Здавалка
Главная | Обратная связь

О развитии человека как субъекта до перехода к подростковому возрасту



Человек еще не родился

Свидетельство специалиста (Е.А. Сергиенко [194. С. 292— 299]): «Ультразвуковая техника наблюдения позволила выде­лить наличие движений на стадии эмбриона в 7 недель после зачатия. В 15-недельном возрасте было выделено 15 видов паттернов (образцов. — Е.К.) движений: общие движения тела, движение головой, руками и ногами, зевание, шагатель-ные движения, подпрыгивание, контакты руки и лица, соса­ние большого пальца руки, движение кисти, пальцев, кувырки и т.п.». Наблюдаются даже своеобразные «дыхательные» (в сре­де жидкости) движения. Все это отнюдь не случайный «хаос» активности человеческого плода. Указанного рода движения, в частности, необходимы для нормального развития костно-мышечной структуры (Там же. С. 293). Движения плода вы­полняют функцию своего рода упражнений.

Напомним, что в теле человека (в коже, внутренних орга­нах) развиваются, разветвляются многочисленные чувствительные нервные окончания. Вместе с прилегающими тканями они образуют органы чувств. От них поступают в мозг соответ­ствующие сигналы о состоянии органов тела, о контактах его с внешней средой. Так, например, от указанных органов чувств, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах идет информация в мозг о положении и перемещениях органов движения. Аналогичным образом от кожи могут идти сигна­лы о прикосновениях, давлениях, температурных воздействи­ях. В связи с этим отмеченная двигательная активность плода важна и для развития познавательных систем и в конечном счете для последующего умственного развития человека. Не­рвная система как бы учится перерабатывать информацию. Предельно кратко отметим факты развития родившегося человека.

Новорожденный и младенец

При рождении трудно не только матери, но и младенцу. Резкая смена среды, типа питания, дыхания. Множество новых и раз­ных раздражителей (кожных, зрительных, мышечно-суставных, звуковых, обращенных к органу равновесия, обонятельных, вкусовых). Невозможность существования без социального ок­ружения, в частности, без эмоционального контакта с матерью или заменяющим ее взрослым (подробнее об этом «странном» обстоятельстве — «что за нежности!» — см., например, [184. С. 56—59], [220. С. 15—19], [163. С. 205—212]).

Внешние проявления, движения новорожденного могут казаться хаотичными и бесполезными (ни на чем не останав­ливающийся до поры до времени взгляд, пошевеливание под­вижными частями тела и подобное). Но все это важные об­стоятельства развития человека. А именно, это можно понять как признаки автоколебательных процессов познавательных и исполнительных систем организма. В результате как бы «проигрываются», «прощупываются», уточняются возможно­сти и ограничения функционирования этих систем. Это мож­но понять как предвестники активности и самочинности (субъектности) родившегося человека. Тем самым вносится вклад в развитие познавательных и исполнительных систем организма сообразно требованиям складывающейся среды. А среда человека представляет собой своего рода неразъем­ный сплав многих физических и социальных обстоятельств, событий, а также возможностей и ограничений для активно­сти развивающегося субъекта.

Глаза ребенка впервые начинают останавливаться на лице кормящей матери, появляется улыбка. Движения (вначале — дотягивание до видимого объекта, схватывание, удержива­ние) становятся все более упорядоченными. Развивается согласованность (координация) в системе «рука — глаз». Важ­ным психическим новообразованием периода новорожден­ности является «комплекс оживления» (эмоционально поло­жительная реакция на появление взрослого, сопровождаю­щаяся улыбкой, движениями, звуками). Возможно, это и попытка воздействовать на взрослого (по [163. С. 205]). Появ­ление «комплекса оживления» :— конец собственно периода новорожденности и начало стадии младенчества.

Далее интенсивно развиваются функции органов чувств, голосовые проявления ребенка (гуканье, гуление, лепет), це­ленаправленные координированные движения. К концу пер­вого года ребенок овладевает уже относительно сложными действиями (открыть, вложить, нанизать и т.п.). Но все это достижимо при благоприятных условиях среды, при правиль­ном отношении взрослых к активности, самочинности ребен­ка.

Важными обстоятельствами к концу первого года жизни оказываются ходьба и произнесение первых слов. Это рас­ширяет для ребенка мир. Ребенок уже теперь сам способен вести, тянуть взрослого к нужным ему предметам. Он стано­вится все более самостоятельным и независимым от взросло­го. И это все означает конец стадии младенчества.

Преддошколышк и дошкольник

В преддошкольном возрасте становится возможной совмест­ная деятельность ребенка и взрослого, в которой ребенок ос­ваивает именно человеческие способы употребления предме­тов (все это при правильном и внимательном отношении взрослых к детям). Бурно развиваются речь ребенка и его дей­ствия, направленные на предметы. Благодаря речи мир для ребенка существенно расширяется вплоть до «тридесятого царства». Понятно, что развитием речи детей надо руково­дить. Но вопросы методики соответствующего воспитания мы здесь по необходимости опускаем. Появляются знаменитые «Я сама!», «Я сам!». Нередки отказы ребенка подчиняться требованиям взрослых, проявления своеволия, упрямства, стремление освободиться от власти взрослого. Все это обо­значают как «кризис трех лет». Ребенок стремится освоить мир взрослых, хотя реальные возможности его для этого не­достаточны. И это противоречие разрешается в появлении особой деятельности — игры (вначале — сюжетно-ролевой; дети играют «в магазин», «в больницу» и т.д. сообразно тому, какие впечатления черпают из окружающего). Это — начало дошкольного возраста. Играя, дети отображают и осваивают дела и взаимоотношения взрослых. В играх, во взаимодей­ствии с взрослыми и с детьми, происходит многостороннее (умственное, нравственное, физическое) развитие дошколь­ников. Игровое правило — своеобразная модель обществен­ного закона. В совместных играх по правилам у детей форми­руются ценные гражданские качества, умения понимать дру­гих и продуктивно взаимодействовать со сверстниками. От взрослых требуется внимательное, вдумчивое и уважитель­ное отношение к играм детей.

В связи с речевым и умственным развитием детей, у них расширяется и круг знаний о профессиях, об общественной значимости труда взрослых. Подробнее об этом см. [133], [134], [135].

Можно позаботиться о том, чтобы дети усвоили схему мыс­ленного разбора (анализа) труда. Например, такую: замысел, материал, инструмент, действия, результат. В этом случае ше­стилетки подходят к характеристике труда так, что это сдела­ло бы честь иному взрослому. Вот отрывок протокола из ис­следования Н.М. Крыловой. Дети строят знание о профессии животновода (рассуждают по поводу картинки и игрушки). «Кто-то сказал из детей: «Коровница», а Аня поправила: «Нет, эта профессия называется телятница. Она задумала вырас­тить коров. У нее материал — телята. Инструменты — я не знаю. Действия — кормит их, наверное, дает воду. И из телят вырастают коровы»...». Кстати, осознание (рефлексия) не только ребенком, но и взрослым того, что он не знает («зна­ние о своем незнании»), — важный факт познавательной дея­тельности, способствующий именно движению от незнания к знанию.

В специальном исследовании [223] показано, что в стар­шем школьном возрасте у детей при некоторых условиях мо­гут проявиться психологические признаки субъекта труда. При дежурстве по столовой в детском саду дошкольники бе­рут на себя уже не игровые, а трудовые роли (правильно рас­положить на столах столовые приборы, сделать это вовремя и т.д.). Дошкольники (при правильном отношении взрослых к трудовому воспитанию детей) с удовольствием и понима­нием дела относятся к трудовым заданиям, гордятся тем, что они умеют делать.

К концу дошкольного возраста у детей обостряется потреб­ность включиться в серьезную деятельность не игрового типа. Это признак психологической готовности детей к школьно­му обучению (как деятельности по обязательному заданию). Не умение читать-считать и подобные признаки «образован­ности», а именно развитость у ребенка способности выпол­нять задания и волевой саморегуляции поведения являются свидетельством его готовности к школе (и свидетельством завершения периода дошкольного детства).

 

УПРАЖНЕНИЕ

Указанное выше различение календарного и психологического возраста отображено и в народном сознании. В приводимых пословицах отметьте для себя, в каких случаях имеются в виду явления отставания психологического возраста от календарно­го, а в каких — обратное соотношение.

«Ум бороды не ждет». «Сорок лет, а сорому (стыда) нет». «Бьют не по годам, а по ребрам». «Не годами стар, а норовом». «Со­старился, а жить не уставился». «И сед, да ума нет; и молод, да водит волость».

ГЛАВА 4. О развитии человека как субъекта

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Не создаем ли мы опасность лишения ребенка детства, за-

ботясь о его развитии как субъекта труда?

2. Уместно ли трудовое воспитание дошкольников?

3. Случалось ли вам сталкиваться с фактами, которые можно

понять как несовпадение календарного и психологическо­го возраста?

Тема 1.Детство и труд в разных культурах.

Тема 2.Роль семьи в развитии ребенка как субъекта дея­тельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.