Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА К НОВОМУ МЕСТУ РАБОТЫ (ТРУДОВОМУ ПОСТУ)



Сначала поведем речь о «начинающем специалисте», имея в виду расширенное значение этого словосочетания. Это — любой человек, прошедший профессиональную подготовку или переподготовку и приступающий к работе (на предприя­тии, в организации, учреждении и т.п.).

В связи с культом рыночной экономики, сложившимся в нашей стране в последние годы, общая ситуация с трудоуст­ройством выпускников профессионально-образовательных систем осложнилась. Государство не гарантирует этим выпус­кникам трудовой занятости, и они сами должны проявлять активность в поиске места работы [154. С. 28, 30]. Ожидается, что образовательные системы должны подстраиваться под интересы, запросы работодателей. Работодатели же озабоче­ны своими текущими доходами. Они в редких случаях (3%) проявляют готовность (на уровне высказываний) вкладывать «живые деньги» в подготовку специалистов [154. С. 38]. В то же время работодатели хотят принимать в свои организации людей, уже имеющих профессиональный практический опыт и готовых к самостоятельной работе. Притом людей инициа­тивных, умеющих общаться, исполнительных. А еще и спо­собных к нововведениям, широкопрофильных, готовых к по­стоянному самообучению [154. С. 37, 52]. Работодателям же­лательно, чтобы имелась конкурентная борьба претендентов на рабочее место [154. С. 40]. Отмечается немалая доля безра­ботных среди молодежи.

В контексте рыночной экономики ставятся вопросы о том, как избежать избытка квалифицированной рабочей силы, люди обозначаются как «человеческий капитал», «интеллек­туальные трудовые ресурсы». Чей капитал? Чьи ресурсы? Для кого каждому из нас строить жизнь — для работодателей? А где гарантия, что они, будучи озабочены своими текущими доходами, хорошо видят далекие перспективы развития народа в целом? Лучшие умы человечества во все века неизмен­но подчеркивали ценность просвещения, разностороннего развития всех людей. Думается, что идеология рыночного то­талитаризма — не лучшая основа развития всех и каждого. Но вернемся к вопросам построения пути человека к профес­сионализму, рассматривая их глазами того, кто хочет быть успешным в продуктивной работе и удовлетворенным ею. Предположим, что вы нашли какую-то область трудовой за­нятости.

Никакой специалист не минует процесса адаптации к но­вому (для него) месту работы, трудовому посту. В этом про­цессе нам важно усмотреть, как минимум, две основные со­ставляющие: а) собственно производственно-технологичес­кую адаптацию и б) социально-психологическую. [84]. Важными, конечно, являются явления адаптации на уровне организма (состояние здоровья, соответствие психофизиоло­гических качеств человека требованиям профессии; см. [201. С. 41, 42], [250. С. 20, 21]). Будем далее исходить из предполо­жения, что этого рода адаптация так или иначе была обеспе­чена в ходе обследования человека при приеме его на обуче­ние и в ходе профессиональной подготовки.

 

7.1. Что важнее: производственно-технологическаяили социально-психологическая адаптация







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.