О разновидностях знаний
О знаниях, познании, знатоках сказано немало хвалебных слов. В обиходе образование часто отождествляется с обогащением человека знаниями, хотя знания важны не сами по себе, а для обслуживания действий, умений человека. Первый день учебного года иногда торжественно именуют «Днем знаний», сопровождая ритуалами включения новичков (первоклассников, первокурсников) в общность обучающихся. Слова «знание», «знать» и производные от них (одноко-ренные) встречаются в речи очень часто в разных и многих значениях. Они включены, в частности, и во многие «крылатые выражения», поговорки. «Послушай, ври, да знай же меру!» (реплика из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). «Вкушать от древа познания добра и зла» (выражение восходит к Библии). «Бог [господь, аллах, черт, бес, шайтан, леший, пёс] знает» (т.е. неизвестно, никто не знает). «Познай самого себя» (надпись на храме Аполлона в Дельфах). «Как знать» (выражение сомнения). «Криво рак выступает, да иначе не знает» (пословица). Но не часто встречается детализированная информация о самих знаниях как предмете рассмотрения, об их типах, разновидностях. А такая информация практически необходима для разумной организации образования (включая самообразование) . Знания могут обслуживать деятельность человека в быту, на работе, включая решение практических и научных задач. Соответственно этому знания могут называть житейскими, научными или как-то еще. Это не означает различения знаний по признаку их достоинства, достоверности, полезности. Житейские знания могут быть вполне истинными и полезными, а знания, произведенные в области науки, могут оказаться и не соответствующими действительности (помните, вероятно, о теориях «теплорода», «флогистона» и подобном). Далее мы, не делая обзора встречающихся в литературе классификаций знаний, ограничим область их рассмотрения. Укажем три типа знаний с шестью их возможными разновидностями (нумерация их далее будет дана сквозная). Эти разновидности наиболее важно осознавать, различать, опознавать в деле образования, самообразования. A. Знания о предметной области деятельности. 1. Об объектах, их более или менее упорядоченных мно-, жествах (описательно-классификационное знание). 2. О связях, закономерных зависимостях между объектами, процессами, явлениями в предметной области деятельности. 3. Об относительно устойчивых умопостигаемых сущно-| стях объектов (в отличие от знаний о наблюдаемых яв>| лениях). Сущности остаются неизменными, несмотря! на внешние преобразования объектов. Б. Знания о себе. 4. О своей деятельности (познавательной и исполнительно-практической) и личности (подробнее см. гл. 9—12). 5. О своем незнании (о том, до чего надо бы дознаться). B. Знания о том, как произвести потребное знание (как дознаться до неизвестного). 6. О методах, средствах, путях, схемах движения от не-"f знания к знанию Знания первых трех разновидностей (из отмеченных выше) ориентированы на объекты. Правда, для представителей профессий типа «Человек — человек» объектами распознания и воздействия могут быть и люди с их внутренним миром (т.е. индивидуальные и групповые субъекты). В любом случае именно на знания первых трех разновидностей бывает в основном ориентировано общее и профессиональное образование. Знания четвертой и пятой разновидностей касаются самого познающего и действующего человека. Знания шестой разновидности — особые. Они обслуживают организацию нашей деятельности по добыче новых потребных знаний. Эта группа знаний трудно осознается, часто недооценивается в деле образования то же время «ключи от успеха» в деле преодоления кризисных явлений образования лежат как раз в области освоения и применения именно этого рода знаний (и, понятно, соответствующих умений). Три первые из отмеченных выше разновидностей знаний часто выступают как «готовые результаты познания» [204. С. 113]. Они детально отображаются в учебниках, справочниках, специальных монографиях. И преподаватели школ, вузов «налегают» на то, чтобы обучающиеся знали как можно больше. Помню свои школьные времена, когда учительница математики «дожимала» нас в знании («на зубок») квадратов двузначных чисел. Учитель географии с нас «снимал стружку» за незнание географических названий по всей карте мира. Учитель истории — требовал заучивания дат исторических событий и жизни исторических личностей. По химии требовалось помнить формулы многих веществ. Казалось бы, это не плохо? Но, по-видимому, в подобных делах нужна все же некоторая умеренность. Все, что известно человечеству, невозможно и не нужно удерживать в памяти отдельному человеку. И обогащение учебных (в частности, и самообразовательных) программ все возрастающим объемом таких знаний ведет в пределе к абсурду. Практически это выглядит как перегрузка обучаемых информацией. С этим как-то борются. Подбирают наиболее ценный учебный материал. Если материал обучаемому интересен, то перегрузка как бы исчезает. Но многие сведения можно, не забивая ими «на всю жизнь» свою голову, при необходимости быстро найти в справочной литературе (или в компьютерных базах данных). Это — во-первых. А, во-вторых, заучивание «готовых» (кем-то произведенных) истин еще не учит человека самостоятельно искать и производить потребное знание. А без этого наша деятельность в большинстве случаев не может быть продуктивной, успешной, увлекательной. Отчасти «готовыми» оказываются и знания четвертой разновидности. Ведь часто в специальной литературе отмечаются «белые пятна» науки (включая науки о человеке, его внутреннем мире «вообще»), ставятся цели, задачи дальнейшего изучения тех или иных реальностей. Но, согласитесь, человек и сам должен учиться и научаться усматривать, осознавать то, что неизвестно, а не просто ждать, когда кто-то ему «укажет пальцем» направление поиска, очередную познавательную цель. Знания шестой разновидности «задают нам метод действования [там же] с объектами, явлениями; поэтому (и именно в означенном смысле) их можно назвать методологическими. Этого рода знания, повторяем, трудно осознаются, но они наиболее важны для того, чтобы учение, обучение, самообразование были продуктивными и, что не менее существенно, интересными, увлекательными для самого человека. Правда, слова «методология», «методологический» широко применяются для обозначения философских учений об общих научных методах познания, а также для совокупностей методов, применяемых в конкретных науках (на многих это навевает скуку). В нашем же случае имеется в виду знание обучающегося о способах своих собственных конкретных действий с предметным материалом. Пример методологического знания в принятом здесь значении слова дан в первом подразделе данного параграфа (предписания о ходе мысли от незнания к знанию в контексте системного подхода). Найдите это место (включая последующие упражнения) для его «нового прочтения». Методологическое знание важно не само по себе, а как средство регуляции действий. Дело в том, что основной путь познания — не «выучивание», заучивание каких-либо сведений, не многократное «пяленье глаз» и т.п., а подходящие действия по поводу того, чему эти сведения соответствуют. Поэтому много знает тот, кто много действует. И, если человек действует с материалом, он без специальных усилий по заучиванию, запоминанию начинает многое помнить и знать. А что значит действовать с предметным материалом? Это значит, в частности, что-то в нем выделять, различать, находить признаки сходства и различий между его составляющими, сосредотачиваться на одних признаках и отвлекаться от других. Умственные действия подобного рода могут быть неразрывно включены в практическую деятельность. Подробнее о действиях (в общедоступном изложении) см., например, [89. С. 100—129], [88. С. 151—195]. Полезными для обеспечения творческого подхода к делу являются, повторяем, действия по переформулировке поставленных задач. Например, заказчик поставил изобретателю задачу придумать такой способ очистки шкуркой тонких монтажных проводов от изоляции, чтобы провода не рвались. Изобретатель подумал: «А почему... шкуркой? Быть может, лучше каким-нибудь раствором?» И придумал хороший способ, который заказчику и в голову не приходил. Подробнее о переформулировке задач см [253], [254]. Итак, будем различать, прежде всего, указанные выше типы знания. Несколько огрубляя дело (ради практической пользы), будем иметь в виду, с одной стороны, знания в ответ на вопрос «Что представляет собой предметная область моего познания?» (включая и себя как предмет познания). С другой стороны, знания в ответ на вопрос «Как мне дознаться до того, что я пока не знаю?» [204. С. 112—117]. Примечание. Возможны другие различения видов знаний и соответствующие термины («мереологическое знание», «реляционное», «операционное» и т.п.). Любители «сверхученых» терминов могут обратиться к [40. С. 18—31 и др.]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. «Дай Бог» мне справиться с текущими обязанностями, и стоит ли «ломать голову» над своими проектами самообразования? 2. Как вы встраиваете крупицы самообразования в свою повседневную деятельность по выполнению обязательных заданий? 3. Разве разрешается переформулировка ранее поставленных задач? 4. О методологическом знании пусть думают только философы? Тема1. Место и роль самообразования в профессиональном образовании (в вашей области). Тема2. Формирование у подрастающего человека готовности к самообразованию. Тема3. Методологическое знание в данной (вашей) деятельности. Часть II ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дайте детству созреть в детях. Жан Жак Руссо.
Ш в о х н е в. ...Послушай, когда барин остается дома один, что делает? Гаврюшка. Да как, что делает? Известно, что делает. Он уж барин, так держит себя хорошо: он ничего не делает. Я. В. Гоголь. Игроки. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|