Здавалка
Главная | Обратная связь

Обретение профессионального опыта



Слово «опыт» в предшествующем тексте употреблялось час­то и без разъяснений. Например, уже во введении к книге вы его могли встретить не менее десяти раз (в частности, и в слово­сочетании «структура опыта»). В первой и второй главах — бо­лее чем по пятнадцати раз. Мы оставим здесь в стороне такие варианты понимания этого слова, которые связаны с поняти­ями экспериментирования, опытничества. Будем иметь в виду то, что свойственно человеку, как множество его свойств. Обычно с этим словом, если его относят к человеку («опыт­ный», «у него мало опыта»), связывают осведомленность и умелость в жизни и/или работе. Такое понимание правильно в первом приближении к истине, хотя и не полно. Понятно, что полезный опыт — ценность, что он «приходит» со време­нем. Не трудно принять мысль, что имеющийся учеловека опыт может устаревать и создавать трудности при освоении нового дела, при вхождении в новую общественную среду. Поэтому возникают задачи осознания своего опыта и управ­ления им (подробнее см. [75]). В связи с необходимостью ре­шения задач подобного рода и обсуждения вопросов обрете­ния опыта житейское понимание этого слова недостаточно.

Некоторые разрозненные штрихи, характеризующие на­учное содержание термина «опыт», вы могли встретить в предшествующем тексте книги. Например, в параграфе 3.3 (в подразделе «О месте и роли самообразования...») было от­мечено (в скобках), что в состав опыта входят и эмоциональ­ные переживания. В параграфе 5.2 (в примечании) упомяну­ты некоторые исторически конкретные формы закрепления опыта. В главе десятой есть специальный параграф «Об опы­те человека» (10.2). Можете прочитать его, если вы этого не сделали раньше.

О структуре жизненного и профессионального опыта

Далее постараемся специально, хотя и кратко, представить со­ставляющие опыта человека в их взаимосвязях, а также ос­ветить вопросы преднамеренного обретения опыта и управ­ления им.

Опыт человека — это множество приращений к относи­тельно устойчивым составляющим его психики на данный момент развития.

В области психики происходят и «мимолетные» процес­сы, которые не обязательно сохраняются в памяти. Когда вы переходите улицу с оживленным транспортным движением или ручеек с причудливым потоком и без мостика, то воспри­нимаете многие детали обстановки, которые вовсе не нужно помнить потом. Подобные ситуации («С глаз долой и из серд­ца вон») в жизни и работе не редки.

Но в каждой ситуации обнаруживаются и некоторые от­носительно устойчивые составляющие психики. Таковы, на­пример, процессы удержания в сознании целей действий, «владения собой», самоконтроля, оценки важного и неваж­ного, соблюдения правил и подобное.

«Опытного» человека отличают не только «багаж», «кла­довка» знаний и умений, но и качественные особенности процессов психики, в частности, саморегуляции, познания и исполнения задуманного. Например, опытные педагоги особенно хорошо замечают в поведении, мимике других людей проявления их внутреннего мира (побуждений, психических состояний). Опытный авторемонтник особенно хорошо, в частности, слышит «язык» работающего двигателя. В том, что для других просто шум, он различает «гидравлические удары смазки», «стук клапанов» и многое подобное. Приведите при­меры из близкой вам профессии.

Каковы основные составляющие опыта? Знать о них по­лезно, чтобы не только зависеть от своего опыта, но распоря­жаться им. Сразу же заметим, что составляющие опыта сосу­ществуют одновременно и взаимозависимы. Но перечислять и характеризовать их нельзя иначе как «по порядку», хотя все они важны. Вначале мы их кратко перечислим, а после при­ведем некоторые пояснения.

1. Качественные особенности самоконтроля, ориентировки в возможностях и ограничениях своей деятельности в дан­ной среде.

2. Смысловые структуры, системы побуждений к деятельно­сти.

3. Качественные особенности восприятия и понимания внешнего мира (предметного, социального).

4. Качественные особенности исполнительных процессов ' (не только движений, но и мысленных преобразований представлений, образов, общих идей, поиска и производ­ства потребных знаний).

5. Мысленные схемы выделения и решения жизненных и собственно профессиональных задач.

6. Осведомленность о фактах (невымышленных событиях) и их зависимостях (во внешнем и внутреннем мире).

Куда девались общепонятные и широко признанные со­ставляющие опыта — знания, умения, навыки, привычки? А развитые специальные (к данному делу) способности разве не входят в структуры особенностей, отличающих опытного человека от неопытного?

Все это и подобное предполагается в приведенных выше пунктах. Знание (отображение в нашем сознании тех или иных объектов) возникает и функционирует всегда, пока мы бодрствуем. Но оно многолико. При самоконтроле — это зна­ние человека о своих текущих состояниях, переживаниях и о соответствии хода действий задуманному плану, складываю­щейся внешней ситуации. Осознание смыслов деятельности, действий («ради чего?») тоже предполагает знание о соответ­ствующих объектах, целях, о своих текущих переживаниях. Благодаря качественным особенностям восприятия и пони­мания действительности (пункт 3) складываются своеобраз­ные наборы, структуры знаний. Исполнительные процессы предполагают некоторое «обслуживание» со стороны соот­ветствующих знаний («Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Мысленные схемы решения задач — разновидность знаний (не всегда хорошо сознаваемых субъектом деятельности). Осведомленность — это знания.

Что касается умелости, выучки, привычек, то нетрудно за­метить, что эти явления тоже предполагаются в каждом из приведенных выше пунктов. То же надо сказать и о способ­ностях, которые складываются, развиваются в деятельности, а не сваливаются на человека как некий «дар».

Дело в другом — важно опознавать эти явления в жизни и работе.

Из сказанного следует, что «наращивать» опыт — это не значит начинять себя сначала знаниями о предметной облас­ти деятельности, а потом — соответствующими умениями применять их. Кстати, в древности, говорят, были даже рабы («люди-книги»), которые должны были наизусть знать некие тексты и по требованию господ «выдавать», сообщать их. От этой практики человечество, слава богу, ушло. Но в наши дни в образовательных системах обучаемым «преподносят», «пе­редают» большие и все возрастающие объемы знаний. А ведь многие знания могут храниться (без ущерба для дела) не обя­зательно «в голове», а в разного рода информационных сис

ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА

темах (книгах, компьютерных базах данных), позволяющих человеку быстро этими знаниями воспользоваться. Образо­вательные системы, полагаем, со временем будут все меньше рассматривать обучаемых в качестве емкостей, которые нуж­но набить информацией. Не хотим ли мы сказать — «долой знания в обучении» ? Нет. Но усвоение знаний — не самоцель. Нужны те знания, которые обслуживают, ориентируют дей­ствия, умения человека. Более того, по-настоящему усваива­ются как раз те знания, которые потребны в действиях. Ос­новной пугь усвоения полезных знаний, как давно установ­лено в психологии, — не «выучивание» информации, а оперирование ею, действование. Много знает и является уме­лым не тот, кто «выучил» что-то (и «сдал»), а тот, кто действу­ет в своей области, отдавая себе отчет в приращениях к сво­ему многоликому профессиональному опыту.

Может ли сложившийся опыт стать помехой человеку?

Может. В современном обществе происходят не зависящие от многих из нас процессы, в результате которых люди часто оказываются в ситуациях вынужденной перемены труда, сме­ны профессии. Человек имеет высокую квалификацию, мно­голетний стаж успешной работы. Он сознает ценность свое­го профессионального опыта. Но вот: обанкротилась фирма, пришла в упадок отрасль хозяйства, появились новые техно­логии производства, и человек оказался без привычной рабо­ты. Надо осваивать новую работу. Многое зависит от того, есть ли, сложилась ли у человека готовность к перемене труда. Если да, то это событие может стать этапом дальнейшего раз­вития человека как субъекта труда. Если нет, если человек не может расстаться со своим ценным для него прошлым и при­нять новые перспективы жизни и работы, то возможны тяж­кие кризисные переживания вплоть до заболеваний [99], [75]. Возможен и такой вариант развития специалиста, когда внешняя ситуация не вынуждает его к перемене труда, но он сам разочаровывается в своей профессии и намеренно меняет род трудовой занятости. Выбирает новый для себя профес­сиональный путь, поступает в соответствующее учебное за­ведение (на курсы, на вечернее отделение вуза и т.п.).

Готовность к перемене труда предполагает, прежде всего, пересмотр составляющих своего опыта в связи новыми перс­пективами жизни, извлечение из него максимума того, что пригодится в будущем виде труда и преднамеренная отстрой­ка от всего того, что в этом опыте устарело.

УПРАЖНЕНИЕ

Письменно охарактеризуйте (для себя) особенности своего профессионального опыта (в прошлом, настоящем и будущем).

Вопросы и темыдля размышления, разработки, дискуссий

1. Приходилось ли вам пересматривать свой опыт с целью самосовершенствования?

2. Какие приращения к своему опыту за последние годы вы могли бы отметить у себя?

3. Смена профессии — это всегда жизненная неудача?

Тема1. Преднамеренная смена профессии как явление профессионального развития.

Тема 2.Переживания людей, потерявших профессию, в | зависимости от их готовности к перемене труда.

Глава 8 О ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА

Существует область науки и практики — акмеология (греч. акме — вершина, расцвет, цветущая сила, острие). Предмет­ная область ее — внешние и внутренние условия наивысших достижений человека на жизненном пути [5], [15], [16], [51], [52], [53] [118], [207]. Но прежде проясним ответы>на некото­рые достаточно острые вопросы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.