О конфликтующих реальностях в ходе профессиональной подготовки
Фактически мы выше касались темы данного параграфа, не подводя обсуждавшиеся явления под понятие «конфликтующие реальности». Рассмотрим соответствующие обстоятельства более пристально. Известно, что в возрасте 18—25 лет (его называют «студенческим» или «ранней зрелостью», «поздней юностью» [212. С. 137, 140]) люди в среднем характеризуются очень хорошими показателями физического здоровья, развития. Но если рассматривать именно студентов, то они отличаются как раз «худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе». И это связано с разнообразными психическими перегрузками, сопровождающими ход обучения в вузе и разрушительно влияющими на здоровье (Там же, с. 140, 141). Конфликты (внешние и внутриличностные), вообще говоря, — это разновидность неизбежных противоречий развития. Но если по отношению к ним не занимать конструктивную позицию (позицию их изучения и разумного разрешения как жизненных задач), то они могут вести к самым разнообразным неблагоприятным последствиям, включая и конфронтацию с окружающими, и заболевания [199], [139], [228]. Вернемся к периоду освоения профессии. Трудности, возникающие здесь перед человеком, обусловлены не только необходимостью больших затрат времени и сил на освоение собственно предметного материала. Есть опасности и иного рода, часто не сознаваемые как таковые. Представим себе достаточно типичную ситуацию (далее по [212. С. 137—144]). Обучающийся недостаточно, с точки зрения преподавателя, освоил программный материал. Такое случается. Но преподаватель переносит оценку этого обстоятельства «на оценку личности студента в целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он не умен, ленив, безответствен и т.п. Заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье студента». Возможно, что ни та ни другая стороны этого межличностного взаимодействия не истолковывают описанное кратковременное событие в терминах наук о человеке: в таких терминах, как «педагогический такт», «психологическая травма», «психосоматические взаимодействия» «психологическая безопасность (или, в данном случае, — «опасность») и подобн. Возможно, оба невежественны в области педагогики, психологии, культуры общения, психологической культуры [101], ибо это — не их специальности. Ситуация усугубляется еще и тем, что общение происходит на фоне и без того напряженного состояния студента (зачет, экзамен, текущий контроль усвоения и подобн.). Студент обычно не может «выключить» преподавателя. Что делать, если вы в роли студента? Включайте саморегуляцию, чтобы отстроиться от пси-хотравмирующего воздействия, мысленно отвлечься на что-либо более приемлемое. Неблагоприятным для обучающегося и неодолимым для него обстоятельством может быть следующая особенность учебного заведения. Обучающие могут считать, что главное их дело — «передавать информацию». И «передают». Поскольку передавать информацию хорошо может электронная техника, компьютеризуют учебный процесс. Пусть студент видит учебный материал на телеэкране и пр. Разве плохо? Плохо здесь следующее. Обучающий, специалист не только «передает»1 обучаемому знания, навыки, но фактически (ведая об этом или нет) «...приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение» (там же, с. 138; см. также [26. С. 69—77]). И в этом случае ни обучающий, ни обучаемый могут не сознавать, что недополучает последний при охарактеризованной «философии» профессионального образования. Что делать, если вы в роли обучающегося? Надо изобретательно искать пути компенсации тех утрат, которые неизбежны при охарактеризованных обстоятельствах. Полезны контакты с доступными для живого общения профессионалами в вашей области, носителями подлинной, высокой профессиональной культуры. Высокой в том смысле, что она сопряжена с идеей служения широкой общности людей-делателей и в конечном счете народу, человечеству. Отношение к профессии, к Делу — это и отношение к людям.
УПРАЖНЕНИЯ Напишите (для себя) сочинение на тему «Как я отношусь к другим людям?». Для чего? Ответ прояснится после. Ниже приводятся отрывки из сочинений и устных высказываний студентов на указанную выше (пункт 1) тему (по [26. С. 73— 75]). Выразите свое отношение к этим суждениям. Полезно обсудить соответствующий материал в группе заинтересованных людей. а) «Я много раз садился за эту работу, но много раз у меня ничего не выходило. Я вновь и вновь садился за эту маленькую по объему, но требующую огромной концентрации сил работу, чтобы попытаться уже не только для самой работы, сколько для самого себя дать действительно верный ответ». «Очень люблю наблюдать за другими — за их движениями, интонациями, выражением глаз, мимикой, люблю ловить каждый жест, по мимолетным движениям узнавать, угадывать ситуации в целом». в) «Надо всегда задаваться вопросом не почему этот человек плохой, а почему я так о нем думаю». г) «В конце концов, мне хочется знать лишь одно: что волнует, что занимает этих людей?». д) «Я всегда вижу в каждом человеке соперника». е) «Мое отношение к людям изменяется каждую секунду, и при- чин для этих изменений может быть тысяча... и сейчас я поняла, что отношение к другим главным образом зависит от отношения к себе: мое отношение к другим так же неустойчиво, как и отношение к себе». ж) «После мучительных раздумий я пришел к противоречию, и мне показалось, что я в тупике. И тут я вдруг увидел, что это не тупик, а, напротив, выход из лабиринта: к одному и тому же человеку я могу испытывать удивительное смешение, некую гамму чувств — и любовь, и нежность, и симпатию, и заботу, и уважение, и жалость, и зависть, и злобу, и неприязнь, и отвращение, и ненависть, и многое другое». з) «Для меня мир делится на друзей, людей более сильных (тех, от которых я завишу) и более слабых (от которых не завишу), людей, которые мне совершенно безразличны, тех, которые меня раздражают, тех, к которым я испытываю влечение, людей, которые кажутся мне неприятными (с первого взгляда), людей, в которых я разочаровалась и т.д.». и) «Я люблю людей, люблю с ними общаться, вместе что-то делать, будь то взаимное удовольствие от беседы или дружно вскопанная грядка, но мне тяжело общаться с хамами, злыми и агрессивными людьми, когда агрессия и злость направлены на меня. Я могу вспылить и нагрубить, но все же я могу подняться над ситуацией и уже не оставаться ее простым участником — тогда можно сгладить конфликт, разрешить спор или хотя бы попытаться сделать это». к) «Мне трудно было сначала ответить на этот вопрос, но теперь мне трудно остановиться: мне открылось столько новых и важных ориентиров для моей будущей деятельности». л) «Каждый человек дает возможность развернуться моему воображению, заставляет работать мою мысль, причем так, чтобы использовать все ресурсы моей головы. И это для меня очень ценно». Освоение профессии предъявляет высокие требования к познанию. Здесь тоже важно осознавать явления конфликтующих реальностей. Это большая группа вопросов не для начального изучения. В доступной форме об этом см., например, [85. С. 116—136], [212. С. 45—65]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Понять учебный материал — значит выучить его и пересказать? 2. Известны ли вам люди, которые, умея что-то делать, не мо-гуг об этом детально и доходчиво рассказать? 3. Не излишество ли — постановка себе вопросов такого рода по отношению к учебному материалу: «для чего это?», «ради чего?». Тема 1.Взаимосвязь личностного и профессионального становления человека [26. С. 69—77]. Тема 2.Познавательные трудности в ходе профессиональной подготовки (профессиональная область — по выбору). Тема 3.Закономерности формирования умений и навыков [250. Т. 3, С. 292, 293]; [201. Т. 2, С. 15, 16]. Тема4. Психологическая безопасность в профессиональном образовании.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|