Здавалка
Главная | Обратная связь

Небольшое отступление о психике человека



В начале книги не раз было сказано, что проектирование, об­думывание и построение профессионального жизненного пути предполагают информационное, в частности, психоло­гическое обеспечение. Давняя истина: «Чтобы строить, надо знать...». На психологию указывает и подзаголовок книги. Где же соответствующая информация «от лица науки»?

В предшествующем тексте многие слова, встречающиеся и в психологии, употреблены без пояснений и определений. Разве это допустимо? Дело в том, что обыденный (и, следова­тельно, общепонятный) наш язык содержит немало слов и выражений, обозначающих явления психики (от греч. psyche, что соответствует общеславянскому «душа»).

Примечание. Человек постоянно сталкивается не только со многими явлениями природы, вещами. По-видимому, с са­мых ранних этапов выделения из животного мира он неиз­бежно сталкивался и с проявлениями душевной жизни (ок­ружающих и самого себя). И это были обстоятельства, со­действовавшие или противодействовавшие его усилиям по жизнеобеспечению. А поскольку сталкивался, то начинал выделять их по каким-то опознавательным признакам и зак­реплять опыт этих столкновений в исторически конкретной форме (в слове, в ответном или предваряющем поведении, в мифе, обычае, в коллективном действе и т.п.). Что это за проявления психики? Это могли быть: сон, прерывающий бодрствование и сопровождающийся сновидениями, а также освежающий сон. Это могли быть проявления усталости, работоспособности и их колебаний; ошибочные и удачные варианты движений, действий; проявления горя, радости, удивления, страха, гнева, боли, стойких черт нрава окружающих и подобное. Более того, рано или поздно человек неизбежно нащупывал, находил хоть сколько-нибудь эф­фективные средства овладения особенностями психической реальности. Скажем, настроиться на ответственную и опас­ную деятельность помогал некий условный ритуал. Пусть это были некоторые звуки, позы, «танцы». Избежать опаснос­ти помогало то, что не забыл задобрить злых и добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже не­плохо, — тут суеверие срабатывает, возможно, не хуже, чем знание современной инструкции по технике безопасности, поскольку заметно возбуждает чувства).

О «психологических словах и выражениях», употребленных в предшествующем тексте

Предполагалось, что значение указанных слов и выражений «разумеется само собой», пусть приближенно. Вот перечис­ление большинства их по мере появления во введении и пер­вых трех главах (без повторов).

Во введении. — Стремление. Потребность. Внутренний мир. Понятия. Представления. Мысль. Чувство. Поведение. Восприятие («воспринимаемые»). Ум («умопостигаемые»). Движения. Интерес. Личные качества. Общение. Деятель­ность. Неторопливость. Предусмотрительность. Обдумыва­ние. Память. Знание. Внимание. Мыслимые (обстоятельства). Настроение. Душевная жизнь. Осторожность. Действия (и их регулирование). Умения. Понимание («понимают»). Склонен (имеет склонность). Привычки. Личность. Группа. Среда. Помыслы. Идеалы. Жизненные профессиональные планы. Опыт. Межличностные отношения. Мысленный поиск. Лич­ностные качества. Способности. Убеждения. Отношения (к разным сторонам мира). Самооценка. Самосознание. Созна­ние. Наблюдение. Намерения. Схемы решений (мысленные схемы решения задач). Внутренние средства (деятельности). Внутренний диалог. Забывание («забываются»...). Внутренние _Условия (работы). Мышление. Навыки. Характер. Боязливый, решительный, самоуверенный (о человеке). Недоверие. Эмо­циональная поддержка (других). Вымыслы. Смещение событий во времени (мысленное). Переживания. Смысл. Бескоры­стная умственная инициатива. Отобразить (в сознании). Раз­мышления. Размышление поисковое. Психическая регуляция, саморегуляция (субъектов). Осознавать («осознают»...). Озадаченность.

В главе первой. — Мысленная картина (трудового пути). Умственные действия. Образ (мысленный). Образ мира. Об­раз «Я». Ценностные представления. Побуждения. Эмоцио­нальность. Психодинамика. Познавательные процессы. Ис­полнительная активность. Волевая саморегуляция. Соци­альные ожидания. Мысленное предвосхищение («мысленно предвосхищать»). Придумывать. Сознание обязательности. Способность волевого самоконтроля. Способность самосо­вершенствования. Осознание связей, зависимостей (между людьми). Хочет, не хочет, может, не может (о человеке). Без­деятельность, прожектерство, стяжательство (как возможные виды проявлений качеств людей). Разочарование, удовлетво­ренность. Старания. Сознание ответственности. Волевые ка­чества. Внутренние препятствия на пути к цели. Эмоциональ­ные переживания (реакции, состояния, отношения). Мыслен­ный, идеальный план деятельности. Умелость, владение средствами деятельности. Состояния подъема чувств. Эмоцио­нальное сопровождение осведомленности. Тревога (как состоя­ние человека). Работоспособность. Внутренние состояния (психические). Самонаблюдения. Субъективные отображе­ния (ситуации, ее составляющих). Внутренняя (психологичес­кая) картина (трудовых процессов). Приятно. Могу по памя­ти (сделать нечто). Прогнозирую. Докучает (мне нечто). Бес­покоюсь. Состояние веселья. Социально-психологический климат (общностилюдей). Состояние отдыха. Взаимопонима­ние (в группе людей). Мировоззрение. Любовь к своему делу. Нежелание знать. Склад ума (не как «хранилище», а как ти­пичный «образ мыслей» человека). Образ желаемого будуще­го (цель деятельности в психологическом значении слова). Мысленный образец (чего-либо: продукта, процесса, поведения и подобн.). Душевное благополучие. Моральная ответ­ственность. Нежелательные изменения психики. Надежды. Несознаваемое (в психике). Предрассудки. Поступки. Народ­ное сознание. Предчувствия. Опасения. Качества ума (широта, ; глубина, проницательность, быстрота). Качества (работника) i желательные и противопоказанные. Мысленно представлять по ; описанию. Придумывать. Преодолеть неблагоприятное на­строение. Сдержаться. Развивающие функции профессии. Восприятие и понимание участниками группы друг друга. От­ношение членов группы к нововведениям (инновациям). Не­благоприятные состояния (человека в труде).

В главе второй. — Нежелательное. Недопустимое. Мысли- f мое будущее. Гражданские качества. Склонности. Профессио- ( нально-трудовая направленность (личности). Самодисциплина. Самочувствие. Смысл жизни. Воображение. Инициативность. Наслаждение (от деятельности). Мнения. Переосмысление (жизненного пути). Уверенность в себе. Тревожность. Сосре­доточенность. Рассеянность. Ощущение. Вкус.

Примечание. Слова из упражнения в конце параграфа 2.1 мы здесь не повторяем.

Намеренное делание чего-либо. Практическая смекалка. Внутрипсихические «механизмы». Умственно отсталые дети. Психологическое изучение деятельности (профессионала). Практическое мышление.

Примечание. Слова из упражнения к параграфу 2.6 мы здесь не воспроизводим.

В главе третьей. — Уровень притязаний человека (на об­щественное признание и подобн.). Взгляды на будущее (пред­ставления о будущем и отношение к нему). Неприятие чело­века группой. Переосмысление человеком своих возможно­стей. Нахождение (человеком) новых перспектив и смыслов (своей) деятельности. «Шок отставки» (переживание вблизи пенсионного возраста). Находчивость. Изобретательность. Самостоятельно, сознательно (делать выбор). Побуждающая информация.

Приведенным словам и выражениям, казалось бы обще­понятным (их, как правило, можно найти в Толковом словаре русского языка [164]), при включении их в контекст научной психологии придается определенное значение. И обозначае­мым ими явлениям психики посвящены подчас очень специ­альные книги, главы книг, не говоря уже о статьях в словар­ной литературе (см. [112], [193], [105], [227], [250], [201] и др.). К приведенному выше набору «психологических» слов и вы­ражений мы еще вернемся.

И все-таки: психика это что?

Быть может, никакой психики нет или это есть нечто недо­ступное достоверному познанию? Такая точка зрения имела место в науке (см. статью «Бихевиоризм» в [112. С. 33, 34]). Будем исходить из того, что психика есть и заслуживает изу­чения. Она, правда, недоступна прямому наблюдению (как геологические пласты и подобное), но обнаруживается во многих внешних проявлениях и отчасти в самонаблюдении человека, обращенном к его переживаниям.

Обратимся снова к «психологическим словам и выраже­ниям», перечисленным выше. Некоторые из них обозначают как раз внешние проявления психики. — Поведение. Движе­ния. Общение (как наблюдаемое взаимодействие людей). Де­ятельность, действия, поступки (если иметь в виду их испол­нительные, «поведенческие» составляющие и результаты). К этому можно добавить и следующие «симптомы» психики. — Выразительные движения лица, тела (мимика, пантомимика, позы, жесты). Высказывания (или молчание, смех в опреде­ленной обстановке). Покраснение, побледнение кожи лица, блеск глаз, «холодный пот» (вегетативные реакции). Психо­логически симптоматичным может быть и отсутствие актив­ного поведения, отказ от действий в некоторых ситуациях.

Не все исполнительные составляющие активности чело­века являются «поведенческими», внешними. Например, про­цессы преднамеренного припоминания чего-либо, выработ-

ки решений, самоконтроля, саморегуляции («самоприказы», акты сдерживания неуместной активности) и многое подоб­ное могут ускользать от внешнего наблюдателя. Они частич­но доступны самонаблюдению. В психологии есть термины «интроспекция» (как бы смотрение внутрь себя), «рефлек­сия» (осознание человеком своей активности). См. [112. С. 137—139; 318, 319]. Далее дошкольники каким-то образом отдают себе отчет в том, что происходит в их внутреннем мире. Напомним поучительные отрывки речи детей из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

— Как ты смеешь драться?

— Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

— Няня, что это за рай за такой?

— А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...

— Понимаю: рай — это компот.

В первом случае ребенок отдает себе отчет в том, что он не может совладать с какими-то своими особенностями. Во вто­ром — отдает отчет в том, что он «понял» (включил в систему известного ему знания).

Вернемся к множеству «психологических» слов из пред­шествующего подраздела. Часть их обозначают или психику в целом или очень общие, «всепроникающие» ее явления. — Внутренний мир. Душевная жизнь. Внимание. Ум. Знания. Личные качества.

Большинство же обсуждаемых слов и выражений относят­ся к процессам, особенностям психики, роль которых состо­ит в регулировании той или иной относительно конкретной внешней активности человека. Например, вам нужно взять со стола объект — стакан или ложку. Вы протягиваете руку и... ваши пальцы заблаговременно располагаются сообразно форме нужного предмета. Это возможно потому, что у вас благодаря обследующим движениям глаз быстро складыва­ется образ восприятия формы и положения потребного объек

та. Если же вам нужно сделать то же самое в темноте, то по­надобится порождение несколько иного необходимого обра­за (уже не зрительного, а кожно-мышечного). — Придется совершать поисковые, «разведочные» движения рук, вносить поправки в неловкие пробы и т.п.

Душевная жизнь человека сложна. Это система систем (притом не статических, а изменчивых, представляющих со­бой потоки явлений, процессы). Важна проблема усмотрения здесь некоего порядка, классификации явлений. И нет еди­ного мнения в ответ на вопрос, поставленный в заголовке дан­ного подраздела. «Сколько голов — столько и умов». Теоре­тически не исключается и такое суждение: «Сколько голов — столько и заблуждений». Мы не будем разбирать разные под­ходы к пониманию психики и тем более психологии как на­уки. Предложим один вариант понимания психики. Если он будет вам не по душе, можете обратиться к учебникам, посо­биям по психологии, коих достаточно много.

Живой организм, даже одноклеточный, чтобы существо­вать в среде, должен как-то «отзеркаливать» состояния и этой среды, и свои собственные. И не просто состояния, но их из­менения, тенденции этих изменений. В противном случае надежное выживание невозможно. Простейший, например, случай: одноклеточные организмы, живущие в воде (инфузо­рии), перемещаются в ту сторону, где температура воды ста­новится более благоприятной для их существования. И перестают продолжать это перемещение, если температур­ные условия в данном направлении ухудшаются. Значит, даже в организме, не имеющем нервной системы, есть какое-то «устройство», в результате срабатывания которого измене­ния среды приводят к полезному (с точки зрения выживания) изменению поведения. И само поведение тоже оказывается объектом своего рода «контроля»: оно «запускается», изме­няется, прекращается.

Часто говорят, что среда «воздействует» на организм. Но среда в целом — не субъект. Она не оказывает избирательных влияний на организм. Слова «среда воздействует...» или «воздействия среды...» не следует понимать буквально. Она не сообщает организму: «Уважаемый, вот тут у меня питатель­ные вещества. Приближайся. А тут — опасности. Удирай. Да и размножайся, чтобы род твой не прекратился». Среда про­сто существует, и все. В ней надо как-то разбираться самому организму.

Если среда очень проста, постоянна, мало изменчива, ука­занного рода полезное поведение организмов может выгля­деть как ответные их реакции на отдельные выделяемые ими сигналы (сигналы пищи, опасности и подобн.). С усложнени­ем среды обитания требуются все более сложные средства ее «отзеркаливания» (моделирования) в каких-то состояниях организмов. Организмам требуются также и средства осве­домления о своей собственной активности, чтобы, например, «запускать», изменять и прекращать то или иное поведение. В сложной среде ориентировка на отдельные ее признаки не выручает. Организмам требуются «устройства», представ­ляющие собой связные целостности, соответствующие слож­ности среды. Говоря об «устройствах», мы имеем в виду не обязательно специализированные и анатомически фиксиро­ванные органы, но системы мобилизованных и упорядочен­ных функций. В физиологии есть понятия: «функциональная система», «функциональный орган», но здесь их рассматри­вать мы не станем. Ограничимся заявлением о том, что в кон­тексте психологии человека таким функциональным «устрой­ством», которое обеспечивает нашу ориентировку в сложной среде и регулирование соответствующей исполнительной активности, является образ, отображение ситуации.

Образ — одно из основных понятий научной психологии.

Примечание. Научным понятием считают мысль о важных и общих свойствах объекта. Понятия наук так или иначе вы­ражаются в речи, а именно в словах-обозначениях (терми­нах) и их определениях. Определение термина — предло­жение (суждение), содержащее указания на мыслимые признаки объекта или их краткие описания, перечисления (подробнее об этом см. в учебниках, словарях по логике, напр. [102. С. 355—358, 362]). Каждый знаком с понятиями и их определениями по своему опыту изучения школьных пред­метов. А что такое «мысль»? Не вдаваясь в пояснения, будем полагаться здесь на вашу общеязыковую культуру.

Единственное неудобство слова «образ» в том, что оно не указывает на процессуальность психики. Психика — это по­ток явлений отображения чего-либо. И это важно иметь в виду. Поэтому мы часто будем пользоваться и отглагольным существительным — «отображение».

У человека складываются сложнейшие системы образов, отображений среды и самого себя. Отображений среды и себя в физическом пространстве, во времени (настоящем, про­шлом и будущем), в обществе. Складывается какой-то «свой» мир («жизненный мир» [29]).

Примечание. Обсуждая вопросы о психике, мы избегаем слова «отражение», как вы, возможно, заметили. Будем употреблять слово «отображение», поскольку коренное его значение указывает на образ. А «отражать» — это «отбивать»; «разить» — это «бить». И если вдумываться в коренное значение слов, возникает некая речевая неловкость. Правда, слова «отражение», «отражать» во многих публикациях •а употребляются как указания на то, что психика есть « субъктивный образ объективного мира» (В.И. Ленин). И это по существу правильно.

Далее мы будем иметь в виду (без специальных оговорок) психику человека. Под психическим образом, отображением мы будем понимать не обязательно субъективную «картин­ку» объектной ситуации. Правда, и здесь есть традиция (в публикациях) противопоставлять образ общей (абстрактной) идее. Различают, например, образную и словесно-логическую (как бы безобразную) память (есть ли такая на самом деле — особый вопрос), образное и словесно-логическое мышление и т.п. Психологи, пытаясь преодолеть ограничения или многозначность естественного языка, иногда изворачиваются, придумывают, например, вместо слова образ иные термины — «конструкт». Вместо слова побуждение— «интенция» (от лат. intentio — стремление). Вольному — воля. Под психическим образом мы будем понимать любое (даже не сознаваемое) состояние субъекта, обеспечиваемое нервной системой и вы­полняющее функцию регулирования его (субъекта) активнос­ти в среде. Психика — это система соответствующих регулято­ров. Поэтому, строго говоря, она является функцией не самой по себе нервной системы (мозга), а системы «человек — среда». Мозг может при некоторых условиях (отравлениях, заболева­ниях) как бы сам порождать образы, не соответствующие дей­ствительности. В предельном случае это могут быть, например, бред, навязчивый страх чего-то (хотя опасности нет) и т.п.

Если мы будем понимать психический образ только как наглядную да еще и статичную «картинку», то столкнемся с рядом противоречий. А именно, многие явления психики не подойдут под понятие образа. Например, переживания чувств (приятного или неприятного и т.п.) окажутся вне понятия об­раза (значит, вне психики). А ведь чувства регулируют наше поведение сообразно и среде, и нашим собственным особен­ностям. Они (еще до рассуждения) обобщенно сигнализиру­ют нам о благоприятности или неблагоприятности для нас той или иной ситуации, настораживают, побуждают задуматься. Примеры припомните из своего опыта.

В то же время некоторые психические отображения сре­ды лишь на первый взгляд кажутся «картинками». На самом же деле они неразъемно связаны с побуждениями, чувства­ми, действиями. Даже отдельная поверхность объекта, вос­принимаемая как цвет, одновременно кажется приятной или неприятной и как бы побуждающей задержать на ней взгляд или отвести его. То же можно сказать и в связи с работой дру­гих органов чувств. Это явление обозначается как «аффек­тивный тон» соответствующих образов (лат. affectus — душев­ное волнение, страсть).

Психический образ как регулятор активности по своей природе представляет собой единство осведомительной ин­формации, эмоционального переживания и побуждения к по­ведению, действию (в психологии говорят о связи чувства и мысли, «аффекта и интеллекта», о «праксических чувствах» — чувствах, сопровождающих исполнительную активность и подобн.). В связи с этим образ придает активности и некото­рый смысл (своеобразную «окрашенность» ее побуждения­ми, мотивами, «хотением»). Даже если человек шевельнул пальцем, значит, было какое-то побуждающее переживание, пусть и несознаваемое. Правда, на первый план могут высту­пать (по необходимости, закономерно) то одни, то другие со­ставляющие психического отображения. Лишь поэтому мож­но говорить как об отдельностях о процессах познавательных, эмоциональных, мотивационных, личностных. Стоп! Тот, кто знакомился с учебниками психологии, мог обратить внима­ние на то, что принято различать психические процессы (прежде всего познавательные), с одной стороны, и свойства (личности) — с другой.

Единственное оправдание такого различения состоит в том, что, как правило, различно время протекания познава­тельных и личностных процессов. Глаз может в доли секунды обследовать, например, контуры предмета, затем перейти к обследованию другого объекта и т.д. В весьма кратком про­межутке времени порождаются и сменяются психические отображения многих объектов. Что касается личности, то здесь выступают для нас на первый план устойчиво прису­щие людям особенности психики (таковы убеждения, идеа­лы, представления о ценном и неценном, общая направлен­ность активности, черты характера). Они могут складывать­ся годами (хотя не исключаются относительно резкие перемены, «трансформации» [140] личности). Но в любом случае устойчивость личностных образований является ре­зультатом постоянной внутренней активности, работы, не ис­ключающей противодействующих переживаний, противостояний обстоятельствам среды. Например, устойчиво присущее человеку отношение к отечеству (патриотизм) может подвер­гаться серьезным испытаниям (потоками информации, обес­ценивающими прошлое страны и подобным). Так что сохра­нение у человека обсуждаемого «свойства» — это постоянно поддерживаемое равновесие многих и сложных незримых процессов (познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых, накопления опыта).

Надобно сказать, что в результате усилий по мысленному разбору (анализу) и упорядочению сложного множества яв­лений душевной жизни в психологии произведено много раз­нообразных терминов («краткие» психологические словари содержат сотни их). Они (термины) представляют собой обо­значения «аналитических вырезок» из живого процесса ду­шевной жизни. Отдельно могут говорить, например, об ощу­щениях, отдельно — о восприятиях, отдельно — о памяти, отдельно — о мышлении и т.д. А в действительности эти про­цессы не являются отдельностями. Если вы, положим, ощу­пываете у себя ушибленное место на невидимой части тела, на спине (пусть это будут кожные ощущения и осязательные восприятия). У вас тут же возникают вопросы, предположе­ния (гипотезы): «Что это?», «Нет ли царапины, следов кро­ви?». А это уже вмешательство мышления. Припоминаете, чем лечить ушибы, — сработала память. И все это сопровож­дается сосредоточением внимания, чувствами, придумывани­ем, обсуждением стратегии будущих действий («Что делать?», «Само пройдет?»).

Рассуждение (мышление) в любом случае не происходит без участия памяти. При восприятии незнакомого объекта происходит соотнесение его с чем-то известным и подобным или отличным. Тут опять-таки не обходится без участия па­мяти, мышления, речи, чувств (скажем, удивления). И так без видимого конца. Полезно задумываться о том, все ли словес­ные различения строго соответствуют действительности. Слу­чается также, что одни и те же реальности обозначаются разными авторами разными словами. Все это мы говорим отнюдь не для того, чтобы принизить психологию как науку о психи­ке, а для того, чтобы читатель бдительно различал, с одной стороны, мир слов, а с другой — мир обозначаемых ими ре­альностей. Новые слова могут оказаться и «пустыми» (не оз­начать ничего нового). В то же время новые явления психики могут до поры до времени оставаться незамеченными, не на­званными. Это нормальное явление в развитии любой науки. Вернемся, однако, к вопросу о психических регуляторах ак­тивности, поведения человека.

Можно (для общей ориентировки и более детального ви­дения психической реальности) предаться неизбежному «гре­ху» выделения и различения некоторых основных групп таких регуляторов. Мы делаем это не для того, чтобы представить их как отдельности (как детали в машине). Это противоречи­ло бы сказанному выше. Примем во внимание лишь то, какие особенности психической регуляции нашей активности мо­гут выступать для нас на первый план.

I. Отображения объектов(предметов, продуктов труда, внеш­них средств, условий и проявлений деятельности):

1) чувственные отображения (возникающие в ходе рабо­ты органов чувств);

2) репрезентативные (фр. representant — представитель) конкретные отображения (представления памяти, конк­ретного мышления, фантазии, возникающие и без опоры на работу органов чувств в данный момент);

3) репрезентативные отвлеченные отображения (общие идеи, понятия, мысленные схемы, усвоенные алгоритмы действий).

II. Отображения субъекта:

4) актуальный («здесь и сейчас») «Я-образ» (знание о сво­ем самочувствии, состоянии в данный момент, о своем месте в системе межлюдских отношений, о своих возмож­ностях и ограничениях);

5) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» —я в прошлом, t-i я ныне, я в будущем; я среди других; я как представитель I профессиональной общности, я как организм, как инди­видуальность, как член общества).

III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных от­ношений:

6) потребности (в чем-то), потребностные состояния;

7) эмоции, чувства, эмоциональные отношения (к чему-то в мире);

8) характер (свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности);

9) направленность личности, мировоззрение.

«Причем тут образ, отображение ?» — скажет дотошный читатель, имея в виду, например, пункты б—9. Потребность — психическое образование, включающее три рода субъектных моделей-образов:

а) сознаваемое человеком переживание беспокойства, на­пряжения (например, из-за нехватки чего-то или в связи со стремлением к чему-то);

б) представление своего желаемого состояния, пусть смут­ное;

в) представление видов активности, объектов, посредством которых могут быть устранены указанные беспокойство,, напряжение и достигнуто желаемое состояние.

Во всех случаях предполагается включенность человека в мир, частью которого он является. Об отображающей функ­ции чувств, эмоций мы уже говорили выше. Что касается ха­рактера, то это отношения к чему-то в мире (к людям, труду, вещам, к себе). В сочетании системой побуждений, в частности убеждениями, характер как бы приподнимает человека над сиюминутной ситуацией, позволяет преследовать далекие перспективные цели, осуществлять жизненные цели даже вопреки мнению и сопротивлению окружающих, вопреки

опасности и т.п. В этом смысле здесь речь идет об очень важ­ных регуляторах поведения, отображающих важные ценно­сти за пределами конкретной ситуации. Подобно тому как, скажем, чувственный образ, отображая конкретную ситуа­цию, ориентирует сообразно ей действия человека, характер и личность в целом обеспечивают ему ориентировку во мно­жестве сложных общественных процессов. (Подробнее об этом [87. С. 43—49], [86. С. 327—329].)

Примечание. Предметная область психологии как науки по необходимости шире, чем только внутрисубъектные явления. Психологи принимают во внимание разнообразные

внешние проявления психики, предметную и социальную среду, в которой психика проявляется и формируется. Читателя с естественнонаучным складом ума может не удовлетворить следующее обстоятельство. Мы обошли вни­манием круг вопросов о том, как обеспечивается (хотя и не предопределяется) психика работой нервной системы (моз­га). Это очень специальная область знания (см., например, [47. Библ. на рус. и иностр. яз. — стр. 357—369]). В оправдание скажем, что возможны и правомерны разные системные орга­низации предметных областей достоверного знания.

УПРАЖНЕНИЕ

Вернитесь к предшествующему подразделу, где перечислены «психологические слова и выражения», употребленные в пред­шествующем тексте книги. Постарайтесь выделить те из них, которые, по вашему мнению, можно понять как регуляторы ис­полнительной активности человека. Соотнесите их с приведен­ной выше группировкой психических регуляторов. Можете эту группировку усовершенствовать.

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Чтобы знать о своей психике, нужно ли принимать во вни­мание ее внешние проявления (или только «смотреть внутрь себя») ?

2. У человека есть органы чувств, память, мышление, опор­но-мышечный аппарат. Для чего ему еще и свойства лич­ности? [89. С. 85—88], [86. С. 327—329].

 

Тема 1. Психическая регуляция деятельности в данной (ва­шей) профессии.

Тема 2. Внутренние трудности в данной (вашей) деятель­ности и (ваш) опыт их преодоления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.