Здавалка
Главная | Обратная связь

Ребенок стал младшим школьником



Учится, осваивать деятельность учения — главное новое (и, напомним, нелегкое) дело ребенка данного возраста. При ис­кусном педагогическом руководстве у детей продолжают рас­ширяться знания об окружающем природном и социальном мире и о самих себе (о своих возможностях и ограничениях). Ребенок постоянно сталкивается с ситуациями, когда он что-то не знает и не умеет. И здесь кроется одна возможная опас­ность для нормального развития его психики (если у старших недостает некоторого разумения, терпения и такта). А имен­но, важно культивировать отношение к каждой такой ситуа­ции не как к недостатку ребенка или его неудаче, а как к оче­редному поводу что-то узнать, что-то освоить, испытать ра­дость самосовершенствования. Узнать, освоить если не сейчас, то в будущем. Такое отношение к неведомому и не освоенному важно, кстати, пронести через все возрасты. Если человека постоянно «тыкать носом» («Это не знаешь!», «Это­го не умеешь!», «Неудачник!»), у него может сложиться заниженная самооценка, неоправданная неуверенность в себе, отвращение к деятельности или обозленность (в зависимос­ти от внутренних условий предшествующего развития). Важ­но также, напомним, не просто сообщать детям одни готовые истины, а поддерживать у них ростки поискового мышления, стремления самостоятельно (и на основе своих наблюдений, опыта) дознаваться до ответов на возникающие у них или поставленные старшими вопросы.

Отмечено, что уже в учебниках для первого класса есть сотни слов, понятий, способствующих расширению представ­лений детей о мире труда. Это названия предметов, средств, ре­зультатов труда, трудовых действий, профессий, производств. Имеются описания умелого использования учителями профо-риентационных возможностей уроков и других форм воспи­тательно-учебной работы в начальной школе [ 159].

В воспитательно-учебном процессе начальной школы при­вносится существенный вклад в развитие детей как будущих субъектов труда. Совершенствуются дисциплинированность, саморегуляция, умение доводить дело до конца, трудолюбие, навыки общения, взаимодействия с участниками общего дела. Расширяются представления о роли и значении труда в жиз­ни. Осознаются новые основания для уважения к людям тру­да и бережного отношения к разнообразным результатам их работы. Укрепляется положительная направленность лично­сти на труд.

Появляются все новые интересы, в частности, и к миру профессий. Правда, они ситуативны. Если младшего школь­ника спросить: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», он отвечает легко. Сегодня скажет: «космонавтом», завтра — что-то другое. Это нормально (ведь вопрос выбора профессии перед младшим школьником не стоит); но это и признак того, что ребенок еще основательно не думает о своей будущей профессии. Он как бы проигрывает разные соответствующие варианты, внутренне перевоплощаясь то в учителя, то в стро­ителя и т.д.

Примечание. Подросток или старший школьник (девочка или мальчик) в ответ на подобный вопрос часто ответит, что еще не знает, не решил. Это признак того, что человек заду­мывается о своем профессиональном будущем. Он видит мно­гие стороны обсуждаемого дела, возможности и ограничения проектирования жизненного трудового пути. Отдает отчет в большей или меньшей реализуемости соответствующих за­мыслов. Это начало этапа реалистического профессиональ­ного самоопределения. Особенно рано серьезное отноше­ние к своему профессиональному будущему отмечено [109] у детей не из «благополучных» семей, а лишенных родитель­ского попечения (воспитывающихся в учреждениях типа детских домов).

 

УПРАЖНЕНИЯ

В приведенных народных песенках-потешках для детей до трех лет (по кн.: Хрестоматия для маленьких. Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1982. С. 20—22) выделите информацию, отображающую так или иначе область труда (слова-названия, смыслы действий и подобн.).

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

— Тебе нет ничего!

 

— Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

— На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

 

— Кисонька-мурысенька,

Где ты была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысенька,

Что ты там делала?

— Муку молола.

— Кисонька мурысенька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна! не ешь одна!

 

Возьмите любой учебник для начальной школы и выделите из него сообщения, так или иначе отображающие явления труда взрослых.

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Не лишаем ли мы младших школьников детства, заботясь об их осведомленности в области мира труда взрослых?

2. К чему (в пределе) приведет, по вашему мнению, система воспитания, ограждающая детей от сведений о мире тру­да взрослых?

 

Тема 1.Отображение мира труда взрослых в информации, обращенной к детям дошкольного возраста.

Тема 2. Отображение мира труда взрослых в информации, обращенной к детям младшего школьного возраста.

Примечание. Под информацией здесь (в связи с темами 1 и 2) имеются в виду и устные сообщения, сложившиеся в куль­турной традиции (сказки, потешки, стихи), и письменные. Материал для разработки тем ограничьте по своему выбору.

Глава 5 О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЮНОСТИ

Почему речь ведем о самоопределении! Если в обществе име­ется наука, то нельзя ли взрослеющего человека сделать объектом тщательного изучения, научного предвидения (про­гнозирования) и... «досылать» его (как патрон в патронник) на соответствующий счастливый для него трудовой путь? Нельзя. И основания для такого ответа на обозначенный выше вопрос лежат не в области науки, техники или «философии» экономической жизни, но морали.

Правда, нормы морали — реальность умопостигаемая (их не потрогаешь, о них не всегда «запнешься»). И эти нормы для кого-то как бы могут не существовать. М огут найтись «ра­ционализаторы», готовые на основе искусственного (компьютерного) интеллекта создать системы, вычисляющие индиви­дуальные траектории будущего профессионального развития каждого человека и давать ему соответствующие предписания. Вот это было бы началом конкретного Зла (под видом Добра), о чем в общем виде сказано в эпиграфе к введению книги. Разу­меется, старший может быть осведомленнее, опытнее, дально­виднее и, возможно, умнее младшего. Но это дает старшему ос­нование не безапелляционно предписьшать младшему вариант его профессиональной судьбы, а содействовать становлению у того его осведомленности, его опыта, его видения своих перс­пектив и его разумения. «Радость выращивания» (выражение проф. С.К. Бондыревой) — вот что должно быть двигателем по­ведения старшего по отношению к взрослеющему.

Надо признать, что директивный (предписывающий) стиль обращения с взрослеющими детьми — явление отнюдь не редкое. И порождается он совсем не обязательно на основе упомянутого выше прогресса науки и техники. Явления ро­дительской власти, привычки старших (включая педагогов, руководителей) помыкать младшими воспроизводятся в жиз­ни (при недостаточной культуре моральной регуляции поведе­ния). Указанный нежелательный стиль может обнаружиться и в практике консультирования молодежи по вопросам выбора профессии. И пока не заметно, чтобы эти и подобные явления полностью уходили в прошлое. Поэтому здесь желательна бди­тельность старших, включая и профконсультантов, постоян­ная «оглядка» на нормы морали (соответствующие принци­пы, относящиеся к вопросам руководства профессиональным самоопределением, были изложены в параграфе 3.2).

Указанные выше обстоятельства существенно осложняют решение задач профориентации молодежи. Речь ведь идет в ко­нечном счете о больших множествах подрастающих людей — о поколениях — и о проблеме научного управления социальны­ми процессами на уровне страны.

Жизнь сложна. И не всегда можно свободно выбрать про­фессиональный «старт» и путь. Иной раз возникают неотвратимые обстоятельства выбора. В этом случае активность са­моопределения важно проявить в поиске, построении новых смыслов, в новом понимании значения той деятельности, ко­торой приходится заняться по необходимости (в расчете на идею «стерпится — слюбится»). Не без оснований полагают, что сущностью профессионального самоопределения являет­ся «нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваи­ваемой или уже выполняемой трудовой деятельности» [189. С. 78, 79]. При этом нахождение новых смыслов «в рамках выполняемой деятельности» возможно не «вообще», а в свя­зи с выполнением отдельных, конкретных трудовых функций, операций или определенного трудового процесса и подобн. Скажем, электрогазосварщик «тешит» себя тем, что может, как никто из коллег, выполнить сложный «потолочный» шов. Даже может, «играючи», выплавить фигурку зверюшки или человека и т.п.

Различают несколько разновидностей самоопределения человека. Они взаимосвязаны, но можно обсуждать их и по отдельности. Например, речь может идти не собственно о про­фессиональном, а жизненном самоопределении (как о выбо­ре образа жизни; при этом профессия мыслится как средство его осуществления). Речь может вестись о самоопределении человека в культуре (подробнее об этом там же, с. 83, 84). Вер­немся к некоторым вопросам профессионального самоопре­деления в среднем и старшем школьном возрастах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.