Начинающего специалиста?
В заглавии параграфа поставлен, казалось бы, «законный» вопрос. Разве не полезно знать, что более, а что менее важно в сложных многопризнаковых системах, процессах? Ответим на этот вопрос вопросом же. А почему что-то должно быть непременно важнее? Что у вас важнее: мозг или печень? И без первого, и без второй жить невозможно. Системам профессионального образования свойственна «адаптирующая функция» [250. Т. 1, с. 21]. Имеется в виду, что образование строится так, чтобы помогать человеку осваиваться в новых для него ситуациях. Правда, основной акЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА цент при подготовке специалистов обычно делается на освоении предметно-технологической стороны дела. И мало внимания уделяется совершенствованию опыта будущего специалиста в области межличностных взаимодействий (дескать, «дело не хитрое, сам дойдет»). Тем не менее от того, как у новичка строятся взаимоотношения с людьми, зависит, например, то, какие работы будут ему доверены, поручены. А от того, как он справляется с собственно технологическими задачами, зависит последующее отношение к нему товарищей по работе и руководителей. Так что обсуждаемые составляющие профессиональной адаптации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Примечание (для передышки). Напомним (по [75. С. 56]) очень поучительную сценку общения. Молодого человека, работавшего некоторое время в физической лаборатории, спросили, чем он занимался. Он «с нескрываемой обидой ответил, что ему почему-то доверяли только заваривать чай». И услышал очередной вопрос: «Сколько же способов заварки чая вы освоили?». Вопрошающий, по-видимому, исходил из верной и ценной идеи: в любом, даже простом деле можно найти возможности для успеха и самосовершенствования. Важна умственная инициатива. Не менее поучительные эпизоды, относящиеся к данной теме, описаны в других книгах [253], [254]. В параграфе 3.1 приводился пример: человека взяли на работу по раскалыванию орехов, а он придумал высокопроизводительное техническое устройство для такого дела. Известный математик А.А. Ляпунов отмечал: «Когда молодые математики приходят на работу в отраслевые или производственные учреждения, то между руководителями этих учреждений и математиками нередко возникают досадные недоразумения. Математик требует от производственника точно сформулированной задачи с четко выраженным кругом условий и требований. «Дайте мне уравнение — я буду его решать». Производственник отвечает: «Уравнений у меня нет, и они мне не нужны. Вот вам практическая задача — производственный агрегат, или экспериментальная установка, или набор образцов продукции, полученный в разных условиях. То-то в них хорошо, а то-то не ладится. Разберитесь, в чем тут дело, и помогите наладить производственный процесс в целом. Вот тогда ваша математика будет нужна!» (цит. по [254. С. 8, 9]). Новый работник исходит из представлений о ценном и неценном, о нормах поведения, усвоенных в обучении. Как же иначе? Пять лет учился решать уравнения, а они не нужны! А представитель производства исходит из принятых именно здесь ценностей и норм поведения. Надо ставить математическую подготовку на службу задачам улучшения производственных процессов. Иначе ты со своими уравнениями не нужен. Дальнейшая адаптация специалиста состоится или не состоится в зависимости от того, примет ли он ценности и нормы активности производственников, установит ли с ними отношения взаимопонимания. Специалист долго учился решать готовые (кем-то поставленные) задачи. Соответствующие умения, конечно, важны. И это распространенная ситуация, свойственная любому типу и уровню образования. Учебные задания строятся в большинстве случаев так, чтобы преподаватель или сам обучающийся могли проверить, «сошелся ли с ответом», заранее кому-то известным, результат, полученный обучаемым. Слово «задача» здесь мы употребляем в широком значении слова как необходимость достигнуть некоторого желаемого итога при конкретных — «вот этих» — условиях. В любом деле, начиная, скажем, от пчеловодства и кончая политикой, важно уметь решать так называемые стандартные, кем-то уже усмотренные и сформулированные задачи. Такая ситуация («тебе ставят задачи, а ты их решай») привычна, удобна преподавателям. Более того, считается, что решение задач — хороший путь Усвоения учебного материала. И педагоги немало усилий прилагают, придумывая, подбирая, составляя учебные задачи по специальностям даже весьма далеким от математики. Есть, например, «казусники» для юристов, сборники задач для педагогов. Сборники упражнений по родному языку — тоже своеобразные задачники. И так без видимого конца. Охарактеризованная выше ситуация также удобна в общем виде, вероятно, многим руководителям («я начальник, ты — исполнитель; тебе сказано, что сделать, — вот и крутись без отсебятины»). Но есть и другая сторона дела. В ходе любой работы исполнителю важно и самому «усматривать», строить («структурировать») задачи, до которых пока еще никто не додумался. А они ни на поверхности событий, ни «на небесах», ни «на заборах» не написаны. Это — во-первых. Во-вторых, процесс порождения новой, небывалой задачи пусть и может показаться одномоментным актом («эврика!»), но на самом деле представляет собой подчас длительный процесс. И существенными звеньями этого процесса являются, напомним, неоднократные переформулировки ранее поставленной задачи (подробнее об этом [253], [254]). Человек (или группа людей) мысленно ищет наилучший вариант цели действий в данных конкретных (и ранее не встречавшихся) условиях. Здесь важно отстроиться от первоначальной формулировки задачи. Например (по [254. С. 9]): нужно убрать большой камень, чтобы освободить проезд. Вначале формулируется задача оттащить его хоть лошадьми, после — взорвать, затем — расколоть и увезти по частям. Наконец человеку пришла идея вырыть рядом с камнем яму, столкнуть его туда и заровнять поверхность проезда (а лишнюю землю убрать не трудно). Помнится, в какой-то научной лаборатории висел полезный (хотя, казалось бы, «крамольный») лозунг: «Дадим заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно!». Учить себя постановке задач (включая их полезные переформулировки) не просто. Но такая (поисковая) направленность ума очень важна для любого специалиста. Это нужно, как минимум, сознавать и по возможности культивировать в себе. Вместе с тем, повторяем, важно заботиться и об установления взаимопонимания с новой для специалиста общностью людей, а не просто следовать привычным стереотипам мышления и поведения. Без этого едва ли возможны положительные изменения общественного положения специалиста в новой для него общности (трудовом коллективе), в новой для него системе межлюдских взаимодействий на данной работе. Эту сторону адаптации мы и называем здесь социально-психологической. УПРАЖНЕНИЯ Ниже кратко описаны факты деятельности молодых специалистов. Постарайтесь выделить ситуации, где можно усмотреть взаимные зависимости производственно-технологической и социально-психологической адаптации специалиста. Выпускник энергетического института был направлен на работу в Гидропроект. Далее цитируем отрывки из его воспоминаний (по [238. С. 18]). «В научно-исследовательском секторе Гидропроекта в особом почете были специалисты-гидравлики. Электрики — наперечет. Один из них я. Когда не заладился мостовой кран на нашей мини-ГЭС, гидравлики с поклоном пришли ко мне. Я тоже не специалист по такой технике. Но коль скоро неполадки случились в электрической системе управления — разбирайся, спасай коллег. Без мостового крана парали- зовалась вся исследовательская работа на гидроагрегатах. Мучительно разгадывал секреты и болезнь могучего мастодонта. Оживил его и сразу стал авторитетом среди своих старших товарищей». (Также по [238. С. 18—19]). «...вскоре деятельность научно-исследовательского сектора парализовало повреждение высоковольтного кабеля, по которому подавалась электроэнергия в научные лаборатории. Не ведаю, почему руководство института не обратилось за помощью в специализированные аварийные службы Мосэнерго. Вновь вся надежда возлагалась на меня. Кабельщик я был никудышный. Но в энергетическом институте специализировался по технике высоких напряжений. Назвался груздем — полезай в кузов. Конечно, взяться за неведомое дело ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА побуждала амбиция молодого специалиста. Для зрелого спеца это была настоящая авантюра. Создал бригаду рабочих, скомпоновал «на коленке» две сложные установки для нахождения места повреждения кабеля. Довольно точно определил расстояние до пробоя изоляции кабельных жил. Место поганее — болотина. Раскопали, вскрыли кабельную траншею, и сразу стала очевидной причина аварии... Вырезаю поврежденный участок, делаю соединительную муфту, что, кстати, по техническим условиям разрешалось только рабочим — специалистам высшего разряда. Подаю рабочее напряжение. Вновь короткое замыкание уже в другом месте. Вновь поиск повреждения. Та же причина... И так восемь или десять раз. Точно уже и не помню. Какая же была радость, когда восстановили электроснабжение своего института». □ Режиссер, завершая обучение в столице, был направлен работать в один из городов страны. Вот его воспоминания [183. С. 232-236]. «В двух шагах от задней стены театра был забор, за ним пасли скот, на площади перед театром, всегда пустынной, разгуливала коза... Край города, куда ни автобус, ни троллейбус не ходили, а лишь где-то вдалеке от театра пролегали трамвайные рельсы. Окраина! ...Не весело мне было, когда я шел с направлением Комитета искусств в этот театр... Вспоминались рассказы о том, что тут молодых «не допускают», «сжирают», «травят»... «были случаи, да не с одним...». Но... Вместо провинциальных монстров по театру ходили живые, приветливые люди, которые оказались и образованнее, и воспитаннее, и, разумеется, опытнее меня. Уф! Слава Богу! Черт с ней с козой... не беда, что нет автобуса, в театр буду ходить пешком... Первые уроки... Иван Яковлевич Струков... «крестил» меня в режиссеры. Поскольку он был самым авторитетным артистом театра, ему поручили возобновление оперы «Тихий Дон» Дзержинского, поставленной три года назад режиссером, уже не работавшим в театре. Я был дан Струкову в помощники. Но случайно или нет в день первой большой репетиции у Ивана Яковлевича оказался ответственный спектакль... Он не мог быть на репетиции... Репетиция свалилась на мою голову. — Но я ничего не знаю, я даже не видел спектакля... — Никто ничего не знает! — Артисты начнут меня поправлять, начнут задавать вопросы... — А вы скажите, чтобы с вопросами обращались в перерыве. — А в перерыве что я им скажу? — В перерыве ни один уважающий себя артист вопросов задавать не будет. Всех как ветром сдует в буфет! Этой науки мне хватило, чтобы провести репетицию, заслужить одобрение шестидесяти ее участников и тут же в директорском кабинете получить самостоятельную постановку — оперу «Кармен». Присутствующий при этом дирижер Лев Владимирович Любимов решительно взял меня за руку, сказал: «Пошли!»... Лев Владимирович Любимов имел свое жизненное кредо: мы не такие таланты, чтобы не работать. Пот — вот наш талант. Мы должны работать как волы, тогда что-нибудь выйдет... Программа Любимова была элементарна. Надо вызубрить наизусть оперу, заниматься с актерами не столько, сколько они хотят, а сколько надо, то есть с утра до ночи. Надо все время выискивать и предупреждать возможные трудности, просчеты, недоделки, хотя бы они касались декораций, афиш или здоровья артистов. Ни минуты благодушия и спокойствия, все время быть начеку. Если нет хорошего артиста — можно из плохого сделать приличного... Результат? Масса приятных неожиданностей, открытий: артист хора оказывается хорошим Елецким, прима-балерина и солист балета — прекрасной каскадной парой в оперетте. Риск плюс труд равняется победе — вот его девиз! С самого начала он запрограммировал мой режиссерский успех...». Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Доводилось ли вам адаптироваться к новой для вас работе в непривычном общественном окружении? Какой опыт вы извлекли? 2. Доводилось ли вам узнавать о фактах успешной и неуспешной адаптации к трудовому посту новых работников? Каковы ваши предположения о причинах этих явлений? 3. Какие предварительные знания нужны человеку, чтобы процесс его профессиональной адаптации был максимально облегчен?
Тема1. Трудности профессиональной адаптации начинающего специалиста в данной (вашей) профессии и пути их преодоления. Тема 2.Смена места работы (перемена труда, занятия) как явление профессионального развития [99].
7.2. О несвязностях между некоторыми социальными нормами Социальные нормы (правила поведения, взаимоотношений между людьми, традиции) в учебных заведениях и в производственных организациях различаются, и подчас существенно. Они могут различаться а) по составу и содержанию соответствующих представлений, б) по степени соответствия высоким общекультурным, моральным ценностям. • Состав и содержание социальных норм определяется не - только общекультурными ценностями, но и специфическими целями учебного или производственного учреждения, всей системой средств и способов достижения этих целей. Например, цели, стоящие перед обучаемым: совершенствовать себя, осваивать профессиональные умения, , навыки и обслуживающие их знания. В производственной же организации перед сотрудником на первое место выступают иные цели. Не «всасывание» информации, не выбор работ «по интересам» и подобное, а «отдача». Вклады в продукты данной организации. Здесь важна способность работать по заданиям, а не по интересам. Скажем, в вузе профессор может выразить радость по поводу того, что студент хорошо рассуждает, что он додумался до чего-то, что самому профессору не приходило в голову, или задал вопрос, на который сразу не ответишь. А в производственной организации чаще ценится не «отсебятина» подчиненного, а исполнительская дисциплина. Руководитель дает "*' задание, а подчиненный-новичок начинает (по привычке, усвоенной при обучении) «творчески» рассуждать. Руководитель, к удивлению подчиненного, не радуется, а краснеет от гнева, пишет ему задание «под копирку»: «идите и оя исполняйте, нас поджимают сроки!». Это, быть может, предельный пример. В разных организациях нормы взаимоотношений людей различаются. Отношения человека не только с руководителями или подчиненными, но и с людьми, равными по должностному положению, тоже различаются на производстве и в учебном заведении. Представьте общепонятную картинку. Один студент пединститута вприпрыжку догоняет в коридоре друга, звонко хлопает его по спине: «Вася, куда спешишь?» и т.п. В среде студентов это допустимо. Но если «по привычке» подобное происходит в коридоре школы, куда студенты пришли пусть на практику, то такое поведение будет уже непрофессиональным. Студенты-практиканты в школе — будущие учителя. А учителя так себя не ведут. • Что касается соответствия норм разных организаций (учебных, производственных) высоким общечеловеческим, культурным ценностям, то здесь также возможны некоторые несвязности. В частности, организационная культура, традиции производственного коллектива могут быть не только слишком «заземленными», но и противоречить некоторым декларируемым ценностям. Скажем, при чисто словесных заявлениях о демократии, самоуправлении фактический стиль руководства может иметь черты жесткого администрирования с чертами хамства в отношении подчиненных. А оправдывается это ссылками на цели и роль организации («надо, кровь из носу!» и т.п.). Где-то возможны традиции частых выпивок по тому или иному поводу (конец работы, конец недели, день зарплаты, чей-то день рождения и пр.). Где-то все «должны» любить хоккей, поскольку руководитель заядлый болельщик этого вида спорта и т.п. Возможны преднамеренные отступления от истины (например, хотят всучить покупателю малоценный товар путем рекламных воздействий и пр.). Погоня за прибылью, стремление сохранить позиции в обществе могут сопровождаться рядом пусть «уголовно ненаказуемых», но «нечистых» поступков. Итак, производственный коллектив может быть отнюдь не образцовым по каким-то признакам. И не ко всем его нормам целесообразно «прилаживаться». «Донкихотство» не всегда помогает, и приходится даже менять место работы. Пока что мы вели речь о само собой разумеющемся. О том, что большинству людей понятно без разъяснений. Но в обсуждаемой области возможны обстоятельства более сложные, умопостигаемые и для новичка неожиданные, даже, быть может, не соответствующие тому, что сам он ошибочно, но убежденно считает ценным, должным и интересным. Здесь мы рискуем уже уйти в особую и пространную область знания и практики — в конфликтологию, которой посвящена значительная литература, есть и учебники (см. списки литературы в [85], [139]). • УПРАЖНЕНИЯ Ниже приведены краткие описания конфликтных ситуаций Дайте с общекультурных позиций оценку обнаруживающихся при этом норм. (По кн.: Конфликтология. Учебник. Отв. ред. А.С. Кармин. — СПб. 1999. С. 147, 148.) «По образованию Наташа — инженер-конструктор, после окончания работала в КБ, а когда проектные работы стали сокращаться, КБ было расформировано, и она оказалась без работы. Почти два года она пыталась найти работу по специальности, а затем, отчаявшись, по совету подруги устроилась продавцом в магазин... С первых дней работы в магазине Наташа легко вошла в коллектив. Она старалась освоить премудрости новой профессии. Уже через месяц у нее появились постоянные покупатели, которых она узнавала в лицо и которые специально приходили именно к ней. Директор магазина отмечал хорошую работу нового продавца и даже как-то раз поставил ее в пример коллегам. Казалось, все складывалось хорошо. Но однажды, обслуживая очередного покупателя, она услышала за спиной недобрый шепот: «Ишь, выслуживается!»... Потом она заметила, как замолкли продавщицы, что-то обсуждавшие в обеденный перерыв, когда она к ним подошла... Отношения становились все хуже и хуже. С ней уже никто не разговаривал...». Однажды разразился скандал, который директор с трудом погасил. Далее в цитируемом тексте отмечается следующее. «Наташа приняла за чистую монету высказывание «покупатель всегда прав» и искренне пыталась следовать этому, как ей казалось, справедливому принципу. Среди продавцов же сложилось совсем другое представление о покупателе. Для них покупатель был безликим представителем человеческих особей, которые несут в магазин свои деньги, чтобы обеспечить материальное благополучие работников торговли». (По кн.: Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Изд. 2-е. Отв. ред. В.А. Заргаров. — Новосибирск. 1989. С. 87.) В сплоченную бригаду слесарей был принят молодой слесарь Акимов, окончивший два-три года назад ПТУ. «Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим. Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как молодому и не очень опытному работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти... На Акимова в бригаде стали коситься и замечать в его поведении массу изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с непрошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода». ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Доводилось ли вам сталкиваться с фактами рассогласования социальных норм в вашем ближайшем социальном окружении? Примеры. 2. Поскольку социальные нормы — явления невещественные, умопостигаемые, нельзя ли их просто не замечать? Тема 1.Особенности норм учебно-профессионального и трудового коллектива (профессия — по выбору). Тема 2.Пути оптимизации исходов из ситуаций конфликта между носителями разных социальных норм (представители профессий — по выбору). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|