Здавалка
Главная | Обратная связь

О конфликтующих реальностях в ходе профессиональной подготовки



Фактически мы выше касались темы данного параграфа, не подводя обсуждавшиеся явления под понятие «конфликтую­щие реальности». Рассмотрим соответствующие обстоятель­ства более пристально.

Известно, что в возрасте 18—25 лет (его называют «сту­денческим» или «ранней зрелостью», «поздней юностью» [212. С. 137, 140]) люди в среднем характеризуются очень хо­рошими показателями физического здоровья, развития. Но если рассматривать именно студентов, то они отличаются как раз «худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе». И это связано с разнообразными психическими перегрузками, сопровождающими ход обуче­ния в вузе и разрушительно влияющими на здоровье (Там же, с. 140, 141).

Конфликты (внешние и внутриличностные), вообще гово­ря, — это разновидность неизбежных противоречий разви­тия. Но если по отношению к ним не занимать конструктив­ную позицию (позицию их изучения и разумного разреше­ния как жизненных задач), то они могут вести к самым разнообразным неблагоприятным последствиям, включая и конфронтацию с окружающими, и заболевания [199], [139], [228].

Вернемся к периоду освоения профессии. Трудности, воз­никающие здесь перед человеком, обусловлены не только не­обходимостью больших затрат времени и сил на освоение собственно предметного материала. Есть опасности и иного рода, часто не сознаваемые как таковые.

Представим себе достаточно типичную ситуацию (далее по [212. С. 137—144]). Обучающийся недостаточно, с точки зрения преподавателя, освоил программный материал. Такое случается. Но преподаватель переносит оценку этого обстоя­тельства «на оценку личности студента в целом, давая сту­денту знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он не умен, ленив, безответствен и т.п. Заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель ока­зывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье студента». Возможно, что ни та ни другая стороны этого меж­личностного взаимодействия не истолковывают описанное кратковременное событие в терминах наук о человеке: в та­ких терминах, как «педагогический такт», «психологическая травма», «психосоматические взаимодействия» «психологи­ческая безопасность (или, в данном случае, — «опасность») и подобн. Возможно, оба невежественны в области педагоги­ки, психологии, культуры общения, психологической культу­ры [101], ибо это — не их специальности. Ситуация усугубля­ется еще и тем, что общение происходит на фоне и без того напряженного состояния студента (зачет, экзамен, текущий контроль усвоения и подобн.). Студент обычно не может «выключить» преподавателя. Что делать, если вы в роли сту­дента? Включайте саморегуляцию, чтобы отстроиться от пси-хотравмирующего воздействия, мысленно отвлечься на что-либо более приемлемое.

Неблагоприятным для обучающегося и неодолимым для него обстоятельством может быть следующая особенность учебного заведения. Обучающие могут считать, что главное их дело — «передавать информацию». И «передают». По­скольку передавать информацию хорошо может электронная техника, компьютеризуют учебный процесс. Пусть студент видит учебный материал на телеэкране и пр. Разве плохо?

Плохо здесь следующее. Обучающий, специалист не толь­ко «передает»1 обучаемому знания, навыки, но фактически (ведая об этом или нет) «...приобщает его к определенной куль­туре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение» (там же, с. 138; см. также [26. С. 69—77]). И в этом случае ни обуча­ющий, ни обучаемый могут не сознавать, что недополучает последний при охарактеризованной «философии» профессио­нального образования. Что делать, если вы в роли обучающе­гося? Надо изобретательно искать пути компенсации тех ут­рат, которые неизбежны при охарактеризованных обстоя­тельствах. Полезны контакты с доступными для живого общения профессионалами в вашей области, носителями под­линной, высокой профессиональной культуры. Высокой в том смысле, что она сопряжена с идеей служения широкой общ­ности людей-делателей и в конечном счете народу, человече­ству. Отношение к профессии, к Делу — это и отношение к людям.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Напишите (для себя) сочинение на тему «Как я отношусь к дру­гим людям?». Для чего? Ответ прояснится после. Ниже приводятся отрывки из сочинений и устных высказываний студентов на указанную выше (пункт 1) тему (по [26. С. 73— 75]). Выразите свое отношение к этим суждениям. Полезно обсудить соответствующий материал в группе заинтересован­ных людей.

а) «Я много раз садился за эту работу, но много раз у меня ничего не выходило. Я вновь и вновь садился за эту маленькую по объему, но требующую огромной концентрации сил работу, чтобы попытаться уже не только для самой ра­боты, сколько для самого себя дать действительно верный ответ».

«Очень люблю наблюдать за другими — за их движениями, интонациями, выражением глаз, мимикой, люблю ловить каж­дый жест, по мимолетным движениям узнавать, угадывать ситуации в целом».

в) «Надо всегда задаваться вопросом не почему этот человек

плохой, а почему я так о нем думаю».

г) «В конце концов, мне хочется знать лишь одно: что волнует,

что занимает этих людей?».

д) «Я всегда вижу в каждом человеке соперника».

е) «Мое отношение к людям изменяется каждую секунду, и при-

чин для этих изменений может быть тысяча... и сейчас я поняла, что отношение к другим главным образом зависит от отношения к себе: мое отношение к другим так же неустой­чиво, как и отношение к себе».

ж) «После мучительных раздумий я пришел к противоречию, и мне показалось, что я в тупике. И тут я вдруг увидел, что это не тупик, а, напротив, выход из лабиринта: к одному и тому же человеку я могу испытывать удивительное смешение, не­кую гамму чувств — и любовь, и нежность, и симпатию, и заботу, и уважение, и жалость, и зависть, и злобу, и неприязнь, и отвращение, и ненависть, и многое другое».

з) «Для меня мир делится на друзей, людей более сильных (тех,

от которых я завишу) и более слабых (от которых не зави­шу), людей, которые мне совершенно безразличны, тех, кото­рые меня раздражают, тех, к которым я испытываю влечение, людей, которые кажутся мне неприятными (с первого взгля­да), людей, в которых я разочаровалась и т.д.». и) «Я люблю людей, люблю с ними общаться, вместе что-то делать, будь то взаимное удовольствие от беседы или друж­но вскопанная грядка, но мне тяжело общаться с хамами, злыми и агрессивными людьми, когда агрессия и злость на­правлены на меня. Я могу вспылить и нагрубить, но все же я могу подняться над ситуацией и уже не оставаться ее про­стым участником — тогда можно сгладить конфликт, разре­шить спор или хотя бы попытаться сделать это».

к) «Мне трудно было сначала ответить на этот вопрос, но те­перь мне трудно остановиться: мне открылось столько но­вых и важных ориентиров для моей будущей деятельнос­ти».

л) «Каждый человек дает возможность развернуться моему во­ображению, заставляет работать мою мысль, причем так, что­бы использовать все ресурсы моей головы. И это для меня очень ценно».

Освоение профессии предъявляет высокие требования к познанию. Здесь тоже важно осознавать явления конфлик­тующих реальностей. Это большая группа вопросов не для начального изучения. В доступной форме об этом см., напри­мер, [85. С. 116—136], [212. С. 45—65].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Понять учебный материал — значит выучить его и пере­сказать?

2. Известны ли вам люди, которые, умея что-то делать, не мо-гуг об этом детально и доходчиво рассказать?

3. Не излишество ли — постановка себе вопросов такого рода по отношению к учебному материалу: «для чего это?», «ради чего?».

Тема 1.Взаимосвязь личностного и профессионального становления человека [26. С. 69—77].

Тема 2.Познавательные трудности в ходе профессиональ­ной подготовки (профессиональная область — по выбору).

Тема 3.Закономерности формирования умений и навы­ков [250. Т. 3, С. 292, 293]; [201. Т. 2, С. 15, 16].

Тема4. Психологическая безопасность в профессиональ­ном образовании.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.