Ребенок стал младшим школьником
Учится, осваивать деятельность учения — главное новое (и, напомним, нелегкое) дело ребенка данного возраста. При искусном педагогическом руководстве у детей продолжают расширяться знания об окружающем природном и социальном мире и о самих себе (о своих возможностях и ограничениях). Ребенок постоянно сталкивается с ситуациями, когда он что-то не знает и не умеет. И здесь кроется одна возможная опасность для нормального развития его психики (если у старших недостает некоторого разумения, терпения и такта). А именно, важно культивировать отношение к каждой такой ситуации не как к недостатку ребенка или его неудаче, а как к очередному поводу что-то узнать, что-то освоить, испытать радость самосовершенствования. Узнать, освоить если не сейчас, то в будущем. Такое отношение к неведомому и не освоенному важно, кстати, пронести через все возрасты. Если человека постоянно «тыкать носом» («Это не знаешь!», «Этого не умеешь!», «Неудачник!»), у него может сложиться заниженная самооценка, неоправданная неуверенность в себе, отвращение к деятельности или обозленность (в зависимости от внутренних условий предшествующего развития). Важно также, напомним, не просто сообщать детям одни готовые истины, а поддерживать у них ростки поискового мышления, стремления самостоятельно (и на основе своих наблюдений, опыта) дознаваться до ответов на возникающие у них или поставленные старшими вопросы. Отмечено, что уже в учебниках для первого класса есть сотни слов, понятий, способствующих расширению представлений детей о мире труда. Это названия предметов, средств, результатов труда, трудовых действий, профессий, производств. Имеются описания умелого использования учителями профо-риентационных возможностей уроков и других форм воспитательно-учебной работы в начальной школе [ 159]. В воспитательно-учебном процессе начальной школы привносится существенный вклад в развитие детей как будущих субъектов труда. Совершенствуются дисциплинированность, саморегуляция, умение доводить дело до конца, трудолюбие, навыки общения, взаимодействия с участниками общего дела. Расширяются представления о роли и значении труда в жизни. Осознаются новые основания для уважения к людям труда и бережного отношения к разнообразным результатам их работы. Укрепляется положительная направленность личности на труд. Появляются все новые интересы, в частности, и к миру профессий. Правда, они ситуативны. Если младшего школьника спросить: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», он отвечает легко. Сегодня скажет: «космонавтом», завтра — что-то другое. Это нормально (ведь вопрос выбора профессии перед младшим школьником не стоит); но это и признак того, что ребенок еще основательно не думает о своей будущей профессии. Он как бы проигрывает разные соответствующие варианты, внутренне перевоплощаясь то в учителя, то в строителя и т.д. Примечание. Подросток или старший школьник (девочка или мальчик) в ответ на подобный вопрос часто ответит, что еще не знает, не решил. Это признак того, что человек задумывается о своем профессиональном будущем. Он видит многие стороны обсуждаемого дела, возможности и ограничения проектирования жизненного трудового пути. Отдает отчет в большей или меньшей реализуемости соответствующих замыслов. Это начало этапа реалистического профессионального самоопределения. Особенно рано серьезное отношение к своему профессиональному будущему отмечено [109] у детей не из «благополучных» семей, а лишенных родительского попечения (воспитывающихся в учреждениях типа детских домов).
УПРАЖНЕНИЯ В приведенных народных песенках-потешках для детей до трех лет (по кн.: Хрестоматия для маленьких. Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1982. С. 20—22) выделите информацию, отображающую так или иначе область труда (слова-названия, смыслы действий и подобн.). Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил — Тебе нет ничего!
— Курочка-рябушечка, Куда ты пошла? — На речку. - Курочка-рябушечка, Зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
— Кисонька-мурысенька, Где ты была? — На мельнице. — Кисонька-мурысенька, Что ты там делала? — Муку молола. — Кисонька мурысенька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? — Одна. — Не ешь одна! не ешь одна!
Возьмите любой учебник для начальной школы и выделите из него сообщения, так или иначе отображающие явления труда взрослых.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Не лишаем ли мы младших школьников детства, заботясь об их осведомленности в области мира труда взрослых? 2. К чему (в пределе) приведет, по вашему мнению, система воспитания, ограждающая детей от сведений о мире труда взрослых?
Тема 1.Отображение мира труда взрослых в информации, обращенной к детям дошкольного возраста. Тема 2. Отображение мира труда взрослых в информации, обращенной к детям младшего школьного возраста. Примечание. Под информацией здесь (в связи с темами 1 и 2) имеются в виду и устные сообщения, сложившиеся в культурной традиции (сказки, потешки, стихи), и письменные. Материал для разработки тем ограничьте по своему выбору. Глава 5 О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЮНОСТИ Почему речь ведем о самоопределении! Если в обществе имеется наука, то нельзя ли взрослеющего человека сделать объектом тщательного изучения, научного предвидения (прогнозирования) и... «досылать» его (как патрон в патронник) на соответствующий счастливый для него трудовой путь? Нельзя. И основания для такого ответа на обозначенный выше вопрос лежат не в области науки, техники или «философии» экономической жизни, но морали. Правда, нормы морали — реальность умопостигаемая (их не потрогаешь, о них не всегда «запнешься»). И эти нормы для кого-то как бы могут не существовать. М огут найтись «рационализаторы», готовые на основе искусственного (компьютерного) интеллекта создать системы, вычисляющие индивидуальные траектории будущего профессионального развития каждого человека и давать ему соответствующие предписания. Вот это было бы началом конкретного Зла (под видом Добра), о чем в общем виде сказано в эпиграфе к введению книги. Разумеется, старший может быть осведомленнее, опытнее, дальновиднее и, возможно, умнее младшего. Но это дает старшему основание не безапелляционно предписьшать младшему вариант его профессиональной судьбы, а содействовать становлению у того его осведомленности, его опыта, его видения своих перспектив и его разумения. «Радость выращивания» (выражение проф. С.К. Бондыревой) — вот что должно быть двигателем поведения старшего по отношению к взрослеющему. Надо признать, что директивный (предписывающий) стиль обращения с взрослеющими детьми — явление отнюдь не редкое. И порождается он совсем не обязательно на основе упомянутого выше прогресса науки и техники. Явления родительской власти, привычки старших (включая педагогов, руководителей) помыкать младшими воспроизводятся в жизни (при недостаточной культуре моральной регуляции поведения). Указанный нежелательный стиль может обнаружиться и в практике консультирования молодежи по вопросам выбора профессии. И пока не заметно, чтобы эти и подобные явления полностью уходили в прошлое. Поэтому здесь желательна бдительность старших, включая и профконсультантов, постоянная «оглядка» на нормы морали (соответствующие принципы, относящиеся к вопросам руководства профессиональным самоопределением, были изложены в параграфе 3.2). Указанные выше обстоятельства существенно осложняют решение задач профориентации молодежи. Речь ведь идет в конечном счете о больших множествах подрастающих людей — о поколениях — и о проблеме научного управления социальными процессами на уровне страны. Жизнь сложна. И не всегда можно свободно выбрать профессиональный «старт» и путь. Иной раз возникают неотвратимые обстоятельства выбора. В этом случае активность самоопределения важно проявить в поиске, построении новых смыслов, в новом понимании значения той деятельности, которой приходится заняться по необходимости (в расчете на идею «стерпится — слюбится»). Не без оснований полагают, что сущностью профессионального самоопределения является «нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности» [189. С. 78, 79]. При этом нахождение новых смыслов «в рамках выполняемой деятельности» возможно не «вообще», а в связи с выполнением отдельных, конкретных трудовых функций, операций или определенного трудового процесса и подобн. Скажем, электрогазосварщик «тешит» себя тем, что может, как никто из коллег, выполнить сложный «потолочный» шов. Даже может, «играючи», выплавить фигурку зверюшки или человека и т.п. Различают несколько разновидностей самоопределения человека. Они взаимосвязаны, но можно обсуждать их и по отдельности. Например, речь может идти не собственно о профессиональном, а жизненном самоопределении (как о выборе образа жизни; при этом профессия мыслится как средство его осуществления). Речь может вестись о самоопределении человека в культуре (подробнее об этом там же, с. 83, 84). Вернемся к некоторым вопросам профессионального самоопределения в среднем и старшем школьном возрастах.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|