ОБ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА К НОВОМУ МЕСТУ РАБОТЫ (ТРУДОВОМУ ПОСТУ)
Сначала поведем речь о «начинающем специалисте», имея в виду расширенное значение этого словосочетания. Это — любой человек, прошедший профессиональную подготовку или переподготовку и приступающий к работе (на предприятии, в организации, учреждении и т.п.). В связи с культом рыночной экономики, сложившимся в нашей стране в последние годы, общая ситуация с трудоустройством выпускников профессионально-образовательных систем осложнилась. Государство не гарантирует этим выпускникам трудовой занятости, и они сами должны проявлять активность в поиске места работы [154. С. 28, 30]. Ожидается, что образовательные системы должны подстраиваться под интересы, запросы работодателей. Работодатели же озабочены своими текущими доходами. Они в редких случаях (3%) проявляют готовность (на уровне высказываний) вкладывать «живые деньги» в подготовку специалистов [154. С. 38]. В то же время работодатели хотят принимать в свои организации людей, уже имеющих профессиональный практический опыт и готовых к самостоятельной работе. Притом людей инициативных, умеющих общаться, исполнительных. А еще и способных к нововведениям, широкопрофильных, готовых к постоянному самообучению [154. С. 37, 52]. Работодателям желательно, чтобы имелась конкурентная борьба претендентов на рабочее место [154. С. 40]. Отмечается немалая доля безработных среди молодежи. В контексте рыночной экономики ставятся вопросы о том, как избежать избытка квалифицированной рабочей силы, люди обозначаются как «человеческий капитал», «интеллектуальные трудовые ресурсы». Чей капитал? Чьи ресурсы? Для кого каждому из нас строить жизнь — для работодателей? А где гарантия, что они, будучи озабочены своими текущими доходами, хорошо видят далекие перспективы развития народа в целом? Лучшие умы человечества во все века неизменно подчеркивали ценность просвещения, разностороннего развития всех людей. Думается, что идеология рыночного тоталитаризма — не лучшая основа развития всех и каждого. Но вернемся к вопросам построения пути человека к профессионализму, рассматривая их глазами того, кто хочет быть успешным в продуктивной работе и удовлетворенным ею. Предположим, что вы нашли какую-то область трудовой занятости. Никакой специалист не минует процесса адаптации к новому (для него) месту работы, трудовому посту. В этом процессе нам важно усмотреть, как минимум, две основные составляющие: а) собственно производственно-технологическую адаптацию и б) социально-психологическую. [84]. Важными, конечно, являются явления адаптации на уровне организма (состояние здоровья, соответствие психофизиологических качеств человека требованиям профессии; см. [201. С. 41, 42], [250. С. 20, 21]). Будем далее исходить из предположения, что этого рода адаптация так или иначе была обеспечена в ходе обследования человека при приеме его на обучение и в ходе профессиональной подготовки.
7.1. Что важнее: производственно-технологическаяили социально-психологическая адаптация ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|