Небольшое отступление о психике человека
В начале книги не раз было сказано, что проектирование, обдумывание и построение профессионального жизненного пути предполагают информационное, в частности, психологическое обеспечение. Давняя истина: «Чтобы строить, надо знать...». На психологию указывает и подзаголовок книги. Где же соответствующая информация «от лица науки»? В предшествующем тексте многие слова, встречающиеся и в психологии, употреблены без пояснений и определений. Разве это допустимо? Дело в том, что обыденный (и, следовательно, общепонятный) наш язык содержит немало слов и выражений, обозначающих явления психики (от греч. psyche, что соответствует общеславянскому «душа»). Примечание. Человек постоянно сталкивается не только со многими явлениями природы, вещами. По-видимому, с самых ранних этапов выделения из животного мира он неизбежно сталкивался и с проявлениями душевной жизни (окружающих и самого себя). И это были обстоятельства, содействовавшие или противодействовавшие его усилиям по жизнеобеспечению. А поскольку сталкивался, то начинал выделять их по каким-то опознавательным признакам и закреплять опыт этих столкновений в исторически конкретной форме (в слове, в ответном или предваряющем поведении, в мифе, обычае, в коллективном действе и т.п.). Что это за проявления психики? Это могли быть: сон, прерывающий бодрствование и сопровождающийся сновидениями, а также освежающий сон. Это могли быть проявления усталости, работоспособности и их колебаний; ошибочные и удачные варианты движений, действий; проявления горя, радости, удивления, страха, гнева, боли, стойких черт нрава окружающих и подобное. Более того, рано или поздно человек неизбежно нащупывал, находил хоть сколько-нибудь эффективные средства овладения особенностями психической реальности. Скажем, настроиться на ответственную и опасную деятельность помогал некий условный ритуал. Пусть это были некоторые звуки, позы, «танцы». Избежать опасности помогало то, что не забыл задобрить злых и добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, — тут суеверие срабатывает, возможно, не хуже, чем знание современной инструкции по технике безопасности, поскольку заметно возбуждает чувства). О «психологических словах и выражениях», употребленных в предшествующем тексте Предполагалось, что значение указанных слов и выражений «разумеется само собой», пусть приближенно. Вот перечисление большинства их по мере появления во введении и первых трех главах (без повторов). Во введении. — Стремление. Потребность. Внутренний мир. Понятия. Представления. Мысль. Чувство. Поведение. Восприятие («воспринимаемые»). Ум («умопостигаемые»). Движения. Интерес. Личные качества. Общение. Деятельность. Неторопливость. Предусмотрительность. Обдумывание. Память. Знание. Внимание. Мыслимые (обстоятельства). Настроение. Душевная жизнь. Осторожность. Действия (и их регулирование). Умения. Понимание («понимают»). Склонен (имеет склонность). Привычки. Личность. Группа. Среда. Помыслы. Идеалы. Жизненные профессиональные планы. Опыт. Межличностные отношения. Мысленный поиск. Личностные качества. Способности. Убеждения. Отношения (к разным сторонам мира). Самооценка. Самосознание. Сознание. Наблюдение. Намерения. Схемы решений (мысленные схемы решения задач). Внутренние средства (деятельности). Внутренний диалог. Забывание («забываются»...). Внутренние _Условия (работы). Мышление. Навыки. Характер. Боязливый, решительный, самоуверенный (о человеке). Недоверие. Эмоциональная поддержка (других). Вымыслы. Смещение событий во времени (мысленное). Переживания. Смысл. Бескорыстная умственная инициатива. Отобразить (в сознании). Размышления. Размышление поисковое. Психическая регуляция, саморегуляция (субъектов). Осознавать («осознают»...). Озадаченность. В главе первой. — Мысленная картина (трудового пути). Умственные действия. Образ (мысленный). Образ мира. Образ «Я». Ценностные представления. Побуждения. Эмоциональность. Психодинамика. Познавательные процессы. Исполнительная активность. Волевая саморегуляция. Социальные ожидания. Мысленное предвосхищение («мысленно предвосхищать»). Придумывать. Сознание обязательности. Способность волевого самоконтроля. Способность самосовершенствования. Осознание связей, зависимостей (между людьми). Хочет, не хочет, может, не может (о человеке). Бездеятельность, прожектерство, стяжательство (как возможные виды проявлений качеств людей). Разочарование, удовлетворенность. Старания. Сознание ответственности. Волевые качества. Внутренние препятствия на пути к цели. Эмоциональные переживания (реакции, состояния, отношения). Мысленный, идеальный план деятельности. Умелость, владение средствами деятельности. Состояния подъема чувств. Эмоциональное сопровождение осведомленности. Тревога (как состояние человека). Работоспособность. Внутренние состояния (психические). Самонаблюдения. Субъективные отображения (ситуации, ее составляющих). Внутренняя (психологическая) картина (трудовых процессов). Приятно. Могу по памяти (сделать нечто). Прогнозирую. Докучает (мне нечто). Беспокоюсь. Состояние веселья. Социально-психологический климат (общностилюдей). Состояние отдыха. Взаимопонимание (в группе людей). Мировоззрение. Любовь к своему делу. Нежелание знать. Склад ума (не как «хранилище», а как типичный «образ мыслей» человека). Образ желаемого будущего (цель деятельности в психологическом значении слова). Мысленный образец (чего-либо: продукта, процесса, поведения и подобн.). Душевное благополучие. Моральная ответственность. Нежелательные изменения психики. Надежды. Несознаваемое (в психике). Предрассудки. Поступки. Народное сознание. Предчувствия. Опасения. Качества ума (широта, ; глубина, проницательность, быстрота). Качества (работника) i желательные и противопоказанные. Мысленно представлять по ; описанию. Придумывать. Преодолеть неблагоприятное настроение. Сдержаться. Развивающие функции профессии. Восприятие и понимание участниками группы друг друга. Отношение членов группы к нововведениям (инновациям). Неблагоприятные состояния (человека в труде). В главе второй. — Нежелательное. Недопустимое. Мысли- f мое будущее. Гражданские качества. Склонности. Профессио- ( нально-трудовая направленность (личности). Самодисциплина. Самочувствие. Смысл жизни. Воображение. Инициативность. Наслаждение (от деятельности). Мнения. Переосмысление (жизненного пути). Уверенность в себе. Тревожность. Сосредоточенность. Рассеянность. Ощущение. Вкус. Примечание. Слова из упражнения в конце параграфа 2.1 мы здесь не повторяем. Намеренное делание чего-либо. Практическая смекалка. Внутрипсихические «механизмы». Умственно отсталые дети. Психологическое изучение деятельности (профессионала). Практическое мышление. Примечание. Слова из упражнения к параграфу 2.6 мы здесь не воспроизводим. В главе третьей. — Уровень притязаний человека (на общественное признание и подобн.). Взгляды на будущее (представления о будущем и отношение к нему). Неприятие человека группой. Переосмысление человеком своих возможностей. Нахождение (человеком) новых перспектив и смыслов (своей) деятельности. «Шок отставки» (переживание вблизи пенсионного возраста). Находчивость. Изобретательность. Самостоятельно, сознательно (делать выбор). Побуждающая информация. Приведенным словам и выражениям, казалось бы общепонятным (их, как правило, можно найти в Толковом словаре русского языка [164]), при включении их в контекст научной психологии придается определенное значение. И обозначаемым ими явлениям психики посвящены подчас очень специальные книги, главы книг, не говоря уже о статьях в словарной литературе (см. [112], [193], [105], [227], [250], [201] и др.). К приведенному выше набору «психологических» слов и выражений мы еще вернемся. И все-таки: психика — это что? Быть может, никакой психики нет или это есть нечто недоступное достоверному познанию? Такая точка зрения имела место в науке (см. статью «Бихевиоризм» в [112. С. 33, 34]). Будем исходить из того, что психика есть и заслуживает изучения. Она, правда, недоступна прямому наблюдению (как геологические пласты и подобное), но обнаруживается во многих внешних проявлениях и отчасти в самонаблюдении человека, обращенном к его переживаниям. Обратимся снова к «психологическим словам и выражениям», перечисленным выше. Некоторые из них обозначают как раз внешние проявления психики. — Поведение. Движения. Общение (как наблюдаемое взаимодействие людей). Деятельность, действия, поступки (если иметь в виду их исполнительные, «поведенческие» составляющие и результаты). К этому можно добавить и следующие «симптомы» психики. — Выразительные движения лица, тела (мимика, пантомимика, позы, жесты). Высказывания (или молчание, смех в определенной обстановке). Покраснение, побледнение кожи лица, блеск глаз, «холодный пот» (вегетативные реакции). Психологически симптоматичным может быть и отсутствие активного поведения, отказ от действий в некоторых ситуациях. Не все исполнительные составляющие активности человека являются «поведенческими», внешними. Например, процессы преднамеренного припоминания чего-либо, выработ- ки решений, самоконтроля, саморегуляции («самоприказы», акты сдерживания неуместной активности) и многое подобное могут ускользать от внешнего наблюдателя. Они частично доступны самонаблюдению. В психологии есть термины «интроспекция» (как бы смотрение внутрь себя), «рефлексия» (осознание человеком своей активности). См. [112. С. 137—139; 318, 319]. Далее дошкольники каким-то образом отдают себе отчет в том, что происходит в их внутреннем мире. Напомним поучительные отрывки речи детей из книги К. Чуковского «От двух до пяти». — Как ты смеешь драться? — Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня! — Няня, что это за рай за такой? — А это где яблоки, груши, апельсины, черешни... — Понимаю: рай — это компот. В первом случае ребенок отдает себе отчет в том, что он не может совладать с какими-то своими особенностями. Во втором — отдает отчет в том, что он «понял» (включил в систему известного ему знания). Вернемся к множеству «психологических» слов из предшествующего подраздела. Часть их обозначают или психику в целом или очень общие, «всепроникающие» ее явления. — Внутренний мир. Душевная жизнь. Внимание. Ум. Знания. Личные качества. Большинство же обсуждаемых слов и выражений относятся к процессам, особенностям психики, роль которых состоит в регулировании той или иной относительно конкретной внешней активности человека. Например, вам нужно взять со стола объект — стакан или ложку. Вы протягиваете руку и... ваши пальцы заблаговременно располагаются сообразно форме нужного предмета. Это возможно потому, что у вас благодаря обследующим движениям глаз быстро складывается образ восприятия формы и положения потребного объек та. Если же вам нужно сделать то же самое в темноте, то понадобится порождение несколько иного необходимого образа (уже не зрительного, а кожно-мышечного). — Придется совершать поисковые, «разведочные» движения рук, вносить поправки в неловкие пробы и т.п. Душевная жизнь человека сложна. Это система систем (притом не статических, а изменчивых, представляющих собой потоки явлений, процессы). Важна проблема усмотрения здесь некоего порядка, классификации явлений. И нет единого мнения в ответ на вопрос, поставленный в заголовке данного подраздела. «Сколько голов — столько и умов». Теоретически не исключается и такое суждение: «Сколько голов — столько и заблуждений». Мы не будем разбирать разные подходы к пониманию психики и тем более психологии как науки. Предложим один вариант понимания психики. Если он будет вам не по душе, можете обратиться к учебникам, пособиям по психологии, коих достаточно много. Живой организм, даже одноклеточный, чтобы существовать в среде, должен как-то «отзеркаливать» состояния и этой среды, и свои собственные. И не просто состояния, но их изменения, тенденции этих изменений. В противном случае надежное выживание невозможно. Простейший, например, случай: одноклеточные организмы, живущие в воде (инфузории), перемещаются в ту сторону, где температура воды становится более благоприятной для их существования. И перестают продолжать это перемещение, если температурные условия в данном направлении ухудшаются. Значит, даже в организме, не имеющем нервной системы, есть какое-то «устройство», в результате срабатывания которого изменения среды приводят к полезному (с точки зрения выживания) изменению поведения. И само поведение тоже оказывается объектом своего рода «контроля»: оно «запускается», изменяется, прекращается. Часто говорят, что среда «воздействует» на организм. Но среда в целом — не субъект. Она не оказывает избирательных влияний на организм. Слова «среда воздействует...» или «воздействия среды...» не следует понимать буквально. Она не сообщает организму: «Уважаемый, вот тут у меня питательные вещества. Приближайся. А тут — опасности. Удирай. Да и размножайся, чтобы род твой не прекратился». Среда просто существует, и все. В ней надо как-то разбираться самому организму. Если среда очень проста, постоянна, мало изменчива, указанного рода полезное поведение организмов может выглядеть как ответные их реакции на отдельные выделяемые ими сигналы (сигналы пищи, опасности и подобн.). С усложнением среды обитания требуются все более сложные средства ее «отзеркаливания» (моделирования) в каких-то состояниях организмов. Организмам требуются также и средства осведомления о своей собственной активности, чтобы, например, «запускать», изменять и прекращать то или иное поведение. В сложной среде ориентировка на отдельные ее признаки не выручает. Организмам требуются «устройства», представляющие собой связные целостности, соответствующие сложности среды. Говоря об «устройствах», мы имеем в виду не обязательно специализированные и анатомически фиксированные органы, но системы мобилизованных и упорядоченных функций. В физиологии есть понятия: «функциональная система», «функциональный орган», но здесь их рассматривать мы не станем. Ограничимся заявлением о том, что в контексте психологии человека таким функциональным «устройством», которое обеспечивает нашу ориентировку в сложной среде и регулирование соответствующей исполнительной активности, является образ, отображение ситуации. Образ — одно из основных понятий научной психологии. Примечание. Научным понятием считают мысль о важных и общих свойствах объекта. Понятия наук так или иначе выражаются в речи, а именно в словах-обозначениях (терминах) и их определениях. Определение термина — предложение (суждение), содержащее указания на мыслимые признаки объекта или их краткие описания, перечисления (подробнее об этом см. в учебниках, словарях по логике, напр. [102. С. 355—358, 362]). Каждый знаком с понятиями и их определениями по своему опыту изучения школьных предметов. А что такое «мысль»? Не вдаваясь в пояснения, будем полагаться здесь на вашу общеязыковую культуру. Единственное неудобство слова «образ» в том, что оно не указывает на процессуальность психики. Психика — это поток явлений отображения чего-либо. И это важно иметь в виду. Поэтому мы часто будем пользоваться и отглагольным существительным — «отображение». У человека складываются сложнейшие системы образов, отображений среды и самого себя. Отображений среды и себя в физическом пространстве, во времени (настоящем, прошлом и будущем), в обществе. Складывается какой-то «свой» мир («жизненный мир» [29]). Примечание. Обсуждая вопросы о психике, мы избегаем слова «отражение», как вы, возможно, заметили. Будем употреблять слово «отображение», поскольку коренное его значение указывает на образ. А «отражать» — это «отбивать»; «разить» — это «бить». И если вдумываться в коренное значение слов, возникает некая речевая неловкость. Правда, слова «отражение», «отражать» во многих публикациях •а употребляются как указания на то, что психика есть « субъктивный образ объективного мира» (В.И. Ленин). И это по существу правильно. Далее мы будем иметь в виду (без специальных оговорок) психику человека. Под психическим образом, отображением мы будем понимать не обязательно субъективную «картинку» объектной ситуации. Правда, и здесь есть традиция (в публикациях) противопоставлять образ общей (абстрактной) идее. Различают, например, образную и словесно-логическую (как бы безобразную) память (есть ли такая на самом деле — особый вопрос), образное и словесно-логическое мышление и т.п. Психологи, пытаясь преодолеть ограничения или многозначность естественного языка, иногда изворачиваются, придумывают, например, вместо слова образ иные термины — «конструкт». Вместо слова побуждение— «интенция» (от лат. intentio — стремление). Вольному — воля. Под психическим образом мы будем понимать любое (даже не сознаваемое) состояние субъекта, обеспечиваемое нервной системой и выполняющее функцию регулирования его (субъекта) активности в среде. Психика — это система соответствующих регуляторов. Поэтому, строго говоря, она является функцией не самой по себе нервной системы (мозга), а системы «человек — среда». Мозг может при некоторых условиях (отравлениях, заболеваниях) как бы сам порождать образы, не соответствующие действительности. В предельном случае это могут быть, например, бред, навязчивый страх чего-то (хотя опасности нет) и т.п. Если мы будем понимать психический образ только как наглядную да еще и статичную «картинку», то столкнемся с рядом противоречий. А именно, многие явления психики не подойдут под понятие образа. Например, переживания чувств (приятного или неприятного и т.п.) окажутся вне понятия образа (значит, вне психики). А ведь чувства регулируют наше поведение сообразно и среде, и нашим собственным особенностям. Они (еще до рассуждения) обобщенно сигнализируют нам о благоприятности или неблагоприятности для нас той или иной ситуации, настораживают, побуждают задуматься. Примеры припомните из своего опыта. В то же время некоторые психические отображения среды лишь на первый взгляд кажутся «картинками». На самом же деле они неразъемно связаны с побуждениями, чувствами, действиями. Даже отдельная поверхность объекта, воспринимаемая как цвет, одновременно кажется приятной или неприятной и как бы побуждающей задержать на ней взгляд или отвести его. То же можно сказать и в связи с работой других органов чувств. Это явление обозначается как «аффективный тон» соответствующих образов (лат. affectus — душевное волнение, страсть). Психический образ как регулятор активности по своей природе представляет собой единство осведомительной информации, эмоционального переживания и побуждения к поведению, действию (в психологии говорят о связи чувства и мысли, «аффекта и интеллекта», о «праксических чувствах» — чувствах, сопровождающих исполнительную активность и подобн.). В связи с этим образ придает активности и некоторый смысл (своеобразную «окрашенность» ее побуждениями, мотивами, «хотением»). Даже если человек шевельнул пальцем, значит, было какое-то побуждающее переживание, пусть и несознаваемое. Правда, на первый план могут выступать (по необходимости, закономерно) то одни, то другие составляющие психического отображения. Лишь поэтому можно говорить как об отдельностях о процессах познавательных, эмоциональных, мотивационных, личностных. Стоп! Тот, кто знакомился с учебниками психологии, мог обратить внимание на то, что принято различать психические процессы (прежде всего познавательные), с одной стороны, и свойства (личности) — с другой. Единственное оправдание такого различения состоит в том, что, как правило, различно время протекания познавательных и личностных процессов. Глаз может в доли секунды обследовать, например, контуры предмета, затем перейти к обследованию другого объекта и т.д. В весьма кратком промежутке времени порождаются и сменяются психические отображения многих объектов. Что касается личности, то здесь выступают для нас на первый план устойчиво присущие людям особенности психики (таковы убеждения, идеалы, представления о ценном и неценном, общая направленность активности, черты характера). Они могут складываться годами (хотя не исключаются относительно резкие перемены, «трансформации» [140] личности). Но в любом случае устойчивость личностных образований является результатом постоянной внутренней активности, работы, не исключающей противодействующих переживаний, противостояний обстоятельствам среды. Например, устойчиво присущее человеку отношение к отечеству (патриотизм) может подвергаться серьезным испытаниям (потоками информации, обесценивающими прошлое страны и подобным). Так что сохранение у человека обсуждаемого «свойства» — это постоянно поддерживаемое равновесие многих и сложных незримых процессов (познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых, накопления опыта). Надобно сказать, что в результате усилий по мысленному разбору (анализу) и упорядочению сложного множества явлений душевной жизни в психологии произведено много разнообразных терминов («краткие» психологические словари содержат сотни их). Они (термины) представляют собой обозначения «аналитических вырезок» из живого процесса душевной жизни. Отдельно могут говорить, например, об ощущениях, отдельно — о восприятиях, отдельно — о памяти, отдельно — о мышлении и т.д. А в действительности эти процессы не являются отдельностями. Если вы, положим, ощупываете у себя ушибленное место на невидимой части тела, на спине (пусть это будут кожные ощущения и осязательные восприятия). У вас тут же возникают вопросы, предположения (гипотезы): «Что это?», «Нет ли царапины, следов крови?». А это уже вмешательство мышления. Припоминаете, чем лечить ушибы, — сработала память. И все это сопровождается сосредоточением внимания, чувствами, придумыванием, обсуждением стратегии будущих действий («Что делать?», «Само пройдет?»). Рассуждение (мышление) в любом случае не происходит без участия памяти. При восприятии незнакомого объекта происходит соотнесение его с чем-то известным и подобным или отличным. Тут опять-таки не обходится без участия памяти, мышления, речи, чувств (скажем, удивления). И так без видимого конца. Полезно задумываться о том, все ли словесные различения строго соответствуют действительности. Случается также, что одни и те же реальности обозначаются разными авторами разными словами. Все это мы говорим отнюдь не для того, чтобы принизить психологию как науку о психике, а для того, чтобы читатель бдительно различал, с одной стороны, мир слов, а с другой — мир обозначаемых ими реальностей. Новые слова могут оказаться и «пустыми» (не означать ничего нового). В то же время новые явления психики могут до поры до времени оставаться незамеченными, не названными. Это нормальное явление в развитии любой науки. Вернемся, однако, к вопросу о психических регуляторах активности, поведения человека. Можно (для общей ориентировки и более детального видения психической реальности) предаться неизбежному «греху» выделения и различения некоторых основных групп таких регуляторов. Мы делаем это не для того, чтобы представить их как отдельности (как детали в машине). Это противоречило бы сказанному выше. Примем во внимание лишь то, какие особенности психической регуляции нашей активности могут выступать для нас на первый план. I. Отображения объектов(предметов, продуктов труда, внешних средств, условий и проявлений деятельности): 1) чувственные отображения (возникающие в ходе работы органов чувств); 2) репрезентативные (фр. representant — представитель) конкретные отображения (представления памяти, конкретного мышления, фантазии, возникающие и без опоры на работу органов чувств в данный момент); 3) репрезентативные отвлеченные отображения (общие идеи, понятия, мысленные схемы, усвоенные алгоритмы действий). II. Отображения субъекта: 4) актуальный («здесь и сейчас») «Я-образ» (знание о своем самочувствии, состоянии в данный момент, о своем месте в системе межлюдских отношений, о своих возможностях и ограничениях); 5) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» —я в прошлом, t-i я ныне, я в будущем; я среди других; я как представитель I профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества). III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений: 6) потребности (в чем-то), потребностные состояния; 7) эмоции, чувства, эмоциональные отношения (к чему-то в мире); 8) характер (свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности); 9) направленность личности, мировоззрение. «Причем тут образ, отображение ?» — скажет дотошный читатель, имея в виду, например, пункты б—9. Потребность — психическое образование, включающее три рода субъектных моделей-образов: а) сознаваемое человеком переживание беспокойства, напряжения (например, из-за нехватки чего-то или в связи со стремлением к чему-то); б) представление своего желаемого состояния, пусть смутное; в) представление видов активности, объектов, посредством которых могут быть устранены указанные беспокойство,, напряжение и достигнуто желаемое состояние. Во всех случаях предполагается включенность человека в мир, частью которого он является. Об отображающей функции чувств, эмоций мы уже говорили выше. Что касается характера, то это отношения к чему-то в мире (к людям, труду, вещам, к себе). В сочетании системой побуждений, в частности убеждениями, характер как бы приподнимает человека над сиюминутной ситуацией, позволяет преследовать далекие перспективные цели, осуществлять жизненные цели даже вопреки мнению и сопротивлению окружающих, вопреки опасности и т.п. В этом смысле здесь речь идет об очень важных регуляторах поведения, отображающих важные ценности за пределами конкретной ситуации. Подобно тому как, скажем, чувственный образ, отображая конкретную ситуацию, ориентирует сообразно ей действия человека, характер и личность в целом обеспечивают ему ориентировку во множестве сложных общественных процессов. (Подробнее об этом [87. С. 43—49], [86. С. 327—329].) Примечание. Предметная область психологии как науки по необходимости шире, чем только внутрисубъектные явления. Психологи принимают во внимание разнообразные внешние проявления психики, предметную и социальную среду, в которой психика проявляется и формируется. Читателя с естественнонаучным складом ума может не удовлетворить следующее обстоятельство. Мы обошли вниманием круг вопросов о том, как обеспечивается (хотя и не предопределяется) психика работой нервной системы (мозга). Это очень специальная область знания (см., например, [47. Библ. на рус. и иностр. яз. — стр. 357—369]). В оправдание скажем, что возможны и правомерны разные системные организации предметных областей достоверного знания. УПРАЖНЕНИЕ Вернитесь к предшествующему подразделу, где перечислены «психологические слова и выражения», употребленные в предшествующем тексте книги. Постарайтесь выделить те из них, которые, по вашему мнению, можно понять как регуляторы исполнительной активности человека. Соотнесите их с приведенной выше группировкой психических регуляторов. Можете эту группировку усовершенствовать.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Чтобы знать о своей психике, нужно ли принимать во внимание ее внешние проявления (или только «смотреть внутрь себя») ? 2. У человека есть органы чувств, память, мышление, опорно-мышечный аппарат. Для чего ему еще и свойства личности? [89. С. 85—88], [86. С. 327—329].
Тема 1. Психическая регуляция деятельности в данной (вашей) профессии. Тема 2. Внутренние трудности в данной (вашей) деятельности и (ваш) опыт их преодоления. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|