Об общей структуре комплексной проблемы «Профориентация»
Основные составляющие (аспекты) обсуждаемой проблемы относятся не только к психологии, педагогике, но и к экономике, социологии, юриспруденции, медицине, организации хозяйственной жизни. Их можно объединить в следующие группы и подгруппы. I. Общетеоретические вопросы и научная разведка. 1) Разработка научных основ профориентации, профкон-сультации, профотбора, адаптации (приспособления) человека к профессии. 2) Проведение поисковых опытных исследований, не рассчитанных на близкий практический эффект (разведка по всем излагаемым ниже направлениям работы). И. Вопросы осведомительной, санкционирующей информации (в системе профориентации, понимаемой как система управления). 1) Разработка и совершенствование методов определения наличной и перспективной потребности общества в кадрах, методов учета, оперативного поиска и использования соответствующей информации в практической работе с молодежью. 2) Разработка социологических и психолого-педагогических методов оперативного изучения формирующейся профессиональной направленности подрастающих поколений. 3) Разработка методов изучения (в частности, диагностики) профессиональных способностей, профпригодности, «человекосообразности» (параграф 1.6) трудовых постов. А также разработка методов прогнозирования и развития этих факторов успешности деятельности. 4) Разработка методов, систем сбора, хранения и оперативного поиска профессиографической информации. Дальнейшая разработка классификаций профессий (занятий) по различным критериям: медицинским, психологическим, педагогическим, социологическим, юридическим, экономическим. Разработка конкретных систем оперативного информационно-професси-ографического обеспечения практической работы по профориентации, трудоустройству. 5) Разработка и совершенствование, нравственных юридических основ профориентационной работы с молодежью. Вопросы управляющей информации. Примечание. Часто воспроизводящиеся в настоящее время разговоры о необходимости обеспечения «свободы личности» хороши, если они не маскируют уход структур, управляющих обществом, от ответственности за судьбы подрастающих людей. Чисто словесный культ «свобод», во-первых, скрывает то обстоятельство, что у одних они есть, а у других — нет. Во-вторых, в пределе он ведет к абсурду: «не хочешь учиться — не учись», «хочешь ехать на чужом горбу — валяй»... так что ли? Всякая «свобода» сопряжена с ограничениями. Абсолютной свободы нет. 1) Разработка методов, приемов, средств формирования трудовой направленности у молодежи. 2) Разработка методов, приемов, средств формирования профессиональных способностей и профпригодности (о понятии профпригодности — параграф 2.1). 3) Разработка методов, путей выравнивания социального престижа различных профессий (культ равного уважения к разным видам труда). 4) Разработка методов экономического и морального регулирования процессов распределения и закрепления трудовых ресурсов. 5) Разработка систем мероприятий по повышению эффективности влияния средств массового воспитания (литература, искусство, пресса, кино, радио, телевидение, библиотеки, клубы) на формирование должных (общественно ценных) побуждений выбора профес- 6) Совершенствование систем работы общеобразовательной школы по профориентации и профконсультации во взаимодействии с семьей, профессиональным образованием, производством (областью труда в широком значении этого слова). Совершенствование систем подготовки и переподготовки психологов, педагогов, детских врачей в связи с задачами профориентации, профконсультации, профотбора, трудовой реабилитации и труоустройства частично нетрудоспособных людей. Совершенствование методов психолого-педагогической и медицинской профконсультации. Организационно-практические вопросы. 1) Разработка организационных проектов звеньев системы профориентации молодежи (в селе, городе, регионах, стране в целом). 2) Организация подготовки и переподготовки специалистов в области профориентации, профконсультации разных групп молодежи. Было бы ошибкой преувеличивать новизну обозначенных выше задач и отрывать их от контекста классических, «старых» проблем психологических, педагогических, медико-биологических, социально-экономических и технических наук. Вопрос подготовки молодежи к труду не нов (ни для какого общества). Важнейшая задача состоит, в частности, в том, чтобы не утрачивать ценный опыт прошлого и развивать сложившиеся направления в интересах народа, а не отдельных сословных группировок, «слоев». См. также [196], [197], [241]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Нельзя ли «канительное» дело профориентации молодежи полностью поручить компьютерной технике? 2. Как бы вы построили беседу о (вашей) профессии, если бы вам довелось провести ее со школьниками (возраст детей — по выбору). Тема1. Структура описания профессии для целей профориентации молодежи. Тема2. Структура описания профессии для взрослого профессионала в ситуации вынужденной перемены им труда. Тема3. Вынужденная смена профессии и возможности профессионального развития [99]. Тема 4.Выбор профессии и душевное благополучие человека. Тема 5.Выбор профессии и здоровье.
Часть III РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА ...Штормило рекламу: «Все сущее и насущное — от "1 Единой Теории Поля до полей теорий — приобре- тайте в ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ ВСЕЛЕННОЙ!»... Реклама сдвинула полосы: «КУПИ СМЫСЛ ЖИЗНИ!». Татьяна Тайганова. Красное сафари на желтого льва1. Во введении к книге встречалось слово «адаптация» (лат. adaptatio — прилаживание, приноровление). Имелось в виду приспособление человека к требованиям профессии. Вы могли заметить, что последующий текст фактически был посвящен разным сторонам проблемы «прилаживания» и человека к профессии, и профессии — трудового поста — к человеку. Были рассмотрены желательные и нежелательные пути решения вопросов установления взаимного соответствия личных качеств, особенностей человека, с одной стороны, и требований трудового поста — с другой. А это важная составляющая процессов, соотносимых со словами «адаптация человека к профессии», «профессиональная адаптация». Примечание. Процессы адаптации — это конкретное выражение общей функции психики, сознания — активного отображения мира. Как отмечал В.И. Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его...-Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» [124. Т. 29. С. 194, 195]. Понимание профессиональной адаптации как процесса, направленного на одностороннее приспособление работника к чему-то, скажем, к плохим условиям труда, предложенным «работодателем», было бы неверным. При этом возможны, конечно, и неодолимые обстоятельства. Но слова «приспособленец», «приспособленчество» пренебрежительно характеризуют того, кто беспринципно подлаживает свое поведение к обстоятельствам, маскируя, возможно, свои истинные взгляды [164. С. 597]. Надеемся, что при освоении предшествующих разделов книги вы обрели ориентировку во множестве обстоятельств внешнего и внутреннего мира, о которых важно знать в ходе профессионального саморазвития. И это — необходимое условие надежного пути к мастерству. Какие-то штрихи адаптации человека к миру труда (хотя бы в плане расширения соответствующей осведомленности) можно наблюдать у детей, начиная уже с дошкольного возраста. И об этом шла речь во второй части книги. Множество повседневных событий, связанных с вхождением подрастающих людей в мир труда, не поддается учету. Вот характерная сценка из жизни подростков. Начались летние каникулы. Ребята-сверстники прибежали к реке искупаться. Двое из них уже год учились в профтехучилище по специальностям металлистов, остальные трое — школьники. На берегу давно валяются и уже, покосившись, «вросли» в берег выброшенные с ближайшего склада напольные весы, пришедшие в негодность. На них ребята обычно складывали снятую одежду. Но теперь те двое (которые учатся в профтехучилище) останавливают на них взгляд: — Смотри-ка, Коля, вот это (показывает на деталь) цилиндрическая поверхность, и резьба внутренняя... токарная работа! — Да, а это вот (тыкает пальцем Коля) — фрезерная... можно, конечно, и вручную сделать, только пилить долго... а это — литье. — А это? — Прокат, по-моему... ну, и слесари сверлили, собирали, понятно. — А деревяшки? (Грузовая площадка весов сделана из досок). — Не чуди. По-простому столярничать-то многие могут... это ж не мебель. Остальные (школьники) «навострили уши», прислушиваются, приглядываются (получили информацию). И затем все — бух — в воду. Событие состоялось кратковременное, но значительное. Предшествующее профессиональное обучение создало вклад в виденье окружающего. Ребята видят его уже полнее и иначе. Это — во-первых. Во-вторых, произошло полезное взаимообогащение сверстников информацией. Школьники узнали от своих друзей нечто «удивительное рядом», хотя «это мы не проходили, это нам не задавали». И подобного рода, пусть «микроскопические» по времени, но важные по сути, приращения к душевному складу взрослеющих людей происходят на каждом шагу (в частности, и вне специально организованного образования). В слове «адаптация» могут быть скрыты, как минимум, три разных значения. Во-первых, адаптация может мыслиться как процесс «стихийный» («само пойдет»). Во-вторых, как дело «старшего». Он должен адаптировать подопечного, а тот видится как пассивный объект соответствующей работы. В-третьих, человек и сам может решать задачи своей профессиональной адаптации. В этом случае говорят о самоопределении. Корневое значение этого слова указывает на установление границ (пределов) предмета рассмотрения. Это надо понимать не как призыв к ограниченности, а указание на важность уточнения, уяснения содержания действительно сложной, умопостигаемой области явлений. Теоретически различают взаимосвязанные (и частично совпадающие, но не взаимоисключающие) явления жизненного, социального, личностного, семейного, профессионального самоопределения (и даже пересамоопределения) человека (далее по [142. С. 57—62]). Считается, что человеку свойственна потребность самоопределения, т.е. переживание некоторой нужды в этом. Что значит самоопределение? Каждый осознает свои особенности, качества. Пусть не все. Подразумевает ответы на вопросы типа «что я за человек?», «что я хочу?», «что я могу и смогу?», «что нужно? (что от меня ждут?)», «каково мое место — сейчас и в будущем — среди людей?», «для чего я живу?». При этом человек сличает себя с другими (не только из ближайшего окружения) и принимает для себя какие-то образцы, «мерки» для самооценки. Сообразно этому он строит замыслы, планы, перспективы своей жизни, деятельности. Он может уточнять и изменять представления, мнения о себе и окружающем, переформулировать ранее намеченные цели, планы, изменять образ жизни (отсюда и «пересамоопределение»). Жизненное самоопределение — построение человеком своей активности с учетом так или иначе понимаемых им «общечеловеческих» («как у людей!») представлений о смысле жизни. На самом деле таких общепризнанных представлений нет. И речь идет о представлениях тех людей, которых данный человек считает лучшей частью мыслимого им сообщества. Для одного смысл жизни может оказаться в «погоне за копейкой», для другого в том, чтобы «служить народу», для третьего — «стать мастером своего дела», для четвертого — «быть на людях, прославиться» и т.п. Нужны и ум, и совесть, чтобы выбрать, выстроить реалистические и в то же время морально чистые варианты1. Личностным самоопределением можно считать все те формы активности, которые ориентированы на развитие и совершенствование у себя тех свойств, которые относятся к области мировоззрения, идеалов, побуждений (включая убеждения — «твердые взгляды»), характера (устойчивых отношений к людям, к делу, к вещам, к себе), самосознания. Социальное (общественное) самоопределение — это мысленные и действенные (поведенческие) поиски ответа на вопросы типа «с кем быть?»: «в какой общественный слой войти?», «выйти в люди» (но — «в какие?»), «сменить прежний крут общения на новый?» и т.п. Семейное самоопределение предполагает, в частности, сознание многосторонней ответственности за построение важнейшей ячейки общества. Если хорошо строятся взаимоотношения в семье, то хорошо и обществу. Это особая и большая область вопросов, ответы на которые читатель сможет найти в доступной литературе ([59], [184] и др). Профессиональное самоопределение — формы активности (начиная с обдумывания будущего профессионального пути [91], [241]), направленные на развитие способностей, на движение к вершинам достижений в труде [5] ,[15]. Предшествующий контекст книги и был ориентирован (пусть бел термина «самоопределение») на данную тему. Рассмотрим некоторые вопросы из затронутой широкой области. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|