Обретение профессионального опыта
Слово «опыт» в предшествующем тексте употреблялось часто и без разъяснений. Например, уже во введении к книге вы его могли встретить не менее десяти раз (в частности, и в словосочетании «структура опыта»). В первой и второй главах — более чем по пятнадцати раз. Мы оставим здесь в стороне такие варианты понимания этого слова, которые связаны с понятиями экспериментирования, опытничества. Будем иметь в виду то, что свойственно человеку, как множество его свойств. Обычно с этим словом, если его относят к человеку («опытный», «у него мало опыта»), связывают осведомленность и умелость в жизни и/или работе. Такое понимание правильно в первом приближении к истине, хотя и не полно. Понятно, что полезный опыт — ценность, что он «приходит» со временем. Не трудно принять мысль, что имеющийся учеловека опыт может устаревать и создавать трудности при освоении нового дела, при вхождении в новую общественную среду. Поэтому возникают задачи осознания своего опыта и управления им (подробнее см. [75]). В связи с необходимостью решения задач подобного рода и обсуждения вопросов обретения опыта житейское понимание этого слова недостаточно. Некоторые разрозненные штрихи, характеризующие научное содержание термина «опыт», вы могли встретить в предшествующем тексте книги. Например, в параграфе 3.3 (в подразделе «О месте и роли самообразования...») было отмечено (в скобках), что в состав опыта входят и эмоциональные переживания. В параграфе 5.2 (в примечании) упомянуты некоторые исторически конкретные формы закрепления опыта. В главе десятой есть специальный параграф «Об опыте человека» (10.2). Можете прочитать его, если вы этого не сделали раньше. О структуре жизненного и профессионального опыта Далее постараемся специально, хотя и кратко, представить составляющие опыта человека в их взаимосвязях, а также осветить вопросы преднамеренного обретения опыта и управления им. Опыт человека — это множество приращений к относительно устойчивым составляющим его психики на данный момент развития. В области психики происходят и «мимолетные» процессы, которые не обязательно сохраняются в памяти. Когда вы переходите улицу с оживленным транспортным движением или ручеек с причудливым потоком и без мостика, то воспринимаете многие детали обстановки, которые вовсе не нужно помнить потом. Подобные ситуации («С глаз долой и из сердца вон») в жизни и работе не редки. Но в каждой ситуации обнаруживаются и некоторые относительно устойчивые составляющие психики. Таковы, например, процессы удержания в сознании целей действий, «владения собой», самоконтроля, оценки важного и неважного, соблюдения правил и подобное. «Опытного» человека отличают не только «багаж», «кладовка» знаний и умений, но и качественные особенности процессов психики, в частности, саморегуляции, познания и исполнения задуманного. Например, опытные педагоги особенно хорошо замечают в поведении, мимике других людей проявления их внутреннего мира (побуждений, психических состояний). Опытный авторемонтник особенно хорошо, в частности, слышит «язык» работающего двигателя. В том, что для других просто шум, он различает «гидравлические удары смазки», «стук клапанов» и многое подобное. Приведите примеры из близкой вам профессии. Каковы основные составляющие опыта? Знать о них полезно, чтобы не только зависеть от своего опыта, но распоряжаться им. Сразу же заметим, что составляющие опыта сосуществуют одновременно и взаимозависимы. Но перечислять и характеризовать их нельзя иначе как «по порядку», хотя все они важны. Вначале мы их кратко перечислим, а после приведем некоторые пояснения. 1. Качественные особенности самоконтроля, ориентировки в возможностях и ограничениях своей деятельности в данной среде. 2. Смысловые структуры, системы побуждений к деятельности. 3. Качественные особенности восприятия и понимания внешнего мира (предметного, социального). 4. Качественные особенности исполнительных процессов ' (не только движений, но и мысленных преобразований представлений, образов, общих идей, поиска и производства потребных знаний). 5. Мысленные схемы выделения и решения жизненных и собственно профессиональных задач. 6. Осведомленность о фактах (невымышленных событиях) и их зависимостях (во внешнем и внутреннем мире). Куда девались общепонятные и широко признанные составляющие опыта — знания, умения, навыки, привычки? А развитые специальные (к данному делу) способности разве не входят в структуры особенностей, отличающих опытного человека от неопытного? Все это и подобное предполагается в приведенных выше пунктах. Знание (отображение в нашем сознании тех или иных объектов) возникает и функционирует всегда, пока мы бодрствуем. Но оно многолико. При самоконтроле — это знание человека о своих текущих состояниях, переживаниях и о соответствии хода действий задуманному плану, складывающейся внешней ситуации. Осознание смыслов деятельности, действий («ради чего?») тоже предполагает знание о соответствующих объектах, целях, о своих текущих переживаниях. Благодаря качественным особенностям восприятия и понимания действительности (пункт 3) складываются своеобразные наборы, структуры знаний. Исполнительные процессы предполагают некоторое «обслуживание» со стороны соответствующих знаний («Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Мысленные схемы решения задач — разновидность знаний (не всегда хорошо сознаваемых субъектом деятельности). Осведомленность — это знания. Что касается умелости, выучки, привычек, то нетрудно заметить, что эти явления тоже предполагаются в каждом из приведенных выше пунктов. То же надо сказать и о способностях, которые складываются, развиваются в деятельности, а не сваливаются на человека как некий «дар». Дело в другом — важно опознавать эти явления в жизни и работе. Из сказанного следует, что «наращивать» опыт — это не значит начинять себя сначала знаниями о предметной области деятельности, а потом — соответствующими умениями применять их. Кстати, в древности, говорят, были даже рабы («люди-книги»), которые должны были наизусть знать некие тексты и по требованию господ «выдавать», сообщать их. От этой практики человечество, слава богу, ушло. Но в наши дни в образовательных системах обучаемым «преподносят», «передают» большие и все возрастающие объемы знаний. А ведь многие знания могут храниться (без ущерба для дела) не обязательно «в голове», а в разного рода информационных сис ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА темах (книгах, компьютерных базах данных), позволяющих человеку быстро этими знаниями воспользоваться. Образовательные системы, полагаем, со временем будут все меньше рассматривать обучаемых в качестве емкостей, которые нужно набить информацией. Не хотим ли мы сказать — «долой знания в обучении» ? Нет. Но усвоение знаний — не самоцель. Нужны те знания, которые обслуживают, ориентируют действия, умения человека. Более того, по-настоящему усваиваются как раз те знания, которые потребны в действиях. Основной пугь усвоения полезных знаний, как давно установлено в психологии, — не «выучивание» информации, а оперирование ею, действование. Много знает и является умелым не тот, кто «выучил» что-то (и «сдал»), а тот, кто действует в своей области, отдавая себе отчет в приращениях к своему многоликому профессиональному опыту. Может ли сложившийся опыт стать помехой человеку? Может. В современном обществе происходят не зависящие от многих из нас процессы, в результате которых люди часто оказываются в ситуациях вынужденной перемены труда, смены профессии. Человек имеет высокую квалификацию, многолетний стаж успешной работы. Он сознает ценность своего профессионального опыта. Но вот: обанкротилась фирма, пришла в упадок отрасль хозяйства, появились новые технологии производства, и человек оказался без привычной работы. Надо осваивать новую работу. Многое зависит от того, есть ли, сложилась ли у человека готовность к перемене труда. Если да, то это событие может стать этапом дальнейшего развития человека как субъекта труда. Если нет, если человек не может расстаться со своим ценным для него прошлым и принять новые перспективы жизни и работы, то возможны тяжкие кризисные переживания вплоть до заболеваний [99], [75]. Возможен и такой вариант развития специалиста, когда внешняя ситуация не вынуждает его к перемене труда, но он сам разочаровывается в своей профессии и намеренно меняет род трудовой занятости. Выбирает новый для себя профессиональный путь, поступает в соответствующее учебное заведение (на курсы, на вечернее отделение вуза и т.п.). Готовность к перемене труда предполагает, прежде всего, пересмотр составляющих своего опыта в связи новыми перспективами жизни, извлечение из него максимума того, что пригодится в будущем виде труда и преднамеренная отстройка от всего того, что в этом опыте устарело. УПРАЖНЕНИЕ Письменно охарактеризуйте (для себя) особенности своего профессионального опыта (в прошлом, настоящем и будущем). Вопросы и темыдля размышления, разработки, дискуссий 1. Приходилось ли вам пересматривать свой опыт с целью самосовершенствования? 2. Какие приращения к своему опыту за последние годы вы могли бы отметить у себя? 3. Смена профессии — это всегда жизненная неудача? Тема1. Преднамеренная смена профессии как явление профессионального развития. Тема 2.Переживания людей, потерявших профессию, в | зависимости от их готовности к перемене труда. Глава 8 О ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА Существует область науки и практики — акмеология (греч. акме — вершина, расцвет, цветущая сила, острие). Предметная область ее — внешние и внутренние условия наивысших достижений человека на жизненном пути [5], [15], [16], [51], [52], [53] [118], [207]. Но прежде проясним ответы>на некоторые достаточно острые вопросы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|