Взрослеющий человек в ситуации обдумывания своего профессионального будущего
Этот параграф будет кратким. В последние четыре десятилетия двадцатого века в нашей стране был накоплен большой опыт работы в области профориентации и профконсультации молодежи. И существует большая соответствующая литература: и для детей, и для педагогов, и для родителей, и для работников производства. Эта литература есть в библиотеках. И мы отсылаем к ней заинтересованного читателя. Обесценивать и забывать ценные прошлые обретения в области работы с молодежью — преступно. В подростковом возрасте активно формируются самооценки и повышается их роль как регуляторов поведения, психического развития. Важными предметами сознания подростка являются он сам, окружающие люди с их личными качествами, построение межлюдских отношений, смыслы человеческой активности («Для чего?», «Ради чего?»); выражена деятельность, направленная на изменение самого себя. Это и подобное (см. [226]) оказывается важным «фоном» для развития готовности к обдумыванию профессионального трудового пути. Уже многие двенадцатилетние школьники (примерно четыре пятых из числа обследованных по [28]) проявляют устойчивый интерес к обсуждению своего трудового будущего, «примериванию» себя к разным профессиям. Активизации профессионального самоопределения способствуют специальные имитационные («деловые») игры, методика которых достаточно разработана [190. С. 102—241], [191]. Учебные интересы взрослеющих детей все более сопрягаются с мечтами о возможном профессиональном будущем. Это может вести и к нежелательным крайностям: «Зачем мне литература! Я буду заниматься техникой», «Зачем мне бином Ньютона! Я хочу стать историком» и т.п. Как известно, некоторые дети по разным причинам оставляют общеобразовательную школу и поступают в учебные заведения так называемого начального профессионального образования (в недавнем прошлом — профтехобразования), а некоторые становятся старшеклассниками. Оставляющие школу нуждаются в консультативной помощи по выбору профессии и адаптации к новым условиям обучения, даже если сами этого не осознают. Начальное профессиональное образование предлагает молодежи много путей освоения разных и «вечных», необходимых обществу профессий — от кулинара до подручного сталевара, от животновода до маляра по художественной отделке зданий. Немалые подобные затруднения испытывают и старшеклассники, в частности, как ни странно, те, кто хорошо, «ровно» учится по всем учебным предметам, не имея ясных профессиональных предпочтений. Задача профессионального самоопределения (пусть на «старте») является сложной не только в познавательном отношении (надо многое знать, принять в расчет). Она сложна и потому, что взрослеющий человек обычно испытывает определенное «давление» со стороны семьи, сверстников и иного социального окружения. Мать, скажем, запрещает дочери или сыну выбирать облюбованную профессию («Только через мой труп!»). Отец жестко предписывает избирать, положим, «технику» или «математику», хотя чадо давно любит биологию и т.п. Сверстники влекут избирать профессиональное учебное заведение «за компанию». Односторонняя пропаганда «рыночных отношений», «бизнеса», «менеджмента» при обесценивании других областей труда тоже вносит свой вклад в принятие решений подрастающего человека о своем профессиональном будущем. И эти решения чаще, чем можно думать, оказываются вынужденными или случайными, не сообразованными с имеющимся опытом, склонностями и способностями подрастающего человека. Что делать? Кому-то подражать? Гадать? Проектировать? Гнаться за престижем? Есть и риск оказаться в плену сословных «предрассудков чести» (какие-то работы считают «приличными», а иные — нет). О возможных ошибках выбора профессии и примерной общей схеме решения обсуждаемой задачи см. [93. С. 115—152]. Важно рассматривать профессиональное самоопределение в подростковом возрасте и юности не как однократный акт, но непрерывный и длительный процесс. Он может занимать месяцы и годы. Весь профессиональный путь предполагает постоянное построение новых, обновленных смыслов активности, т.е. постоянную озабоченность вопросами самоопределения, поскольку меняются и внешние ситуации, и сам человек. Возможности, ограничения подбора профессии для человека, а также общие принципы руководства выбором профессии (они приложимы и к задачам профессионального самоопределения в юности) охарактеризованы в параграфе 3.2. Если вы, работая с книгой, миновали этот текст, то сейчас уместно к нему обратиться. Если вы его ранее прочли, то, быть может, небесполезно к нему вернуться для «нового прочтения».
УПРАЖНЕНИЕ Ниже приведен отрывок из воспоминаний знаменитого педагога А.С. Макаренко. Подумайте, в чем, по-видимому, проявилась активность профессионального самоопределения этого человека. «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания. Отец мой маляр. Он сказал мне: будешь учителем. Рассуждать не приходилось. И я стал учителем. И очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идет, неважный я был учитель. И воспитатель был неважный. Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе» [141. Т. IV. С. 490]. Примечание. Если вам не довелось еще узнать сочинения А.С. Макаренко, то полезно, как минимум, прочесть его «Педагогическую поэму» [141. Т. I]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Смена увлечений разными занятиями — это непостоянство, «грех» или полезная проба сил в связи проектированием профессионального будущего? 2. Что делать, если профессию приходится выбирать по необходимости (затруднения материального порядка, отсутствие поблизости подходящих учебных заведений и подобн.)?
ЧАСТЬ II. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА 5. О профессиональном самоопределении Тема 1.Нет неинтересных профессий, а есть незаинтере-совавшиеся ими люди. Тема 2.Практический ум и практическое мастерство могут быть недосягаемо высокими. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|