Здавалка
Главная | Обратная связь

Об общей структуре комплексной проблемы «Профориентация»



Основные составляющие (аспекты) обсуждаемой проблемы относятся не только к психологии, педагогике, но и к эконо­мике, социологии, юриспруденции, медицине, организации хозяйственной жизни. Их можно объединить в следующие группы и подгруппы.

I. Общетеоретические вопросы и научная разведка.

1) Разработка научных основ профориентации, профкон-сультации, профотбора, адаптации (приспособления) человека к профессии.

2) Проведение поисковых опытных исследований, не рас­считанных на близкий практический эффект (развед­ка по всем излагаемым ниже направлениям работы).

И. Вопросы осведомительной, санкционирующей информа­ции (в системе профориентации, понимаемой как систе­ма управления).

1) Разработка и совершенствование методов определения наличной и перспективной потребности общества в кадрах, методов учета, оперативного поиска и использования соответствующей информации в практической работе с молодежью.

2) Разработка социологических и психолого-педагогичес­ких методов оперативного изучения формирующейся профессиональной направленности подрастающих поколений.

3) Разработка методов изучения (в частности, диагности­ки) профессиональных способностей, профпригодно­сти, «человекосообразности» (параграф 1.6) трудовых постов. А также разработка методов прогнозирования и развития этих факторов успешности деятельности.

4) Разработка методов, систем сбора, хранения и опера­тивного поиска профессиографической информации. Дальнейшая разработка классификаций профессий (занятий) по различным критериям: медицинским, психологическим, педагогическим, социологическим, юридическим, экономическим. Разработка конкрет­ных систем оперативного информационно-професси-ографического обеспечения практической работы по профориентации, трудоустройству.

5) Разработка и совершенствование, нравственных юри­дических основ профориентационной работы с моло­дежью.

Вопросы управляющей информации.

Примечание. Часто воспроизводящиеся в настоящее время разговоры о необходимости обеспечения «свободы личнос­ти» хороши, если они не маскируют уход структур, управ­ляющих обществом, от ответственности за судьбы подрас­тающих людей. Чисто словесный культ «свобод», во-первых, скрывает то обстоятельство, что у одних они есть, а у других — нет. Во-вторых, в пределе он ведет к абсурду: «не хочешь учиться — не учись», «хочешь ехать на чужом горбу — ва­ляй»... так что ли? Всякая «свобода» сопряжена с ограниче­ниями. Абсолютной свободы нет.

1) Разработка методов, приемов, средств формирования трудовой направленности у молодежи.

2) Разработка методов, приемов, средств формирования профессиональных способностей и профпригодности (о понятии профпригодности — параграф 2.1).

3) Разработка методов, путей выравнивания социально­го престижа различных профессий (культ равного уважения к разным видам труда).

4) Разработка методов экономического и морального ре­гулирования процессов распределения и закрепления трудовых ресурсов.

5) Разработка систем мероприятий по повышению эф­фективности влияния средств массового воспитания (литература, искусство, пресса, кино, радио, телевиде­ние, библиотеки, клубы) на формирование должных (общественно ценных) побуждений выбора профес-

6) Совершенствование систем работы общеобразователь­ной школы по профориентации и профконсультации во взаимодействии с семьей, профессиональным обра­зованием, производством (областью труда в широком значении этого слова).

Совершенствование систем подготовки и переподго­товки психологов, педагогов, детских врачей в связи с задачами профориентации, профконсультации, про­фотбора, трудовой реабилитации и труоустройства ча­стично нетрудоспособных людей. Совершенствование методов психолого-педагогичес­кой и медицинской профконсультации. Организационно-практические вопросы.

1) Разработка организационных проектов звеньев систе­мы профориентации молодежи (в селе, городе, регио­нах, стране в целом).

2) Организация подготовки и переподготовки специали­стов в области профориентации, профконсультации разных групп молодежи.

Было бы ошибкой преувеличивать новизну обозначенных выше задач и отрывать их от контекста классических, «ста­рых» проблем психологических, педагогических, медико-био­логических, социально-экономических и технических наук.

Вопрос подготовки молодежи к труду не нов (ни для како­го общества). Важнейшая задача состоит, в частности, в том, чтобы не утрачивать ценный опыт прошлого и развивать сло­жившиеся направления в интересах народа, а не отдельных сословных группировок, «слоев». См. также [196], [197], [241].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Нельзя ли «канительное» дело профориентации молоде­жи полностью поручить компьютерной технике?

2. Как бы вы построили беседу о (вашей) профессии, если бы вам довелось провести ее со школьниками (возраст де­тей — по выбору).

Тема1. Структура описания профессии для целей профо­риентации молодежи.

Тема2. Структура описания профессии для взрослого про­фессионала в ситуации вынужденной перемены им труда.

Тема3. Вынужденная смена профессии и возможности профессионального развития [99].

Тема 4.Выбор профессии и душевное благополучие чело­века.

Тема 5.Выбор профессии и здоровье.

 

Часть III РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА

...Штормило рекламу: «Все сущее и насущное — от "1

Единой Теории Поля до полей теорий — приобре-

тайте в ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ ВСЕЛЕННОЙ!»...

Рек­лама сдвинула полосы: «КУПИ СМЫСЛ ЖИЗНИ!».

Татьяна Тайганова.

Красное сафари на желтого льва1.

Во введении к книге встречалось слово «адаптация» (лат. adaptatio — прилаживание, приноровление). Имелось в виду приспособление человека к требованиям профессии. Вы мог­ли заметить, что последующий текст фактически был посвя­щен разным сторонам проблемы «прилаживания» и челове­ка к профессии, и профессии — трудового поста — к челове­ку. Были рассмотрены желательные и нежелательные пути решения вопросов установления взаимного соответствия личных качеств, особенностей человека, с одной стороны, и требований трудового поста — с другой. А это важная состав­ляющая процессов, соотносимых со словами «адаптация че­ловека к профессии», «профессиональная адаптация».

Примечание. Процессы адаптации — это конкретное выра­жение общей функции психики, сознания — активного отображения мира. Как отмечал В.И. Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его...-Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» [124. Т. 29. С. 194, 195]. Понимание профессиональной адаптации как процесса, направленного на одностороннее приспособление работни­ка к чему-то, скажем, к плохим условиям труда, предложен­ным «работодателем», было бы неверным. При этом возмож­ны, конечно, и неодолимые обстоятельства. Но слова «при­способленец», «приспособленчество» пренебрежительно характеризуют того, кто беспринципно подлаживает свое по­ведение к обстоятельствам, маскируя, возможно, свои истин­ные взгляды [164. С. 597].

Надеемся, что при освоении предшествующих разделов книги вы обрели ориентировку во множестве обстоятельств внешнего и внутреннего мира, о которых важно знать в ходе профессионального саморазвития. И это — необходимое ус­ловие надежного пути к мастерству.

Какие-то штрихи адаптации человека к миру труда (хотя бы в плане расширения соответствующей осведомленности) можно наблюдать у детей, начиная уже с дошкольного возра­ста. И об этом шла речь во второй части книги. Множество повседневных событий, связанных с вхождением подраста­ющих людей в мир труда, не поддается учету.

Вот характерная сценка из жизни подростков. Начались лет­ние каникулы. Ребята-сверстники прибежали к реке иску­паться. Двое из них уже год учились в профтехучилище по специальностям металлистов, остальные трое — школьни­ки. На берегу давно валяются и уже, покосившись, «врос­ли» в берег выброшенные с ближайшего склада напольные весы, пришедшие в негодность. На них ребята обычно скла­дывали снятую одежду. Но теперь те двое (которые учатся в профтехучилище) останавливают на них взгляд:

— Смотри-ка, Коля, вот это (показывает на деталь) цилинд­рическая поверхность, и резьба внутренняя... токарная ра­бота!

— Да, а это вот (тыкает пальцем Коля) — фрезерная... мож­но, конечно, и вручную сделать, только пилить долго... а это — литье.

— А это?

— Прокат, по-моему... ну, и слесари сверлили, собирали, по­нятно.

— А деревяшки? (Грузовая площадка весов сделана из до­сок).

— Не чуди. По-простому столярничать-то многие могут... это ж не мебель.

Остальные (школьники) «навострили уши», прислушивают­ся, приглядываются (получили информацию). И затем все — бух — в воду.

Событие состоялось кратковременное, но значительное. Предшествующее профессиональное обучение создало вклад в виденье окружающего. Ребята видят его уже полнее и иначе. Это — во-первых. Во-вторых, произошло полезное взаимообогащение сверстников информацией. Школьники узнали от своих друзей нечто «удивительное рядом», хотя «это мы не проходили, это нам не задавали». И подобного рода, пусть «микроскопические» по времени, но важные по сути, приращения к душевному складу взрос­леющих людей происходят на каждом шагу (в частности, и вне специально организованного образования). В слове «адаптация» могут быть скрыты, как минимум, три разных значения. Во-первых, адаптация может мыслиться как процесс «стихийный» («само пойдет»). Во-вторых, как дело «старшего». Он должен адаптировать подопечного, а тот видит­ся как пассивный объект соответствующей работы. В-треть­их, человек и сам может решать задачи своей профессиональ­ной адаптации. В этом случае говорят о самоопределении. Кор­невое значение этого слова указывает на установление границ (пределов) предмета рассмотрения. Это надо понимать не как призыв к ограниченности, а указание на важность уточнения, уяснения содержания действительно сложной, умопостигае­мой области явлений.

Теоретически различают взаимосвязанные (и частично со­впадающие, но не взаимоисключающие) явления жизненно­го, социального, личностного, семейного, профессионального самоопределения (и даже пересамоопределения) человека (да­лее по [142. С. 57—62]). Считается, что человеку свойственна потребность самоопределения, т.е. переживание некоторой нужды в этом. Что значит самоопределение?

Каждый осознает свои особенности, качества. Пусть не все. Подразумевает ответы на вопросы типа «что я за чело­век?», «что я хочу?», «что я могу и смогу?», «что нужно? (что от меня ждут?)», «каково мое место — сейчас и в будущем — среди людей?», «для чего я живу?». При этом человек слича­ет себя с другими (не только из ближайшего окружения) и принимает для себя какие-то образцы, «мерки» для самооцен­ки. Сообразно этому он строит замыслы, планы, перспективы своей жизни, деятельности. Он может уточнять и изме­нять представления, мнения о себе и окружающем, перефор­мулировать ранее намеченные цели, планы, изменять образ жизни (отсюда и «пересамоопределение»).

Жизненное самоопределение — построение человеком своей активности с учетом так или иначе понимаемых им «об­щечеловеческих» («как у людей!») представлений о смысле жизни. На самом деле таких общепризнанных представлений нет. И речь идет о представлениях тех людей, которых дан­ный человек считает лучшей частью мыслимого им сообще­ства. Для одного смысл жизни может оказаться в «погоне за копейкой», для другого в том, чтобы «служить народу», для третьего — «стать мастером своего дела», для четвертого — «быть на людях, прославиться» и т.п. Нужны и ум, и совесть, чтобы выбрать, выстроить реалистические и в то же время морально чистые варианты1.

Личностным самоопределением можно считать все те формы активности, которые ориентированы на развитие и совершенствование у себя тех свойств, которые относятся к области мировоззрения, идеалов, побуждений (включая убеждения — «твердые взгляды»), характера (устойчивых отношений к людям, к делу, к вещам, к себе), самосознания.

Социальное (общественное) самоопределение — это мыс­ленные и действенные (поведенческие) поиски ответа на воп­росы типа «с кем быть?»: «в какой общественный слой вой­ти?», «выйти в люди» (но — «в какие?»), «сменить прежний крут общения на новый?» и т.п.

Семейное самоопределение предполагает, в частности, со­знание многосторонней ответственности за построение важнейшей ячейки общества. Если хорошо строятся взаимоот­ношения в семье, то хорошо и обществу. Это особая и боль­шая область вопросов, ответы на которые читатель сможет найти в доступной литературе ([59], [184] и др).

Профессиональное самоопределение — формы активнос­ти (начиная с обдумывания будущего профессионального пути [91], [241]), направленные на развитие способностей, на движение к вершинам достижений в труде [5] ,[15]. Предше­ствующий контекст книги и был ориентирован (пусть бел тер­мина «самоопределение») на данную тему.

Рассмотрим некоторые вопросы из затронутой широкой области.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.