О преобразованиях человека для профессии
Было время, когда даже освоение грамоты являлось достаточно тяжким делом. Легко ли понять ребенку и даже неграмотному взрослому, почему «буки» и «аз» это «ба»? Почему «по-: кой» и «он» — «по»? Все дело в способах обучения. Так называемый буквослагательный метод обучения чтению давно отвергнут. И сейчас надежно обучают грамоте каждого, включая и детей с некоторыми задержками умственного развития. Но вопросы построения подходящих, все более совершенных приемов обучения возникают вновь и вновь. В частности, и на учебно-профессиональном материале. И вопросы этого рода приходится решать с учетом особенностей и закономерностей психики людей. Вот некоторые иллюстрирующие примеры. Оказывается, сталеварам, подручным сталеваров (несмотря на наличие лабораторных экспресс-анализов, приборов для дистанционного определения температуры нагретых тел) важно, например, «на глаз» оценивать и отслеживать тонкие оттенки цветов в «теплой» части спектра. Дело обучения сталеваров осложняется еще и тем, что дорогостоящий процесс плавки непрерывен, его не остановишь и не замедлишь, чтобы дать обучаемым возможность «осмотреться», что-то «разглядеть получше», обсудить и т.п. Можно постоять около бригады работающих сталеваров, но не заметить и не понять того, что является действительным внутренним содержанием их труда и что, следовательно, должно стать подлинным содержанием профессионального обучения. Поэтому требуется целая система обучающих средств. О ней в целом мы здесь не будем рассуждать и ограничимся одним общепонятным и поучительным, надеемся, примером. Был сконструирован и применен (при обучении подручных сталевара широкого профиля) специальный тренажер для выработки соответствующих навыков. А именно сенсорных навыков, т.е. связанных с работой органов чувств, в данном случае — глаз. В результате у обучаемых резко повысилась точность соответствующих (познавательных) действий [100. С. 14, 15]. Если бы этого методического изобретения не было, кому-нибудь пришла бы в голову идея подбирать, отбирать для обучения данной профессии «профпригодных» по признаку цветоразличения указанного выше рода. А откуда они возьмутся в достаточном количестве среди лиц, желающих стать сталеварами, а не художниками? Еще пример. В работе многих людей, обслуживающих технику, важную роль играет так называемый технический слух. Так, ослушивание работающего двигателя внутреннего сгорания позволяет решить вопрос, требуется ли его разборка для ремонта и в каком объеме. Для работника, скажем, сельского хозяйства во время страды это вопрос очень острый (разобрать ли один определенный узел или «разваливать» весь двигатель). Но не все трактористы, шоферы, комбайнеры одинаково успешно справляются с задачами ослушивания техники (а многие поломки можно предупредить, ориентируясь на технические шумы). Надо, правда, заметить, что дело тут не только в слухе, но также в знании и применении некоторых мысленных правил, схем решения соответствующих задач распознания (диагностики) неисправностей техники (важно как бы мысленно видеть, — представлять — что и как устроено «внутри» машины) [205], [206]. Но в любом случае речь идет о таких составляющих подготовки работника, которые не сводятся к навыкам двигательным. Специальные упражнения по развитию технического слуха привели к тому, что успешность ослушивания двигателей существенно улучшилась у обучаемых [79. С. 14, 15], [237. С. 112, 113]. Необязательное примечание. Нередкий и неверный ход -«/1 мысли при совершенствовании методов профессионального обучения состоит в том, что главным считается научить новичка «движениям», «поведению», подмеченным у профессионала. Подлинные же секреты мастерства, включая и качество движений, коренятся в особенностях психической регуляции внешних проявлений человека. Недооценка познавательных составляющих действий профессионалов и разработка неудачных методов обучения дви-- жениям случались, например, и в практике подготовки музыкантов-исполнителей. Скажем, было (более века тому назад) придумано «немое фортепиано» (не издававшее звуков). Учись, дескать, правильно стучать по клавишам, станешь виртуозом. Однако дело не пошло. Об особенностях профессионального образования как средства обеспечения соответствия человека требованиям профессии! То, что профессиональное образование как раз и должно обеспечить соответствие человека требованиям профессии, разумеется само собой. Но все дело в том, как строятся ответы на вопросы такого рода: «Что воспитывать у подопечных и чему их учить?», «Как это делать?», «Каково наилучшее соотношение преподнесенной и самостоятельно обретенной подготовленности?», «Тому ли мы учим будущего специалиста, что ему понадобится в работе, или нагружаем его информационным балластом?». И это далеко еще не все вопросы, которые приходится иметь в виду при построении образовательных систем. При небольшой переформулировке они применимы и в области самообразования. Да и нельзя научить человека (или научить себя) всему раз и навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Быть может, в специальном учебном заведении важно приобрести некоторые крепкие основы профессиональной подготовленности плюс правильное отношение к новшествам, неожиданностям и умение самостоятельно двигаться по пути совершенствования профессионализма? Таким и подобным вопросам посвящены многие и многие публикации. Здесь мы ограничимся общеориентирующими сведениями, которые, надеемся, будут полезны читателю при самостоятельном обдумывании (проектировании) и построении своего жизненного трудового пути. «Болевая точка» (даже кризис) образования в современных условиях видится в том, что имеет место и растет отставание образования от развития культуры, понимаемой в широком смысле слова (как множества достижений человечества, включая производство, науку, общественное устройство иподобн.). См. [232. С 10—57], [204. 119—139]. Важная причина этого обстоятельства состоит в следующем. Традиционно усилия обучающих направлены в основном и главном не на организацию деятельности обучаемых, а на способы преподнесения им специально подготовленного, «готового» материала (кстати, все возрастающего по объему). Материал этот, правда, специально приспосабливают к возможностям обучаемых (упрощают, делают доступным сообразно уровню их подготовленности, идут «от простого к сложному», применяют наглядность и т.п.). Что тут плохого? И как же иначе? Новый, полагаем, верный подход состоит в том, что главной целью обучающего становится формирование деятельности обучаемого по исследованию объекта (по определенной программе, сообразованной с логикой системного подхода к вопросам познания). Эту задачу можно и нужно ставить также и в деле самообразования, работы над собой. Известно, что люди в естественных условиях (и даже дети, еще не «испорченные» в школе аналитическим подходом к познанию мира) двигаются от незнания к знанию следующим образом. Они не суммируют отдельно выхватываемые впечатления, а, наоборот, идут от целостного (пусть вначале нечеткого, диффузного) представления о некотором объекте и лишь после приступают к рассмотрению, анализу его элементов, вникают в подробности [182]. Необязательное примечание. Еще писатель XIX века В.Ф. Одоевский высказывал подобную мысль: «Дети были лучшими моими учителями... Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума нет отдельно ни физики, ни химии, ни антропологии... Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете. Дитя — отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя ' его в живой цельности, — в том вся задача педагогики» (цит.! -.-VTV7 по [55. С 96]). По-видимому, целесообразно обеспечить также и обучаемому (и обучающему себя) вначале представление об общем, виде структуры (устройства) изучаемого объекта. И лишь после осознания ее переходить к подробному (аналитическому) рассмотрению его (объекта) составляющих. Иначе говоря, важно предусмотреть мысленное составление обучаемым (и обучающим себя) как бы «контурной карты» подлежащего изучению предметного содержания (положим, учебной темы), и лишь после переходить к детализации. Возможно, некоторые педагоги (или люди, занятые самообразованием) так и делают. Что ж, хорошо. Это соответствует идеологии, логике системного подхода в научном познании. Но это не соответствует привычным ходам мысли все же многих людей, воспитанных в недрах классических, аналитических подходов в науке (когда вначале первенствует идея детализации, «углубления» знания, что на своем месте, конечно, хорошо и необходимо). Так или иначе, стратегия движения учебного познания от «целого к частям» может вызывать отпор у людей, имеющих сложившиеся и плохо сознаваемые стереотипы, связанные с культом, первенством стратегии «от частей к целому» (пусть под видом здравой идеи «от простого к сложному»). Подчеркнем, дело не просто в том, чтобы вести, «тащить» обучаемого от целого к частям объекта, их взаимосвязям, к, внутренним и внешним связям изучаемой системы. Важно, чтобы обучаемый сам осознавал и усваивал такой ход познания. В этом случае он сможет применять его и к другим объектом. Иначе говоря, важно, чтобы стратегия системного подхода к учебному познанию стала осознанным внутренним средством учебно-познавательной деятельности. Это и будет означать, что внесен некоторый вклад в формирование у человека не просто очередных новых знаний об изучаемой реальности, а в формирование именно его деятельности. И существенным звеном этого вклада является знание, которое можно назвать методологическим. Почему? Потому что человек начинает знать, как вообще самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Общая схема соответствующего движения (в контексте системного подхода) сводится к следующему (см. [204. С. 123], [232], [137], [255]). • Выделить, определить (ограничить, «очертить») предмет рассмотрения, насколько это возможно на начальном этапе развития знаний о нем. Для этого важно уяснить множество существенных свойств изучаемого объекта как це-лостности (системы), т.е. определить качественное своеобразие данной системы. • Уяснить, определить значение объекта для нас, его функции. • Выделить строение (структуру) объекта, его составляющие. Эти составляющие могут быть не обязательно воспринимаемыми органами чувств, но и умопостигаемыми. При этом важно обратить внимание на относительное положение, связи, зависимости этих составляющих или их относительную независимость. Иногда говорят о связях ; «вертикальных» и «горизонтальных», о зависимости одного элемента от другого или о зависимости двух или более относительно равнозначных элементов от какого-то еще одного звена системы и т.п. • Выделить среди множества связей, характеризующих систему, наиболее важные, основные («системообразующие»), без которых она не может возникнуть и существовать, «распадается» как таковая. • Уяснить то, что является внешней средой («объемлющей системой») по отношению к данному объекту; различить внешние и внутренние (внутрисистемные) связи. • Определить границы допустимых изменений и устойчивого существования объекта как целостности (системы), в частности, и во времени. Уяснить, насколько возможно, вопросы, связанные с возникновением и перспективами существования, развития системы. Примечание, Напомним, что системы, являющиеся предметом естественнонаучного знания, могут быть в своем роде «вечными», длительно существующими. А многие предметы обществоведческого, гуманитарного знания, как правило, могут возникать, существенно и быстро изменяться, «отмирать» в масштабах человеческой жизни. Поэтому рекомендации системного подхода при движении от незнания к знанию должны разумно конкретизироваться. • Определить, если возможно, количественные показатели динамики (изменений, движения, «поведения») объекта. Конкретные примеры применения системного подхода при организации процессов образования в общеобразовательной и профессиональной школе можно найти в публикациях [232], [204].
УПРАЖНЕНИЯ Попробуйте применить приведенную выше последовательность ходов мысли по системному рассмотрению объектов к каким-нибудь простым вещам (по своему выбору). Например, к утренней чашке чая, сообщению о прогнозе погоды, вашему маршруту на работу (или учебу), к этикетке на спичечной коробке и т.п. Рассмотрите аналогичным образом какие-либо явления, темы, события из области вашей профессиональной подготовки или работы. Примечание. Самое главное при выполнении предложенных здесь упражнений состоит не в том, чтобы придти к некоей «истине в последней инстанции». Как правило, это невозможно. Главное — освоить последовательность ступеней системного рассмотрения любого объекта. Во-первых, вы убедитесь, что, казалось бы, простые объекты не так уж про-' сты. Во-вторых, вы увидите их «другими глазами». При системном рассмотрении объектов мир предстает нам как • бы иным, более широким и многосвязным. У нас возникает перспектива дальнейшего самостоятельного движения от незнания к знанию. О месте и роли самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов деятельности Выдающиеся люди планеты (а они вместе с тем и профессионалы), а также и произведения народной мудрости, что называется, в один голос утверждают (в образной форме или посредством логических суждений) важную для нас истину. А именно: необходимое и важнейшее условие достижения успеха в жизни и деятельности (в учении, труде) — это собственные усилия человека. Не сам по себе процесс обучения, не везение, не «дар» свыше, не «талант», неизвестно откуда взявшийся, а «пот», усердие в работе над собой и подобное — вот что главное. Самообразование справедливо считают неотъемлемой частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях. Это относится и к переподготовке профессионалов, повышению их квалификации [168. С. 71—73], [44. С. 306—307]. Оно (самообразование) способствует совершенствованию профессионально важного опыта (познавательных и практических умений, знаний, должных эмоциональных переживаний), формированию ценностных представлений, идеалов, отношений к внешнему миру и к себе, реалистических жизненных планов. Важной задачей самообразования может быть изучение тех областей знания и практики, которые по тем или иным причинам не представлены или недостаточно (по мнению формирующегося профессионала) представлены в учебном заведении. Самообразование может осуществляться путем как индивидуальной работы, так и групповой (за счет деятельного включения человека в общности людей, объединенных «по интересам», за счет делового общения со специалистами, не говоря уже о целенаправленном поиске и изучении литературы, пробах сил в решении соответствующих задач). Важными составляющими деятельности по самообразованию считаются следующие. Обдумывание, составление общей программы работы над собой. Конкретное планирование этой работы во времени. Самоконтроль (периодическое сличение сделанного с задуманным и внесение необходимых поправок в планы работы). Важно, конечно, и множество побуждений (мотивов), которые выступают в итоге (в качестве результирующего эффекта) как устойчивое стремление человека к самосовершенствованию. (Поскольку вы открыли данную книгу и добрались до этих строк, то, надо полагать,* стремление к самосовершенствованию у вас уже достаточно хорошо выражено.) Важными условиями выполнения любых программ, планов являются организационные умения и навыки. Они относятся к обширной разновидности так называемых общетрудовых, т.е. важных в самых разных видах профессиональной деятельности. Речь в нашем случае идет об организации рабочего места, рабочей зоны, об установлении и поддержании здесь необходимого порядка; о налаживании относительно бесконфликтных взаимоотношений с окружающими, о самоконтроле. Важны достаточно развитые умения волевой саморегуляции. Они проявляются и формируются при преодолении трудностей в деятельности. Мы не будем здесь погружаться в обоснованные наукой суждения и логические выкладки, а сошлемся на авторитеты. Правда, в науке это не считается способом достоверного доказательства, но в данном случае нельзя отрицать, что речь идет о ссылках на многолетний опыт, практику людей. А конечным судьей в установлении истины (т.е. признанным «критерием истины») и в науке считается именно практика. Итак, приведем некоторые высказывания соответствующего рода. «...пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». Л.Н. Толстой. Русский писатель (1828—1910), (цит. по [27. С. 82]). «Пути не открываются перед теми, кто не борется» Лу Синь. Китайский писатель (1881—1936), (цит. по [27. С. 56]). «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшать его» Томас Карлейль. Англ. мыслитель (1795— 1881), (цит. по [27. С. 60]). «Непосредственного материала, которого не приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей». Георг В.Ф. Гегель. Немецкий философ (1770—1831). (цит. по [27. С. 65]). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую». Френсис Бекон. Английский философ (1561—1626), (цит. по [27. С. 59]). «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. ...самодеятельность — средство и одновременно результат образования...» Адольф Дистервег. Немецкий педагог (1790—1866), (цит. по [27. С. 198]). «Гений — это терпение». Мысль, приписываемая французскому естествоиспытателю Ж. Бюффону (1707—1788). (цит. по кн.: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. — М., 1955. С. 117). «Не говори, чему учился, а говори, что узнал» (Пословица). □ УПРАЖНЕНИЕ Независимо от того, есть у вас написанные программы, планы работы над собой или их нет (они важны не «на бумаге», а «в голове»), проговорите их содержание какому-либо воображаемому собеседнику. Это может быть и образ знакомого человека, и литературного героя, исторической личности и т.д. Постарайтесь представить себе вопросы, сомнения, возражения этого воображаемого лица, его отношение к вашим проектам. Все это может оказаться для вас средством лучшего осознания и детализации перспектив своего дальнейшего развития по пути к профессионализму. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|