Здавалка
Главная | Обратная связь

Взрослеющий человек в ситуации обдумывания своего профессионального будущего



Этот параграф будет кратким. В последние четыре десятиле­тия двадцатого века в нашей стране был накоплен большой опыт работы в области профориентации и профконсультации молодежи. И существует большая соответствующая литера­тура: и для детей, и для педагогов, и для родителей, и для ра­ботников производства. Эта литература есть в библиотеках. И мы отсылаем к ней заинтересованного читателя. Обесценивать и забывать ценные прошлые обретения в области ра­боты с молодежью — преступно.

В подростковом возрасте активно формируются самооцен­ки и повышается их роль как регуляторов поведения, психичес­кого развития. Важными предметами сознания подростка явля­ются он сам, окружающие люди с их личными качествами, по­строение межлюдских отношений, смыслы человеческой активности («Для чего?», «Ради чего?»); выражена деятель­ность, направленная на изменение самого себя. Это и подоб­ное (см. [226]) оказывается важным «фоном» для развития го­товности к обдумыванию профессионального трудового пути.

Уже многие двенадцатилетние школьники (примерно че­тыре пятых из числа обследованных по [28]) проявляют ус­тойчивый интерес к обсуждению своего трудового будуще­го, «примериванию» себя к разным профессиям. Активиза­ции профессионального самоопределения способствуют специальные имитационные («деловые») игры, методика ко­торых достаточно разработана [190. С. 102—241], [191].

Учебные интересы взрослеющих детей все более сопря­гаются с мечтами о возможном профессиональном будущем. Это может вести и к нежелательным крайностям: «Зачем мне литература! Я буду заниматься техникой», «Зачем мне бином Ньютона! Я хочу стать историком» и т.п.

Как известно, некоторые дети по разным причинам остав­ляют общеобразовательную школу и поступают в учебные за­ведения так называемого начального профессионального об­разования (в недавнем прошлом — профтехобразования), а некоторые становятся старшеклассниками. Оставляющие школу нуждаются в консультативной помощи по выбору про­фессии и адаптации к новым условиям обучения, даже если сами этого не осознают. Начальное профессиональное обра­зование предлагает молодежи много путей освоения разных и «вечных», необходимых обществу профессий — от кулинара до подручного сталевара, от животновода до маляра по ху­дожественной отделке зданий.

Немалые подобные затруднения испытывают и старшек­лассники, в частности, как ни странно, те, кто хорошо, «ров­но» учится по всем учебным предметам, не имея ясных про­фессиональных предпочтений.

Задача профессионального самоопределения (пусть на «старте») является сложной не только в познавательном от­ношении (надо многое знать, принять в расчет). Она сложна и потому, что взрослеющий человек обычно испытывает оп­ределенное «давление» со стороны семьи, сверстников и ино­го социального окружения. Мать, скажем, запрещает дочери или сыну выбирать облюбованную профессию («Только че­рез мой труп!»). Отец жестко предписывает избирать, поло­жим, «технику» или «математику», хотя чадо давно любит биологию и т.п. Сверстники влекут избирать профессиональ­ное учебное заведение «за компанию».

Односторонняя пропаганда «рыночных отношений», «биз­неса», «менеджмента» при обесценивании других областей труда тоже вносит свой вклад в принятие решений подраста­ющего человека о своем профессиональном будущем. И эти решения чаще, чем можно думать, оказываются вынужден­ными или случайными, не сообразованными с имеющимся опытом, склонностями и способностями подрастающего че­ловека. Что делать? Кому-то подражать? Гадать? Проектиро­вать? Гнаться за престижем? Есть и риск оказаться в плену сословных «предрассудков чести» (какие-то работы считают «приличными», а иные — нет).

О возможных ошибках выбора профессии и примерной об­щей схеме решения обсуждаемой задачи см. [93. С. 115—152].

Важно рассматривать профессиональное самоопределе­ние в подростковом возрасте и юности не как однократный акт, но непрерывный и длительный процесс. Он может занимать ме­сяцы и годы. Весь профессиональный путь предполагает посто­янное построение новых, обновленных смыслов активности, т.е. постоянную озабоченность вопросами самоопределения, по­скольку меняются и внешние ситуации, и сам человек.

Возможности, ограничения подбора профессии для чело­века, а также общие принципы руководства выбором профес­сии (они приложимы и к задачам профессионального само­определения в юности) охарактеризованы в параграфе 3.2. Если вы, работая с книгой, миновали этот текст, то сейчас уместно к нему обратиться. Если вы его ранее прочли, то, быть может, небесполезно к нему вернуться для «нового прочтения».

 

УПРАЖНЕНИЕ

Ниже приведен отрывок из воспоминаний знаменитого педаго­га А.С. Макаренко. Подумайте, в чем, по-видимому, проявилась активность профессионального самоопределения этого чело­века.

«Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания. Отец мой маляр. Он ска­зал мне: будешь учителем. Рассуждать не приходилось. И я стал учителем. И очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идет, неважный я был учитель. И воспитатель был неважный. Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хо­рошем педагогическом коллективе» [141. Т. IV. С. 490].

Примечание. Если вам не довелось еще узнать сочинения А.С. Макаренко, то полезно, как минимум, прочесть его «Пе­дагогическую поэму» [141. Т. I].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Смена увлечений разными занятиями — это непостоян­ство, «грех» или полезная проба сил в связи проектирова­нием профессионального будущего?

2. Что делать, если профессию приходится выбирать по не­обходимости (затруднения материального порядка, отсут­ствие поблизости подходящих учебных заведений и подобн.)?

 

ЧАСТЬ II. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА 5. О профессиональном самоопределении

Тема 1.Нет неинтересных профессий, а есть незаинтере-совавшиеся ими люди.

Тема 2.Практический ум и практическое мастерство мо­гут быть недосягаемо высокими.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.