедливо считают неотъемлемой ча­стью систематического обучения в стационарных учебных за­ведениях. Это относится и к переподготовке профессионалов, повышению их квалификации [168. С. 71—73], [44. С. 306—307]. Оно (самообразование) способствует совершенствованию профессионально важного опыта (познавательных и практи­ческих умений, знаний, должных эмоциональных пережива­ний), формированию ценностных представлений, идеалов, отношений к внешнему миру и к себе, реалистических жиз­ненных планов.

Важной задачей самообразования может быть изучение тех областей знания и практики, которые по тем или иным причи­нам не представлены или недостаточно (по мнению формирую­щегося профессионала) представлены в учебном заведении.

Самообразование может осуществляться путем как инди­видуальной работы, так и групповой (за счет деятельного включения человека в общности людей, объединенных «по интересам», за счет делового общения со специалистами, не говоря уже о целенаправленном поиске и изучении литера­туры, пробах сил в решении соответствующих задач).

Важными составляющими деятельности по самообразова­нию считаются следующие. Обдумывание, составление об­щей программы работы над собой. Конкретное планирование этой работы во времени. Самоконтроль (периодическое сли­чение сделанного с задуманным и внесение необходимых поправок в планы работы). Важно, конечно, и множество по­буждений (мотивов), которые выступают в итоге (в качестве результирующего эффекта) как устойчивое стремление че­ловека к самосовершенствованию. (Поскольку вы открыли данную книгу и добрались до этих строк, то, надо полагать,* стремление к самосовершенствованию у вас уже достаточно хорошо выражено.)

Важными условиями выполнения любых программ, пла­нов являются организационные умения и навыки. Они отно­сятся к обширной разновидности так называемых общетру­довых, т.е. важных в самых разных видах профессиональной деятельности. Речь в нашем случае идет об организации ра­бочего места, рабочей зоны, об установлении и поддержании здесь необходимого порядка; о налаживании относительно бесконфликтных взаимоотношений с окружающими, о само­контроле. Важны достаточно развитые умения волевой само­регуляции. Они проявляются и формируются при преодоле­нии трудностей в деятельности.

Мы не будем здесь погружаться в обоснованные наукой суждения и логические выкладки, а сошлемся на авторите­ты. Правда, в науке это не считается способом достоверного доказательства, но в данном случае нельзя отрицать, что речь идет о ссылках на многолетний опыт, практику людей. А ко­нечным судьей в установлении истины (т.е. признанным «кри­терием истины») и в науке считается именно практика.

Итак, приведем некоторые высказывания соответствую­щего рода.

«...пора перестать ждать неожиданных подарков от жиз­ни, а самому делать жизнь». Л.Н. Толстой. Русский писатель (1828—1910), (цит. по [27. С. 82]).

«Пути не открываются перед теми, кто не борется» Лу Синь. Китайский писатель (1881—1936), (цит. по [27. С. 56]).

«Человек не должен жаловаться на времена; из этого ни­чего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, что­бы улучшать его» Томас Карлейль. Англ. мыслитель (1795— 1881), (цит. по [27. С. 60]).

«Непосредственного материала, которого не приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобре­тать, так как его нужно нагревать... Человеческий пот и чело­веческий труд добывают для человека средства удовлетворе­ния его потребностей». Георг В.Ф. Гегель. Немецкий фило­соф (1770—1831). (цит. по [27. С. 65]).

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую». Френсис Бекон. Английский философ (1561—1626), (цит. по [27. С. 59]).

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщить­ся, должен достигнуть этого собственной деятельностью, соб­ственными силами, собственным напряжением. ...самодея­тельность — средство и одновременно результат образова­ния...» Адольф Дистервег. Немецкий педагог (1790—1866), (цит. по [27. С. 198]).

«Гений — это терпение». Мысль, приписываемая фран­цузскому естествоиспытателю Ж. Бюффону (1707—1788). (цит. по кн.: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. — М., 1955. С. 117).

«Не говори, чему учился, а говори, что узнал» (Послови­ца).

УПРАЖНЕНИЕ

Независимо от того, есть у вас написанные программы, планы работы над собой или их нет (они важны не «на бумаге», а «в голове»), проговорите их содержание какому-либо воображае­мому собеседнику. Это может быть и образ знакомого челове­ка, и литературного героя, исторической личности и т.д. Поста­райтесь представить себе вопросы, сомнения, возражения этого воображаемого лица, его отношение к вашим проектам. Все это может оказаться для вас средством лучшего осознания и детализации перспектив своего дальнейшего развития по пути к профессионализму.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.