О развитии человека как субъекта до перехода к подростковому возрасту
Человек еще не родился Свидетельство специалиста (Е.А. Сергиенко [194. С. 292— 299]): «Ультразвуковая техника наблюдения позволила выделить наличие движений на стадии эмбриона в 7 недель после зачатия. В 15-недельном возрасте было выделено 15 видов паттернов (образцов. — Е.К.) движений: общие движения тела, движение головой, руками и ногами, зевание, шагатель-ные движения, подпрыгивание, контакты руки и лица, сосание большого пальца руки, движение кисти, пальцев, кувырки и т.п.». Наблюдаются даже своеобразные «дыхательные» (в среде жидкости) движения. Все это отнюдь не случайный «хаос» активности человеческого плода. Указанного рода движения, в частности, необходимы для нормального развития костно-мышечной структуры (Там же. С. 293). Движения плода выполняют функцию своего рода упражнений. Напомним, что в теле человека (в коже, внутренних органах) развиваются, разветвляются многочисленные чувствительные нервные окончания. Вместе с прилегающими тканями они образуют органы чувств. От них поступают в мозг соответствующие сигналы о состоянии органов тела, о контактах его с внешней средой. Так, например, от указанных органов чувств, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах идет информация в мозг о положении и перемещениях органов движения. Аналогичным образом от кожи могут идти сигналы о прикосновениях, давлениях, температурных воздействиях. В связи с этим отмеченная двигательная активность плода важна и для развития познавательных систем и в конечном счете для последующего умственного развития человека. Нервная система как бы учится перерабатывать информацию. Предельно кратко отметим факты развития родившегося человека. Новорожденный и младенец При рождении трудно не только матери, но и младенцу. Резкая смена среды, типа питания, дыхания. Множество новых и разных раздражителей (кожных, зрительных, мышечно-суставных, звуковых, обращенных к органу равновесия, обонятельных, вкусовых). Невозможность существования без социального окружения, в частности, без эмоционального контакта с матерью или заменяющим ее взрослым (подробнее об этом «странном» обстоятельстве — «что за нежности!» — см., например, [184. С. 56—59], [220. С. 15—19], [163. С. 205—212]). Внешние проявления, движения новорожденного могут казаться хаотичными и бесполезными (ни на чем не останавливающийся до поры до времени взгляд, пошевеливание подвижными частями тела и подобное). Но все это важные обстоятельства развития человека. А именно, это можно понять как признаки автоколебательных процессов познавательных и исполнительных систем организма. В результате как бы «проигрываются», «прощупываются», уточняются возможности и ограничения функционирования этих систем. Это можно понять как предвестники активности и самочинности (субъектности) родившегося человека. Тем самым вносится вклад в развитие познавательных и исполнительных систем организма сообразно требованиям складывающейся среды. А среда человека представляет собой своего рода неразъемный сплав многих физических и социальных обстоятельств, событий, а также возможностей и ограничений для активности развивающегося субъекта. Глаза ребенка впервые начинают останавливаться на лице кормящей матери, появляется улыбка. Движения (вначале — дотягивание до видимого объекта, схватывание, удерживание) становятся все более упорядоченными. Развивается согласованность (координация) в системе «рука — глаз». Важным психическим новообразованием периода новорожденности является «комплекс оживления» (эмоционально положительная реакция на появление взрослого, сопровождающаяся улыбкой, движениями, звуками). Возможно, это и попытка воздействовать на взрослого (по [163. С. 205]). Появление «комплекса оживления» :— конец собственно периода новорожденности и начало стадии младенчества. Далее интенсивно развиваются функции органов чувств, голосовые проявления ребенка (гуканье, гуление, лепет), целенаправленные координированные движения. К концу первого года ребенок овладевает уже относительно сложными действиями (открыть, вложить, нанизать и т.п.). Но все это достижимо при благоприятных условиях среды, при правильном отношении взрослых к активности, самочинности ребенка. Важными обстоятельствами к концу первого года жизни оказываются ходьба и произнесение первых слов. Это расширяет для ребенка мир. Ребенок уже теперь сам способен вести, тянуть взрослого к нужным ему предметам. Он становится все более самостоятельным и независимым от взрослого. И это все означает конец стадии младенчества. Преддошколышк и дошкольник В преддошкольном возрасте становится возможной совместная деятельность ребенка и взрослого, в которой ребенок осваивает именно человеческие способы употребления предметов (все это при правильном и внимательном отношении взрослых к детям). Бурно развиваются речь ребенка и его действия, направленные на предметы. Благодаря речи мир для ребенка существенно расширяется вплоть до «тридесятого царства». Понятно, что развитием речи детей надо руководить. Но вопросы методики соответствующего воспитания мы здесь по необходимости опускаем. Появляются знаменитые «Я сама!», «Я сам!». Нередки отказы ребенка подчиняться требованиям взрослых, проявления своеволия, упрямства, стремление освободиться от власти взрослого. Все это обозначают как «кризис трех лет». Ребенок стремится освоить мир взрослых, хотя реальные возможности его для этого недостаточны. И это противоречие разрешается в появлении особой деятельности — игры (вначале — сюжетно-ролевой; дети играют «в магазин», «в больницу» и т.д. сообразно тому, какие впечатления черпают из окружающего). Это — начало дошкольного возраста. Играя, дети отображают и осваивают дела и взаимоотношения взрослых. В играх, во взаимодействии с взрослыми и с детьми, происходит многостороннее (умственное, нравственное, физическое) развитие дошкольников. Игровое правило — своеобразная модель общественного закона. В совместных играх по правилам у детей формируются ценные гражданские качества, умения понимать других и продуктивно взаимодействовать со сверстниками. От взрослых требуется внимательное, вдумчивое и уважительное отношение к играм детей. В связи с речевым и умственным развитием детей, у них расширяется и круг знаний о профессиях, об общественной значимости труда взрослых. Подробнее об этом см. [133], [134], [135]. Можно позаботиться о том, чтобы дети усвоили схему мысленного разбора (анализа) труда. Например, такую: замысел, материал, инструмент, действия, результат. В этом случае шестилетки подходят к характеристике труда так, что это сделало бы честь иному взрослому. Вот отрывок протокола из исследования Н.М. Крыловой. Дети строят знание о профессии животновода (рассуждают по поводу картинки и игрушки). «Кто-то сказал из детей: «Коровница», а Аня поправила: «Нет, эта профессия называется телятница. Она задумала вырастить коров. У нее материал — телята. Инструменты — я не знаю. Действия — кормит их, наверное, дает воду. И из телят вырастают коровы»...». Кстати, осознание (рефлексия) не только ребенком, но и взрослым того, что он не знает («знание о своем незнании»), — важный факт познавательной деятельности, способствующий именно движению от незнания к знанию. В специальном исследовании [223] показано, что в старшем школьном возрасте у детей при некоторых условиях могут проявиться психологические признаки субъекта труда. При дежурстве по столовой в детском саду дошкольники берут на себя уже не игровые, а трудовые роли (правильно расположить на столах столовые приборы, сделать это вовремя и т.д.). Дошкольники (при правильном отношении взрослых к трудовому воспитанию детей) с удовольствием и пониманием дела относятся к трудовым заданиям, гордятся тем, что они умеют делать. К концу дошкольного возраста у детей обостряется потребность включиться в серьезную деятельность не игрового типа. Это признак психологической готовности детей к школьному обучению (как деятельности по обязательному заданию). Не умение читать-считать и подобные признаки «образованности», а именно развитость у ребенка способности выполнять задания и волевой саморегуляции поведения являются свидетельством его готовности к школе (и свидетельством завершения периода дошкольного детства).
УПРАЖНЕНИЕ Указанное выше различение календарного и психологического возраста отображено и в народном сознании. В приводимых пословицах отметьте для себя, в каких случаях имеются в виду явления отставания психологического возраста от календарного, а в каких — обратное соотношение. «Ум бороды не ждет». «Сорок лет, а сорому (стыда) нет». «Бьют не по годам, а по ребрам». «Не годами стар, а норовом». «Состарился, а жить не уставился». «И сед, да ума нет; и молод, да водит волость». ГЛАВА 4. О развитии человека как субъекта Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Не создаем ли мы опасность лишения ребенка детства, за- ботясь о его развитии как субъекта труда? 2. Уместно ли трудовое воспитание дошкольников? 3. Случалось ли вам сталкиваться с фактами, которые можно понять как несовпадение календарного и психологического возраста? Тема 1.Детство и труд в разных культурах. Тема 2.Роль семьи в развитии ребенка как субъекта деятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|