Здавалка
Главная | Обратная связь

Начинающего специалиста?



В заглавии параграфа поставлен, казалось бы, «законный» вопрос. Разве не полезно знать, что более, а что менее важно в сложных многопризнаковых системах, процессах? Ответим на этот вопрос вопросом же. А почему что-то должно быть не­пременно важнее? Что у вас важнее: мозг или печень? И без первого, и без второй жить невозможно.

Системам профессионального образования свойственна «адаптирующая функция» [250. Т. 1, с. 21]. Имеется в виду, что образование строится так, чтобы помогать человеку ос­ваиваться в новых для него ситуациях. Правда, основной акЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА

цент при подготовке специалистов обычно делается на осво­ении предметно-технологической стороны дела. И мало вни­мания уделяется совершенствованию опыта будущего специ­алиста в области межличностных взаимодействий (дескать, «дело не хитрое, сам дойдет»). Тем не менее от того, как у но­вичка строятся взаимоотношения с людьми, зависит, напри­мер, то, какие работы будут ему доверены, поручены. А от того, как он справляется с собственно технологическими за­дачами, зависит последующее отношение к нему товарищей по работе и руководителей. Так что обсуждаемые составляю­щие профессиональной адаптации взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Примечание (для передышки). Напомним (по [75. С. 56]) очень поучительную сценку общения. Молодого человека, работавшего некоторое время в физической лаборатории, спросили, чем он занимался. Он «с нескрываемой обидой ответил, что ему почему-то доверяли только заваривать чай». И услышал очередной вопрос: «Сколько же способов завар­ки чая вы освоили?». Вопрошающий, по-видимому, исходил из верной и ценной идеи: в любом, даже простом деле мож­но найти возможности для успеха и самосовершенствова­ния. Важна умственная инициатива. Не менее поучительные эпизоды, относящиеся к данной теме, описаны в других книгах [253], [254]. В параграфе 3.1 приводился пример: челове­ка взяли на работу по раскалыванию орехов, а он придумал высокопроизводительное техническое устройство для тако­го дела.

Известный математик А.А. Ляпунов отмечал: «Когда мо­лодые математики приходят на работу в отраслевые или про­изводственные учреждения, то между руководителями этих учреждений и математиками нередко возникают досадные недоразумения. Математик требует от производственника точно сформулированной задачи с четко выраженным кру­гом условий и требований. «Дайте мне уравнение — я буду его решать». Производственник отвечает: «Уравнений у меня нет, и они мне не нужны. Вот вам практическая задача — производственный агрегат, или экспериментальная установка, или набор образцов продукции, полученный в разных усло­виях. То-то в них хорошо, а то-то не ладится. Разберитесь, в чем тут дело, и помогите наладить производственный процесс в целом. Вот тогда ваша математика будет нужна!» (цит. по [254. С. 8, 9]).

Новый работник исходит из представлений о ценном и не­ценном, о нормах поведения, усвоенных в обучении. Как же иначе? Пять лет учился решать уравнения, а они не нужны! А представитель производства исходит из принятых именно здесь ценностей и норм поведения. Надо ставить математи­ческую подготовку на службу задачам улучшения производ­ственных процессов. Иначе ты со своими уравнениями не нужен. Дальнейшая адаптация специалиста состоится или не состоится в зависимости от того, примет ли он ценности и нормы активности производственников, установит ли с ними отношения взаимопонимания.

Специалист долго учился решать готовые (кем-то постав­ленные) задачи. Соответствующие умения, конечно, важны. И это распространенная ситуация, свойственная любому типу и уровню образования. Учебные задания строятся в большин­стве случаев так, чтобы преподаватель или сам обучающийся могли проверить, «сошелся ли с ответом», заранее кому-то известным, результат, полученный обучаемым.

Слово «задача» здесь мы употребляем в широком значе­нии слова как необходимость достигнуть некоторого желае­мого итога при конкретных — «вот этих» — условиях. В любом деле, начиная, скажем, от пчеловодства и кончая политикой, важ­но уметь решать так называемые стандартные, кем-то уже ус­мотренные и сформулированные задачи. Такая ситуация («тебе ставят задачи, а ты их решай») привычна, удобна преподавате­лям. Более того, считается, что решение задач — хороший путь Усвоения учебного материала. И педагоги немало усилий при­лагают, придумывая, подбирая, составляя учебные задачи по специальностям даже весьма далеким от математики. Есть, например, «казусники» для юристов, сборники задач для пе­дагогов. Сборники упражнений по родному языку — тоже своеобразные задачники. И так без видимого конца.

Охарактеризованная выше ситуация также удобна в общем виде, вероятно, многим руководителям («я начальник, ты — ис­полнитель; тебе сказано, что сделать, — вот и крутись без от­себятины»).

Но есть и другая сторона дела. В ходе любой работы ис­полнителю важно и самому «усматривать», строить («струк­турировать») задачи, до которых пока еще никто не додумал­ся. А они ни на поверхности событий, ни «на небесах», ни «на заборах» не написаны. Это — во-первых. Во-вторых, процесс порождения новой, небывалой задачи пусть и может пока­заться одномоментным актом («эврика!»), но на самом деле представляет собой подчас длительный процесс. И существен­ными звеньями этого процесса являются, напомним, неоднок­ратные переформулировки ранее поставленной задачи (под­робнее об этом [253], [254]).

Человек (или группа людей) мысленно ищет наилучший вариант цели действий в данных конкретных (и ранее не встречавшихся) условиях. Здесь важно отстроиться от пер­воначальной формулировки задачи. Например (по [254. С. 9]): нужно убрать большой камень, чтобы освободить проезд. Вначале формулируется задача оттащить его хоть лошадьми, после — взорвать, затем — расколоть и увезти по частям. На­конец человеку пришла идея вырыть рядом с камнем яму, столкнуть его туда и заровнять поверхность проезда (а лиш­нюю землю убрать не трудно). Помнится, в какой-то научной лаборатории висел полезный (хотя, казалось бы, «крамоль­ный») лозунг: «Дадим заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно!». Учить себя постановке задач (включая их по­лезные переформулировки) не просто. Но такая (поисковая) направленность ума очень важна для любого специалиста. Это нужно, как минимум, сознавать и по возможности культиви­ровать в себе.

Вместе с тем, повторяем, важно заботиться и об установ­ления взаимопонимания с новой для специалиста общностью людей, а не просто следовать привычным стереотипам мыш­ления и поведения. Без этого едва ли возможны положитель­ные изменения общественного положения специалиста в но­вой для него общности (трудовом коллективе), в новой для него системе межлюдских взаимодействий на данной рабо­те. Эту сторону адаптации мы и называем здесь социально-психологической.

УПРАЖНЕНИЯ

Ниже кратко описаны факты деятельности молодых специали­стов. Постарайтесь выделить ситуации, где можно усмотреть взаимные зависимости производственно-технологической и со­циально-психологической адаптации специалиста. Выпускник энергетического института был направлен на рабо­ту в Гидропроект. Далее цитируем отрывки из его воспомина­ний (по [238. С. 18]). «В научно-исследовательском секторе Гидропроекта в особом почете были специалисты-гидравлики. Электрики — наперечет. Один из них я. Когда не заладился мостовой кран на нашей мини-ГЭС, гидравлики с поклоном при­шли ко мне. Я тоже не специалист по такой технике. Но коль скоро неполадки случились в электрической системе управления — разбирайся, спасай коллег. Без мостового крана парали- зовалась вся исследовательская работа на гидроагрегатах. Му­чительно разгадывал секреты и болезнь могучего мастодонта. Оживил его и сразу стал авторитетом среди своих старших то­варищей».

(Также по [238. С. 18—19]). «...вскоре деятельность научно-исследовательского сектора парализовало повреждение высо­ковольтного кабеля, по которому подавалась электроэнергия в научные лаборатории. Не ведаю, почему руководство института не обратилось за помощью в специализированные аварийные службы Мосэнерго. Вновь вся надежда возлагалась на меня. Кабельщик я был никудышный. Но в энергетическом институте специализировался по технике высоких напряжений. Назвался груздем — полезай в кузов. Конечно, взяться за неведомое дело ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА побуждала амбиция молодого специалиста. Для зрелого спеца это была настоящая авантюра. Создал бригаду рабочих, ском­поновал «на коленке» две сложные установки для нахождения места повреждения кабеля. Довольно точно определил рассто­яние до пробоя изоляции кабельных жил. Место поганее — болотина. Раскопали, вскрыли кабельную траншею, и сразу ста­ла очевидной причина аварии... Вырезаю поврежденный учас­ток, делаю соединительную муфту, что, кстати, по техническим условиям разрешалось только рабочим — специалистам выс­шего разряда. Подаю рабочее напряжение. Вновь короткое за­мыкание уже в другом месте. Вновь поиск повреждения. Та же причина... И так восемь или десять раз. Точно уже и не помню. Какая же была радость, когда восстановили электроснабжение своего института».

□ Режиссер, завершая обучение в столице, был направлен рабо­тать в один из городов страны. Вот его воспоминания [183. С. 232-236].

«В двух шагах от задней стены театра был забор, за ним пасли скот, на площади перед театром, всегда пустынной, разгуливала коза... Край города, куда ни автобус, ни троллейбус не ходили, а лишь где-то вдалеке от театра пролегали трамвайные рельсы. Окраина! ...Не весело мне было, когда я шел с направлением Комитета искусств в этот театр... Вспоминались рассказы о том, что тут молодых «не допускают», «сжирают», «травят»... «были случаи, да не с одним...». Но...

Вместо провинциальных монстров по театру ходили живые, при­ветливые люди, которые оказались и образованнее, и воспитан­нее, и, разумеется, опытнее меня. Уф! Слава Богу! Черт с ней с козой... не беда, что нет автобуса, в театр буду ходить пешком... Первые уроки... Иван Яковлевич Струков... «крестил» меня в режиссеры. Поскольку он был самым авторитетным артистом театра, ему поручили возобновление оперы «Тихий Дон» Дзер­жинского, поставленной три года назад режиссером, уже не ра­ботавшим в театре. Я был дан Струкову в помощники. Но случайно или нет в день первой большой репетиции у Ивана Яковлевича оказался ответственный спектакль... Он не мог быть на репетиции... Репетиция свалилась на мою голову.

— Но я ничего не знаю, я даже не видел спектакля...

— Никто ничего не знает!

— Артисты начнут меня поправлять, начнут задавать вопросы...

— А вы скажите, чтобы с вопросами обращались в перерыве.

— А в перерыве что я им скажу?

— В перерыве ни один уважающий себя артист вопросов зада­вать не будет. Всех как ветром сдует в буфет!

Этой науки мне хватило, чтобы провести репетицию, заслужить одобрение шестидесяти ее участников и тут же в директорском кабинете получить самостоятельную постановку — оперу «Кар­мен». Присутствующий при этом дирижер Лев Владимирович Любимов решительно взял меня за руку, сказал: «Пошли!»... Лев Владимирович Любимов имел свое жизненное кредо: мы не такие таланты, чтобы не работать. Пот — вот наш талант. Мы должны работать как волы, тогда что-нибудь выйдет... Программа Любимова была элементарна. Надо вызубрить на­изусть оперу, заниматься с актерами не столько, сколько они хотят, а сколько надо, то есть с утра до ночи. Надо все время выискивать и предупреждать возможные трудности, просчеты, недоделки, хотя бы они касались декораций, афиш или здоровья артистов. Ни минуты благодушия и спокойствия, все время быть начеку. Если нет хорошего артиста — можно из плохого сде­лать приличного... Результат? Масса приятных неожиданностей, открытий: артист хора оказывается хорошим Елецким, прима-балерина и солист балета — прекрасной каскадной парой в оперетте. Риск плюс труд равняется победе — вот его девиз! С самого начала он запрограммировал мой режиссерский ус­пех...».

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Доводилось ли вам адаптироваться к новой для вас работе в непривычном общественном окружении? Какой опыт вы извлекли?

2. Доводилось ли вам узнавать о фактах успешной и неус­пешной адаптации к трудовому посту новых работников? Каковы ваши предположения о причинах этих явлений?

3. Какие предварительные знания нужны человеку, чтобы процесс его профессиональной адаптации был максималь­но облегчен?

 

Тема1. Трудности профессиональной адаптации начина­ющего специалиста в данной (вашей) профессии и пути их преодоления.

Тема 2.Смена места работы (перемена труда, занятия) как явление профессионального развития [99].

 

7.2. О несвязностях между некоторыми социальными нормами

Социальные нормы (правила поведения, взаимоотношений между людьми, традиции) в учебных заведениях и в произ­водственных организациях различаются, и подчас существен­но. Они могут различаться а) по составу и содержанию соот­ветствующих представлений, б) по степени соответствия вы­соким общекультурным, моральным ценностям.

• Состав и содержание социальных норм определяется не - только общекультурными ценностями, но и специфическими целями учебного или производственного учреждения, всей системой средств и способов достижения этих целей. Например, цели, стоящие перед обучаемым: совер­шенствовать себя, осваивать профессиональные умения, , навыки и обслуживающие их знания. В производственной же организации перед сотрудником на первое место вы­ступают иные цели. Не «всасывание» информации, не вы­бор работ «по интересам» и подобное, а «отдача». Вклады в продукты данной организации. Здесь важна способность работать по заданиям, а не по интересам. Скажем, в вузе профессор может выразить радость по поводу того, что студент хорошо рассуждает, что он додумался до чего-то, что самому профессору не приходило в голову, или задал вопрос, на который сразу не ответишь. А в производственной организации чаще ценится не «отсебятина» подчиненного, а исполнительская дисциплина. Руководитель дает "*' задание, а подчиненный-новичок начинает (по привычке,

усвоенной при обучении) «творчески» рассуждать. Руко­водитель, к удивлению подчиненного, не радуется, а краснеет от гнева, пишет ему задание «под копирку»: «идите и оя исполняйте, нас поджимают сроки!». Это, быть может, предельный пример. В разных организациях нормы взаи­моотношений людей различаются.

Отношения человека не только с руководителями или под­чиненными, но и с людьми, равными по должностному поло­жению, тоже различаются на производстве и в учебном заве­дении. Представьте общепонятную картинку. Один студент пединститута вприпрыжку догоняет в коридоре друга, звон­ко хлопает его по спине: «Вася, куда спешишь?» и т.п. В среде студентов это допустимо. Но если «по привычке» подобное происходит в коридоре школы, куда студенты пришли пусть на практику, то такое поведение будет уже непрофессиональ­ным. Студенты-практиканты в школе — будущие учителя. А учителя так себя не ведут.

• Что касается соответствия норм разных организаций (учебных, производственных) высоким общечеловечес­ким, культурным ценностям, то здесь также возможны не­которые несвязности.

В частности, организационная культура, традиции произ­водственного коллектива могут быть не только слишком «за­земленными», но и противоречить некоторым декларируе­мым ценностям. Скажем, при чисто словесных заявлениях о демократии, самоуправлении фактический стиль руководства может иметь черты жесткого администрирования с чертами хамства в отношении подчиненных. А оправдывается это ссылками на цели и роль организации («надо, кровь из носу!» и т.п.). Где-то возможны традиции частых выпивок по тому или иному поводу (конец работы, конец недели, день зарпла­ты, чей-то день рождения и пр.). Где-то все «должны» любить хоккей, поскольку руководитель заядлый болельщик этого вида спорта и т.п. Возможны преднамеренные отступления от истины (например, хотят всучить покупателю малоценный товар путем рекламных воздействий и пр.). Погоня за прибы­лью, стремление сохранить позиции в обществе могут сопровождаться рядом пусть «уголовно ненаказуемых», но «нечи­стых» поступков. Итак, производственный коллектив может быть отнюдь не образцовым по каким-то признакам. И не ко всем его нормам целесообразно «прилаживаться». «Донки­хотство» не всегда помогает, и приходится даже менять мес­то работы.

Пока что мы вели речь о само собой разумеющемся. О том, что большинству людей понятно без разъяснений. Но в об­суждаемой области возможны обстоятельства более сложные, умопостигаемые и для новичка неожиданные, даже, быть мо­жет, не соответствующие тому, что сам он ошибочно, но убеж­денно считает ценным, должным и интересным. Здесь мы рискуем уже уйти в особую и пространную область знания и практики — в конфликтологию, которой посвящена значи­тельная литература, есть и учебники (см. списки литературы в [85], [139]). •

УПРАЖНЕНИЯ

Ниже приведены краткие описания конфликтных ситуаций Дай­те с общекультурных позиций оценку обнаруживающихся при этом норм.

(По кн.: Конфликтология. Учебник. Отв. ред. А.С. Кармин. — СПб. 1999. С. 147, 148.) «По образованию Наташа — инженер-конструктор, после окончания работала в КБ, а когда проектные работы стали сокращаться, КБ было расформировано, и она ока­залась без работы. Почти два года она пыталась найти работу по специальности, а затем, отчаявшись, по совету подруги устро­илась продавцом в магазин...

С первых дней работы в магазине Наташа легко вошла в кол­лектив. Она старалась освоить премудрости новой профессии. Уже через месяц у нее появились постоянные покупатели, кото­рых она узнавала в лицо и которые специально приходили имен­но к ней. Директор магазина отмечал хорошую работу нового продавца и даже как-то раз поставил ее в пример коллегам. Казалось, все складывалось хорошо. Но однажды, обслуживая очередного покупателя, она услышала за спиной недобрый шепот: «Ишь, выслуживается!»... Потом она заметила, как замолкли продавщицы, что-то обсуждавшие в обеденный перерыв, когда она к ним подошла... Отношения становились все хуже и хуже. С ней уже никто не разговаривал...». Однажды разразился скан­дал, который директор с трудом погасил. Далее в цитируемом тексте отмечается следующее. «Наташа приняла за чистую мо­нету высказывание «покупатель всегда прав» и искренне пыта­лась следовать этому, как ей казалось, справедливому принципу. Среди продавцов же сложилось совсем другое представление о покупателе. Для них покупатель был безликим представите­лем человеческих особей, которые несут в магазин свои деньги, чтобы обеспечить материальное благополучие работников тор­говли».

(По кн.: Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Изд. 2-е. Отв. ред. В.А. Заргаров. — Новосибирск. 1989. С. 87.) В сплоченную бригаду слесарей был принят молодой слесарь Акимов, окончивший два-три года назад ПТУ. «Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бри­гадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим.

Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как молодому и не очень опытному работнику поручили изготовле­ние крупной серии стандартных лекал. Используя традицион­ную технологию, он имел бы заработок на среднем для брига­ды уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рацио­нализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Аки­мов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти... На Акимова в бригаде стали коситься и замечать в его поведении массу изъянов: то отлучился неизве­стно куда, то навязался с непрошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода».

ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Доводилось ли вам сталкиваться с фактами рассогласова­ния социальных норм в вашем ближайшем социальном ок­ружении? Примеры.

2. Поскольку социальные нормы — явления невещественные, умопостигаемые, нельзя ли их просто не замечать?

Тема 1.Особенности норм учебно-профессионального и трудового коллектива (профессия — по выбору).

Тема 2.Пути оптимизации исходов из ситуаций конфлик­та между носителями разных социальных норм (представи­тели профессий — по выбору).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.